г. Москва |
|
03 февраля 2022 г. |
Дело N А41-43671/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Божиной П.И.,
при участии в заседании:
от ООО "Энергоцентр": Матевосян С.Г. по доверенности от 17.06.2021;
от администрации городского округа Клин Московской области: Каминский Д.А. по доверенности от 26.11.2021;
от МУП "Клинские тепловые сети": представитель не явился, извещено,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергоцентр"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 03 ноября 2021 года по делу N А41-43671/21,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергоцентр"
к администрации городского округа Клин Московской области
при участии в деле третьего лица: муниципального унитарного предприятия "Клинские тепловые сети"
об оспаривании постановления и действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Энергоцентр" (далее - заявитель, общество, ООО "Энергоцентр") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений т. 2 л. д. 9) к администрации городского округа Клин Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать недействительным и отменить постановление от 21.12.2020 N 60-ПГ "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории городского округа Клин Московской области", срок действия которого продлен постановлением Главы городского округа Клин Московской области от 19.05.2021 N 32-ПГ "О продлении режима чрезвычайной ситуации на территории городского округа Клин Московской области";
- признать незаконным действия Главы городского округа Клин по введению постановлением от 21.12.2020 N 60-ПГ "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории городского округа Клин Московской области" и продлению режима чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории городского округа Клин Московской области.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено муниципальное унитарное предприятие "Клинские тепловые сети".
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 ноября 2021 года по делу N А41-43671/21 в удовлетворении заявления отказано (т. 2 л. д. 201-203).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Энергоцентр" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "Энергоцентр" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
Представитель администрации возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей ООО "Энергоцентр" и администрации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского округа Клин Московской области от 21.11.2020 вынесено постановление от 21.12.2020 N 60-ПГ "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории городского округа Клин Московской области", в соответствии с которым с 21.12.2020 до окончания отопительного сезона 2020-2021 г.г. на территории г.о. Клин введен режим чрезвычайной ситуации муниципального характера. Для органов управления и сил Клинского муниципального звена территориальной подсистемы Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) установлен местный уровень реагирования, муниципальному унитарному предприятию "Клинские тепловые сети" указано на приятие незамедлительных мер, направленных на недопущение возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с возможным отключением жилого фонда, объектов социальной инфраструктуры г.о. Клин от тепла в зимний период 2020 - 2021 г.г.
Постановлением Главы городского округа Клин Московской области от 19.05.2021 N 32-ПГ режим чрезвычайной ситуации на территории городского округа Клин Московской области продлен, до фактического устранения причин и условий её вызвавших.
Полагая, что указанное постановление является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "Энергоцентр" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 данной статьи, в случае, если глава муниципального образования является главой местной администрации (часть 4 статьи 43 Закона N 131 -ФЗ).
К вопросам местного значения городского округа согласно части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (пункт 8); организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 23).
По правилам части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1); выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (пункт 4).
Подпунктом "и" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68 -ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закона N 68-ФЗ) установлено право органов местного самоуправления самостоятельно вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В силу статьи 1 Закона N 68-ФЗ под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; под предупреждением чрезвычайных ситуаций понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Во исполнение статьи 4 Закона N 68-ФЗ и в целях совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утверждено положение от 30.12.2003 N 794 (далее - Положение) о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которое определяет порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт 1 Положения).
В соответствии с пунктом 24 Положения, решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Пунктом 10 статьи 4.1 Закона N 68-ФЗ предусмотрено, что при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций орган государственной власти или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;
б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;
в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;
г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;
д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
Таким образом, при возникновении на территории муниципального образования (городского округа) чрезвычайной ситуации или возникновения угрозы чрезвычайной ситуации, органы местного самоуправления вправе вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также самостоятельно организовывать и проводить аварийно - спасательные и другие неотложные работы, направленные на ликвидацию возникшей чрезвычайной ситуации, в том числе приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, определять порядок использования иного имущества организаций.
При этом перечень дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является исчерпывающим.
Реализация органами местного самоуправления указанного полномочий, в силу пункта 1 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ, может осуществляться, в том числе посредством принятия соответствующих муниципальных правовых актов.
Оспариваемое заявителем постановление Главы администрации городского округа Клин Московской области от 21.12.2020 N 60-ПГ "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории городского округа Клин Московской области" издано администрацией как органом, уполномоченным организовывать обеспечение теплоснабжения потребителей на территории муниципального образования "городской округ Клин".
