г. Москва |
|
02 февраля 2022 г. |
Дело N А41-68693/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Внуковский масло-жировой комбинат" на решение Арбитражного суда Московской области от 12.11.2021 по делу N А41-68693/21, по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "Внуковский масло-жировой комбинат" о привлечении,
при участии в заседании:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области - извещено, не явился;
от ООО "ВМЖК" - извещено, не явился;
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Внуковский масло-жировой комбинат" (далее - ООО "ВМЖК", общество, заинтересованное лицо) о привлечении к административной ответственности на основании ст. 19.33 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.11.2021 по делу N А41-68693/21 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.kad.arbitr.ru.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
09.07.2021 в адрес Дмитровского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Московской области из Управления Роспотребнадзора по Омской области поступила информация (вх. N 50-00-01/16-8217-2021) о выявленной в обороте продукции производителя ООО "ВМЖК", расположенного по адресу: Московская обл., Дмитровский р-н, г. Дмитров, ул. Внуковская, д. 66, площадка 5, не соответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 (далее - ТР ТС 033/2013), требованиям технического регламента Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011).
Согласно экспертному заключению по результатам лабораторных исследований ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" N 3001 ГП/Л от 24.06.2021, по протоколу лабораторных испытаний (исследований) N 19255 от 24.06.2021 ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области", исследованная проба: "Масло Крестьянское сладко-сливочное несоленое высший сорт м. д.ж.72,5%, дата изготовления 10.06.2021, производства ООО "Внуковский масло-жировой комбинат", расположенное по адресу: Московская обл., Дмитровский р-н, г. Дмитров, ул. Внуковская, д. 66, площадка 5", не соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 по жирно-кислотному составу и наличию растительных жиров, не соответствует требованиям ГОСТ 32261-2013, по содержанию фитостеринов (кампестерин), не соответствует требованиям ГОСТ 31979-2012 "Молоко и молочные продукты. Метод обнаружения растительных жиров в жировой фазе газожидкостной хроматографией стеринов". ГОСТ 32261-2013 "Масло сливочное. Технические условия", что не позволяет идентифицировать отобранный образец как молочный продукт, является фактом фальсификации и не соответствует требованиям пункта 5 раздела II, подпункта "г" пункта 6 раздела III, пункта 7 раздела IV, разделов XII ТР ТС 33/2013, статьи 5 Главы 1, части 1 статьи 10 Главы 3, статьи 6, 39 ТР ТС 021/2011.
В связи с наличием в поступившей вышеуказанной информации сведений об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям Дмитровским территориальным отделом Роспотребнадзора по Московской области принято решение о проведении в отношении ООО "ВМЖК" документарной проверки, в ходе которой 30.07.2021 на электронную почту юридического лица VMGK50@BK.RU, указанную в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, в соответствии со ст. 80 Федерального закона от 31.07.2020 N 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" направлено требование о предоставлении необходимых документов и (или) копий, согласно которого к 12.08.2021 необходимо было предоставить в форме электронного документа либо на бумажном носителе: копии документов подтверждающих право пользования производственными помещениями; мощность производства (объем вырабатываемой продукции) в сутки; перечень основных поставщиков сырья, из которого вырабатывается масло сладко-сливочное "Крестьянское" м. д.ж. 72,5%; технические условия (ТУ, ТИ), рецептуры на выпускаемую продукцию, масло сладко-сливочное "Крестьянское" м. д.ж. 72,5%; программа производственного контроля, основанная на принципах ХАССП; документы, подтверждающие проведения контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, за готовой пищевой продукцией, обеспечивающие необходимую достоверность и полноту контроля, документы, обеспечивающие прослеживаемость выпускаемой продукции масло сладко-сливочное "Крестьянское" м. д.ж. 72,5% от сырья до готовой продукции; документы, подтверждающие проведения контроля за функционированием технологического оборудования в порядке, обеспечивающем производство (изготовление) пищевой продукции, соответствующей обязательным требованиям к отдельным видам пищевой продукции; документы подтверждающие проведения контроля за выбором и выполнением обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов установления периодичности в соответствии с программой производственного контроля; декларации о соответствии на готовую продукцию (масло сладко-сливочное "Крестьянское" м. д.ж. 72,5%), протоколы лабораторных исследований, послужившие основанием для принятия декларации о соответствии.
