город Омск |
|
03 февраля 2022 г. |
Дело N А70-9845/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Солодкевич Ю.М., судей Сафронова М.М., Рожкова Д.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Губанищевой У.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-84/2022) акционерного общества "Урало-Сибирская Теплоэнергетическая компания" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.11.2021 по делу N А70-9845/2020 (судья Игошина Е.В.), принятое по иску акционерного общества "Урало-Сибирская Теплоэнергетическая компания" (ИНН 7203420973, ОГРН 1177232016510) к акционерному обществу "2Мен Групп Девелопмент" (ИНН 7701651356, ОГРН 1067746424899) о взыскании 834 210 руб. 35 коп., третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области (ОГРН 1087232026200, ИНН 7202187072),
при участии в судебном заседании посредством веб-конференции с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" представителя акционерного общества "Урало-Сибирская Теплоэнергетическая компания" - Юшковой М.А. по доверенности от 14.09.2021 N 431,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Урало-Сибирская Теплоэнергетическая компания" (далее - АО "УСТЭК", компания, истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к акционерному обществу "2Мен Групп Девелопмент" (далее - АО "2Мен Групп Девелопмент", общество, ответчик) о взыскании 834 210 руб. 35 коп. задолженности по договору на теплоснабжение от 03.08.2018 N Т-38251 (далее - договор) за март, апрель 2020 года.
Определением от 28.10.2020 судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области (далее - департамент).
Решением от 22.11.2021 Арбитражного суда Тюменской области исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 819 408 руб. 75 коп. основного долга, 19 335 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не соглашаясь с указанным судебным актом, АО "УСТЭК" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его изменить, принять по делу новый судебный акт, исковые требования удовлетворить полностью.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указал, что суд в нарушение части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) неверно применил утвержденный департаментом льготный тариф к теплоснабжению машино-мест в многоквартирном доме (далее - МКД), поскольку указанные объекты не являются жилыми помещениями, а значит, применению подлежит не льготный, а экономически обоснованный тариф, предусмотренный для нежилых помещений. Вывод суда о том, что расчёт неустойки, произведенный истцом, является не верным, не соответствует действительности. Позиция АО "УСТЭК" подтверждается судебной практикой.
Представители ответчика и третьего лица надлежащим образом извещены в соответствии со статьёй 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. На основании статей 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие этих участников процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Повторно рассмотрев материалы дела, выслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции установил, что между истцом (теплоснабжающая организация, ТСО) и ответчиком (исполнитель) заключен договор от 03.08.2018 N Т-28251 (т. 1 л. 16-23), по условиям которого ТСО обязуется поставлять исполнителю через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель для нужд отопления, вентиляции и горячего водоснабжения объектов жилого фонда, находящихся в его ведении, а исполнитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель, соблюдать режим их потребления в объёме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования (пункт 1.1 договора).
В Приложении N 1.1 к договору стороны согласовали перечень объектов, на которые поставляется тепловая энергия: ул. М. Горького, 53, ж.д.; ул. М. Горького, 53/1, паркинг 1 этап; ул. М. Горького, 53, жилой дом; ул. М. Горького, паркинг 2 этап.
Договор заключен на срок по 30.06.2019 и вступает в силу с момента его подписания и подписания всех приложений к нему, а по расчетам - до полного исполнения сторонами своих обязательств. Взаимоотношения сторон в период с 01.07.2018 до момента заключения договора регулируются условиями настоящего договора (пункт 11.1 договора).
В соответствии с пунктом 7.1 договора расчетный период для расчета за тепловую энергию и теплоноситель устанавливается равным календарному месяцу.
Оплата за потребленную тепловую энергию и теплоноситель производится исполнителем до 15 числа месяца, следующего за расчетным периодом. При этом платежи собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, поступившие на расчетный счет исполнителя, подлежат перечислению со стороны исполнителя в пользу ТСО не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей собственников помещений в многоквартирном доме и нанимателей помещений в многоквартирном доме исполнителю (абзац второй пункта 7.2 договора).
Распоряжением департамента от 27.12.2017 N 764/01-21 компании установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям города Тюмени, в том числе на период с 01.01.2020 по 30.06.2020 для всех потребителей установлен одноставочный тариф в размере 1 530 руб. 44 коп. за Гкал (без налога на добавленную стоимость, далее - НДС), а для населения установлен одноставочный тариф в размере 1 836 руб. 53 коп. (с НДС) за Гкал (что также составляет 1 530 руб. 44 коп. за Гкал без НДС) (далее - экономически обоснованный тариф).
Распоряжением департамента от 18.12.2019 N 628/01-21 компании установлены льготные тарифы на тепловую энергию, в том числе тариф для населения на период с 01.01.2020 по 30.06.2020 в жилищном фонде, введенном в эксплуатацию с 01.07.2017 по 30.06.2019, в размере 1 413 руб. 11 коп. (без НДС) или 1 695 руб. 73 коп. (с НДС) (далее - льготный тариф).
