город Омск |
|
02 февраля 2022 г. |
Дело N А46-12060/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Бодунковой С.А., Веревкина А.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Моториной О. Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15108/2021) Департамента строительства Администрации города Омска на решение от 08.11.2021 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-12060/2021 (судья Распутина Ю.В.), по исковому заявлению публичного акционерное общество "Россети Сибирь" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) к Департаменту строительства Администрации города Омска (ИНН 5503053583, ОГРН 1025500736326) о взыскании 4 196 909 руб. 87 коп. неосновательного обогащения,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента строительства Администрации города Омска - Кириченко Е.В.
(по доверенности от 01.11.2021),
от публичного акционерного общества "Россети Сибирь" - Мурановой Т.В.
(по доверенности от 11.01.2021 N 3),
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (далее - ПАО "Россети Сибирь", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к департаменту строительства Администрации города Омска (далее - департамент, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 4 247 709 руб. 87 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 20.05.2021 по день фактического погашения долга за каждый день просрочки в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей на дату фактического исполнения решения суда.
Решением от 08.11.2021 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-12060/2021 с Департамента в пользу ПАО "Россети Сибирь" взыскано неосновательное обогащение в сумме 4 247 709 руб. 87 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 20.05.2021 по день фактического погашения долга за каждый день просрочки в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей на дату фактического исполнения решения суда; а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 43 985 руб.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, отказать в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что Департаменту на момент выполнения проектных работ на строительство объекта не было известно о наличии двух кабельных линий 10 кВ по 400 м от ПС "Прибрежная" до ТП 10/0,4 кВ "ДомостройОмск". В соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 24.06.2015 N 170-п "О Порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута" (далее - Порядок) объекты размещаются на основании разрешения на использование земель или земельных участков, выданного органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление земельных участков. В соответствии с частью 6 Порядка разрешение выдается на срок, указанный заявителем (представителем), но не более пяти лет. Разрешение на строительство спорных объектов истцу не выдавалось, в связи с чем, им нарушен порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута. Вывод суда о недобросовестном уклонении Департамента строительства от заключения соглашения на вынос сетей и возмещения истцу понесённых расходов, является необоснованным.
Возражая против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ПАО "Россети Сибирь" представило письменный отзыв, в котором просит обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на неё, материалы дела, заслушав представителей сторон суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ПАО "Россети Сибирь" является сетевой организацией, осуществляет деятельность по передаче электрической энергии потребителям в Омской области через принадлежащие обществу объекты электросетевого хозяйства (воздушные, кабельные линии электропередачи, трансформаторные подстанции, распределительные пункты и т.д).
ПАО "Россети Сибирь" принадлежат на праве собственности следующие электросетевые объекты (далее - ЭСО):
1. Кабельная линия электропередачи КЛ-10 кВ фидер 3505 АПВП 3x1x800 от подстанции (ПС) "Весенняя" до распределительного пункта (РП)-Ю кВ "Новосел" (РП-657). Границы охранной зоны КЛ-10 кВ ф. 3505 согласованы Сибирским управлением Ростехнадзора (решение от 16.12.2019 N 35/2019-2395), охранная зона КЛ-10 кВ установлена 16.12.2019, учетный номер 55:36-6 2282.
2. Кабельная линия электропередачи КЛ-10 кВ фидер 3614 АПВП 1x3x400 от подстанции (ПС) "Прибрежная" до распределительного пункта (РП)-10 кВ "Новосел" (РП-657). Границы охранной зоны КЛ-10 кВ ф. 3614 согласованы Сибирским управлением Ростехнадзора (решение от 16.12.2019 N 35/2019-2396) охранная зона КЛ-10 кВ установлена 16.12.2019, учетный номер 55:36-6.2280.
3. 2 кабельные линии электропередачи КЛ-10 кВ фидер 3615, КЛ-10 кВ фидер 3638 АПВП 3x240 от подстанции (ПС) "Прибрежная" до ТП-10/0,4 кВ "Домстройомск" (далее - КЛ-10кВ ф.3615, ф.3638). Границы охранных зон КЛ-10 кВ ф. 3615 и ф.3638 согласованы Сибирским управлением Ростехнадзора (решения от 15.08.2019 N 35/2019-1807; от 15.08.2019 N 35/2019-1923), охранные зоны установлены 15.08.2019, учётные номера 55:36-6.1993 и 55:36-6.2054.