11.08.2021 на адрес электронной почты Дмитровского территориального отдела Управления Роспотебнадзора по Московской области dmtrov(g),50.rospotrebnadzor.ru с адреса электронной почты VMGK50@BK.RU поступили часть запрошенных документов - журнал учета движения сырья (май 2021); инструкция подготовки к фасовке масла и спреда; информационное письмо с указанием мощности производства изготавливаемой продукции в сутки; выписка из ЕГРЮЛ; решение единственного учредителя об учреждении ООО "Внуковский масло-жировой комбинат"; технологический журнал фасовки масла; журнал осмотра и поломок оборудования; журнал учета движения сырья.
Вместе с тем, ООО "ВМЖК" не предоставило к 12.08.2021 в Дмитровский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора Московской области и по состоянию на 19.08.2021 запрашиваемые документы, не заявило ходатайств в письменной форме о невозможности представления документов в установленный срок с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленный срок, и срока, в течение которого контролируемое лицо может представить истребуемые документы, в том числе документы и сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, а именно: программа производственного контроля, основанная на принципах ХАССП; документы, подтверждающие проведения контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, за готовой пищевой продукцией, обеспечивающие необходимую достоверность и полноту контроля, документы, обеспечивающие прослеживаемость выпускаемой продукции масло сладко-сливочное "Крестьянское" м.д.ж. 72,5% от сырья до готовой продукции.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 23.08.2021.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления 23.08.2021 должностным лицом административного органа в отношении ООО "Внуковский масло-жировой комбинат" протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.33 КоАП РФ.
Поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела в отношении юридических лиц об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.33 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов, заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно ст. 19.33 КоАП РФ непредставление либо уклонение изготовителя, исполнителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), продавца от представления образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.23, частью 2 статьи 13.4, статьями 13.8 и 14.37 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Контролем (надзором) за соблюдением требований технических регламентов является проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.
В соответствии с п. 3 ст. 10 ТР ТС 021/2011 для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться процедуры: проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля (п.п. 4); обеспечение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции (п.п. 6); ведение и хранение документации на бумажных и (или) электронных носителях, подтверждающей соответствие произведенной пищевой продукции требованиям, установленным техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (п.п. 11); прослеживаемость пищевой продукции (п.п. 12).
Согласно п. 1 ст. 11 ТР ТС 021/2011 для целей обеспечения соответствия выпускаемой в обращение пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции изготовитель пищевой продукции обязан внедрить процедуры обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) такой пищевой продукции.
В соответствии с п. 2 ст. 11 ТР ТС 021/2011 организация обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции и проведения контроля осуществляется изготовителем самостоятельно и (или) с участием третьей стороны.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 11 ТР ТС 021/2011 для обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции изготовитель должен определить: перечень опасных факторов, которые могут привести в процессе производства (изготовления) к выпуску в обращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям ТР ТС 021/2011 и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (п.п. 1); перечень критических контрольных точек процесса производства (изготовления) -параметров технологических операций процесса производства (изготовления) пищевой продукции (его части); параметров (показателей) безопасности продовольственного (пищевого) сырья и материалов упаковки, для которых необходим контроль, чтобы предотвратить или устранить указанные в пункте 1 настоящей части опасные факторы (п.п. 2); предельные значения параметров, контролируемых в критических контрольных точках (п.п. 3); порядок мониторинга критических контрольных точек процесса производства (изготовления) (п.п. 4); установление порядка действий в случае отклонения значений показателей, указанных в пункте 3 настоящей части, от установленных предельных значений (п.п. 5); периодичность проведения проверки на соответствие выпускаемой в обращение пищевой продукции требованиям ТР ТС 021/2011 и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (п.п. 6).
В соответствии с п. 43 ТР ТС 033/2013 технологические процессы, применяемые при производстве молока и молочной продукции, должны обеспечивать выпуск продукции, соответствующей требованиям ТР ТС 033/2013, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
Согласно п. 44 ТР ТС 033/2013 материалы, контактирующие с молоком и молочной продукцией в процессе производства, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к безопасности материалов, контактирующих с пищевой продукцией. Также на всех стадиях процесса производства молока и молочной продукции должна обеспечиваться их прослеживаемость.
Согласно ст. 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
Согласно ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона N 29-ФЗ от 02.01.2000 "О качестве и безопасности пищевых продуктов" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.
Производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании нормативных документов и технических документов. Указанной программой определяются порядок осуществления производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методики такого контроля и методики проверки условий их изготовления и оборота.
В соответствии со статьей 38 ТР ТС 021/2011 государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Технического регламента в отношении пищевой продукции и связанных с требованиями к ней процессов производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.
В отсутствии запрашиваемых документов не представляется возможным оценить соблюдения вышеуказанных требований обществом.
В силу главы 6 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" на основании положений указанного Федерального закона и требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании, на основании положений данного Закона и требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе: требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий либо регистрационный номер декларации о соответствии или сертификата соответствия, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом; осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения; направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по сертификации; выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра деклараций о соответствии; привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации; требовать от изготовителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления доказательственных материалов, использованных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента; принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда.
11.08.2021 на адрес электронной почты Дмитровского территориального отдела Управления Роспотебнадзора по Московской области dmtrov(g),50.rospotrebnadzor.ru с адреса электронной почты VMGK50@BK.RU поступили часть запрошенных документов - журнал учета движения сырья (май 2021); инструкция подготовки к фасовке масла и спреда; информационное письмо с указанием мощности производства изготавливаемой продукции в сутки; выписка из ЕГРЮЛ; решение единственного учредителя об учреждении ООО "Внуковский масло-жировой комбинат"; технологический журнал фасовки масла; журнал осмотра и поломок оборудования; журнал учета движения сырья.
Вместе с тем, ООО "ВМЖК" не предоставило по состоянию на 23.08.2021 запрашиваемые документы, не заявило ходатайств в письменной форме о невозможности представления документов в установленный срок с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленный срок, и срока, в течение которого контролируемое лицо может представить истребуемые документы, в том числе документы и сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, а именно: программа производственного контроля, основанная на принципах ХАССП; документы, подтверждающие проведения контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, за готовой пищевой продукцией, обеспечивающие необходимую достоверность и полноту контроля; документы обеспечивающие прослеживаемость выпускаемой продукции масло сладко-сливочное "Крестьянское" м. д.ж. 72,5% от сырья до готовой продукции.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях общества события вменяемого правонарушения.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, свидетельствующие о невозможности соблюдения обществом требования о представлении документов и сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, обществом не представлены
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что допущенное ООО "ВМЖК" нарушение образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.33 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неправомерно было рассмотрено дело в судебном заседании 02.11.2021, поскольку Указом Президента Российской Федерации от 20.10.2021 N 595 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре-ноябре 2021 г." объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября 2021 года, не являются безусловным основанием для отмены судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ.
При этом апелляционный суд принимает во внимание, что общество было уведомлено о времени и месте судебного заседания; оснований полагать, что судебное заседание будет отложено на более позднюю дату, равно как и то, что настоящее дело не относится к делам безотлагательного характера, у общества не имелось; ходатайство об отложении судебного разбирательства от общества не поступало.
Кроме того, общество не было лишено возможности реализовать право на участие в судебном заседании посредством веб-конференции.
Вместе с тем, учитывая объявление нерабочих дней с 30 октября по 7 ноября 2021 года, апелляционный суд считает возможным приобщить к материалам дела новые доказательства, а именно: копии скриншотов с почты ООО "ВМЖК".
Между тем, данные доказательства, оцененные по правилам статьи 71 АПК РФ, не опровергают выводов суда первой инстанции о наличии состава вменяемого административного правонарушения, поскольку на момент составления протокола об административном правонарушении от 23.08.2021 обществом не были представлены все запрошенные административным органом документы, в том числе программа производственного контроля, основанная на принципах ХАССП, документы, подтверждающие проведение контроля за сырьем и продукцией, обеспечивающие достоверность и полноту контроля, документы, обеспечивающие прослеживаемость выпускаемой продукции, что свидетельствует о событии вмененного правонарушения.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о доказанности события и состава вмененного правонарушения и наличии достаточных оснований для привлечения общества к административной ответственности с назначением административного штрафа в размере 100 000 руб.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12.11.2021 по делу N А41-68693/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-68693/2021
Истец: Управление Роспотребнадзора по МО
Ответчик: ООО "ВМЖК"
Третье лицо: ООО "Внуковский масложировой комбинат"