Во исполнение договорных обязательств в марте, апреле 2020 года истец поставил на объекты ответчика тепловую энергию, что подтверждается актами приема-передачи от 31.03.2020 N СТ000022260, от 30.04.2020 N СТ000029737 (т. 1 л. 24), ведомостью отпуска (т. 1 л. 26), расчетом объема потребления тепловой энергии (т. 1 л. 28), стоимость которой по его расчёту составляет 834 210 руб. 35 коп.
На оплату потребленной тепловой энергии ответчику выставлены счета - фактуры от 31.03.2020, от 31.04.2020 (т. 1 л. 21).
Поскольку обязательство по оплате полученных энергоресурсов обществом не исполнено, компания направила в его адрес претензию от 18.05.2020 N 4452, которая оставлена без удовлетворения (т. 1 л. 29-33).
Названные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 309, 310, 424, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьёй 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), пунктами 2, 13, 38, 42(1), 43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пунктами 9, 22 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), пунктом 5(3) постановления Правительства Российской Федерации N 1075 от 22.10.2012, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), а также приказом Федеральной службы по тарифам N 760-э от 13.06.2013 "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", правовой позицией, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 14340/11, и исходил из того, что факт передачи компанией тепловой энергии и теплоносителя на объекты, находящиеся в управлении общества, подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, в то время как оплата за полученные энергоресурсы не произведена. При этом суд удовлетворил иск в части согласно контррасчету стоимости ресурсов, составленному обществом (т. 1 л. 78-81), применив льготный тариф к объему ресурсов, переданных для теплоснабжения машино-мест, принадлежащих физическим лицам, а также мест общего пользования, пропорционально площади таких машино-мест.
Повторно рассмотрев материалы дела по имеющимся в нём доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения оспариваемого решения, исходя из следующего.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию компании с применением судом первой инстанции льготного тарифа к теплоснабжению машино-мест, принадлежащих физическим лицам, так как компания полагает, что машино-место подпадает под определение нежилого помещения, содержащееся в пункте 2 Правил N 354, поэтому к исчислению стоимости энергоресурсов, поставляемых для теплоснабжения машино-места вне зависимости от его принадлежности и целей эксплуатации подлежит применению экономически обоснованный тариф.
Данная позиция также занималась департаментом в ходе рассмотрения настоящего дела (т. 1 л. 129-132).
Таким образом, компанией в основание своей позиции положен "пообъектный критерий", при котором выбор тарифа осуществляется исключительно исходя из характеристик объекта теплоснабжения без учета особенностей субъекта права собственности и нужд, для удовлетворения которых объект эксплуатируется.
Подобный подход суд апелляционной инстанции признает ошибочным.
До придания машино-месту статуса самостоятельного объекта недвижимости Федеральным законом от 03.07.2016 N 315-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 315-ФЗ) проблема тарификации ресурсоснабжения этой части общего имущества собственников помещений в МКД решалась путем применения позиции, выраженной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.01.2008 N 10211/07 и от 24.09.2013 N 6037/13.
Ее суть заключалась в необходимости применения единого тарифа для населения, установленного для соответствующего вида МКД (по степени благоустройства и оснащения электроплитами), в отношении всех ресурсов, поданных в дом и использованных, в том числе для энергоснабжения мест общего пользования.
С принятием Закона N 315-ФЗ правовое регулирование машино-мест изменилось (по существу, нормы права были приведены в соответствие с фактически сложившейся на рынке недвижимости ситуацией) и этот объект был введен в гражданский оборот в качестве самостоятельной недвижимой вещи (абзац третий пункта 1 статьи 130 ГК РФ, пункт 29 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, несмотря на выбытие машино-мест из числа мест общего пользования МКД, правила энергоснабжения, в частности, тарификации ресурсов, меняться не должны, поскольку данный объект предназначен для размещения транспортных средств граждан, то есть удовлетворения их личных (коммунально-бытовых) нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Подобное толкование согласуется с позицией, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 14340/11, а также определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.09.2021 N 307-ЭС21-7676, согласно которой для определения применимого в расчетах тарифа (при выборе между группами "население" и "прочие потребители") решающее значение имеет специфика субъекта права собственности и цель потребления, а не наименование или характер объекта.
Из системного толкования пунктов 38, 44 Правил N 354, подпункта "б" пункта 22 Правил N 124 также следует, что тарифы на коммунальные услуги, оказываемые собственникам помещений в МКД, по общему правилу дифференцируются в зависимости не от вида помещения, а от категории потребителей, являющихся получателями коммунальных услуг (что условно можно назвать "посубъектным критерием" выбора тарифа).
Применительно к потреблению тепловой энергии подобное толкование содержится и в положениях пунктов 94, 98 Основ ценообразования, согласно которым единая теплоснабжающая организация поставляет тепловую энергию (мощность) и теплоноситель по единому тарифу всем потребителям, находящимся в зоне ее деятельности и относящимся к одной категории (группе) потребителей.