ПАО "Россети Сибирь" в 2019 году установлено, что на территории расположения вышеуказанных подземных кабельных линий электропередачи КЛ-10 кВ ведётся строительство автомобильной дороги от моста им. 60-летия Победы по ул. 3-я Островская, ул. Крупской от б. Архитекторов до ул. Перелета. Земельные участки, под которыми расположены кабельные линии электропередачи, отсыпаются массивным слоем грунта, щебня, ведутся работы по их выравниванию для последующей укладки асфальтобетонного покрытия. В результате строительства кабельные линии электропередачи, принадлежащие ПАО "Россети Сибирь", на некоторых участках оказались расположенными непосредственно под насыпью автомобильной дороги, на некоторых участках в недопустимой близости от полотна автомобильной дороги.
В границах охранной зоны КЛ-10 кВ ф. 3615, 3638 от ПС ПО кВ "Прибрежная" до ТП10/0,4 кВ "Домстройомск" проводились работы по строительству ливневой канализации без письменного согласования ПАО "Россети Сибирь".
При осмотре территории выявлено, что трасса строящейся ливневой канализации на участке длиной около 350 м. имеет сближение, пересечение, а в некоторых местах проходит непосредственно над указанными КЛ-10 кВ, что делает невозможным доступ к КЛ-10 кВ и осуществление земляных работ в местах прохождения трассы ливневой канализации непосредственно над КЛ-10 кВ при проведении аварийно-восстановительных работ в случае повреждения указанных КЛ-10 кВ, что, в свою очередь, создает значительные риски нарушения бесперебойного электроснабжения потребителей, запитанных по вышеуказанным КЛ-10 кВ.
Заказчиком строительства объекта "Строительство и реконструкция автомобильной дороги от моста им. 60-летия Победы по ул. 3-я Островская, ул. Крупской от ул. Б. Архитекторов до ул. Перелета" является Департамент.
Как полагает истец, действия департамента, выразившиеся в недопустимом размещении автомобильной дороги в охранных зонах кабельных линий электропередачи, противоречили Правилам 160, Своду правил СП 34.13330.2012 "Свод правил. Автомобильные дороги", ПУЭ-6. 06.09.2019 в филиал ПАО "Россети Сибирь" - "Омскэнерго" поступила заявка N 1.5/2219-вх-пов от Департамента на реконструкцию (переустройство) объектов электросетевого хозяйства, связанную со строительством автомобильной дороги (КЛ-10кВ 4 фидера: ф.3505, ф.3614, ф.3615, ф.3638), однако строительные работы не были приостановлены до выноса кабельных линий.
В связи с этим 19.05.2020 обществом был предъявлен иск об обязании департамента устранить препятствия в пользовании кабельными линиями (дело N А46-8683/2020).
Строительство автомобильной дороги - дублера улицы 70 лет Октября осуществлялось в рамках национального проекта "Жилье и городская среда" и было включено в программу на 2019 - 2020 годов.
Финансирование на строительство дороги осуществлялось за счёт средств федерального и регионального бюджета.
16.06.2020 от Департамента был получен проект соглашения о возмещении расходов владельцу сетей инженерно-технического обеспечения по их переносу и (или) переустройству в связи со строительством и реконструкцией автомобильной дороги от моста им. 60-летия Победы по ул. 3-я Островская, ул. Крупской от Б. Архитекторов до ул. Перелета, который предусматривал перенос четырех кабельных линий.
Между сторонами заключено соглашение N 56.5500.2798.20 на вынос двух КЛ-10кВ ф.3505, ф.3614.
КЛ-10кВ ф.3615, ф.3638 исключены департаментом из проекта соглашения в связи с тем, что Департаментом был предъявлен иск о признании указанных кабельных линий самовольной постройкой и о понуждении ПАО "Россети Сибирь" к выносу линий за собственный счёт (дело N А46-13367/2020).
