г. Челябинск |
|
02 февраля 2022 г. |
Дело N А76-23163/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Калиной И.В.,
судей Кожевниковой А.Г., Румянцева А.А.,
при ведении протокола помощником судьи Тверитиной Е.И., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Коммунальные сети" Златоустовского городского округа на определение Арбитражного суда Челябинской области от 01.11.2021 по делу N А76-23163/2018 о включении в реестр требований кредиторов.
В судебном заседании приняли участие представители:
муниципального унитарного предприятия "Коммунальные сети" Златоустовского городского округа - Румянцева Р.Р. (паспорт, доверенность от 10.01.2022);
Крутолапова Алексея Владимировича - Когтева Н.Ю. (паспорт, доверенность N 74АА4412031 от 30.01.2019).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 07.08.2018 на основании заявления муниципального унитарного предприятия "Коммунальные сети" Златоустовского городского округа возбуждено дело о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью "Акцент" (ОГРН 1047402500100, ИНН 7404038002).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 05.10.2018 (резолютивная часть от 28.09.2018) требование кредитора признано обоснованным, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Акцент" введена упрощенная процедура конкурсного производства ликвидируемого должника, конкурсным управляющим утвержден Лавров Андрей Анатольевич, член ассоциации "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Южный Урал".
Информационное сообщение о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства опубликовано в официальном издании газеты "Коммерсантъ" N 183 от 06.10.2018.
Муниципальное унитарное предприятие "Коммунальные сети" Златоустовского городского округа (далее - кредитор, МУП "Коммунальные сети" ЗГО) 08.11.2018 направило в арбитражный суд заявление (вх.N 60642) о включении в реестр требований кредиторов должника требования в размере 6 666 431 руб. 99 коп. основного долга, образовавшегося за периоды с января по март 2015 года, с ноября по декабрь 2015 года, с января по август 2016 года, с апреля по декабрь 2017 года (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 01.11.2021 (резолютивная часть от 22.09.2021) требование муниципального унитарного предприятия "Коммунальные сети" Златоустовского городского округа в размере 5 315 243 руб. 11 коп. основного долга включено в третью очередь реестра требований кредиторов должника - общества с ограниченной ответственностью "Акцент" (с учетом определения об исправлении опечатки от 01.11.2021). В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, кредитор обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить определение суда от 01.11.2021.
В обоснование доводов апелляционной жалобы МУП Коммунальные сети" ЗГО указывает, что из текста определения Арбитражного суда Челябинской области от 01.11.2021 г. неясно, каким образом произведен расчет суммы - 388 499 руб. 64 коп. По расчету кредитора задолженность за период с января по август 2016 г. составляет 3 473 710,64 рублей. В этом периоде кредитор 01.09.2016 г. предъявил счет-фактуру N 11158 от 01.09.2016 г. в размере 2 798 049,75 рублей, а также в этот период кредитором произведен перенос задолженности на сумму 223 864,48 рублей. С учетом возражений конкурсного управляющего сумма не принятых перерасчетов составляет 53 296,77 рублей. (3 473 710,64-2 798 049,75-223 864,48-53 296,77=398 499,64).
Кредитор считает, что задолженность за период с января по август 2016 г.. за вычетом суммы по счет-фактуре N 11158 от 01.09.2016 г. в размере 2 798 049,75 рублей составляет 675 660,89 рублей (3 473 710,64-2 798 049,75).
Кредитор не согласен с выводами суда о том, что включение кредитором в расчет задолженности суммы 223 864,48 рублей является недостаточно обоснованным, поскольку перенос задолженности N 92 от 02.03.2016 г. на сумму 223 864,48 рублей произведен в марте 2016 года, произведена корректировка на сумму 223 864,48 рублей, так как указанная сумма в 2015 году была ошибочно отражена по договору с ООО РПК "Системы управления" (как дебиторская задолженность за установку ОДПУ). После обнаружения ошибки произведен перенос задолженности с одного договора на другой.
Также кредитор не согласен с выводами суда о взаимозачете на сумму 119 892,71 рублей, поскольку в июне 2015 года начисления за услуги отопления, подогрев ГВС, установку ОДПУ производил ООО "КРАЦ". Начисления производились жителям МКД при непосредственном управлении и по домам, относящимся к ООО "Акцент" (ООО "Коммунсервис-2" в 2015 г.). Денежные средства поступали на расчетные счета МУП "Коммунальные сети" ЗГО от всех потребителей. ООО "КРАЦ" предоставлял сведения в разные организации. В декабре 2017 г после сверки с ООО РПК "Системы управления" отражена корректировка.
