г. Хабаровск |
|
19 февраля 2024 г. |
А04-8976/2023 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ж.В. Жолондзь
рассмотрел в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ТрансКонтейнер"
на решение от 1 декабря 2023 года
по делу N А04-8976/2023
Арбитражного суда Амурской области
по иску публичного акционерного общества "ТрансКонтейнер"
к обществу с ограниченной ответственностью "Новая вагоноремонтная компания"
о взыскании 25 219,19 рублей
установил: публичное акционерное общество "ТрансКонтейнер" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Новая вагоноремонтная компания" о взыскании убытков в размере 25 219,19 рублей.
Исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами, установленными главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда в виде резолютивной части от 24 ноября 2023 года иск удовлетворен частично. С ответчика в пользу истца взысканы убытки в размере 22 216,19 рублей по акту рекламации от 15 сентября 2022 года N 12/09. В остальной части иска отказано.
1 декабря 2023 года судом изготовлено мотивированное решение.
Истец обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований в размере 3 003 рублей, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование указано, что поскольку вагон N 97915698 отцеплен в текущий ремонт по вине ответчика, он обязан возместить в полном объеме расходы, понесенные истцом при выполнении текущего отцепочного ремонта. Считает необоснованным применение судом положений статьи 404 Гражданского кодекса Российской Федерации; указывает на отсутствие в договоре условия, предусматривающего распределение между сторонами расходов на контрольно-регламентные операции, подачу-уборку вагонов. Считает необоснованной ссылку суда первой инстанции на пункт 4.1.2.6 распоряжения ОАО "РЖД", поскольку спор вытекает из договора на выполнение работ по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов, заключенному между истцом и ответчиком, тогда как распоряжение обязательно для применения дирекциями инфраструктуры ОАО "РЖД" и на отношения иных юридических лиц не распространяется.
Стороны извещены о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик заявил о несостоятельности доводов жалобы, просил оставить решение суда в обжалуемой части без изменения как законное и обоснованное.
На основании статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по истечении срока, установленного в определении апелляционного суда единолично судьей без вызова сторон и по имеющимся в деле доказательствам.
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции признал жалобу обоснованной.
28 июня 2021 года между истцом (заказчик) и ответчик (подрядчик) заключен договор на текущий ремонт грузовых вагонов N 265-НВК-Д/ТКд/21/06/027, из которого у подрядчика возникло обязательство производить текущий ремонт грузовых вагонов (далее - ТР), принадлежащих заказчику, в вагонных ремонтных депо подрядчика, в том числе определение ремпригодности, и ремонт колесных пар и запасных частей.
Перечень депо подрядчика указан в Приложении N 1 к договору.
В соответствии с пунктом 3.1.1 договора подрядчик обязался производить текущий ремонт грузовых вагонов и обеспечить качество выполнения работ в соответствии с требованиями Руководства по текущему отцепочному ремонту от 2 сентября 1997 года N РД 32-ЦВ-056-97, Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов N РД 32 ЦВ 094-2018 (ТР-1) и другими нормативными требованиями, распоряжениями и телеграфными указаниями ОАО "РЖД", с использованием материалов и запасных частей подрядчика.
Подрядчик обязался производить ремонт колесных пар в соответствии с требованиями "Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм)", утвержденного на 67 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, протокол от 19-20 октября 2017 года или иным документом принятым взамен, а также другими нормативными требованиями, распоряжениями, телеграфными указаниями ОАО "РЖД".
Подрядчик обязался производить по письменному обращению заказчика ремонт деталей, узлов и колесных пар, доставленных заказчиком к месту проведения ремонта и/или определение ремонтопригодности узлов и деталей в сроки, указанные в пункте 4.1 договора.
Цена работ по ремонту деталей, узлов и колесных пар и/или определение ремонтопригодности узлов и деталей определяется Прейскурантом цен (приложение N 2 к договору) (пункт 3.1.1 договора).
В соответствии с пунктом 6.1 договора гарантийный срок на фактически выполненные подрядчиком работы, а также на установленные при текущем ремонте запасные части собственности подрядчика, устанавливается согласно Руководству по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов, утвержденным МПС России от 2 сентября 1997 года N РД 32 ЦВ-056-97 или иному документу, принятому взамен, до следующего планового ремонта грузового вагона или до выполнения заданного объема перевозок по "Пробегу") при соблюдении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 года N 286, за исключением перечня кодов неисправностей, указанных в Приложении N 14 к договору.
Гарантийный срок начинается с даты передачи сообщения 1354 в ГВЦ о проведенном ремонте (оформления уведомления формы ВУ-36ЭТД). Гарантийная ответственность не распространяется на грузовые вагоны, отцепленные в текущий ремонт по кодам повреждения, включенным в отраслевой классификатор "Основные неисправности грузовых вагонов" (К ЖА 2005 05).
Гарантийная ответственность не распространяется на грузовые вагоны, отцепленные в текущий ремонт по кодам неисправности 219,106.
Гарантийный срок на грузовые вагоны, отцепленные в текущий ремонт по коду неисправности 102 составляет 40 000 км или 4 месяца с даты оформления формы ВУ-36.
Подрядчик предоставляет гарантию по случаям технических неисправностей колесных пар в соответствии с РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017.