Решением Арбитражного суда Омской области от 17.11.2020 по делу N А46-13367/2020 в удовлетворении иска отказано. Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021 по делу N А46-13367/2020 апелляционная жалоба Департамента оставлена без удовлетворения.
Вместе с тем, учитывая сроки строительства автодороги, общество было вынуждено осуществить вынос КЛ-ЮкВ ф.3615, ф.3638 из зоны строительства за собственный счёт.
02.04.2021 общество направило письмо N 1.5/01-01/3012-исх в Департамент о заключении соглашения на вынос КЛ. В заключении соглашения было отказано.
20.05.2021 в Департамент направлена претензия N 1.5/01-01/4361-исх (л.д.
72-73) о возмещении фактически понесённых расходов владельцу сетей на сумму 4 196 909,87 рублей с НДС, которая оставлена без удовлетворения.
Истцом получено положительное заключение независимой организации о проверке достоверности определения сметной стоимости работ по реконструкции КЛ-10кВ ф.3615, ф.3638, в соответствии с которым расходы по переносу сетей определены достоверно и составляют 4 938 760 руб. (л.д. 136-142).
Соответствие независимой организации, критериям, установленным Министерством строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области, подтверждается протоколом от 08.12.2020 N 70-п.
Расходы истца на оплату услуг независимой организации по проверке размера возмещения расходов и подготовке итогового заключения составили 50 800 рублей, что подтверждается договором и платёжным поручением от 27.09.2021 N 19232 (л.д. 129).
Истец полагает, что данные расходы также подлежат возмещению ответчиком.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Статьёй 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии со статьёй 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В соответствии статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
По смыслу положений главы 60 ГК РФ институт неосновательного обогащения, состоящий в возложении на лицо, неосновательно получившее или сберегшее имущество за счёт другого лица, обязанность по возврату последнему такого имущества, призван обеспечить защиту имущественных прав участников гражданского оборота.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (далее - Правила N 160) охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению к Правилам 160. В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий. Границы охранных зон определяются в соответствии с Правилами N 160.
Согласно пункту 8 Правил N 160 в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
На основании пункта 10 Правил N 160 в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Согласно приложению к Правилам N 160 охранные зоны устанавливаются вдоль подземных кабельных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли, расположенного под ней участка недр (на глубину, соответствующую глубине прокладки кабельных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних кабелей на расстоянии 1 метра.
Таким образом, действия Департамента (заказчика строительства), выразившиеся в недопустимом размещении автомобильной дороги в охранных зонах кабельных линий электропередачи, противоречили Правилам N 160, Своду правил СП 34.13330.2012 "Свод правил. Автомобильные дороги".
Строительство и последующая эксплуатация автомобильной дороги, проходящей непосредственно над расположенными под землей кабельными линиями электропередачи, создавало препятствия в пользовании принадлежащим обществу имуществом (до переноса спорных кабельных линий).
Как установлено судом, границы охранных зон КЛ-10 кВ ф. 3615 и ф.3638 согласованы Сибирским управлением Ростехнадзора 15.08.2019 (решения от 15.08.2019 N 35/2019-1807; от 15.08.2019 N 35/2019-1923).
16.12.2019 установлены границы охранных зон в отношении КЛ-10 кВ фидер 3505, КЛ-10 кВ фидер 3614, перенос которых был осуществлен по соглашению с ответчиком и им оплачен.
Вынос кабельных линий 10кВ ф.3615 и ф.3638 из зоны строительства автомобильной дороги был выполнен в соответствии с действующими нормативными документами: СП 34.13330.2012 "Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*" и СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция 2.07.01-89*".
Согласно части 6.1 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" условия переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации в границах полос отвода автомобильных дорог в случае реконструкции или капитального ремонта таких автомобильных дорог определяются договорами, заключаемыми владельцами этих инженерных коммуникаций с владельцами автомобильных дорог.
Также суд учитывает, что в пункте 4 статьи 6 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" указано, что при переносе или переустройстве линий связи и сооружений связи вследствие строительства, расширения территорий поселений, капитального ремонта, реконструкции зданий, строений, сооружений, дорог и мостов, освоения новых земель, переустройства систем мелиорации, разработки месторождений полезных ископаемых и иных нужд оператору связи возмещаются расходы, связанные с такими переносом или переустройством, если иное не предусмотрено законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Данный правовой подход, изложенный в пункте 4 статьи 6 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ, по аналогии подлежит применению и к отношениям по поводу переноса или переустройства линий электропередач.