Также судом приняты возражения конкурсного управляющего в части произведенных перерасчетов, связанных с потреблением коммунального ресурса населением (изменение состава семьи, установка индивидуального прибора учета и др.), которые конкурсный управляющий документально не подтвердил.
С суммой 1 405 808,71 рублей кредитор не согласен, поскольку из текста определения Арбитражного суда Челябинской области от 01.11.2021 г. не ясно каким образом произведен расчет указанной суммы. Судом принят объем поставленного коммунального ресурса и оплата за указанный период по расчету конкурсного управляющего, хотя подробный расчет конкурсным управляющим на указанную сумму не представлен. Кредитор считает, что задолженность за период с апреля по декабрь 2017 г. составляет 2 479 836,34 рублей (30 969 147,61-28 489 311,27).
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2021 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 26.01.2022.
Судебной коллегией в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказано в приобщении к материалам дела показаний прибора учета тепловой энергии, поступивших вместе с апелляционной жалобой, поскольку данные документы имеются в материалах дела.
В судебном заседании 26.01.2021 представитель кредитора поддержал доводы апелляционной жалобы, просил удовлетворить заявленные требования в полном размере.
Представитель Крутолапова А.В. возражал по доводам жалобы, просил оставить без изменения определение суда от 01.11.2021.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со ст.ст. 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2016 по делу N А76-21587/2015, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 20.07.2016, с общества с ограниченной ответственностью "Коммунсервис N 2" (прежнее наименование ООО "Акцент") в пользу муниципального унитарного предприятия "Коммунальные сети" Златоустовского городского округа взыскано 1 371 661 руб. 22 коп. долга за поставленную тепловую энергию в период с апреля по октябрь 2015 года и 14399 руб. государственной пошлины по иску (л.д.13-17 т.13).
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, 01.08.2016 между МУП "Коммунальные сети" ЗГО (Ресурсоснабжающая организация) и ООО "Коммунсервис N 2" (Исполнитель, впоследствии наименование ООО "Акцент") заключен договор N 2-ук теплоснабжения, по которому ресурсоснабжающая организация обязуется подавать исполнителю через присоединенную тепловую сеть из централизованных систем теплоснабжения тепловую энергию (коммунальный ресурс), а исполнитель обязуется оплачивать принятый коммунальный ресурс, соблюдать предусмотренный настоящим договором режим потребления, обеспечить безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых приборов учета. Приобретаемый у ресурсоснабжающей организации коммунальный ресурс используется исполнителем для предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению собственникам, пользователям (потребители) помещений многоквартирных жилых домов и содержания общего имущества многоквартирных домов (л.д. 10-23 т.1).
В силу п. 5.1.1, 5.1.24, 5.1.30 договора исполнитель обязан:
- производить оплату за фактически потребленную тепловую энергию в объемах и в сроки, предусмотренные настоящим договором. Возместить расходы ресурсоснабжающей организации за отопительный период с января по март 2015 года (включительно), выраженные как разница между фактической поставкой тепловой энергии потребителю и нормативом, установленным для населения,
- до 5 числа месяца, следующего за расчетным, предоставлять в ресурсоснабжающую организацию сведения об изменении количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилых домах для корректировки договорных величин горячего водоснабжения,
- в течение 5 дней с момента получения договора направить ресурсоснабжающей организации документы, содержащие сведения о площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме и провести работу по заполнению и согласованию с ресурсоснабжающей организацией Приложений N 1 договора.
Согласно п. 7.1 договора N 2-ук от 01.08.2016 цена договора определяется исходя из планового объема отпуска тепловой энергии и тарифа, носит ориентировочный (предварительный) характер и может изменяться в зависимости от изменения тарифа, объема теплопотребления и величины присоединенной тепловой мощности.
В соответствии с п. 11.1 договор действует по 31.12.2016, распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.04.2015 и считается ежегодно продленным, если не позднее, чем за месяц до окончания срока действия договора ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении.
Согласно подписанному сторонами расчету возмещения Исполнителем расходов ресурсоснабжающей организации за отопительный период с января по март 2015 года, сумма к возмещению составила 2 798 049,75 руб. (Приложение N 7 договору, л.д.30 т.1).