Во исполнение условий договора в период с 29 августа 2021 года по 30 августа 2021 года ответчиком выполнен текущий отцепочный ремонт принадлежащего истцу грузового вагона N 97915698, что подтверждается актом выполненных работ от 30 августа 2021 года N 1106.
Стоимость ремонтных работ - 69 405,23 рубля.
Согласно расчетно-дефектной ведомости от 30 августа 2021 года на текущий ремонт грузового вагона N 97915698 при проведении текущего ремонта вагона ответчиком выполнялся средний ремонт и обточка поверхности катания колесной пары N 1164-18802-2018 (произведено полное освидетельствование колесной пары N 1164-18802-2018 (далее - средний ремонт)).
В период гарантийного срока - 11 сентября 2022 года указанный вагон отцеплен на железнодорожной станции Нижнеудинск Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" по коду неисправности 150 "нагрев подшипника в корпусе буксы выше нормы по внешним признакам", выполнен ремонт за счет заказчика.
В соответствии с планом расследования причины излома шейки оси роликовой колесной пары или разрушения буксового узла от 15 сентября 2022 года и актом-рекламацией от 15 сентября 2022 года N 12/09 причиной нагрева буксового узла явились раковины на дорожке качения внутреннего кольца заднего подшипника, что явилось нарушением пунктов 20.1 и 25.1.3 Руководства по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм) РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 при проведении ответчиком среднего ремонта колесной пары N 1164-18802- 2018.
Текущий ремонт вагона для устранения выявленного дефекта произведен эксплуатационным вагонным депо Тайшет (ВЧДЭ-13) Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" согласно уведомлению N 207 (форма ВУ23М), дефектной ведомости (ВУ-22), акту-рекламации от 15 сентября 2022 года N 12/09 (форма ВУ-41-М), уведомлению о приемке грузовых вагонов из текущего ремонта от 15 сентября 2022 года N 161 (форма ВУ-36-М).
Стоимость ремонтных работ в соответствии с расчетно-дефектной ведомостью на текущий ремонт вагона N 97915698 составила 25 219,19 рублей, в указанную сумму включены следующие работы: контрольные и регламентные операции - 4 103,34 рублей, средний ремонт колесной пары - 17 465,10 рублей, сборка-разборка тормозной рычажной передачи при выкатке и подкатке тележки - 14,36 рублей х 2, регулировка тормозной рычажной передачи - 77, 00 рублей, сбор за подачу и уборку вагонов - 1 931,39 рублей, услуга по оформлению рекламационно-претензионной документации - 1 628,00 рублей.
В претензионном порядке расходы заказчика на проведение текущего отцепочного ремонта указанного выше вагона подрядчиком не возмещены.
Удовлетворяя иск частично, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 15, 393, 401, 721, 723, 724 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что при проведении текущего отцепочного ремонта вагона одновременно проводились работы по устранению технологической и эксплуатационной неисправностей, признал, что необходимость несения расходов на контрольно-регламентные операции, подачу-уборку вагона, вызвано не только необходимостью устранения неисправностей, возникших по вине ответчика, в связи с чем предъявленные ко взысканию суммы расходов, сопутствующих ремонту вагона, подлежат уменьшению наполовину.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что указанные сопутствующие расходы на контрольные и регламентные операции, за подачу и уборку должны быть распределены в равных долях между сторонами.
Контрольно-регламентные работы, работа по подаче-уборке вагонов являются сопутствующими отцепочному ремонту, поэтому расходы на эти работы должны следовать судьбе расходов на ремонт.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2015 года N 305-ЭС15-10026, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2016 года N 305-ЭС16-2847.
Стоимость текущего ремонта включает в себя, в том числе стоимость контрольно-регламентных операций, поскольку при текущем отцепочном ремонте контрольные и регламентные работы являются обязательными и должны быть проведены вне зависимости от причины поступления вагона в текущий отцепочный ремонт.
Таким образом, контрольно-регламентные работы проводятся не для восстановления естественного износа вагона, а для соблюдения процедуры проведения текущего отцепочного ремонта, поскольку эксплуатационное вагонное депо несет гарантийную ответственность за выполненный ремонт.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 7 августа 2015 года N 305-ЭС15-2566.
В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации расходы истца на контрольно-регламентные операции, подачу-уборку вагона, понесенные им по причине выполнения ответчиком некачественного ремонта вагона, подлежат возмещению.
Основания для уменьшения размера ответственности ответчика отсутствуют, ограничение ответственности договором не предусмотрено.
Иное ответчиком не доказано.
На основании изложенного решение суда подлежит отмене в обжалуемой части на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта о взыскании убытков в размере 25 219,19 рублей.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 2 000 рублей, понесенные при подаче искового заявления, и судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 3 000 рублей, понесенные в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 1 декабря 2023 года по делу N А04-8976/2023 в обжалуемой части отменить.
Исковые требования удовлетворить полностью.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Новая вагоноремонтная компания" (ОГРН 1087746722293, ИНН 7705845722) в пользу публичного акционерного общества "ТрансКонтейнер" (ОГРН 1067746341024, ИНН 7708591995) убытки в размере 25 219,19 рублей, расходы на государственную пошлину по иску в размере 2 000 рублей, расходы на государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Ж.В. Жолондзь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-8976/2023
Истец: ПАО "ТрансКонтейнер"
Ответчик: ООО "НВК"