г. Москва |
|
31 января 2022 г. |
Дело N А41-58426/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Московской области от 27.10.2021 по делу N А41-58426/21, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Терминал Восток-Запад" к Государственному учреждению - Московскому областному региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании,
при участии в заседании:
от ООО "Терминал Восток-Запад" - Солдатов по доверенности от 29.07.2021;
от Государственного учреждения - Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - извещено, не явился;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Терминал Восток-Запад" (далее - ООО "Терминал Восток-Запад", общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Государственному учреждению - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (в лице филиала N 3) (далее - ГУ - МОРО ФСС РФ, заинтересованное лицо, учреждение, фонд) о признании недействительным уведомления от 29.04.2021 N 5003010428 о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год в размере 3,4 %, исходя из основного вида экономической деятельности "Аренда и лизинг офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику" (код ОКВЭД 77.33); об обязании выдать уведомление о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год в размере 0,6 %, исходя из основного вида экономической деятельности "Складирование и хранение" (код ОКВЭД 52.10).
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.10.2021 по делу N А41-58426/21 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе учреждение просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей заинтересованного лица.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
23.04.2021 общество с нарушением срока (истек 15.04.2021), направило в фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности и приложенные к нему документы (бухгалтерский баланс за 2020 год форма 1, 2, справка подтверждение основного вида экономической деятельности, а именно: "Складирование и хранение", код ОКВЭД 52.10, отнесенный к 5 классу профессионального риска с размером страхового тарифа 0,6%).
Фондом в адрес общества было направлено уведомление от 29.04.2021 N 5003010428 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год, которым за основной вид его деятельности принят заявленный в ЕГРЮЛ "Аренда и лизинг офисных машин и оборудование, включая вычислительную технику" с кодом ОКВЭД 77.33, определен 22 класс профессионального риска с размером страхового тарифа 3,4%.
22.06.2021 ООО "Терминал Восток-Запад" направило в адрес заинтересованного лица претензию с приложенными к нему документами (заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справка подтверждение основного вида экономической деятельности, бухгалтерский баланс за 2020 год форма 1, 2, копию спорного уведомления).
В ответ на вышеуказанную претензию ГУ - МОРО ФСС РФ направило заявителю письменный отказ от 30.06.2021 N 12-15/03/01-472.
Общество, оспаривая законность вынесенного фондом уведомления от 29.04.2021 N 5003010428, указывает, что исполнил обязанность, предусмотренную Правилами и Порядком, представил заявление и справку-подтверждение основного вида деятельности, нарушение установленного указанными нормативными актами срока представления сведений не может лишить страхователя права применять страховой тариф соответствующий реально осуществляемому им основному виду деятельности, которую фонд должен определить при вынесении уведомления не на основании данных ЕГРЮЛ, а на основании имеющихся у него данных о страхователе.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ), в соответствии с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска. Правила отнесения видов деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пункт 8 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713, (далее - Правила N 713) предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил N 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
На основании положений пункта 11 Правил N 713 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55).
В силу пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
Пунктом 3 Порядка N 55 предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства). Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 55, в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил N 713, согласно которым если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил и следующего.
Предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Соответствующая правовая позиция ранее была изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе Определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О).
Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют.
Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, по смыслу пункта 5 Порядка N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Аналогичная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
В рассматриваемом случае, страхователь с нарушением установленного срока представил в ГУ - МОРО ФСС РФ (в лице филиала N 3) документы, предусмотренные п. 5 Порядка для подтверждения основного вида деятельности на 2021 год.
В случае нарушения страхователем срока представления документов, исходя из новой редакции Правил, он несет риск неблагоприятных последствий в виде дополнительного бремени по подтверждению данных указанных в заявлении и справке-подтверждении как в фонде, так и в суде, с учетом требований статьи 65 АПК РФ.
Заявитель в подтверждении правомерности применения страхового тарифа на 2021 года в размере 0,6 % соответствующий 5 классу профессионального риска согласно осуществляемого основного вида деятельности "Складирование и хранение" (код ОКВЭД 52.10), представил в материалы дела и передал фонду следующие документы: бухгалтерский баланс со всеми приложениями за 2020 год с указанием в нем кода вида экономической деятельности 52.10 "Складирование и хранение"; регистры бухгалтерского учета по счетам отражения выручки от реализации продукции, товаров, работ и услуг за 2020 год, в разрезе видов операций по реализации для определения удельного веса объема выручки от их реализации в общей сумме выручки за год - оборотно-сальдовые ведомости за 2020 год по счету 91; пояснения к бухгалтерскому балансу за 2020 год.
Указанные документы полностью соответствуют требованиям законодательства о бухгалтерском учете, документально подтверждают фактическое осуществление заявителем в 2020 году основного вида деятельности по коду ОКВЭД 52.10 "Складирование и хранение" в связи с чем, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что страхователь при представлении материалов в фонд и в арбитражный суд документально подтвердил обоснованность применения на 2021 год страхового тарифа в размере 0,6% соответствующий 5 классу профессионального риска согласно осуществляемого основного вида деятельности "Складирование и хранение" (код ОКВЭД 52.10).
Между тем, фонд при рассмотрении дела никаких доказательств, опровергающих достоверность документов страхователя, не представил, в том числе не обосновал, что фактически основным видом деятельности общества применительно к спорным правоотношениям является вид деятельности согласно коду ОКВЭД 77.33.
Более того, на момент составления оспариваемого уведомления от 29.04.2021 орган ФСС РФ располагал надлежащим заявлением о подтверждении основного вида экономической деятельности с приложениями, представленном в фонд 23.04.2021, исходя из содержания которых обществом декларирован ОКВЭД 52.10 "Складирование и хранение".
При указанных обстоятельствах заинтересованное лицо безосновательно проигнорировало указанное заявление и документы, подтверждающие основной вид экономической деятельности, при вынесении уведомления, фактически отказавшись их учитывать при установлении тарифа.
На основании вышеизложенного, требования о признании недействительным уведомления от 29.04.2021 о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год в размере 3,4%, исходя из основного вида экономической деятельности "Аренда и лизинг офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику" (код ОКВЭД 77.33), а также требования страхователя о пересмотре и установлении страхового тарифа, исходя из основного вида деятельности указанного в заявлении, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, подлежат отклонению апелляционным судом, поскольку согласно оттиску штемпеля на конверте (л.д. 63) заявление направлено обществом в суд посредством почты России 27.07.2021, то есть в пределах трехмесячного срока.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27.10.2021 по делу N А41-58426/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-58426/2021
Истец: ООО "ТЕРМИНАЛ ВОСТОК-ЗАПАД"
Ответчик: ГУ Филиал N 3 -МОРО Фонда социального страхования РФ
Третье лицо: ГУ МО региональное отделение Фонда социального страх. РФ г.Москва