г. Москва |
|
01 февраля 2022 г. |
Дело N А40-127031/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л.Захарова,
судей: |
Л.А.Москвиной, Е.В.Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.С.Ивановой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11.10.2021 по делу N А40-127031/21
по заявлению ООО "Гиперглобус"
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: ООО "АЛМ-Девелопмент"
о признании незаконным уведомления,
при участии:
от заявителя: |
Беленькая Е.В. по дов. от 14.01.2021; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
Ермолаева М.А. по дов. от 01.10.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Гиперглобус" (далее - заявитель, общество, заказчик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление) об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 15.03.2021 N КУВД001/2020-27342101/3, N КУВД-001/2020-27377389/3, N КУВД-001/2020-27356603/3; об обязании устранить допущенные нарушения путем осуществления государственной регистрации Дополнительного соглашения N 6 от 09.11.2020 к Договору аренды нежилых помещений N Д-АСм1/2014-20 от 19.06.2014, Дополнительного соглашения N 16 от 09.11.2020 к Договору аренды нежилых помещений N Д-АСм1/2008-7 от 21.08.2008 и Дополнительного соглашения N 3 от 09.11.2020 к Договору аренды нежилых помещений N Д-АСм1/2017-4 от 15.03.2017.
Решением суда от 11.10.2021, принятым по настоящему делу, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представители заявителя и третьего лица в судебном заседании, а также в отзывах на жалобу, представленных в порядке ст.262 АПК РФ, возражали против доводов и требований ответчика, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, 04.12.2020 ООО "ГИПЕРГЛОБУС" были поданы заявления в Управление об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации дополнительных соглашений в отношении объекта недвижимости (нежилого здания), расположенного по адресу: г. Москва, ул. Смольная, д.14 (кадастровый номер N 77:09:0001017:1018):
заявление N КУВД-001/2020-27342101 по регистрации Дополнительного соглашения N 6 от 09.11.2020 (далее - Заявление N 1) к Договору аренды нежилых помещений NД-АСм1/2014-20 от 19.06.2014, заключенному между Заявителем и ООО "АЛМ-Девелопмент";
заявление N КУВД-001/2020-27377389 по регистрации Дополнительного соглашения N 16 от 09.11.2020 (далее - Заявление N 2) к Договору аренды нежилых помещений NД-АСм1/2008-7 от 21.08.2008, заключенному между заявителем и ООО "АЛМ-Девелопмент";
заявление N КУВД-001/2020-27356603 по регистрации Дополнительного соглашения N 3 от 09.11.2020 (далее - Заявление N 3) к Договору аренды нежилых помещений NД-АСм1/2017-4 от 15.03.2017, заключенному между заявителем и третьим лицом (далее совместно - заявления, договоры аренды, дополнительные соглашения).
15.12.2020 заявителем от Управления по всем заявлениям были получены Уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Основания для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав согласно указанным Уведомлениям были определены практически идентично по всем заявлениям:
"....В представленном на государственную регистрацию Соглашении не прописано, какие конкретно изменения и в какие пункты Договора аренды вносятся. Из представленного соглашения усматриваются существенные условия нового Договора аренды с новыми существенными условиями.";
"В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона, представленный технический план по форме либо содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 года N 953 "Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в нем сведений"...".
В частности, в Уведомлениях о приостановлении были указаны конкретные несоответствия по техническим планам, представленных к каждому заявлению.
Осуществление действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав было приостановлено по заявлениям до 15.03.2021.
Заявителем в целях устранения причин приостановления осуществления государственной регистрации прав были предоставлены дополнительные документы по заявлениям, в частности, были скорректированы технические планы согласно указанным в Уведомлениях о приостановлении требованиям и подготовлены сопроводительные письма, подтверждающие соответствие регистрируемых Дополнительных соглашений по форме и содержанию требованиям действующего законодательства - что подтверждается описями документов, принятых для оказания государственных услуг от 26.01.2021.
Вместе с тем, несмотря на предоставление заявителем в пределах срока приостановления дополнительных документов для устранения причин приостановления, 15.03.2021 заявителем были получены от Управления по всем заявлениям Уведомления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав N КУВД-001/2020-27342101/3, N КУВД-001/2020- 27377389/3, N КУВД-001/2020-27356603/3 (далее совместно - Уведомления об отказе).
Основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по заявлениям полностью совпадают с указанными ранее в Уведомлениях о приостановлении.
Не согласившись с указанными уведомлениями, заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных обществом требований.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведены в п.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (п.4 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Согласно положениям п.5 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
На основании ч.1 ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В соответствии со ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно положениям ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п.3 ч.1). Установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, государственный регистратор принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав (п.2 ч.4). Уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа с обязательной ссылкой на положения настоящего закона (ч.6).
Как следует из материалов дела, отказы Управления были мотивирован тем, что не устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, а именно:
- в Дополнительных соглашениях не прописано, какие конкретно изменения и в какие пункты Договоров аренды вносятся, а также из Дополнительных соглашений усматриваются существенные условия новых Договоров аренды с новыми существенными условиями;
- представленный технический план не соответствует требованиям к подготовке технического плана, установленным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к её подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
Между тем, отказывая в осуществлении регистрационных действий по вышеуказанным основаниям, судом первой инстанции верно отмечено, что Управлением не учтено следующее.
Так, в оспариваемых отказах, Управлением дана оценка условиям предоставленных на регистрацию Дополнительных соглашений.
Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (ст. 432 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Заявитель и третье лицо пришли к соглашению об изменении Договоров аренды путем их изложения в новой редакции, заключив соответствующие Дополнительные соглашения.
В Договорах аренды в новой редакции также указаны все данные, позволяющие определенно установить имущество, передаваемое в аренду заявителю, и конкретно определен размер арендной платы, т.е. существенные условия согласованы заявителем и третьим лицом, договоры являются заключенными.
Волеизъявление заявителя и третьего лица было направлено на изменение и уточнений условий действующих Договоров аренды.
Следовательно, заключенные между сторонами Дополнительные соглашения к Договорам аренды не противоречат нормам и принципам действующего гражданского законодательства, отражают свободное волеизъявление заявителя и третьего лица, направленное на сохранение имеющихся обязательств между сторонами в измененном виде, и подлежат государственной регистрации.
При этом действующим законодательством регистрирующему органу не предоставлено право вмешиваться в договорные отношения сторон по сделке и давать оценку условиям договора.
Соответственно, указанные доводы Управления являются незаконными и необоснованными.
Кроме того, отказывая в осуществлении регистрации, Управление указало на несоответствие представленных технических планов требованиям к подготовке технического плана, установленным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к её подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
Вместе с тем, исходя из материалов дела, 26.01.2021 заявителем в Управление были сданы скорректированные технические планы.
Частью 5.1 ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что при рассмотрении дополнительно представленных в орган регистрации прав документов направленных в целях устранения причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, направление уведомления о невозможности возобновлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации нрав допускается в случае, если в этих документах не устранены ранее выявленные причины такого приостановления или если при рассмотрении этих документов выявлены иные причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. В этом случае уведомление о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указанные неустраненные основания приостановления, иные причины приостановления, связанные с такими дополнительно представленными документами. Уведомление о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав не может содержать иных оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, связанных с такими дополнительно представленными документами.
Указанное также подтверждается положениями п. 239 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278:
В случае если документы, дополнительно представленные заявителем, не устраняют ранее выявленные причины приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (отсутствуют необходимые сведения или сведения не исправлены либо дополнительно представленные документы выявили новые основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав), орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием причин, препятствующих их осуществлению.
Вместе с тем, в нарушение ч. 5.1 ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ и п. 239 Административного регламента указанные уведомления регистрирующим органом в адрес общества не направлялись.
Следовательно, заявитель был фактически лишен возможности повторно совершить какие-либо действия или направить документы для устранения несоответствий (при их наличии) в течение всего срока приостановления.
При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания для принятия оспариваемых отказов, которые противоречат требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и нарушают права и законные интересы заявителя.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных обществом требований, обязав Управление в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11.10.2021 по делу N А40-127031/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л.Захаров |
Судьи |
Е.В.Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-127031/2021
Истец: ООО "ГИПЕРГЛОБУС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "АЛМ-ДЕВЕЛОПМЕНТ", ООО "Мета"