г. Москва |
|
02 февраля 2022 г. |
Дело N А40-88009/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В. Поташовой,
судей: |
В.А. Свиридова, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
помощником судьи М.М.Пахомовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.09.2021 по делу N А40-88009/21
по заявлению АО "Мособлгаз"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: от ответчика: |
Суслякова М.А. по дов. от 19.10.2021; не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Мособлгаз" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее -ответчик, Управление) об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права от 29.01.2021 N КУВД-001/2020-19570486/2; об обязании возобновить рассмотрение заявления о проведении государственного кадастрового учета и регистрации права собственности на объект недвижимости: газопровод низкого давления Р?5кПА по адресу: Москва, п.Краснопахорское, д.Софьино.
Решением от 14.09.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Управление подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
От заявителя в материалы дела поступил отзыв.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, решение просил оставить без изменения.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, в связи с чем, спор рассмотрен в его отсутствие в порядке ст.123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15.10.2020 АО "Мособлгаз" в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" обратилось в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества N MFC-0558/2020-583761-1, а именно: о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на газопровод низкого давления Р<5 кПа по адресу: г. Москва, п. Краснопахорское, д. Софьино.
Факт подачи документов для государственной регистрации права и кадастрового учета подтверждается Описью документов, принятых в Филиал ГБУ МФЦ города Москвы МФЦ района Очаково-Матвеевское для оказания государственных услуг и подписью ведущего специалиста по предоставлению услуг Цимбал И.Ю. Заявлению присвоен номер КУВД-001/2020-19570486.
Уведомлением от 29.10.2020 N КУВД-001/2020-19570486/1 Управление приостановило до 29.01.2021 осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права.
28.01.2021 Заявителем было подано заявление о приостановлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество N MFC-0558/2021-138540-1, что также подтверждается подписью ведущего специалиста по предоставлению услуг Беляевой Н.В.
Вместе с тем, Уведомлением от 29.01.2021 N КУВД-001/2020-19570486/2 в государственной регистрации прав АО "Мособлгаз" отказано в связи с истечением 29.01.2021 срока приостановления, указанного в Уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 29.10.2020 и не устранением приведенных в Уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав.
Считая указанные решения ответчика незаконными, Общество обратилось в суд.
Удовлетворяя требования АО "Мособлгаз", суд верно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника, представителя собственника или иного лица, указанного в п. 1-3 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (п. 4 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ).
В силу части 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В рассматриваемом споре отказ регистрирующего органа был мотивирован тем, что не устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, а именно:
в составе технического плана отсутствуют Ордер (разрешения) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов и Уведомление о закрытии Ордера;
в нарушение п.57 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (ред. от 09.08.2018) "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" графическая часть технического плана оформляется в масштабе 1:100 на листах формата А4, а в случае, когда местоположение здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства не может быть отображено на листе указанного формата, графическая часть технического плана может оформляться на листах больших форматов и (или) в масштабе 1:200;
в нарушение пункта 21 Требований электронный образ документа не обеспечивает визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество представленных электронных образов документов и документов в формате JPEG должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Если бумажный документ состоит из двух и более листов, электронный образ такого бумажного документа в формате PDF формируется в виде одного файла. Для сканирования документов необходимо использовать полноцветный режим с разрешением 300 dpi. Документы в формате JPEG должны быть выполнены в 24-битном цветовом пространстве. Разрешение изображения не должно быть меньше 250 dpi и больше 450 dpi;
Требования к проектной документации, а также к ее составу установлены ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком (ч. 15 указанной статьи).
Между тем, отказывая в осуществлении регистрационных действий по вышеуказанным основаниям, Управлением не учтено следующее.
В соответствии с п. 70 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 (далее - Административный регламент) уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
Однако, как верно установлено судом первой инстанции, АО "Мособлгаз" объективно не могло устранить основания приостановления государственной регистрации, так как из уведомления о приостановлении было не понятно, какие конкретно нарушения допущены.
Кроме того, 28.01.2021, т.е. до истечения срока приостановления, Заявителем в Управление (через Филиал ГБУ МФЦ города Москвы МФЦ района ОчаковоМатвеевское) было подано заявление о приостановлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество N МРС-0558/2021-138540-1.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет) государственная регистрация прав могут быть приостановлены не более чем на шесть месяцев однократно на основании заявления лиц, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, доказательств рассмотрения указанного заявления АО "Мособлгаз" и принятия по нему соответствующего решения регистрирующим органом в материалы дела не представлено (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
При таких обстоятельствах, принятие Управлением решения об отказе в государственной регистрации со ссылкой на неустранение заявителем в установленный срок причин, препятствующих ее осуществлению, не может быть признано законным.
по общему правилу при создании нового объекта недвижимости его постановка на кадастровый учет и государственная регистрация прав на этот объект осуществляется одновременно (п. 3 ст. 14, ст. 40 Закона N 218-ФЗ).
Из п. 10.1 ст.1 Градостроительного кодекса РФ следует газопровод и другие подобные сооружения относятся к линейным объектам.
В силу пунктов 3, 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство не требуется в случаях строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, а также в случаях, если в соответствии с данным Кодексом законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Во исполнение пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень, в который включены подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и правильно применив приведенные выше нормы земельного и градостроительного законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае возведенный АО "Мособлгаз" объект недвижимости - газопровод низкого давления Р<5 кПа по адресу: г. Москва, п. Краснопахорское, д. Софьино. по существу представляет собой линейный объект, для создания которого не требовалось получения отдельного разрешения на строительство и предоставления земельного участка. При этом АО "Мособлгаз" получено разрешение от 29.05.2019 N Р-12-001033 на использование земель, находящихся в собственности г. Москвы.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом РФ возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства.
Принимая во внимание, что для возведения спорного линейного сооружения не требовалось получения разрешения на строительство и предоставления земельного участка, суд первой инстанции признал, что у Управления Росреестра не имелось предусмотренных законом оснований требовать от АО "Мособлгаз" предоставления документов, подтверждающих возможность размещения данного сооружения на земельном участке.
При таких обстоятельствах, принятие Управлением решения об отказе в государственной регистрации со ссылкой на не устранение заявителем в установленный срок причин, препятствующих ее осуществлению, не может быть признано законным.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда первой инстанции являются несостоятельными.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что ответчик не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Срок, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем в данном случае не пропущен, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения суда.
Нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности поданной апелляционной жалобы и оставлению обжалуемого решения суда первой инстанции без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.09.2021 по делу N А40-88009/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-88009/2021
Истец: АО "МОСОБЛГАЗ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