МУП "Коммунальные сети" ЗГО выставило обществу "Коммунсервис N 2" счета-фактуры N 17992 от 30.11.2015, N 20156 от 31.12.2015, N 1940 от 31.01.2016, N 3862 от 29.02.2016, N 5816 от 31.03.2016, N 7428 от 30.04.2016, N 9926 от 30.06.2016, N 9927 от 30.06.2016, N 10695 от 31.07.2016, N11292 от 31.08.2016, N 11158 от 01.09.2016, N 4473 от 30.04.2017, N 5756 от 31.05.2017, N 5756 от 31.05.2017, N 6546 от 30.06.2017, N 7402 от 31.07.2017, N 7897 от 31.08.2017, N 8634 от 30.09.2017, N 11037 от 29.11.2017, N 11872 от 30.11.2017, N 12193 от 31.12.2017 на оплату поставленной теплоэнергии (л.д. 50-81 т.1).
Согласно расчету заявителя, за должником числится задолженность в размере 6 666 431 руб. 99 коп. основного долга, образовавшегося за периоды с января по март 2015 года, с ноября по декабрь 2015 года, с января по август 2016 года, с апреля по декабрь 2017 года
Поскольку доказательства исполнения должником обязательств по оплате услуг в полном объеме не представлено, МУП "Коммунальные сети" ЗГО обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании требования в размере 6 666 431 руб. 99 коп. обоснованным, подлежащим включению в реестр требований кредиторов должника.
Единственный участник должника Крутолапов А.В. представил возражения относительно требования кредитора по тем основаниям, что задолженность за период с 01.09.2016 по 31.03.2017 предъявлена кредитором повторно, а приведенный кредитором расчет задолженности не позволяет определить и проверить правильность начисления денежных сумм; просит отказать в удовлетворении требований (л.д. 123-124 т.1).
В дополнениях к возражениям единственный участник должника Крутолапов А.В. указал, что после сверки расчетов было выявлено завышение суммы задолженности по причине начисления кредитором суммы долга по нормативу в домах, в которых закончился срок поверки общедомовых приборов учета, необоснованно применен повышающий коэффициент по многоквартирным домам, в которых приборы учета отсутствуют (л.д. 24-26 т.2).
Конкурсный управляющий представил письменные пояснения с возражениями относительно уточненных требований кредитора (л.д.15-26 т.12). По мнению конкурсного управляющего, задолженность общества "Акцент" перед кредитором за указанные периоды составляет 913 627,54 руб.
Частично удовлетворяя требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что представлены доказательства оказания МУП "Коммунальные сети" ЗГО услуг должнику, доказательств исполнения должником обязательств по оплате, не представлено.
Рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражными судами по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с пунктом 1 статьи 142 Закон о банкротстве конкурсный управляющий или лица, имеющие в соответствии со статьями 113 и 125 настоящего Федерального закона право на исполнение обязательств должника, производят расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов.
В силу статьи 142 Закона о банкротстве проверка обоснованности требований и наличия оснований для их включения в реестр требований кредиторов должника в ходе конкурсного производства осуществляется в порядке статьи 100 указанного Закона.
Требования кредитора направляются в арбитражный суд и конкурсному управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов. Указанные требования включаются конкурсным управляющим в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Требования кредиторов, по которым не поступили возражения, при наличии доказательств уведомления кредиторов о получении таких требований рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. По результатам рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов (п. 5 с. 100 Закона о банкротстве).
Заявитель ссылается на наличие на стороне должника неоплаченной задолженности по поставке энергоресурса.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. При этом договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (п. 2 данной статьи).
Согласно пункту 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии с положениями статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с п. 1, п.п. "а" п. 9 Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 (далее - Правила N 354), положений постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающее в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление коммунальных услуг является одной из целей управления многоквартирным домом.
При управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ по предоставлению, приостановке и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах - ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества - ст.ст. 16, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В многоквартирном жилом доме может быть только один способ управления и одна управляющая компания, которая обязана оказывать весь комплекс коммунальных услуг (ст.ст. 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.). Поэтому при наличии управляющей компании прямые расчеты граждан не меняют схему отношений между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией как исполнителем коммунальных услуг и не освобождают последнюю от обязанности оплачивать поставленный в дом энергоресурс.