Из содержания указанных норм следует, что в случае переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильной дороги, вызванных реконструкцией этой автомобильной дороги, условия таких переноса или переустройства определяются заключаемым договором.
При этом владелец инженерных коммуникаций вправе требовать от заказчика реконструкции автомобильной дороги возмещения своих расходов на такие перенос или переустройство.
Постановлением Правительства Омской области от 27.05.2020 N 210-п утверждено Положение о порядке возмещения расходов владельцам сетей инженерно-технического обеспечения по их переносу и (или) переустройству в связи со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, финансирование которых осуществляется или предполагается осуществлять с привлечением частично или полностью средств областного бюджета (далее - Положение N 210-п).
Согласно пункту 3 Положения N 210-п возмещение расходов по переносу и (или) переустройству сетей инженерно-технического обеспечения в связи со строительством (реконструкцией, капитальным ремонтом) объектов осуществляется на основании соглашения о возмещении расходов по переносу и (или) переустройству сетей инженерно-технического обеспечения (далее - соглашение о возмещении расходов), заключаемого между государственным или муниципальным заказчиком (далее - заказчик) строительства (реконструкции, капитального ремонта) объекта и владельцем сети инженерно-технического обеспечения.
Возлагая несение расходов в связи с переносом кабельной линии на ответчика, суд, исходя из анализа норм права, пришёл к выводу о том, что затраты, связанные с переносом инженерных коммуникаций, к которым относятся спорные кабельные линии, компенсируются заказчиком строительства (реконструкции).
Таким образом, уклонение Департамента от заключения соглашения на вынос КЛ-10кВ ф.3615, ф.3638 и возмещения обществу понесенных расходов повлекло возникновение у ответчика неосновательного обогащения на сумму 4 247 709,87 рублей.
Доводы ответчика о нарушении истцом порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отклоняются судом.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в том числе в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Омской области от 24.06.2015 N 170 утверждён Порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута.
Порядок регулирует вопросы, связанные с размещением объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Омской области, перечень которых определён постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утверждён Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень N 1300), в который включены подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; а также линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с пунктом 8 статьи 90 ЗК РФ на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном названным Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Таким образом, земельные участки над подземным линейным объектом для его обслуживания и эксплуатации не формируются и не оформляются на каком-либо виде права (титуле) в обязательном порядке.
Особый порядок возмещения расходов по переносу и (или) переустройству сетей инженерно-технического обеспечения не может являться основанием для освобождения Департамента от обязанности оплатить фактически понесённые истцом расходы, а в случае просрочки оплаты - также и от гражданско-правовой ответственности.
В пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в случае предъявления кредитором требования о применении к учреждению мер ответственности за нарушение денежного обязательства суду при применении статьи 401 ГК РФ необходимо иметь в виду, что отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота.
Учёт расходов в составе государственных программах Омской области и (или) в муниципальных программах муниципальных образований, расположенных на территории Омской области, в составе расходов на финансирование объектов, не изменяет сущности гражданско-правовых отношений между сторонами, которые должны осуществляться на основе одного из основных принципов гражданского законодательства - равенства сторон.
В данном случае, учитывая длительность строительства объекта, ответчиком не представлено доказательств того, что Департамент действовал с надлежащей степенью заботливости и осмотрительности и им предприняты все возможные меры к своевременному согласованию получения денежных средств и исполнению обязательства.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требования истца о взыскании с ответчика неосновательного обогащения в размере 4 247 709 руб. 87 коп.
Согласно статье 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В силу пункта 2 статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
В соответствии с пунктом 3 статьи 395 ГК РФ проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
Согласно пункту 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору.
Таким образом, требование о взыскании процентов по день фактической уплаты суммы долга является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.11.2021 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-12060/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
С.А. Бодункова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-12060/2021
Истец: ПАО "РОССЕТИ СИБИРЬ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА