г. Томск |
|
4 февраля 2022 г. |
Дело N А02-1373/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 февраля 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Колупаевой Л.А., |
судей: |
Назарова А.В., |
|
Ходыревой Л.Е., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кобляковой А.Е., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-12038/2021) федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 отдела Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай" на решение от 03 ноября 2021 года Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-1373/2021 (судья Амургушев С.В.) по исковому заявлению акционерного общества "Водопроводноканализационное хозяйство" (ОГРН 1050400825947, ИНН 0411122728, ул. Ленина, д. 247, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай, 649007) к федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 отдела Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай" (ОГРН 1020400664734, ИНН 0408000409, ул. Горная, д. 15, с. КызылОзек, район Майминский, Республика Алтай, 649105) о взыскании 954 062, 10 руб. по государственному контракту и судебных расходов,,
при участии в судебном заседании:
от истца: Кергилова А.Г. по доверенности от 20.04.2021 (сроком на один год), диплом от 11.02.2020 N 082, паспорт (онлайн в режиме веб-конференции);
от ответчика: Сумачакова Ю.О. по доверенности от 17.03.2021 N 1 (сроком на один год), диплом от 01.07.2011 N 948, свидетельство, паспорт (онлайн в режиме веб-конференции).
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Водопроводно-канализационное хозяйство" (далее - истец, Водоканал) обратилось в арбитражный суд с иском к федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 отдела Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай" (далее - ответчик, ФКУ СИЗО N 1, Учреждение, апеллянт) о взыскании 954 062,10 рублей задолженности и судебных расходов.
В ходе судебного разбирательства исковые требования истцом были уточнены. Окончательно заявлено ко взысканию 954 062,10 рубля 10 копеек в составе:
- плата в сумме 190 766,70 рублей за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых ответчиком;
- плата в сумме 763 295,40 рублей за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, а также судебные расходы.
Решением от 03 ноября 2021 года Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-1373/2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Учреждение обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, просит решение от 03 ноября 2021 года Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-1373/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении иска.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Учреждение указывает, что ФКУ СИЗО-1 не осуществляет сброс сточных вод с загрязняющими вещества непосредственно в систему центральной системы водоотведения, поскольку такая система водоотведения между АО "Водоканал" и объектами, используемыми учреждением в хозяйственной деятельности, отсутствует. Прием сточных вод Учреждения осуществляется путем их доставки из выгребной ямы, находящейся на балансе Учреждения, автомобильным транспортом до очистных сооружений АО "Водоканал".
Спорным государственным контрактом от 01.01.2021 N 1 определены порядок отбора проб сточных вод, место отбора проб (выгребная яма), частота отбора проб (1 раз в квартал).
В адрес Учреждения документы, касающиеся отбора проб сточных вод не поступали, фактически отбор проб представителями АО "Водоканал" в 2021 году не осуществлялся, что подтвердил истец, указывая, что отбор проб сточных вод в спорный период не производился и обосновал это тем, что ответчик подпадает под действие пунктом 123 (4) и 203 Правил N 644, поскольку с объекта Учреждения осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использований сооружений и устройств, не подключенных к централизованной системе водоотведения, что исключает обязанность АО "Водоканал" производить предварительный контроль состава и свойств принятых от абонента.
Однако, доводы АО "Водоканал" об исключении обязанности по проведению отбора проб сточных вод несостоятельны ввиду того, что, заключая государственный контракт от 01.01.2021 N 1 стороны договорились о порядке отбора сточных вод Абонента, определили место отбора, порядок уведомления о предстоящем отборе, периодичность отбора. Кроме того, сторонами согласованы существенные условия предусмотренные законодательством о водоснабжении и водоотведении, включая порядок контроля за соблюдением нормативов допустимых сбросов, требований к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Следовательно, истцом не доказан факт превышения абонентом пределов допустимых концентраций загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах Учреждения.
Определением от 14.12.2021 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 31.01.2022.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что негативное воздействие на централизованную систему водоотведения представляет собой нарушение процессов биологической очистки сточных вод на очистных сооружениях централизованной системы водоотведения, в том числе, по причине содержания в сточных водах стойких, токсичных, биоаккумулирующих веществ, не поддающихся очистке.
Сам факт отсутствия присоединенных выгребных ям к централизованной системе водоотведения (ЦСВ) с учетом вывоза жидких бытовых отходов и помещения их в очистные сооружения истца, присоединенные к централизованной системе водоотведения, не исключает оценки таких жидких бытовых отходов как сточных вод со всеми вытекающими из этого последствиями.
