г. Самара |
|
03 февраля 2022 г. |
Дело N А55-16570/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 февраля 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Бажана П.В., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахмеджановой Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31.01.2022 в помещении суда апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.10.2021 по делу N А55-16570/2021 (судья Степанова И.К.), возбужденному по заявлению акционерного общества "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" (ИНН 6330017980, ОГРН 1026303117994), г.Новокуйбышевск Самарской области, к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям (ИНН 6315800795, ОГРН 1046300456058), г.Самара, об оспаривании предписания,
в судебном заседании приняли участие:
от АО "ННК" - Комова Е.В. (доверенность от 01.01.2022),
от Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям - Толмасова Е.Г. (доверенность от 10.01.2022),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" (далее - АО "ННК", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом принятого судом первой инстанции в порядке ст.49 АПК РФ уточнения заявленных требований) о признании недействительными п.1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9 предписания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям (далее - административный орган) от 24.03.2021 N 5-вн.
Решением от 11.10.2021 по делу N А55-16570/2021 Арбитражный суд Самарской области заявленные требования удовлетворил.
Административный орган в апелляционной жалобе просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
АО "ННК" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель административного органа апелляционную жалобу поддержала, просила отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Представитель АО "ННК" апелляционную жалобу отклонила, просила оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, на основании приказа от 19.02.2021 N 39-КНД административный орган провел внеплановую выездную проверку по вопросу исполнения АО "ННК" ранее выданного предписания от 25.09.2020 N 50.
По результатам проверки административный орган составил акт проверки от 24.03.2021 N 47-вн и выдал обществу предписание от 24.03.2021 N 5-вн об устранении в срок до 24.06.2021 нарушений, в том числе:
1. В нарушение природоохранного законодательства на источниках N 0115, 0116, 0117, 0005, 0017, 0018, 0260, 0292, 0262, 0285 производственно-экологический контроль осуществляется в местах отбора проб, не соответствующих установленным требованиям;
2. В отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух АО "ННК" осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на стационарных источниках (ч.1 ст.14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"; далее - Закон N 96-ФЗ);
3. Нарушены условия специального разрешения (разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 14.12.2018 N 457 и от 29.01.2018 N 27) в части актуализации сведений о наименовании цехов и структурных подразделений при проведении инвентаризации источников выбросов (ст.30 Закона N 96-ФЗ);
4. Нарушены требования природоохранного законодательства в части отсутствия актуализированных согласованных мероприятий по уменьшению выбросов ЗВ в атмосферный воздух (ч.3 ст.19 Закона N 96-ФЗ, раздел II приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.11.2018 N 811);
5. Нарушение природоохранного законодательства при эксплуатации котлована производственных отходов цеха N 23, а именно: отсутствует разграничение сбора и захоронения карт твердых и жидких отходов (отсек N 1 и N 2), не сформированы рабочие карты захоронения отходов различного класса, не соблюдаются минимальные параметры ГТС и объектов котлована ПО - превышения гребня дамбы над уровнем воды менее 1,0 м, визуально отсутствует ограждающая дамба котлована промышленных отходов между отсеками N 1 и N 2 (ч.1 ст.11, ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; далее - Закон N 89-ФЗ);
6. Не внесена плата за 2019 год в полном объеме за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в части разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух N 58 и N 274, срок действия которых истек в 2019 году (ч.2-4 ст.16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; далее - Закон N 7-ФЗ);
8. В нарушение условий договора от 01.01.2020 N 85К-2020 НкОС/А632520/0247Д на оказание услуг по транспортировке стоков установлены превышения по компонентам: АПАВ, меди, железу общему, цинку, нефтепродуктам, алюминию, аммиаку и аммоний-ионам (ч.6 ст.56, п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса Российской Федерации; далее - ВК РФ);
9. В нарушение условий договора от 01.01.2020 N 85К-2020 НкОС/А632520/0247Д на оказание услуг по транспортировке стоков с АО "НкОС" установлены превышения по следующим компонентам: АПАВ, меди, железу общему, цинку, хлоридам, фосфат-ионам (в пересчете на фосфор), БПКполн., нефтепродуктам, алюминию, аммиаку и аммоний-ионам (ч.6 ст.56, п.1 ч.6 ст.60 ВК РФ).
Не согласившись с предписанием административного органа, АО "ННК" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Ч.1 ст.198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ст.200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч.1 ст.65 АПК РФ).
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя. Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Как видно из материалов дела, в ходе проверки административный орган выявил, что места (точки) отбора проб загрязняющих веществ на предмет прямого газовоздушного потока на источниках выброса не соответствуют требованиям природоохранного законодательства, точки расположены на расстоянии до 1-2 диаметра прямолинейного участка газохода, что не соответствует требованиями п.1.4 ПНД Ф 12.1.1-99 "Методические рекомендации по отбору проб при определении концентраций вредных веществ (газов и паров) в выбросах промышленных предприятий", согласно которому При отсутствии достаточно длинных прямолинейных участков в газоходе оптимальным местом выбора измерительного сечения является расстояние, определяемое 5 - 6 диаметрами газохода перед местом проведения измерений и 3 - 4 диаметрами - после него.
По мнению АО "ННК", установленный предписанием срок устранения нарушения (24.06.2021) является недостаточным, а п.1 предписания - неисполнимым, поскольку в соответствии с ПНД Ф 12.1.1-99 обществу необходимо иметь результаты предпроектных решений по всем источникам выброса общества, выполнить предварительные расчеты рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и обосновать возможность оборудования точек отбора проб промышленных выбросов в атмосферный воздух, разработать проектную документацию, провести мероприятия по оборудованию точек отбора проб.
Общество ссылается на то, что проведено комиссионное обследование точек отбора проб на организованных источниках выбросов загрязняющих веществ АО "ННК", по результатам которого утвержден акт обследования организованных источников выбросов загрязняющих веществ АО "ННК" от 05.03.2020 N 1; разработан и утвержден "План выполнения работ по разработке предпроектной документации по оборудованию точек отбора проб промышленных выбросов по каждому организованному источнику выбросов загрязняющих веществ АО "ННК" в соответствии с требованиями Методических рекомендаций.." от 31.08.2020 со сроком выполнения до 31.12.2024; Управлением промышленного проектирования АО "ННК" проведена предпроектная проработка по оборудованию источников выбросов, указанных в предписании.
Согласно заключению специалистов от 02.03.2021 во избежание ухудшения качества атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны АО "ННК" и в жилой зоне г.о.Новокуйбышевск и причинения ущерба окружающей среде, возможность оборудования точек отбора на источниках выброса N N 0018, 0292, 0115 в соответствии с ПНД Ф 12.1.1-99 будет установлена после предварительного анализа расчета рассеивания выбросов на атмосферный воздух, во избежание ухудшения состояния атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны и территории г.Новокуйбышевска. По источнику N 0005 отд.0102 разработана и утверждена "Программа оборудования точек отбора проб на источниках выбросов цеха N 1, отд.0102", согласно которой срок оборудования точки отбора на данном источнике будет определен после разработки проектной документации и определению объемов материалов и видов работ.
По источникам N N 0017, 0260, 0262, 0285, 0116, 0117 приведение точек отбора в соответствии с ПНД Ф 12.1.1-99 невозможно ввиду следующего. Согласно п.1.3 и 1.4 ПНД Ф 12.1.1-99 измерительное сечение должно располагаться на прямолинейном участке газохода с установившимся газовым потоком, где отсутствуют возвратные или вращательные движения газа и пыли, и находиться как можно дальше от вентиляторов, циклонов, задвижек и т.д. При отсутствии достаточно длинных прямолинейных участков в газоходе оптимальным местом выбора измерительного сечения является расстояние, определяемое 5-6 диаметрами газохода перед местом проведения измерений и 3 - 4 диаметрами - после него. В соответствии с ГОСТ 15528-86 "Средства измерений расхода, объема или массы протекающих жидкости и газа. Термины и определения" под прямолинейным участком трубопровода понимается участок трубопровода, ось которого прямолинейная, а площадь и форма поперечного сечения постоянные, что обеспечивает стабилизацию профиля скоростей потока. Источник N 0017 представляет собой высотное сооружение для создания тяги и отвода газообразных продуктов сгорания топлива в атмосферу, дымовая труба выполнена кирпичной кладкой и имеет переменный диаметр от 3800 до 1800 мм (конусообразное сечение). Высота сооружения 50 000 мм. Движение дымовых газов по тракту трубы осуществляется с изменяющейся скоростью, что связанно с переменным диаметром сооружения. Учитывая, что измерительное сечение в соответствии с ПНД Ф 12.1.1-99 должно располагаться на прямолинейном участке газохода, измерение выбросов на трубе переменного сечения невозможно.
Источники N N 0260 и 0285 - для отбора проб в соответствии с ПНД Ф 12.1.1-99 необходимо выполнить площадку обслуживания, что не представляется возможным, так как для подъема на площадку требуется строительство шахтной лестницы, для размещения которой отсутствует практическая возможность (нет свободного места).
