г. Самара |
|
07 февраля 2022 г. |
Дело N А65-16472/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 февраля 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Бажана П.В., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахмеджановой Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31.01.2022 в помещении суда апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.11.2021 по делу N А65-16472/2021 (судья Бредихина Н.Ю.), возбужденному по заявлению индивидуального предпринимателя Кузнецова Эдуарда Ивановича (ИНН 165030580292, ОГРНИП 314169018500048), г.Казань, к муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" (ИНН 1650135166, ОГРН 1051614258740), г.Набережные Челны Республики Татарстан, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г.Казань, муниципальное унитарное предприятие города Набережные Челны "Служба градостроительного развития", г.Набережные Челны Республики Татарстан, об оспаривании постановления,
в судебном заседании приняли участие:
от ИП Кузнецова Э.И. - Кустов А.В. (доверенность от 02.07.2021),
от МКУ "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" - Садиков А.Р.(доверенность от 09.08.2021),
от иных лиц - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Кузнецов Эдуард Иванович (далее - ИП Кузнецов Э.И., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными постановлений муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" (далее - Исполнительный комитет) от 14.05.2021 N 3301 об отмене градостроительного плана земельного участка и от 14.05.2021 N 3302 об отмене разрешения на строительство; об обязании Комитета устранить допущенные нарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, муниципальное унитарное предприятие города Набережные Челны "Служба градостроительного развития".
Решением от 01.11.2021 по делу N А65-16472/2021 Арбитражный суд Республики Татарстан заявленные требования удовлетворил.
Исполнительный комитет в апелляционной жалобе просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Иные участвующие в деле лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
В судебном заседании представитель Исполнительного комитета ходатайствовал о привлечении жителей МКД г.Набережные Челны (39/15) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Согласно ч.3 ст.266 АПК РФ в арбитражном суде апелляционной инстанции правила о привлечении к участию в деле третьих лиц не применяются, в связи с чем ходатайство Исполнительного комитета удовлетворению не подлежит. При этом следует отметить, что из материалов дела не усматривается, что судебный акт по настоящему делу может повлиять на их права или возлагает на них какие-либо обязанности.
Представитель Исполнительного комитета апелляционную жалобу поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Представитель ИП Кузнецова Э.И. апелляционную жалобу отклонил, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта
Как видно из материалов дела, согласно выписке из ЕГРН ИП Кузнецову Э.И. на праве собственности принадлежат нежилые помещения площадью 1164,4 кв.м (кадастровый номер 16:52:020701:163295), 1394,8 кв.м (кадастровый номер 16:52:020701:163297), 5,7 кв.м (кадастровый номер 16:52:020701:163296), расположенные по адресу: Республика Татарстан, г.Набережные Челны, б-р Касимова, 3 (39/17).
Указанные нежилые помещения расположены на земельном участке с кадастровым номером 16:52:040103:110 общей площадью 4828 кв.м, который принадлежит предпринимателю на праве собственности в соответствии с договором купли-продажи от 21.12.2017 N 1865-ДК.
ИП Кузнецов Э.И. обратился в МУП "Служба градостроительного развития" г.Набережные Челны с заявлением от 10.02.2017 о присоединении к земельному участку с кадастровым номером 16:52:040103:110 смежного участка (из ранее отмежеванных земель) для организации строительства административного здания, котельной. Ответ на заявление предпринимателю не поступил.
11.04.2017 ИП Кузнецов Э.И. обратился к руководителю Исполнительного комитета с просьбой сформировать (поставить на кадастровый учет) и выделить земельный участок, примыкающий к земельному участку с кадастровым номером 16:52:040103:110, на что предпринимателю было отказано в связи с отсутствием на земельном участке объектов капитального строительства (письмо от 19.04.2017 N 06/2087)
16.08.2018 предприниматель обратился к руководителю Исполнительного комитета с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 16:52:040103:110. Ответ на обращение не поступил.
08.10.2018 ИП Кузнецов Э.И. обратился к мэру г.Набережные Челны с просьбой сформировать (поставить на кадастровый учет) и выделить земельный участок, примыкающий к земельному участку с кадастровым номером 16:52:040103:110.
Письмом от 27.11.2018 N 05/5251 Управление архитектуры, градостроительного и жилищного развития сообщило предпринимателю о том, что в отношении запрашиваемого земельного участка отсутствует документация по планировке территории.
Весной 2019 года испрашиваемый предпринимателем земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет с кадастровый номер 16:52:040103:6369.
По результатам публичных слушаний от 10.06.2019 N 183 распоряжением руководителя Исполнительного комитета от 19.07.2019 N 616-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и установлены виды разрешенного использования: 3.1 - коммунальное обслуживание и 4.9 - обслуживание автотранспорта, а также присвоен адрес: Республика Татарстан, г.Набережные Челны, б-р Касимова, 3А.
По заявлению Исполнительного комитета подготовлен и утвержден межевой план от 26.07.2019 N 3032.
29.07.2019 подготовлена исходно-разрешительная документация (N 22) по предоставлению земельного участка 16:52:040103:6369, утвержден отчет от 02.08.2019 N 64-2019 "Об оценке начального годового размера арендной платы на земельный участок с кадастровым номером 16:52:040103:6369", подписан акт о выполнении геодезических работ от 06.08.2019 N 163-0 проведении геодезической разбивки земельного участка (для аукциона).
По результатам проведенного 06.12.2019 открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка ИП Кузнецов Э.И. признан победителем по лоту N 10 в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:52:040103:6369.
Исполнительный комитет и ИП Кузнецов Э.И. заключили договор аренды земельного участка от 20.12.2019 N 660/а сроком до 20.12.2024, кадастровый номер участка 16:52:040103:6369.
Письмами от 20.07.2020 N 02/2967 и N 02/2968 руководителем Исполнительного комитета согласованы эскизный проект 1 этап строительства и эскизный проект 2 этап строительства.
Исполнительный комитет выдал разрешение на строительство от 11.11.2020 N RU16302000-261-2020 сроком до 11.11.2021, ордер на право производства земляных работ от 03.03.2021 N 94-214, разрешение на вырубку, кронирование и обрезку веток от 18.03.2021 N 066.
ОГИБДД УМВД России по г.Набережные Челны согласовал схему организации дорожного движения на время строительства административного здания (письмо от 30.12.2020).
14.04.2021 геодезисты МУП г.Набережные Челны "Служба градостроительного развития" произвели геодезическую разбивку основных осей объекта "Административное здание" (акт N 91).
Место проведения работ было огорожено забором, на территории установлены МТК и контейнер для складирования отходов (заключены договоры с ООО "Поволжская экологическая компания" и ООО "Биосервис+"). На земельном участке произведена вырубка зеленых насаждений и кустарников. С использованием привлеченной спецтехники было произведено снятие верхнего слоя грунта и его вывоз с территории строительства.
В связи с обращением жильцов многоквартирного дома 39/15 в Прокуратуру г.Набережные Челны с заявлением о нарушении земельного и градостроительного законодательства ИП Кузнецов Э.И. приостановил строительно-монтажные работы до завершения прокурорской проверки.
ИП Кузнецов Э.И. указывает, что 25.05.2021 ему стало известно, что постановлением Исполнительного комитета от 14.05.2021 N 3301 отменен ранее выданный предпринимателю градостроительный план земельного участка N RU16302000-2020-0000000017, а постановлением Исполнительного комитета от 14.05.2021 N 3302 отменено ранее выданное разрешение на строительство от 11.11.2020 N RU16302000-261-2020.
Изложенное послужило основанием для обращения ИП Кузнецова Э.И. с заявлением в арбитражный суд.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Ч.1 ст.198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ст.200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч.1 ст.65 АПК РФ).
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя. Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее -ГрК РФ) под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства); реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Ч.1 ст.51 ГрК РФ установлено, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного ч.1.1 данной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с данным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, к которому прилагаются документы, указанные в ч.7 ст.51 ГрК РФ. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в ч.7 данной статьи документов (ч.10 ст.51 ГрК РФ).
Уполномоченный орган в установленный срок со дня получения заявления: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (ч.11 ст.51 ГрК РФ).
Уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч.7 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (ч.13 ст.51 ГрК РФ).
На основании ч.4 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В силу п.26 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) выдача разрешений на строительство относится к полномочиям Исполнительного комитета.
В соответствии с ч.4 ст.7 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Ст.48 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Реализация органами местного самоуправления полномочий, предусмотренных ст.48 Закона N 131-ФЗ, не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных субъектов.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции верно отметил, что полномочный орган обязан обосновать необходимость отмены ранее изданного акта, указать на несоответствие его содержания конкретным нормам права. При этом, названное полномочие органа местного самоуправления не может быть реализовано произвольно.
Отменив разрешение на строительство и градостроительный план земельного участка, Исполнительный комитет должен доказать, что они вынесены с нарушением действующего законодательства.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29.03.2018 N 310-КГ17-15291, при выдаче разрешения на строительство подлежит установлению допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с ограничениями, установленными земельным и иным законодательством Российской Федерации. При рассмотрении требований застройщика о признании незаконным отказа уполномоченного органа в выдаче разрешения на строительство капитального объекта и об обязании такого органа выдать разрешение на строительство суд должен проверить, допустимо ли размещение объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, и дать оценку не только основаниям, приведенным уполномоченным органом в оспариваемом отказе, но и иным приводимым сторонами в процессе рассмотрения спора доводам относительно возможности размещения объекта на земельном участке.
В качестве правоустанавливающих документов на земельный участок предприниматель представил договор аренды земельного участка от 20.12.2019 N 660/а, заключенный между ним и Исполнительным комитетом.
В числе документов, необходимых для получения разрешения на строительство, указан градостроительный план.
Градостроительный план предоставленного предпринимателю в аренду земельного участка с кадастровым номером 16:52:040103:6369 является неотъемлемым приложением к договору аренды земельного участка от 20.12.2019 N 660/а и был представлен в Исполнительный комитет.
Как уже указано, письмами от 20.07.2020 N 02/2967 и N 02/2968 руководитель Исполнительного комитета согласовал эскизные проекты 1 и 2 этапа строительства; письмом от 30.12.2020 ОГИБДД УМВД России по г.Набережные Челны согласовал схему организации дорожного движения на время строительства административного здания.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что проект строительства по адресу: г.Набережные Челны, б-р Касимова, д.3А прошел все необходимые согласования, то есть соответствует требованиям ст.51 ГрК РФ.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Исполнительный комитет указал на то, что вопреки требованиям ч.7 ст.51 ГрК РФ ИП Кузнецов Э.И. не представил разрешение на отклонение от предельных параметров строительства.
Согласно ч.3 ст.40 ГрК РФ заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
В соответствии с ч.4 ст.40 ГрК РФ вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных ст.39 ГрК РФ.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (ч.5 ст.40 ГрК РФ).
Ч.6 ст.40 ГрК РФ предусмотрено, что глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в ч.5 данной статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Решением Горсовета муниципального образования г.Набережные Челны от 25.10.2007 N 26/4 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Набережные Челны, где установлены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для целей, не связанных с жилищным строительством, минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.
Правилами землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером 16:52:040103:6369 отнесен к зоне Ж-5 (зона среднеэтажной и многоэтажной (высотной) жилой застройки).
Исполнительный комитет ссылается на ст.49.3 Правил землепользования и застройки, которой установлены минимальные отступы строений от передней, задней и боковых границ участка с учетом положений иных норм Правил землепользования и застройки. Вместе с тем предпринимателем при обращении в Исполнительный комитет не было представлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, предусмотренное ч.7 ст.51 ГрК РФ.
Однако, как верно указал суд первой инстанции, такое разрешение должно представляться заявителем при обращении с заявлением о выдаче разрешения на строительство только в случае, если оно ему выдавалось.
Согласно ст.40 ГрК РФ за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства обращаются правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки.
П.5 ч.7 ст.51 ГрК РФ прямо предусмотрено, что разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагается в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со ст.40 ГрК РФ.
Суд первой инстанции верно отметил, что доказательства выдачи предпринимателю такого разрешения в материалах дела отсутствуют, следовательно, обязанность его представления в соответствии с п.5 ч.7 ст.51 ГрК РФ у него не возникла.
Из градостроительного плана, эскизных проектов 1 и 2 этапа строительства, архитектурно-планировочного задания не следует необходимость получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оснований для отмены разрешения на строительство ввиду отсутствия разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, у Исполнительного комитета не имелось. Все необходимые документы, предусмотренные ст.51 ГрК РФ, к заявлению ИП Кузнецова Э.И. были приложены; доказательств обратного не представлено.
Кроме того, решением Городского совета муниципального образования "г.Набережные Челны" от 25.02.2019 N 30/7 в Правила землепользования и застройки были внесены изменения.
Так, градостроительный регламент зоны Ж-5 "Зона среднеэтажной и многоэтажной (высотной) жилой застройки" (стр.78 Правил землепользования и застройки) был дополнен п.5.1-5.3:
П.5.1 раздела 1 Основные виды разрешенного использования дополнен условием - деловое управление (офисные, административные здания), а раздел 2 Вспомогательные виды разрешенного использования условием - элементы благоустройства, автостоянки встроенные (пристроенные), раздел 3 Условно разрешенные виды использования условием - обслуживание автотранспорта.
П.5.2 были установлены предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства. Так, предельный размер земельного участка для целей, не связанных с жилищных строительством, - 5 га, минимальный размер земельного участка - 100 кв.м; предельная высота зданий установлению не подлежит; минимальные отступы строений от границ смежных участков: от передней границы - 1 м, от боковых границ и задней границы - 3 м; минимальный процент застройки 50%.
Между тем, в Примечании 2 к п.5.2 Правил землепользования и застройки в редакции от 25.02.2019 N 30/7 указано, что допускаются отклонения от установленных показателей отступов строений от боковых и задних границ земельных участков при условии, что имеется согласие владельцев смежных земельных участков (имеющих общую границу).
В рассматриваемом случае общую границу с земельным участком общей площадью 4110 кв.м с кадастровым номером 16:52:040103:6369 (в аренде у ИП Кузнецова Э.И.) имеет земельный участок с кадастровым номером 16:52:040103:110 (в собственности ИП Кузнецова Э.И.). Следует отметить, что во исполнение требований Правил землепользования и застройки предприниматель оформил необходимое согласование от 23.01.2020.
На момент выдачи ИП Кузнецову Э.И. разрешения на строительство, градостроительного плана земельного участка и проверки представленных документов обстоятельства, препятствующие выдаче разрешения на строительство и градостроительного плана земельного участка, Исполнительным комитетом установлены не были.
Разрешение на строительство и градостроительный план выданы (утверждены) уполномоченным органом и с соблюдением процедуры их выдачи (утверждения), при этом основания для отказа в их выдачи отсутствовали.
Исполнительный комитет (в том числе в апелляционной жалобе) сослался на то, что отмена разрешения на строительство и градостроительного плана также обоснована тем, что намечаемые к строительству объекты (административное здание, котельная) не соответствует виду разрешенного использования недвижимости в территориальной зоне Ж-5 Правил землепользования и застройки; предприниматель не осуществляет деятельность по предоставлению коммунальных услуг.
В соответствии с п.1 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением и подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно п.2 ст.7 ЗК РФ земли, указанные в п.1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно ст.85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В силу ч.2 ст.36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Ч.1 ст.37 ГрК РФ установлено, что разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (ч.2.1 ст.37 ГрК РФ).
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч.3 ст.37 ГрК РФ).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (ч.4 ст.37 ГрК РФ).
Таким образом, действующее земельное и градостроительное законодательство позволяет правообладателю земельного участка выбирать вид разрешенного использования из любого из основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных градостроительным зонированием и, как следствие, изменять вид разрешенного использования земельного участка.
Согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении от 29.05.2012 N 13016/11, п.3 ст.85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. По смыслу указанной правовой нормы установлен общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п.8 ст.1, п.3 ч.1 ст.8 ГрК РФ).
Основные разрешенные виды использования земельных участков для зоны Ж-5 установлены в Правилах землепользования и застройки.
Как видно из материалов дела, предметом договора аренды от 20.12.2019 N 660/а является земельный участок с видом разрешенного использования "коммунальное обслуживание" и "обслуживание автотранспорта".
Предприниматель испрашивает иной вид разрешенного использования, поскольку строение предполагается к использованию для осуществления следующих видов деятельности: административное здание, котельная, парковка.
П.1.4 договора от 20.12.2019 N 660/а предусматривает обязанность арендатора использовать участок в соответствии с его целевым назначением, а целью договора является эксплуатация объекта недвижимости. Соответственно, эксплуатируя объект недвижимости в соответствии с действующим гражданским законодательством, ИП Кузнецов Э.И. имеет право арендовать спорный земельный участок и менять его разрешенное использование в пределах, установленных земельным законодательством.
Арендодатель при решении вопроса о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка по договору связан установленным порядком предоставления земельных участков для тех или иных целей использования.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков (утв.Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540; действовал до 04.04.2021):
П.2.5 - Среднеэтажная жилая застройка
- Размещение многоквартирных домов этажностью не выше восьми этажей;
благоустройство и озеленение;
размещение подземных гаражей и автостоянок;
обустройство спортивных и детских площадок, площадок для отдыха;
размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного дома, если общая площадь таких помещений в многоквартирном доме не составляет более 20% общей площади помещений дома.
П.2.6 - Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)
- Размещение многоквартирных домов этажностью девять этажей и выше;
благоустройство и озеленение придомовых территорий;
обустройство спортивных и детских площадок, хозяйственных площадок и площадок для отдыха; размещение подземных гаражей и автостоянок, размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного дома в отдельных помещениях дома, если площадь таких помещений в многоквартирном доме не составляет более 15% от общей площади дома.
Действующий Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (утв.Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412) предусматривает то же содержание видов разрешенного использования.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, предприниматель вправе использовать предоставленный ему земельный участок с кадастровым номером 16:52:040103:6369 как для размещения коммунального обслуживания, так и для обслуживания автотранспорта.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, ЗК РФ в порядке реализации положений ст.9 (ч.1) и ст.36 (ч.1 и 2) Конституции Российской Федерации закрепляет в качестве основного принципа земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (Постановление от 30.06.2011 N 13-П, Определения от 24.12.2013 N 2153-О, от 24.03.2015 N 671-О, от 23.06.2015 N 1453-О и от 28.02.2017 N 443-О). Данный принцип земельного законодательства призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли как важнейшего компонента окружающей среды; этой же цели служат положения ст.42 ЗК РФ, возлагающие на собственников земельных участков обязанность использовать их в соответствии с разрешенным видом использования и целевым назначением (Определение от 28.09.2017 N 1919-О, от 27.09.2018 N 2347-О).
Относительно отсутствия в классификаторе вида разрешенного использования "административное здание" суд первой инстанции правильно указал, что согласно ч.11 ст.34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с ЗК РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что спорный объект недвижимости не представляется возможным использовать в обозначенных предпринимателем целях, материалы дела не содержат.
Воля арендатора, направленная на использование земельного участка иным образом, нежели установлено в договоре, в том числе посредством изменения вида разрешенного использования земельного участка, не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка.
Между тем ущемление прав собственника земельного участка в рассматриваемом случае Исполнительным комитетом не доказано и из материалов дела не следует.
С учетом изложенного, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемые постановления не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы ИП Кузнецова Э.И. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а потому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу ст.333.37 НК РФ Исполнительный комитет освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 ноября 2021 года по делу N А65-16472/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-16472/2021
Истец: ИП Кузнецов Эдуард Иванович, г.Казань, ИП Кузнецов Эдуард Иванович, г.Набережные Челны
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан", г.Набережные Челны
Третье лицо: МУП города Набережные Челны "Служба градостроительного развития", г.Набережные Челны, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан (Управление Росреестра по РТ), г.Казань