В пункте 17 Правил N 354 определено, что ресурсоснабжающая организация может выступать исполнителем коммунальной услуги только при непосредственном управлении многоквартирным домом, в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления, а также в жилых домах (домовладениях). В остальных случаях, согласно п.п. 8, 9 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив.
Следовательно, с момента принятия функций по управлению домом управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение (поставку) всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющей организации), поэтому истец является ресурсоснабжающей организацией, продающей коммунальный ресурс.
При этом из анализа норм действующего законодательства не следует, что обязанность управляющей организации по предоставлению коммунальных услуг, возникновение у нее права на выставление счетов и на сбор платежей (и, соответственно, наличие статуса исполнителя) зависит от наличия либо отсутствия договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме. В силу положений ч.ч. 2, 3 ст. 162 Кодекса предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в любом случае является предметом договора управления, при этом такой договор в обязательном порядке должен содержать перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги и порядок внесения такой платы.
Пункт 14 Правил N 354 связывает возникновение обязанности управляющей организации предоставлять коммунальные услуги потребителям с моментом поставки коммунального ресурса, в том числе и в рамках фактически (в отсутствие договора) сложившихся отношений по поставке с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, при выборе собственниками помещений способа управления домом управляющей организацией последняя будет выступать исполнителем коммунальных услуг, отвечающим перед собственниками и нанимателями за надлежащее качество таких услуг, даже в том случае, когда в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 Кодекса плата за коммунальные услуги будет вноситься напрямую ресурсоснабжающим организациям.
Соответственно, внесение платы за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям в любом случае признается выполнением обязательств собственников и нанимателей жилых помещений по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей компанией. Иное толкование п. 14 Правил N 354 давало бы возможность управляющей компании, не заключая договор с ресурсоснабжающими организациями, уклоняться от своих обязанностей по договору управления многоквартирным жилым домом.
Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, влечет за собой возникновение у него статуса исполнителя коммунальных услуг с одновременным осуществлением функций по подаче в жилое помещение коммунальных ресурсов и обслуживанию внутридомовых инженерных систем.
Согласно п. 13 Правил 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в пп. "б" п. 10 Правил N 354, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил N 354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пунктом 31 Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель обязан:
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Согласно п. 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе, с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, по не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу положений Закона о банкротстве (ст.ст. 16, 71) требование кредитора подлежит включению в реестр требований кредиторов должника на основании определения арбитражного суда. Рассматривая заявление кредитора, суд проверяет как обоснованность предъявленных им требований, так и наличие оснований для включения их в реестр требований кредиторов должника.
Проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны и предъявившим требование кредитором с другой стороны. Установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Из материалов дела следует, что в подтверждение факта оказания услуг в материалы дела представлены счета-фактуры, акты выполненных работ, ООО "Акцент" самоустранялось от обязанностей исполнителя коммунальных услуг.
Поскольку денежное обязательство в добровольном порядке должником не исполнено, суд первой инстанции пришел к верному выводу о правомерности требования кредитора.
Между сторонами возникли разногласия относительно объема поставленного кредитором коммунального ресурса жителям многоквартирного дома (далее - МКД) и размера задолженности.
Как следует из пояснений конкурсного управляющего, тот возражает против включения в реестр задолженности за январь-март 2015 года в сумме 2 798 049,75 руб. (с/ф N 11158 от 01.09.2016), зафиксированной сторонами в договоре N 2-ук от 01.08.2016 по тем основаниям, что расчет произведен не из фактически поставленного объема тепловой энергии в МКД, а исходя из нормативных показателей (нормативов потребления услуги "Отопление"), с применением тарифа, не установленного тарифным органом.
Доводы конкурсного управляющего в этой части не приняты судом во внимание, поскольку период образования и размер задолженности согласованы и зафиксированы сторонами в договоре, который в этой части не оспорен и не признан недействительным в установленном порядке. Кроме того, расчет задолженности произведен с применением льготного тарифа на теплоэнергию, поставляемую населению МУП "Коммунальные сети" ЗГО в период с 01.01.2015 по 30.06.2015 - 1 333,29 руб/Гкал (согласно информации сайта Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области).
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 30.06.2015 N 29/1 указанный тариф в период с 01.07.2015 по 31.12.2015 установлен в размере 1567,71 руб/Гкал (л.д.71-73 т.8).
Из пояснений участвующих в деле лиц установлено, что в спорные периоды оплата теплоэнергии производилась населением непосредственно на расчетный счет МУП "Коммунальные сети" ЗГО, при этом МУП "Коммунальные сети" ЗГО направляло должнику реестры оплат населением через банки (л.д.67-157 т.2, л.д.1-172 т.3, л.д.1-70 т.4).
За период с ноября по декабрь 2015 года между сторонами возникли разногласия по объему и размеру оплаты поставленной теплоэнергии.
По расчету кредитора (л.д.139-146 т.2) общая стоимость поставленного ресурса за указанный период составила 6 782 623,63 руб., оплачено 6 069 738,62 руб., задолженность составляет 712 885,01 руб.
По расчету конкурсного управляющего общая стоимость поставленного ресурса за указанный период составила 6 782 686,76 руб., оплачено населением 6 305 643,94 руб.; задолженность составляет 477 042,82 руб.
За период с января по август 2016 года между сторонами возникли разногласия также по объему и размеру оплаты поставленной теплоэнергии.
По расчету кредитора общая стоимость поставленного ресурса за указанный период составила 16 234 728,25 руб., кроме того, в расчет включена сумма 223 864,48 руб. (перенос задолженности), оплачено 15 782 931,84 руб.; задолженность составляет 675 660,89 руб.
По расчету конкурсного управляющего общая стоимость поставленного ресурса за указанный период составила 16 181 431,48 руб., оплачено населением 17 150 655,47 руб., переплата составляет 969 223,99 руб.
Возражая против расчета конкурсного управляющего, представитель кредитора пояснил, при наличии задолженности поступавшие платежи учитывались кредитором не только в счет оплаты задолженности за указанный в заявлении период, но и в счет погашения ранее возникшей задолженности в соответствии с п.7.7 договора N 2-ук от 01.08.2016.
Доводы кредитора в этой части конкурсным управляющим, иными лицами, участвующими в деле, не опровергнуты. Отнесение кредитором платежей в счет погашения ранее возникшей задолженности противоречит статье 522 ГК РФ и положениям пункта 3 статьи 319.1 ГК РФ.
Кроме того, судом принята во внимание непоследовательная позиция единственного участника должника по данному вопросу, в частности, в ходатайстве о приобщении дополнительных документов от 28.10.2019 участник указал, что по итогам сверки по расчетам за периоды ноябрь-декабрь 2015 г., январь-август 2016 г. разногласий между заинтересованным лицом и кредитором не выявлено (л.д.125-126 т.8).
Вместе с тем, включение кредитором в расчет задолженности за указанный период суммы 223 864,48 руб. является недостаточно обоснованным, поскольку кредитором не указаны период времени, в который должнику отпущен ресурс на указанную сумму, дата и номер счета-фактуры (при наличии), а также чем вызван "перенос задолженности" на спорный период.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии задолженности за периоды ноябрь-декабрь 2015 г., январь-август 2016 г. в размере 1 111 384,65 руб. (712 885,01 руб. + 388 499,64 руб.)
За период с апреля по декабрь 2017 года между сторонами возникли разногласия в большей части по объему поставленной теплоэнергии.
По расчету кредитора (с учетом последних уточнений) общая стоимость поставленного ресурса за указанный период составила 30 849 254,90 руб., кроме того, в расчет задолженности включена сумма 119 892,71 руб. (перенос задолженности); оплачено 28 489 311,47 руб., задолженность за указанный период составляет 2 479 836,34 руб.
По расчету конкурсного управляющего общая стоимость поставленного ресурса за указанный период составила 29 929 804,15 руб., оплачено 28 523 995,14 руб.; задолженность составляет 1 405 808,71 руб.
Как следует из пояснений конкурсного управляющего, кредитором не приняты во внимание произведенные должником перерасчеты, связанные с потреблением коммунального ресурса населением (изменение состава семьи, установка индивидуального прибора учета и др.), с недопоставкой ГВС в связи с остановкой котельных в летний период.
Возражения конкурсного управляющего в этой части являются обоснованными ввиду следующего.