Источник N 0262 представляет собой вентиляционную трубу диаметром 2000 мм. Прямолинейный участок для отбора проб не имеет достаточную длину газохода. Для соблюдения требований ПНД Ф 12.1.1-99 необходимо нарастить трубу на 7,5 м, что не представляется возможным, поскольку это повлечет за собой увеличение нагрузок на существующий фундамент.
По источнику N 0116 - отсутствует достаточная длина газохода, необходимо нарастить прямолинейный участок, оборудовать площадку для отбора проб. При наращивании воздуховода и его крепления увеличивается нагрузка на существующие строительные конструкции. Устройство площадки выполнить невозможно, поскольку для подъема на площадку требуется строительство шахтной лестницы, для которой потребуются дополнительные конструкции, увеличивающие значительно нагрузки на существующие стойки, балки площадки обслуживания.
По источнику N 0117 - отсутствует достаточная длина газохода, необходимо нарастить прямолинейный участок и изменить трассу, что возможно после демонтажа двух плит перекрытия, с последующим монтированием металлических балок. Данное мероприятие выполнить невозможно, так как согласно экспертизе промышленной безопасности N 073-01/2015 регистрационный номер 53-ЗС-04050-2015 здание отделения имеет серьезные отклонения от требований промышленной безопасности (дефекты несущих конструкций, находящихся в предаварийном и аварийном состоянии). Оценить возможность выполнения данных мероприятий возможно после проведения мер по укреплению и восстановлению кирпичных стен и оснований, в настоящее время АО "ННК" ведется разработка проекта по реконструкции здания отделения цеха N 10.
Как указывает АО "ННК", по результатам предпроектной проработки по источникам N N 0017, 0260, 0262, 0285, 0116, 0117 в настоящее время у него отсутствует объективная возможность организации точек отбора проб в соответствии с природоохранным законодательством.
По мнению АО "ННК", окончательный вывод о возможности приведения источников выбросов в соответствии с требованиями ПНД Ф 12.1.1-99 будет сделан после выполнения Плана в полном объеме в срок до 31.12.2024 и проведения расчетов рассеивания от всех источников выброса АО "ННК", после чего для выполнения п.1 предписания АО "ННК" приступит к этапу по разработке проектной документации и проведению мероприятий по приведению точек отбора проб в соответствии с ПНД Ф 12.1.1-99.
Исходя из изложенного, общество полагает п.1 предписания неисполнимым в установленный административным органом срок.
Возражая против доводов общества, административный орган ссылается на нарушение обществом требования ст.67 Закона N 7-ФЗ, согласно которой производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды; юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
В соответствии с ПНД Ф 12.1.1-99 для отбора проб должен быть прямой газовоздушный поток, а при отсутствии достаточно длинных прямолинейных участков в газоходе оптимальным местом выбора измерительного сечения является расстояние, определяемое 5-6 диаметрами газохода перед местом проведения измерений и 3 - 4 диаметрами - после него. Поскольку места (точки) отбора проб загрязняющих веществ на предмет газовоздушного потока на источниках N N 0115, 0116, 0117, 0005, 0017, 0018, 0260, 0292, 0262, 0285 не соответствуют требованиям природоохранного законодательства (точки расположены на расстоянии до 1-2 диаметра прямолинейного участка газохода), управление считает правомерным предписание обществу осуществлять производственно-экологический контроль в соответствии с действующим природоохранным законодательством.
В п.1 ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Исполнимость предписания, как и его конкретность, является важным требованием к данному виду ненормативного правового акта и одним из элементов его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность.
Предписание следует считать законным только в том случае, если оно вынесено с соблюдением установленного порядка и содержит указания, позволяющие для исполнителя однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, а также возможные действия по устранению выявленного нарушения. При этом требования, установленные в предписании, должны быть реально исполнимы.
Таким образом, обязательным основанием для выдачи предписания является установление в ходе проверки и отражение в акте и предписании конкретного вида нарушения, обоснование необходимости применения определенных правил, которые указываются в виде ссылки на нормативный правовой акт, требования которого нарушены. Аналогичные правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 2423/13.
В соответствии с п.141 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по осуществлению федерального государственного экологического надзора (утв.Приказом Росприроднадзора от 06.07.2020 N 783) предписание должно содержать, в том числе обязательные требования, которые нарушены; основание выдачи предписания - реквизиты нормативных правовых актов, которыми установлены обязательные требования, с указанием их структурных единиц (статьи, части, пункты, подпункты, абзацы).
Как верно отметил суд первой инстанции, п.1 предписания указанным требованиям не отвечает. В этом пункте содержится ссылка лишь на общую обязанность соблюдать требования природоохранного законодательства; в чем именно заключается выявленное правонарушение, требования каких именно нормативных правовых актов нарушены (со ссылкой на статьи, части, пункты, подпункты, абзацы), а также какие именно мероприятия обществу необходимо выполнить для устранения нарушения - не указано.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о неисполнимости п.1 предписания.
Оспаривая п.2 предписания, АО "ННК" указало на то, что в настоящее время разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух не оформляются; согласно п.3 ст.14 Закона N 96-ФЗ (в редакции, применяемой с 01.01.2019) исключена ответственность за отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
АО "ННК" указывает на Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ), в соответствии с ч.1 ст.11 которого разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Законом N 7-ФЗ к объектам I и II категорий, до 01.01.2019, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
Ч.1.1 ч.1 ст.11 Закона N 219-ФЗ предусмотрено, что с 01.01.2019 и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные ч.6 и 7 данной статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные ч.6 и 7 данной статьи.
Согласно ч.6 и 7 ст.11 Закона N 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 01.01.2019 по 31.12.2022 включительно. В указанный перечень включается до трехсот объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный в ч.6 данной статьи перечень, до 01.01.2025 обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
АО "ННК" не входит в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, для которых предусмотрена обязанность по оформлению комплексного экологического разрешения в период с 01.01.2019 по 31.12.2022 включительно.
Общество, со ссылкой на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 17.06.2021 N 302-ЭС21-8387, указывает, что поскольку у него имеются разрешения на выбросы в атмосферный воздух от 05.03.2015 N 58, от 31.12.2014 N 274, оформленные до 01.01.2019, это предполагает продление их действия до 01.01.2025.
Возражая против доводов общества, административный орган сослался на акт проверки N 47-вн, согласно которому 04.03.2021 и 10.03.2021 осуществлен выезд инспекторского состава межрегионального управления совместно со специалистами лаборатории филиала "ЦЛАТИ по Самарской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" на территорию восточной площадки АО "ННК" (ранее ЗАО "Нефтехимия", ЗАО "Самараоргсинтез"). Предприятие осуществляло свою деятельность в штатном режиме, зафиксирован выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Согласно информационно-аналитической справки филиала "ЦЛАТИ по Самарской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО к акту от 10.03.2021 N 5/1/2021-ПрВ-ГК на источнике выброса N 0116 зафиксирован выброс ацетона. Таким образом, административный орган считает доказанным вменяемое обществу нарушение ч.2 ст.14 Закона N 96-ФЗ.
Также административный орган указал на введенную с 01.01.2019 новую систему нормирования хозяйствующих субъектов по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (ОНВОС) и отнесенным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам I, II, III и IV категорий" к объектам I, II, III и IV категорий.
Ссылаясь на ч.1.1 ст.11 Закона N 219-ФЗ, п.1 ст.69.2 Закона N 7-ФЗ, федеральный государственный реестр объектов ОНВОС, административный орган отметил, что АО "ННК" производство олефинов и синтетического этанола, расположенное по адресу: Самарская область, г.Новокуйбышевск, не имеет свидетельство о постановке на учет объекта I категории ОНВОС, с присвоением ему кода объекта ОНВОС.
В связи с этим административный орган письмом от 16.11.2020 N 07-61/9899 в ответ на заявление АО "ННК" (от 11.11.2020 N 14752/16) отказал в установлении предельно допустимых выбросов для АО "ННК" производство фенола, ацетона и альфаметилстирола.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, административным органом неправильно применены положения Закона N 96-ФЗ и необоснованно не приняты во внимание имеющиеся у общества разрешения на выбросы в атмосферный воздух от 05.03.2015 N 58, от 31.12.2014 N 274, оформленные до 01.01.2019, представленные обществом в Росприроднадзор с сопроводительным письмом от 11.09.2020 N 15-3/454.
Как следует из представленных по настоящему делу разрешений, перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух, являющийся неотъемлемой частью разрешения, содержит ацетон.
По п.3 предписания (нарушение условий специального разрешения (разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 14.12.2018 N 457 и от 29.01.2018 N 27) в части актуализации сведений (наименования цехов и структурных подразделений) при проведении инвентаризации источников выбросов) АО "ННК" указывает на то, что данный вопрос был предметом исследования Новокуйбышевского городского суда Самарской области. Вступившим в законную силу решением суда от 04.03.2021 производство по административному делу, возбужденному по ч.2 ст.8.21 КоАП РФ, прекращено в связи с отсутствием события правонарушения. При рассмотрении дела судом исследованы материалы проверки, разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 29.01.2018 N 27 и от 14.12.2018 N 457 и приложения к ним. По результатам рассмотрения этих документов суд установил, что наличие источников вредных веществ, не указанных в разрешениях, материалы проверки не содержат. Изменение наименование цехов и структурных подразделений в соответствии со ст.22 Закона N 96-ФЗ не является основанием для внесения изменений в документацию об инвентаризации источников выбросов в атмосферный воздух.
Административный орган, ссылаясь на положения ст.30, ч.4 ст.22, ч.11 ст.96 Закона N 96-ФЗ, указал, что АО "ННК" объединило объекты в один, совпала нумерация источников, в результате чего произошло наложение одинаковых номеров, поэтому необходимо произвести пересмотр всех источников и провести новую инвентаризацию.
Суд первой инстанции эти доводы административного органа обоснованно отклонил, указав, что административным органом не учтено вступившее в законную силу решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 04.03.2021, согласно которому наличие источников вредных веществ, не указанных в разрешениях, материалы проверки не содержат. Изменение наименование цехов и структурных подразделений в соответствии со ст.22 Закона N 96-ФЗ не является основанием для внесения изменений в документацию об инвентаризации источников выбросов в атмосферный воздух.
Согласно ст.6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21.12.2011 N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела.
Обстоятельства, установленные судом общей юрисдикции, должны учитываться арбитражным судом.
Оспаривая п.4 предписания, АО "ННК" ссылается на отсутствие нарушения ч.3 ст.19 Закона N 96-ФЗ, поскольку обществом разработан и утвержден "План мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий для АО "ННК"" (далее - План), который 26.09.2019 был согласован с Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. В связи с введением с 27.06.2020 приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.11.2018 N 811 (далее - Приказ N 811) АО "ННК" заключило договор от 08.07.2019 N А632519/0500Д с ООО научно-проектной компанией "ЭКО". Актуализированный План с заявлением от 16.07.2020 N 15/350 направлен на согласование в установленном Постановлением Правительства Самарской области от 24.11.2010 N 596 "Об организации работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Самарской области" порядке, однако в письме от 01.10.2020 N 27-03-02/20806 Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, со ссылкой на п.21 Приказа N 811, указало на отсутствие оснований для согласования нового Плана.
В обоснование своей позиции административный орган сослался на отказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (письма от 14.08.2020 N 27-03-02/16905, от 01.10.2020 N 27-03-02/20806) АО "ННК" в согласовании указанного Плана и считает не представленными обществом согласованные с Министерством актуализированные мероприятия по уменьшению выбросов ЗВ в атмосферный воздух в ходе проверки.
Суд первой инстанции правильно признал доводы административного органа несостоятельными.
Согласно п.3 ст.19 Закона N 96-ФЗ при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий утверждены Приказом N 811.
Приказом N 811 установлено, что разработка мероприятий при неблагоприятных метеорологических условий осуществляется для всех источников выбросов на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (объекты I, II и III категорий), подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды в соответствии со ст.22 Закона N 7-ФЗ.
При этом вопросы разработки для конкретного предприятия мероприятий по уменьшению выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий регулируются порядком проведения таких работ, установленным в соответствующем субъекте Российской Федерации.
На территории Самарской области действует Порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории самарской области (утв.Постановлением Правительства Самарской области от 24.11.2010 N 596; далее - Порядок N 596), п.9 которого предусмотрено, что мероприятия в период НМУ разрабатываются и утверждаются руководителем юридического лица или иным уполномоченным лицом и согласовываются с министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
В соответствии с Порядком N 596 АО "ННК" разработан и утвержден "План мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий для АО "ННК", который 26.09.2019 был согласован Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
В связи с введением с 27.06.2020 Приказа N 811 АО "ННК" подготовило и направило в Министерство на согласование актуализированный План (заявление от 16.07.2020 N 15/350), однако в письме от 01.10.2020 N 27-03-02/20806 Министерство, со ссылкой на п.21 Приказа N 811, указало на отсутствие оснований для согласования нового Плана.
П.21 Приказа N 811 предусмотрены случаи, при которых хозяйствующим субъектом должна осуществляется корректировка мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях, включая наличие изменений технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, включенного в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях, изменились более чем на 25%.
В отсутствие таких случаев, план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не подлежит корректировке.
Таким образом, в отсутствие оснований для корректировки, указанных в п.21 Приказа N 811, в настоящее время действующим планом мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий является "План мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий для АО "ННК", согласованный Министерством 26.09.2019, который был предоставлен в Росприроднадзор с письмом от 11.09.2020 N 15-3/454.
Как верно указал суд первой инстанции, ни оспариваемое предписание, ни материалы проверки не содержат сведений об изменении технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, включенного в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях, изменились более чем на 25%, что является основанием для корректировки мероприятий.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии в данном случае нарушения ч.3 ст.19 Закона N 96-ФЗ и раздела II Приказа N 811.
Оспаривая п.5 предписания, АО "ННК" указывает на то, что ч.1 ст.11 Закона N 89-ФЗ не подлежит применению в отношении объектов АО "ННК", и ссылается на выполненные в целях соблюдения указанных требований мероприятия: разработана Программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов АО "ННК", по результатам проведения которой утвержденные отчеты за 2019-2020 письмами от 14.01.2020 N 15-3/8, от 28.12.2020 N 15-3/717 направлены в Росприроднадзор в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.09.2014 N 592; котлованы для складирования ПО АО "ННК" внесены в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) за N 63-00042-3-00592-250914; в целях недопущения нарушения требований по обращению с отходами производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, обществом в Росприроднадзоре получено решение от 15.07.2020 N 10-П/20 о переоформлении документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в соответствии с которым отходы передаются на утилизацию; для утилизации заключен договор на оказание услуг от 23.03.2020 N А632520/0239Д; по обращению с твердыми коммунальными отходами обществом заключен договор на оказание услуг от 13.05.2019 N ТКО-131/А632519/0320Д.
Возражая против доводов общества, административный орган сослался на запрет ввода в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов (ч.1 ст.11 Закона N 89-ФЗ). По мнению административного органа, расположенные на территории АО "ННК" старые котлованы необходимо привести в соответствие требованиям законодательства.
Удовлетворяя требования общества в данной части, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Из материалов дела видно, что котлованы для складирования промышленных отходов введены в эксплуатацию в 1974 году (котлован N 1) и 1989 году (котлован N 2).
В состав котлована N 1 входят: отсек N 1 - для размещения жидких и пастообразных промышленных отходов, отсек N 2 - площадка размещения твердых промышленных отходов. Отсек N 1 котлована N 1 в настоящее время заполнен, отходы в него не складируются.
Котлован N 2 предназначен для складирования жидких и пастообразных отходов.
Тип котлованов N 1 и N 2 по способу заполнения - наливной, по рельефу - равнинный, способ создания емкости - ограждение выемки дамбой с четырех сторон. Таким образом, технически не предусмотрено наличие в котлованах рабочих карт захоронения отходов различного класса опасности.
В соответствии с ч.1 ст.11 Закона N 89-ФЗ запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.
Указанная норма введена Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" с 01.01.2015, тогда как котлованы введены в эксплуатацию в 1974 и 1989 годах.
В силу ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По смыслу и содержанию ч.1 ст.11 Закона N 89-ФЗ, данная норма устанавливает запрет на нарушение требований в момент ввода в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов, тогда как объекты АО "ННК" находятся в эксплуатации.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, поскольку на момент введения указанной правовой нормы котлованы уже находились в эксплуатации АО "ННК" (с 1974 года и с 1989 года), в отношении этих объектов она применению не подлежит.
В целях соблюдения требований Закона N 89-ФЗ АО "ННК" выполнило следующие мероприятия: разработана Программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов АО "ННК", по результатам проведения которой утвержденные отчеты за 2019-2020 годы с письмами от 14.01.2020 N 15-3/8, от 28.12.2020 N 15-3/717 направлены в Росприроднадзор; в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.09.2014 N 592 котлованы для складирования ПО АО "ННК" внесены в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) за N 63-00042-3-00592-250914; в целях недопущения нарушения требований по обращению с отходами производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, обществом получено решение от 15.07.2020 N 10-П/20 о переоформлении документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в соответствии с которым, вышеуказанные отходы передаются на утилизацию; для утилизации обществом заключен договор на оказание услуг от 23.03.2020 N А632520/0239Д; по обращению с твердыми коммунальными отходами обществом заключен договор на оказание услуг от 13.05.2019 N ТКО-131/А632519/0320Д.
Суд первой инстанции правильно отметил, что изложенное свидетельствует о принятии обществом необходимых мер по выполнению требований к размещению отходов, предусмотренных ст.12 Закона N 89-ФЗ.
Вывод о несоблюдении обществом минимальных параметров ГТС и объектов котлована ПО (превышение гребня дамбы над уровнем воды менее 1,0 м) административным органом сделан на основании визуального осмотра, каких-либо замеров не производилось; документального подтверждения исследования котлована промышленных отходов цеха N 23 с осуществлением замеров в материалах проверки не имеется.
Кроме того, ГТС котлованы для складирования промышленных отходов эксплуатируются в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
На основании Декларации безопасности ГТС (котлованов для складирования промотходов) 2018 обществом получено разрешение серия АВN 005186 на эксплуатацию ГТС котлованов для складирования промотходов (III класс) со сроком действия до 27.03.2022.
Декларация подготовлена специализированной организацией на основании договора от 22.05.2017 РД-40/А632517/0638Д. В ходе обследования установлено, что конструкция ограждающих и разделительных дамб соответствует проектным решениям и отвечает требованиям законодательства. Уровень безопасности ГТС котлованов для складирования промышленных отходов АО "ННК" оценивается как пониженный (стр.27 Декларации).
В 2019 году административный орган провел плановую выездную проверку в отношении АО "ННК" на указанных ГТС, и все выявленные административным органом нарушения были устранены в ходе проверки (акт проверки от 25.07.2019 N 06-07-19-017-К). При этом несоответствие параметров ГТС требованиям законодательства в ходе этой проверки административным органом не установлено.
АО "ННК" ссылается на отсутствие нарушения, указанного в п.6 предписания (невнесение платы за 2019 года в полном объеме за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в части разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух N 58 и N 274, срок действия которых истек в 2019 году), в связи с тем, что плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год внесена платежными поручениями от 19.04.2019 N 76942, от 16.07.2019 N 81150, от 15.10.2019 N 85917 на общую сумму 524 154 руб. 93 коп.
Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и административным органом не опровергнуто, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал данный пункт предписания недействительным.
Оспаривая п.8 и 9 предписания, АО "ННК" ссылается на принятие всех зависящих от него мер и проведение всех необходимых мероприятий, направленных на устранение нарушения природоохранного законодательства в части сброса сточных вод после прохождения очистки на очистных сооружениях цеха N 23 отд.2301, 2302 в сбросной коллектор АО "НкОС" с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Для доведения стоков до допустимых концентраций загрязняющих веществ обществу необходимо выполнить работы по "Реконструкции очистных сооружений АО "ННК", а до окончательного выполнения мероприятий, указанных в предписании, необходимо реализовать со II по VII этапы по "Реконструкции очистных сооружений АО "ННК", которые требуют значительные временные и финансовые затраты, такие как закупочные процедуры, выбор подрядной организации, приобретение и поставка материалов, оборудования. Обществу необходимо выполнить мероприятия, предусмотренные проектом, которые включают в себя, в том числе проведение экспертизы (ЭПБ) проектной документации, фактическое выполнение работ.
Исполнение требований п.8 и 9 предписания в установленный срок (24.06.2021) общество считает невозможным, а данные пункты предписания - неисполнимыми.
Административный орган считает доказанными нарушения обществом требований ч.6 ст.56, п.1 ч.6 ст.60 ВК РФ, так как 03.03.2021 в ходе проведения проверки совместно со специалистами лаборатории филиала "ЦЛАТИ по Самарской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" были отобраны пробы сбрасываемой сточной воды после прохождения очистки на очистных сооружениях и по результатам проведенного анализа выявлено превышение в цехе N 23, отделение 2301 (точка N 11) предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в соответствии с протоколом от 17.03.2021 N 5/2021-СтВ-ГК по следующим компонентам: по АПАВ - 0,41 мг/дм3 (ПДК - 0,22 мг/дм3), что превышает допустимую концентрацию в 1,9 раза; по меди - 0,0046 мг/дм3 (ПДК - 0,001 мг/дм3), что превышает допустимую концентрацию в 4,6 раза; по железу общему - 0,68 мг/дм3 (ПДК - 0,1 мг/дм3), что превышает допустимую концентрацию в 6,8 раза; по цинку - 0,027 мг/дм3 (ПДК - 0,01 мг/дм3), что превышает допустимую концентрацию в 2,7 раза; по нефтепродуктам - 0,076 мг/дм3 (ПДК - 0,07 мг/дм3), что превышает допустимую концентрацию в 1,1 раза; по алюминию - 0,047 мг/дм3 (ПДК - 0,04 мг/дм3), что превышает допустимую концентрацию в 1,2 раза; по аммиаку и аммоний-ионам - 1,01 мг/дм3 (ПДК - 0,5 мг/дм3), что превышает допустимую концентрацию в 2,0 раза.
Административный орган указывает на нарушение условий договора от 01.01.2020 N 85К-2020 НкОС/А632520/0247Д на оказание услуг по транспортировке стоков с АО "НкОС" в связи с установленными превышениями по следующим компонентам: АПАВ, меди, железу общему, цинку, хлоридам, фосфат-ионам (в пересчете на фосфор), БПКполн, нефтепродуктам, алюминию, аммиаку и аммоний-ионам.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд первой инстанции сделал правильный вывод о неисполнимости п.8 и 9 предписания в установленный срок, исходя из обстоятельств, непосредственно связанных с необходимостью выполнить работы по "Реконструкции очистных сооружений АО "ННК".
Так, в соответствии с дорожной картой, утвержденной и.о.генерального директора Магсумовым И.А. 17.05.2021, работы по реконструкции включают следующие этапы:
I. Выполнение технико-экономического расчета (ТЭР) по реконструкции очистных сооружений общества. Стадия предпроектной проработки. Выбор варианта к реализации.
II. Согласование расчета стоимости строительства объекта с Управлением ценовой экспертизы ПАО "НК Роснефть" (срок - IV кв.2021 - I кв.2022).
III. Вынесение на рассмотрение проекта на Технико-технологический экспертный совет (ТТЭС) ПАО "НК Роснефть" (срок - I кв.2022).
IV. При наличии положительного решения ТТЭС ПАО "НК Роснефть" вынесение проекта на рассмотрение Инвестиционного подкомитета ПАО "НК Роснефть" (срок - II кв.2022).
V. При наличии положительного решения Инвестиционного подкомитета ПАО "НК Роснефть" включение затрат в План капитальных вложений АО "ННК" (срок - I кв.2024).
VI. Заключение договора на выполнение проектной документации, определение сроков реализации (срок - IV кв.2024).
VII. Выполнение строительно-монтажных работ (срок - 2029).
Таким образом, принимая во внимание срок для реализации проекта по "Реконструкции очистных сооружений АО "ННК" (2029 год), исполнение п.8 и 9 предписания не представляется возможным по объективным причинам.
Вместе с тем в целях исполнения предписываемых требований обществом выполнен ряд работ по I этапу, а именно:
- по стокам отд.2301 выполнена "Предпроектная проработка с технико-экономическим расчетом и обоснованием реализации выбранной технологии очистки стоков с целью доведения качества очищенного стока отд.2301 цеха N 23 АО "ННК" до норм сброса", предварительная стоимость строительства объекта составляет 2,06 млрд.руб. (письмо ПАО "НК "Роснефть" от 10.07.2019 N КА-9337);
- получено заключение по обследованию строительных конструкций по объекту "Техническое перевооружение аэротенков 1-6 цеха N 23 с заменой строительных конструкций и аэрационной системы с фильтросными трубами";
- подписан договор от 02.11.2020 N 65-6419/А632620/0896Д с ООО "Башгипронефтехим" на выполнение технико-экономического расчета по "Реконструкции очистных сооружений АО "ННК". Проектная организация приступила к выполнению работ. Срок выполнения работ - июль 2021 года.
До окончательного выполнения требований, указанных в предписании, должны быть реализованы со II по VII этапы по "Реконструкции очистных сооружений АО "ННК", которые требуют значительных финансовых и временных затрат, принимая во внимание то, что указанные мероприятия необходимо выполнять последовательно.
Для повышения эффективности работы действующих очистных сооружений обществом проведены следующие мероприятия:
- разработана и утверждена "Программа финансирования ремонта очистных сооружений отделения 2301 цеха N 23 "Нейтрализация и очистка промышленных стоков" АО "ННК" 2020-2025 гг.";
- заключен договор с ООО "Инвест" от 09.04.2021 N А631621/0240Д на ремонт усреднителя N 1 участка очистных сооружений;
- выполнен проект по объекту "Перераспределение поступающих стоков с отделения 2302 на отделение 2301 цеха N 23. Останов отделения 2302", получено положительное заключение экспертизы промышленной безопасности рабочей документации;
- разработана дорожная карта по реализации проекта КС00138408 "Перераспределение поступающих стоков с отделения 2302 на отделение 2301".
Кроме того, общество обращалось в административный орган с ходатайством о продлении срока исполнения предписания (ранее выданного), на которое ответа не получило.
Как верно указал суд первой инстанции, в силу п.1 ч.1 ст.17 Закона N 294-ФЗ исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, которому выдано предписание, устранить выявленное нарушение в установленный срок.
Наличие у общества реальной возможности исполнения п.8 и 9 предписания в установленный срок (24.06.2021) административным органом не доказано.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемые пункты предписания не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы АО "ННК" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем требования общества подлежат удовлетворению.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины судом первой инстанции распределены верно.
Довод административного органа о том, что он освобожден от уплаты государственной пошлины, подлежит отклонению, поскольку суд первой инстанции взыскал с него не государственную пошлину в доход федерального бюджета, а расходы по уплате государственной пошлины в пользу АО "ННК" на основании ч.1 ст.110 АПК РФ.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а потому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе суд апелляционной инстанции не рассматривает, поскольку в силу ст.333.37 НК РФ административный орган освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 11 октября 2021 года по делу N А55-16570/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-16570/2021
Истец: АО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям