г. Саратов |
|
04 февраля 2022 г. |
Дело N А12-26231/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Землянниковой В.В., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Бессоновой С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Управление жилым фондом"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 ноября 2021 года по делу N А12-26231/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК Управление жилым фондом" (ОГРН 1163443053784, ИНН 3461059040, 400055, г. Волгоград, пр. Канатчиков, д. 22, пом. 2)
к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787, 400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 39а, оф. 205),
о признании незаконным действий по исключению сведений об управлении многоквартирным домом из реестра лицензий,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Вега-Сервис" (ОГРН 1183443016470, ИНН 3461064273, 400119, г. Волгоград, ул. им. К. Маркса, д. 5, ком. 10),
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "УК Управление жилым фондом" (далее - ООО "УК Управление жилым фондом", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконными действий Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - Госжилнадзор, Инспекция) по исключению сведений об управлении многоквартирным домом по адресу: г. Волгоград, ул. Кирова, д. 117, ООО "УК Управление Жилым Фондом" из реестра лицензий Волгоградской области с 31.08.2021.
Решением суда первой инстанции от 10 ноября 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "УК Управление жилым фондом" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Общество с ограниченной ответственностью "Вега-Сервис" (далее - ООО "Вега-Сервис") в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 11.01.2022, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании договора управления от 01.03.2021 ООО "УК Управление жилым фондом" осуществляло управление многоквартирным домом по адресу: г. Волгоград, ул. Кирова, д. 117.
12 апреля 2021 года собственниками многоквартирного дома по адресу: г. Волгоград, ул. Кирова, д. 117, принято решение, оформленное протоколом N 01/2021, о расторжении договора управления с ООО "УК Управление жилым фондом", выборе в качестве управляющей компании ООО "Вега-Сервис", заключении с ООО "Вега-Сервис" договора управления сроком на 5 лет (т. 1, л.д. 48-53).
22 июля 2021 года ООО "Вега-Сервис" направило в Инспекцию заявление N 04/6790 о включении сведений об управлении многоквартирным домом по адресу: г. Волгоград, ул. Кирова, д. 117, на основании протокола от 12.04.2021 N 01/2021.
Госжилнадзором на основании приказа от 09.08.2021 N 1365 в связи с поступлением заявлений ООО "Вега-Сервис" о внесении сведений об управлении многоквартирными домами в реестр лицензий Волгоградской области проведена проверка в отношении ООО "УК Управление Жилым Фондом", в ходе которой установлено, что договор управления с ООО "УК Управление Жилым Фондом" расторгнут 26.07.2021.
На основании результатов проверки Инспекцией принято решение о внесении в реестр лицензий Волгоградской области сведений об управлении многоквартирным домом по адресу: г. Волгоград, ул. Кирова, д. 117, ООО "Вега-Сервис" с 01.09.2021.
Полагая, что действия Инспекции по исключению сведений об управлении многоквартирным домом по адресу: г. Волгоград, ул. Кирова, д. 117, ООО "УК Управление Жилым Фондом" из реестра лицензий Волгоградской области с 31.08.2021, являются незаконными, нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя, ООО "УК Управление Жилым Фондом" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с требованиями статьи 195 ЖК РФ, сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации и сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утверждены Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр).
Пунктами 2 и 3 Порядка N 938/пр определены требования к заявлению и прилагаемым документам, необходимым для внесения изменений в реестр лицензий по заявлению управляющей организации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Порядка N 938/пр, к заявлению о внесении изменений в реестр прилагается копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Порядка N 938/пр, к заявлению о внесении изменений в реестр прилагается, в том числе, копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 938/пр, в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка N 938/пр;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка N 938/пр;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судебной коллегией отклоняется довод подателя жалобы о том, что судом первой инстанции неправомерно не учтено, что в силу части 8.2 статьи 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, только если управляющая организация не выполняет условий такого договора, в силу следующего.
Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом (часть 8.2 статьи 162 ЖК РФ).
При одностороннем расторжении собственниками договора управления домом с управляющей организацией обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453 ГК РФ).
Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 7677/11, собственники помещений в многоквартирном доме вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
В силу действующего правового регулирования деятельность любой управляющей организации зависит от волеизъявления собственников жилья, которые могут в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет такой договор, но и в случае, если они приняли решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом; оценка правомерности действий собственников помещений многоквартирного дома при принятии решения о выборе способа управления в силу части 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к судебному контролю и не может осуществляться государственным органом исполнительной власти при рассмотрении заявления лицензиата о включении многоквартирного дома в реестр многоквартирного дома.
Представленным в материалы дела протоколом общего собрания собственников помещений данного многоквартирного дома от 12.04.2021 N 01/2021 подтверждается, что собственниками реализовано право на смену управляющей компании на основании решения общего собрания собственников.
Доказательств того, что принятое решение общего собрания собственников признано недействительным, в материалы дела не представлено; обстоятельств, свидетельствующих о ничтожности решения собрания, инспекцией не установлено, в ходе рассмотрения настоящего дела ссылок на данные обстоятельства также не приведено.
Ссылка подателя жалобы на протокол внеочередного общего собрания собственников помещений спорного дома от 09.04.2021 и дополнительное соглашение к договору управления от 01.03.2021 отклоняется судебной коллегией, поскольку данные документы в установленном порядке в Инспекцию не представлялись, доказательств принятия данного соглашения в установленном жилищным законодательством порядке не представлено.
В адрес ООО "УК Управление Жилым Фондом" инициатором проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу г. Волгоград, ул. Кирова, д. 117, Пастуховой А.И. направлялось уведомление с приложением копии внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 12.04.2021 N 01/2021, которым принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом по адресу г. Волгоград, ул. Кирова, д. 117, - управление управляющей организацией ООО "Вега-Сервис".
Данное уведомление получено ООО "УК Управление Жилым Фондом" 24.05.2021, что подтверждается штампом входящей корреспонденции (л.д. 47).
Таким образом, договор управления с ООО "УК Управление Жилым Фондом" расторгнут собственниками с 26.07.2021.
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Инспекцией по результатам рассмотрения заявления и документов, представленных ООО "Вега-Сервис", приняла решение о внесении в реестр лицензий Волгоградской области сведений об управлении многоквартирным домом по адресу: г. Волгоград, ул. Кирова, д. 117, ООО "Вега-Сервис" с 01.09.2021.
Судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии нарушений оспариваемыми действиями прав и законных интересов ООО "Управление 34", поскольку собственниками реализовано право на смену управляющей компании на основании решения общего собрания собственников, данное решение не оспорено, не является ничтожным. Сведения, содержащиеся в реестре лицензий, о лице, осуществляющем управление спорным домом, соответствуют воле собственников и нормам действующего законодательства.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 ноября 2021 года по делу N А12-26231/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-26231/2021
Истец: ООО "УК УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛЫМ ФОНДОМ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "ВЕГА-СЕРВИС"