Из текста постановления от 21.12.2020 N 60-ПГ следует, что оно издано в соответствии Законом N 68-ФЗ, в целях обеспечения защиты населения городского округа Клин Московской области от возможных последствий сложившейся обстановки, предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации, недопущения срыва отопительного периода в 2020-2021г.г.
Пунктом 4 постановления от 21.12.2020 N 60-ПГ МУП "Клинские тепловые сети" указано на принятие незамедлительных мер, направленных на недопущение возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с возможным отключением жилого фонда, объектов социальной инфраструктуры городского округа Клин от тепла в зимний период 2020-2021г.г.
Как следует из материалов дела, решением Клинского городского суда Московской области от 16 сентября 2019 года по делу N 2-1916/2019 (с учетом определения о разъяснении от 09.07.2021) в доход государства обращено недвижимое имущество, принадлежавшее ООО "Энергоцентр" и используемое для обеспечения теплом 70% населения г. Клин, в состав имущества включено и его оборудование, как единый энергетический комплекс.
02 сентября 2020 года Клинский городской прокурор обратился в Клинский городской суд с иском об обращении имущества ООО "Энергоцентр", ООО "Клинтеплогенерация", ООО "РГ-Комплект", ООО "Распределительная генерация" и Постригань А.Н. в доход государства (дело N 2-2276/2020).
16 ноября 2020 года определением Клинского городского суда удовлетворено ходатайство Клинского городского прокурора о принятии по делу обеспечительных мер в виде передачи на период рассмотрения гражданского дела судом и до момента вступления решения суда в законную силу под охрану и эксплуатацию МУП "Клинские тепловые сети" имущества ответчиков, в том числе водогрейной котельной, находящейся в технологической взаимосвязи с ТЭЦ. 18.11.2020 иск Клинского городского прокурора удовлетворен.
01 декабря 2020 года указанное в определении Клинского городского суда имущество передано МУП "Клинские тепловые сети".
26 февраля 2021 года определением Московского областного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Имущество ООО "Энергоцентр" изъято на основании вступивших в законную силу решений суда.
По смыслу положений статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
04 декабря 2020 года между МУП "Клинские тепловые сети" и Территориальным управлением Росимущества по Московской области заключен договор хранения имущества по вступившему в законную силу решению суда (дело N 2-1916/2019), в состав которого входит, в том числе, ТЭЦ, как единый комплекс, с возможностью его использования в непрерывном цикле поставки тепловой энергии на территории городского округа Клин.
После принятия в эксплуатацию имущества, переданного ТУ Росиммущества по Московской области в рамках вступившего в законную силу решения суда, а также имущества, переданного на основании определения Клинского городского суда по делу N 2-2276/2020, МУП "Клинские тепловые сети" осуществлено первичное его обследование, в частности, на предмет пригодности для дальнейшего безопасного использования.
По результатам обследования установлено, что оборудование ТЭЦ, находится в неудовлетворительном, аварийном состоянии, требует незамедлительного ремонта, возможно наступление чрезвычайной ситуации, связанной с полной остановкой подачи тепла, объекты уязвимы в аспекте террористической защищенности.
Согласно представленной МУП "Клинские тепловые сети" информации, оборудование находится в аварийном состоянии в связи с его многолетней эксплуатацией без проведения комплекса работ по его ремонту, замене и модернизации со стороны ООО "Энергоцентр", что явилось основанием неполучения паспортов готовности городского округа Клин к отопительным сезонам 2019-2020 и 2020-2021.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о наличии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации.
Таким образом, принятие органом местного самоуправления оспариваемого постановления соответствует его цели - предотвращение возможного введения ограничения поставки тепловой энергии, минимизация рисков чрезвычайных ситуаций техногенного характера, недопущение угрозы нарушения условий жизнедеятельности населения г.о. Клин.
Действия Главы городского округа Клин по введению постановлением от 21.12.2020 N 60-ПГ "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории городского округа Клин Московской области" и продлению постановлением от 19.05.2021 N 32-ПГ "О продлении режима чрезвычайной ситуации на территории городского округа Клин Московской области" режима чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории городского округа Клин Московской области, также обоснованы, поскольку чрезвычайная ситуация не была разрешена по окончании отопительного сезона.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03 ноября 2021 года по делу N А41-43671/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-43671/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН, ООО "ЭНЕРГОЦЕНТР"
Ответчик: Глава городского округа Клин А.Д. Сокольская РОССИЯ, .
Третье лицо: Глава городского округа Клин А.Д. Сокольская