город Москва |
|
4 февраля 2022 г. |
дело N А40-145970/21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 31.01.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.02.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола помощником судьи Михеевой З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.11.2021
по делу N А40-145970/21,
по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "МИРЭА - Российский технологический университет" (ИНН 7729040491)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
третье лицо: ТУ Росимущества в г. Москве
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Рычагова О.А. по доверенности от 01.06.2021;
от заинтересованного лица - Гибадуллин И.М. по доверенности от 17.01.2022;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.11.2021 признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, оформленное уведомлением от 26.04.2021 N КУВД-001/2020-23693690/4 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении сооружения - склада, расположенного на земельном участке с кадастровым номером: 77:01:0005013:91 по адресу: Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, стр. 11 и на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу путем осуществления государственного кадастрового учёта и регистрации прав на основании заявления N КУВД001/2020-23693690 от 12.11.2020.
Управление, не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель третьего лица - ТУ Росимущества в г. Москве в судебное заседание не явился, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители регистрирующего органа и учреждения в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 77:01:0005013:91, расположенный по адресу: Москва, улица Малая Пироговская, вл. 1, стр. 5, 8, 9, 10, 11, на территории которого, в том числе, расположено сооружение - склад.
12.11.2020, руководствуясь положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ТУ Росимущества в г. Москве обратилось в Управление Росреестра по г. Москве с заявлением N MFC-0558/2020-761406-1 об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав Российской Федерации в отношении сооружения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером: 77:01:0005013:91 по адресу: Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, стр. 11.
Подлежащий учету в реестре федерального имущества указанный склад принадлежит на праве оперативного управления учреждения и находится у него на балансе.
26.11.2020 уведомлением административного органа N КУВД-001/2020-23693690/1 осуществление учетно-регистрационных действий приостановлено сроком до 26.02.2021.
В качестве оснований для вынесения решения о приостановлении, Управлением указано на допущенные нарушения приказа от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений.
В целях устранения обнаруженных недостатков и осуществления государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости, кадастровым инженером были проведены дополнительные работы и 25.12.2020 скорректированный технический план вновь представлен на рассмотрение в регистрирующий орган.
25.02.2021 ТУ Росимущества в г. Москве обратилось в регистрирующий орган с заявлением о приостановлении учетно-регистрационных действий.
02.04.2021 ТУ Росимущества в г. Москве подано заявление о возобновлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении сооружения.
26.04.2021 регистрирующим органом принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что незаконный отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав нарушает права и законные интересы заявителя.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в реестр.
Согласно п. 1 ст. 9 Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
При этом перечень оснований, наличие которых необходимо для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен ст. 14 указанного Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 18 Закона, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В силу п. 5 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 Закона и требованиям принятых в соответствии с законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
При этом, понятие "правовой экспертизы" представленных на государственную регистрацию документов в соответствии со ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
В рассматриваемом случае отказ регистрирующего органа мотивирован тем, что не устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, а именно: нарушение требований, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
Согласно п. 20 требований, сведения о здании, сооружении за исключением сведений о местоположении такого объекта на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого объекта. Технические планы, в отношении объекта капитального строительства, созданного до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, должны быть подготовлены на основании акта уполномоченного органа о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, выданного в соответствии с вышеназванными требованиями ранее действовавшего законодательства, а также проектной документации. Данные документы должны быть включены в состав приложения к техническому плану.
В нарушение п. 43 требований в представленном техническом плане, оформленном в электронной форме в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML схем, некорректно приведены сведения об адресе (описании местоположения) объекта недвижимости, представленного к кадастровому учету. В едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения об обременении - ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации.
Раздел "План этажа (этажей)" в составе технического плана оформлен в нарушение п. п. 52, 59 требований.
В нарушение п. 43 требований, указанный год ввода в эксплуатацию, не подтвержден разрешением на ввод такого объекта в эксплуатацию.
В представленных с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет документах имеются несоответствия в части основных характеристик объекта недвижимости, заявленного к кадастровому учету.
Вместе с тем, принимая оспариваемое решение, регистрирующим органом не учтено следующее.
Управлением указано на то, что в нарушение п. 20 требований в состав приложения к техническому плану не включены документы о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта.
Вместе с тем, указанное требование правил распространяется только на объекты капительного строительства.
В настоящем случае, на регистрацию подан технический план в отношении объекта вспомогательного использования - склада.
Согласно позиции 33 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения" склад представляет собой специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций, при этом к складским операциям относят операции по приему, сортировке, комплектации, упаковке, отпуску, отгрузке.
По смыслу норм действующего законодательства под объектом вспомогательного использования следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности.
Основными критериями отнесения объектов к объектам вспомогательного использования являются следующие: наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношению к которому объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен, а также невозможность самостоятельного использования объекта для иной деятельности - склад предназначен для целей хранения товаров и выполнения складских операций и не может самостоятельно эксплуатироваться и использоваться по целевому назначению.
Также одним из главных критериев для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, с которым новое строение (сооружение) имеет непосредственную связь (технологическую, функциональную, целевую, эксплуатационную и т.п.) и по отношению к которому выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.
Данные обстоятельства позволяют отнести склад к сооружениям вспомогательного назначения.
Согласно п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Кроме того, в соответствии ч. 10 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
Таким образом, в отношении склада, как вспомогательного объекта, отсутствует разрешение на строительство, а также не требуется получение акта ввода в эксплуатацию.
Спорный объект недвижимости мог быть поставлен на учет и как объект вспомогательного использования.
В силу ч. 1 ст. 135 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное, собственником вспомогательного и основного строения является Российская Федерация.
Таким образом, довод административного органа о нарушении требований п. 20 требований необоснован.
Обосновывая принятое решение, регистрирующий орган указал на то, что в нарушение п. 43 требований в представленном техническом плане, оформленном в электронной форме в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем, некорректно приведены сведения об адресе (описании местоположения) объекта недвижимости, представленного к кадастровому учету.
В соответствии с п. 43 требований, при отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства заполняется строка "Местоположение объекта недвижимости", в которой в структурированном в соответствии с ФИАС виде указывается местоположение здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства с указанием: слов "Российская Федерация"; наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта (город, село), улицы (проспект, шоссе, переулок, бульвар); при наличии, номера здания (сооружения), номера помещения, в том числе с учетом сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 20 требований.
Вместе с тем, в разделе технического плана, подготовленного заявителем, "Характеристики объекта недвижимости" в п. 7 в графе "адрес объекта недвижимости" указано: Российская Федерация, 119435, город Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, стр. 10.
В графе "дата последнего обновления записи в государственном адресном реестре" указана соответствующая дата - 24.11.2011.
В графе "дополнение местоположения объекта недвижимости" указан - муниципальный округ Хамовники.
Таким образом, технический план соответствует п. 43 требований, адрес указан надлежащим образом.
Управление указано на, что в ЕГРН содержатся сведения об обременении - ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, в соответствии с требованиями в техническом плане необходимо указать все земельные участки на и под которыми расположен объект недвижимости. При этом требованиями не запрещено указывать земельный участок с обременениями.
В отношении довода управления о том, что в нарушение п. 43 требований, указанный год ввода в эксплуатацию не подтвержден разрешением на ввод такого объекта в эксплуатацию, суд первой инстанции правомерно отметил, что содержащийся в техническом плане в п. 12 год ввода в эксплуатацию (раздела "характеристики объекта недвижимости"), внесен на основании выписки из реестра федерального имущества N 300/58 от 29.01.2020, из чего следует необоснованность данного довода управления.
Кроме того, спорный объект является вспомогательным, в связи с чем в его отношении отсутствует разрешение на ввод в эксплуатацию.
Относительно доводов регистрирующего органа о том, что раздел "план этажа (этажей)" в составе технического плана оформлен в нарушение п. 52 и п. 59 требований, а также наличии в представленных с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет документах несоответствия в части основных характеристик объекта недвижимости, заявленного к кадастровому учету, суд первой инстанции отметил следующее.
В соответствии с п. 70 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278, уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Вместе с тем, в нарушение п. 70 Административного регламента управлением не конкретизированы выявленные нарушения и не указано, какие действия необходимо предпринять для устранения недостатков технического плана.
Таким образом, общество и третье лицо объективно не могли устранить указанные основания приостановления государственной регистрации.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции правомерно установлено, что учреждением при обращении в управление соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий.
Документы соответствуют требованиям законодательства и отражают информацию, необходимую для осуществление регистрационных действий.
Следовательно, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении сооружения - склада, расположенного на земельном участке с кадастровым номером: 77:01:0005013:91 по адресу: Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, стр. 11.
Истребование дополнительных документов, не предусмотренных Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных Управлению Росреестра по г. Москве.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции обоснованно возложена на уполномоченный орган обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.11.2021 по делу N А40-145970/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-145970/2021
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "МИРЭА - РОССИЙСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