В силу подпункта "а" пункта 5(3) Основ ценообразования к категориям потребителей, приравненных к населению, в числе прочих относятся управляющие организации, признаваемые таковыми в соответствии с ЖК РФ, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению.
Таким образом, применение к одной категории потребителей (физическим лицам, являющимся собственниками жилых помещений в МКД и расположенных в доме машино-мест) разных тарифов на тепловую энергию в зависимости от вида объекта, расположенного в МКД, но вне зависимости от характера его эксплуатации, не только противоречит принципу юридического равенства, но и не согласуется с целями потребления коммунального ресурса.
Единственным возможным основанием применения для исчисления стоимости коммунального ресурса, поданного гражданину, не имеющему статуса индивидуального предпринимателя, тарифа, установленного для иной категории потребителей, является носящая исключительный характер ситуация опровержения презумпции коммунально-бытового потребления энергии. На наличие подобных обстоятельств компания не ссылалась.
Установление различных тарифов для одной группы недопустимо в силу того, что это ставит потребителей коммунальной услуги в неравное положение применительно к исполнению обязанности по оплате ресурсов, что не согласуется с общеправовыми принципами равенства и справедливости (определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.06.2021 N 304-ЭС20-16768).
Как неоднократно разъяснял Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 13.04.2016 N 11-П, от 25.10.2016 N 21-П, от 23.11.2017 N 32-П и пр.), устанавливая соответствующее регулирование, законодатель должен руководствоваться конституционным принципом равенства, который носит универсальный характер, оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона. Соблюдение данного принципа, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (группе), которые не имеют объективного и разумного оправдания.
Пунктом 52 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, предусмотрена возможность установления для отдельных категорий (групп) потребителей льготных регулируемых тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель.
Введение предельных уровней тарифов, то есть предельного размера цены на соответствующую продукцию, направлено на противодействие монополизации и недобросовестной конкуренции, выступает государственной гарантией доступности теплоэнергетических ресурсов для потребителей, прежде всего для населения, препятствует экономически необоснованному росту тарифов на тепловую энергию, предполагает возможность установления льготных тарифов и тем самым призвано не допустить резкого ухудшения социального положения граждан (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П).
Статьей 2 Закона Тюменской области от 27.06.2017 N 39 "О льготных тарифах" (далее - Закон N 39) установлено, что право на льготные тарифы имеют физические лица, проживающие на территории Тюменской области. При этом основанием для получения льгот является принятое решение уполномоченного Правительством Тюменской области органа исполнительной власти субъекта в сфере государственного регулирования тарифов на коммунальные ресурсы об установлении льготных тарифов (статья 3 указанного Закона).
Поскольку это решение принято департаментом распоряжением от 18.12.2019 N 628/01-21, физические лица - собственники машино-мест в МКД, относясь к категории потребителей "население", имеют право на оплату оказанных им коммунальных услуг по теплоснабжению всех принадлежащих им помещений, используемых для удовлетворения личных бытовых нужд, по льготному тарифу. Соответственно, коль скоро обязательства управляющей организации ограничены совокупным объемом обязательств конечных потребителей, подобным образом должен рассчитываться и объем обязательств общества перед компанией.
Подлежит отклонению как не объясняющий недопустимого неравенства внутри одной группы потребителей и довод компании, основанный вслед за позицией департамента на том, что утвержденный в развитие статьи 4 Закона N 39 постановлением Правительства Тюменской области от 24.07.2017 N 358-п "Порядок компенсации выпадающих доходов организаций, возникающих в результате применения льготных тарифов на коммунальные услуги для населения в соответствии с Законом Тюменской области "О льготных тарифах" предусматривает субсидирование из областного бюджета выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, сложившихся от ресурсоснабжения по льготным тарифам только жилых помещений в МКД.
Правомерность применения в сложившихся правоотношениях при выборе тарифа посубъектного критерия установлена вступившими в законную силу судебными актами по спорам между теми же сторонами за другие периоды по этому же договору, а также по договору от 02.08.2019 N Т-32744 (N А70-1293/2020 (май, сентябрь, ноябрь 2019 г.), N А70-3034/2029 (декабрь 2019 г.), N А70-3037/2020 (декабрь 2020 г. - апрель 2020 г.), N А70-7165/2020 (февраль 2020 г.), N А70-5104/2020 (январь 2020 г.).
Поэтому ссылка подателя жалобы на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2018 по делу N 56-118809/2017 не может быть принята во внимание.
Вопреки утверждению истца, в обжалуемом судебном акте не содержится вывода суда о том, что расчёт неустойки выполнен истцом не верно. Требование об уплате неустойки АО "УСТЭК" не заявлялось и по существу судом не рассматривалось.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
По правилам статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на истца.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.11.2021 по делу N А70-9845/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.М. Солодкевич |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-9845/2020
Истец: АО "УРАЛО-СИБИРСКАЯ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: АО "2МЕН ГРУПП ДЕВЕЛОПМЕНТ"
Третье лицо: Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области