В силу пункта 1 статьи 544, пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии (воды) производится за фактически принятое абонентом количество энергии (воды) в соответствии с данными учета энергии (воды), если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Если подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, то эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию (исполнителя коммунальных услуг) в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Кроме того, конкурсный управляющий указал, что кредитор неверно (по нормативу с учетом повышающего коэффициента) определил объем коммунального ресурса по МКД, в которых в 2017 г. произведен демонтаж ОДПУ или истек срок их поверки, в период до введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
В частности указал, что демонтаж ОДПУ ТЭ в МКД N 257 по ул. Аносова произведен 10.08.2017, соответственно объем коммунального ресурса в период по 09.11.2017 должен быть определен исходя из среднемесячного объема тепловой энергии, определенного по показаниям ОДПУ ТЭ за февраль, март, апрель 2017 г.; срок поверки ОДПУ ТЭ в МКД N 9 по ул. Ст. Разина истек в ноябре 2017 г., соответственно объем коммунального ресурса в декабре 2017 г. должен быть определен исходя из среднемесячного объема тепловой энергии, определенного по показаниям ОДПУ ТЭ за апрель, октябрь, ноябрь 2017 г.
Порядок определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета (в том числе при истечении срока поверки прибора учета), установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов), а также Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В подпункте "а" пункта 59 Правил N 354 установлено, в случае выхода из строя ранее введенного в эксплуатацию прибора учета начиная с расчетного периода, в котором наступило указанное событие, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд, плата за коммунальную услугу определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, во не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода)
Согласно подпункту "в"(2) пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил более 3 месяцев (для отопления - более 3 месяцев отопительного периода) в течение 3 месяцев после наступления такого события определяется в отношении коммунальных ресурсов, за исключением тепловой энергии, в соответствии с
подпунктом "в" настоящего пункта, где * определяется исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного в порядке и случаях, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг, а в отношении тепловой энергии - исходя из среднемесячного объема тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, потребленного за отопительный период.
Какие-либо пояснения и соответствующий расчет в опровержение доводов конкурсного управляющего кредитор не представил.
Конкурсный управляющий также возражает против включения в реестр суммы 119 892,71 руб.
Из пояснений кредитора следует, что корректировка (перенос задолженности, образовавшейся за июнь 2015 г.) на сумму 119 892,71 руб. произведена в связи допущенной бухгалтерской ошибкой, фактически оплата произведена за установку ОДПУ, а учтена как оплата за теплоэнергию (л.д.1-2 т.13).
Поскольку кредитор июнь 2015 г. в спорные периоды не включил, не указал, чем вызван "перенос задолженности" на спорный период, суд посчитал, что включение кредитором в расчет долга за указанный период суммы 119 892,71 руб. является недостаточно обоснованным.
Кроме того, как указал конкурсный управляющий, сторонами произведен зачет встречных требований на сумму 34 684,19 руб., оформленный актом взаимозачета от 28.06.2017 (л.д.184 т.5), что не учтено кредитором при расчете задолженности.
При таких обстоятельствах, суд согласился с выводом конкурсного управляющего о наличии задолженности за период апрель-декабрь 2017 года в размере 1 405 808,71 руб.
На основании изложенного, требование кредитора в размере 5 315 243 руб. 11 коп. (2 798 049,75 руб.+ 1 111 384,65 руб. + 1 405 808,71 руб.) основного долга признано арбитражным судом обоснованным и подлежащим включению в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "Акцент" в соответствии с абз. 4 п. 4 ст. 134, ст. 137 Закона о банкротстве.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В соответствии с п. 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" при подаче апелляционных жалоб на определения, не перечисленные в подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Челябинской области от 01.11.2021 по делу N А76-23163/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Коммунальные сети" Златоустовского городского округа - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.В. Калина |
Судьи |
А.Г. Кожевникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-23163/2018
Должник: ООО "АКЦЕНТ"
Кредитор: МУП "КОММУНАЛЬНЫЕ СЕТИ" ЗЛАТОУСТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА, ООО "Центр Строительной Комплектации"
Третье лицо: Управление Росреестра по Челябинской области, АССОЦИАЦИЯ "САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "ЮЖНЫЙ УРАЛ", СОЮЗ "УРАЛЬСКАЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ"
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1907/2022
02.02.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-16949/2021
02.02.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-16838/2021
20.12.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-18061/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-23163/18
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-23163/18
18.10.2019 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-23163/18
15.10.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13053/19
05.09.2019 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-23163/18
17.04.2019 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-23163/18
23.11.2018 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-23163/18
05.10.2018 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-23163/18
28.09.2018 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13806/18