Негативное воздействие на централизованную систему водоотведения представляет собой нарушение процессов биологической очистки сточных вод на очистных сооружениях централизованной системы водоотведения, в том числе по причине содержания в сточных водах стойких, токсичных, биоаккумулирующих веществ, не поддающихся очистке. Также негативное воздействие может выражаться в нарушении надежности и бесперебойности работы централизованной системы водоотведения, в том числе по причине уменьшения рабочего сечения сетей и возникновения препятствий для тока воды.
Исходя из того, что негативное воздействие на централизованную систему водоотведения выражается, в частности в дополнительной нагрузке на очистку соответствующих стоков, пунктом 123 (4) Правил N 644 определен перечень видов деятельности, осуществляя которые абонент выпускает негативно влияющие на централизованную систему водоотведения стоки. При этом, учитывая, что для очистки данных стоков необходимы дополнительные затраты, названная норма предусматривает дополнительную плату.
Вовлечение в схему водоотведения жидких бытовых отходов, вывозимых организацией оказывающей такие услуги, не прекращает права собственности абонента на произведенные им жидкие бытовые отходы и, следовательно, не прекращает его обязанности по компенсации организации водопроводно-канализационного хозяйства дополнительных расходов, связанных с агрессивным воздействием его стоков на централизованную систему водоотведения.
Принимаемые сточные воды из выгребной ямы на сливную станцию проходят цикл очистки на очистных сооружениях АО "Водоканал", которые в свою очередь являются объектами централизованной системы водоотведения, следовательно, ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по РА является абонентом АО "Водоканал", плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых ответчиком и плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод начислены ответчику правомерно.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу приобщен судебной коллегией к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, соответственно.
Заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела между истцом (Исполнитель) и ответчиком (Заказчик) заключен государственный контракт N 1 от 01.01.2021 на оказание услуг водоотведения (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта, Заказчик принимает на себя обязательства:
а) осуществлять доставку своих сточных вод на сливную станцию собственным автотранспортом или автотранспортом Исполнителя в соответствии с Приложение N 2 настоящего Контракта и действующим графиком работы сливной станции;
б) соблюдать режим водоотведения;
в) соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации;
г) соблюдать требования к нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ, и иных веществ и микроорганизмов;
д) соблюдать максимально допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (канализации);
е) соблюдать нормативы водоотведения по составу сточных вод;
ж) производить оплату услуг Водоканала по водоотведению в сроки, порядке и размере, которые определены в настоящем Контракте.
Согласно пункту 1.2 Контракта, Водоканал принимает на себя обязательства по оказанию Заказчику следующих услуг по водоотведению, в том числе очистке сточных вод в сфере водоотведения в объёме 21600 куб.м:
а) приём на сливной станции сточных вод Заказчика, доставленных автотранспортом Заказчика или исполнителя, в соответствии с условиями настоящего Контракта и действующего графика;
б) транспортировка сточных вод Заказчика по канализационным сетям от сливной станции на очистные сооружения;
в) очистка сточных вод Заказчика на очистных сооружениях до установленных нормативов и сброс их в водный объект.
Согласно пункту 2.1 Контракта, прием сточных вод осуществляется в период с 01.01.2021 по 31.12.2021.
Размер и порядок оплаты по установлен разделом 3 Контракта (пункты 3.1 - 3.9 Контракта).
В соответствии с пунктом 6.1 Контракта, контроль состава и свойств сточных вод в отношении Заказчика осуществляет Водоканал или представители иной организации по поручению Водоканала, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 (далее - Правила N 728).
Пунктом 6.2 Контракта установлено, что отбор проб сточных вод Заказчика осуществляется из выгребной ямы, указанной в Приложении N 3 настоящего Контракта, расположенной по адресу: Республика Алтай, Майминский район, с.Кызыл-Озёк, ул.Горькая, 15.
Раздел 7 Контракта регулирует отношения, связанные с контролем за соблюдением Заказчиком нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы и показателей декларации о составе и свойствах сточных вод, нормативов по объёму сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения (канализации.
Пунктом 7.1 Контракта определено, что нормативы по объёму отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов для Заказчика не установлены.
Согласно пункту 7.2 Контракта, для Заказчика установлены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, утверждённые постановлением Администрации г.Горно-Алтайска от 01.09.2020 N 86, указанные в Приложении N 4 к настоящему Контракту.
Из пункта 7.3 Контракта следует, что для Заказчика установлены максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (канализации), установленные Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее Правила N 644), указанные в Приложении N5 к настоящему Контракту.
Согласно пункту 7.4 Контракта, контроль за соблюдением Заказчиком нормативов, указанных в пунктах 7.2 и 7.3 Контракта, а также показателей декларации, при её наличии осуществляет Водоканал или по его поручению иная уполномоченная организация.
Права и обязанности сторон Контракта изложены в разделах 9 и 10 Контракта.
Пунктом 12.3 Контракта установлено, что при исполнении Контракта, а также по всем вопросам, не нашедшим отражения в Контракте, стороны руководствуются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Указом Президента Российской Федерации от 23.11.1995 г. N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства", Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 г. N 728, Постановлением Правительства Республики Алтай N 151 от 04.07.2008 г. "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации города Горно-Алтайска", постановлением Администрации г.Горно-Алтайска от 01.09.2020 N 86 "Об утверждении нормативов состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения города Горно-Алтайска и отмене Постановления Администрации г.Горно-Алтайска от 09.03.2017 г. N 29", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Алтай, органов местного самоуправления в области водоотведения.
Согласно Приложению N 3 к Контракту, местом отбора проб является выгребная яма по адресу: Республика Алтай, Майминский район, с.Кызыл-Озёк, ул.Горькая, 15. Частота отбора установлена 1 раз в квартал.
Как следует из представленных сторонами документов, за период с января по май 2021 года истцом оказаны ответчику услуг по водоотведению.
По объёму сточных вод между сторонами разногласий не имеется.
Спор между сторонами возник по вопросу о правомерности взыскания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов за период с января по май 2021 года.
Суд, удовлетворяя исковые требования, признал требования истца правомерными и обоснованными.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренным законом.
Гражданско-правовые отношения в сфере водоснабжения и (или) водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и Правилами N644.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (статья 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 10 статьи 7 Закона 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать установленные законодательством требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, и производить оплату.
Из указанных положений Закона N 416-ФЗ следует, что при отсутствии подключения объекта абонента к ЦСВ, абонент вправе заключить договор возмездного оказания услуг по вывозу жидких бытовых отходов с гарантирующей организацией либо с организацией, оказывающей такие услуги, которая, в свою очередь, обязана заключить договор водоотведения с организацией водопроводно-канализационного хозяйства (предполагающий очистку таких отходов).
Вместе с тем вовлечение в схему водоотведения жидких бытовых отходов, вывозимых организацией оказывающей такие услуги, не прекращает права собственности абонента на произведенные им жидкие бытовые отходы и, следовательно, не прекращает его обязанности по компенсации организации водопроводно-канализационного хозяйства дополнительных расходов, связанных с агрессивным воздействием его стоков на ЦСВ.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 07.09.2009 N 3409/10, лицо, получающее в соответствии с договором питьевую воду из горводопровода и сбрасывающее сточные воды в горканализацию, несмотря на отсутствие непосредственного присоединения к сетям организации водопроводно-канализационного хозяйства должно быть признано его фактическим абонентом, пока не доказано, что услуги по водоснабжению и водоотведению оказывались ответчику иными, отличными от водоканала организациями водопроводно-канализационного хозяйства.
Подпункт "и" пункта 35 Правил N 644 предусматривает, что абонент обязан обеспечивать реализацию плана снижения сбросов, разработанного по форме согласно приложению N 1(2), и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, разработанного по форме согласно приложению N2 (далее - план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод), соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
Подпункт "ж" пункта 35 Правил N 644 предусматривает обязанность абонента производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с данными Правилами.
Аналогичные обязанности абонента предусмотрены подпунктом "е" пункта 10.1 Контракта.
На основании подпунктов "в", "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Согласно пункту 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные данными Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
В силу пункта 113 Правил N 644 сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям:
а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения по перечню согласно приложению N 4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной согласно приложению N4(1);
б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 данных Правил.
Организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, и абонент вправе заключить договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения), предусматривающий прием сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций по показателям, относящимся к технологическим показателям работы очистных сооружений, определенным в соответствии с проектной и (или) технической документацией таких очистных сооружений (для очистных сооружений централизованных систем водоотведения поселений или городских округов - по показателям, относящимся к технологически нормируемым веществам), при условии, что согласно результатам технического обследования очистные сооружения могут быть дополнительно нагружены без ухудшения качества очистки сточных вод и эффективности обработки осадка сточных вод и с сохранением существующей возможности утилизации осадка сточных вод (за исключением веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу, а также максимальных допустимых значений показателей и концентраций, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на канализационные сети). Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения при сбросе сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 113 данных Правил, уплачиваемой абонентом в указанном случае, определяется соглашением сторон (пункт 114 Правил N 644).
В силу пункта 118 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 данных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены названными Правилами.
На основании пункта 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно:
- по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 названных Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) данных Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение;
- по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) названных Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
Таким образом, в соответствии с пунктом 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы производится на основании результатов отборов проб в соответствии с пунктом 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) Правил N 644, а при наличии условий, указанных в пункте 123(4) Правил N 644, - без отборов проб.
Согласно пункту 123(4) Правил N 644 для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод, с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 названных Правил;
- с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
- для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов,
расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле:
П = К x Т x Qпр1, где:
К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб. / куб. метр);
Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qпр1 такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
В соответствии с пунктом 124 Правил N 644 в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, - за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 куб. м в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта. Иные абоненты вправе подать декларацию в организацию водопроводно-канализационного хозяйства.
Таким образом, из содержания пункта 123(4) Правил N 644 следует, что законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения для тех абонентов, чья хозяйственная деятельность является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах химических веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно воздействующих на систему канализационных сетей.
При этом для объектов абонентов, с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, имеются основания для начисления платы по пункту 123(4) Правил N 644 без отбора проб сточных вод, то есть без подтверждения факта наличия загрязняющих веществ лабораторными анализами.
Законодателем установлена презумпция наличия загрязняющих веществ, негативно воздействующих на работу централизованной системы водоотведения, в сточных водах абонентов, категории которых определены в пункте 119 Правил N 644.
Начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения осуществляются по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил.
Наличие контрольного канализационного колодца дает абоненту право на подачу декларации в соответствии с пунктом 124 Правил N 644, в связи с чем, ссылки ответчика на обеспечение им наличия мест для отбора проб применение пункта 123(4) не исключает.
Пунктом 203 Правил N 644 определен перечень абонентов, которые обязаны вносить плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод без проведения организацией, осуществляющей водоотведение, контроля состава и свойств сточных вод, при наличии любого из следующих условий:
среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов (абзац второй);
с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения (абзац третий);
расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем (абзац четвертый);
для отбора сбрасываемых сточных вод, с которых отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов (абзац пятый).
Ответчик относится к категории абонентов, указанных в пункте 203 Правил N 644, т.к. им осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения (абзац третий пункта 203 Правил N 644).
Лабораторный контроль качества и состава сточных вод на их объекте и производить расчет в соответствии с пунктом 120 Правил N 644 и, как следствие, у истца отсутствуют основания для применения положений пункта 203 Правил N 644, отклоняется апелляционным судом, также как судом первой инстанции, ввиду следующего.
Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации вынесено решение от 16.12.2020 N АКПИ20-722, оставленное в силе Апелляционным определением Апелляционной коллегии ВС РФ от 16.03.2021, об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта "б" пункта 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 и указано, что изменения, внесенные в Правила, регулирующего сходные правоотношения по взиманию платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, определяют условия, при которых расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может осуществляться организациями, осуществляющими водоотведение, без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов, что не исключает добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий (пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случае если абонентом и обеспечена возможность отбора проб сточных вод или возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствуют поданная абонентом в установленном порядке декларация о составе и свойствах сточных вод и расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента, и при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев пункта 203 Правил N 644, плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод начисляется по формуле: Пнорм.сост. = 2 x Т x Qпр1, где: Т - тариф на водоотведение, действующий на для абонента без учета НДС, Qпр1. - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
Данным решением также отмечается, что по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований (часть 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ).
Указанные положения нормативного правового акта направлены на компенсацию расходов организации, осуществляющей водоотведение, связанных с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, имеют целью стимулирование абонентов, являющихся собственниками или иными законными владельцами объектов, указанных в пункте 123(4) Правил N 644, к снижению содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых ими сточных водах, что корреспондирует общим правилам осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, предусмотренным статьей 7 Закона N 416-ФЗ.
Согласно части 10 данной статьи в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Законодатель устанавливает презумпцию превышения нормативов состава сточных вод в виде платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Нормативного правового акта большей юридической силы, который бы определял иные условия для объектов абонентов при расчете платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, не имеется.
Доказательства надлежащего исполнения ответчиком предусмотренных договором обязательств в дело не представлены, равно как и не представлено доказательств оплаты.
Расчет долга проверен судом и признан соответствующим нормам действующего законодательства, условиям заключенного сторонами Контракта и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как апеллянт в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03 ноября 2021 года Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-1373/2021 оставить без изменения, апелляционная жалоба федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 отдела Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
А.В. Назаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-1373/2021
Истец: АО "Водопроводно-канализационное хозяйство"
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Следственный изолятор N 1 отдела Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай"