г. Чита |
|
7 февраля 2022 г. |
Дело N А19-3690/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 февраля 2022 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лоншаковой Т.В., судей Желтоухова Е.В., Мациборы А.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарём Городецким Р.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоснабжение" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 октября 2021 года по делу N А19-3690/2021 по исковому заявлению администрации Киренского городского поселения (ОГРН 1053831009352, ИНН 3831004024) к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоснабжение" (ОГРН 1173850018484, ИНН 3818048061)
заинтересованное лицо: Губернатор Иркутской области
третье лицо: Прокуратура Киренского района Иркутской области,
о досрочном расторжении концессионного соглашения и возврате муниципального имущества,
по встречному исковому заявлению, общества с ограниченной ответственностью "Теплоснабжение" (ОГРН 1173850018484, ИНН 3818048061) к администрации Киренского городского поселения (ОГРН 1053831009352, ИНН 3831004024) об исключении из состава концессионного соглашения тепловых сетей, обязании передать во владение и пользование ООО "Теплоснабжение" тепловые сети,
при участии в судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи:
от истца администрации Киренского городского поселения - Вилков С.Ю., представитель по доверенности от 10.01.2022, удостоверение адвоката;
от ответчика ООО "Теплоснабжение" - Резников С.В., доверенность от 20.05.2021, диплом о высшем юридическом образовании, паспорт; Корчагина Н.П., доверенность от 31.01.2022, диплом о высшем юридическом образовании, паспорт;
от прокуратуры Киренского района Иркутской области - Петрова И.А., служебное удостоверение;
УСТАНОВИЛ:
администрация Киренского городского поселения (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоснабжение" (далее - ответчик, ООО "Теплоснабжение") о досрочном расторжении концессионного соглашения N 05-52-3/18 от 12.04.2018 с ООО "Теплоснабжение" с момента вступления в силу решения суда по делу; об обязании ООО "Теплоснабжение" вернуть муниципальное имущество в виде муниципального имущественного комплекса - объекты коммунального назначения микрорайона Центральный г. Киренска, кадастровый номер 38:09:000000:247, переданного по условиям концессионного соглашения N 05-52-3/18 от 12.04.2018 с учетом произведенных улучшений (модернизации/реконструкции) и нормального износа в течение 10 дней с момента расторжения указанного концессионного соглашения.
ООО "Теплоснабжение" предъявлен встречный иск к администрации Киренского городского поселения об исключении из состава концессионного соглашения тепловых сетей N 38:09:000000:247 V7, обязании администрацию Киренского городского поселения передать во владение и пользование ООО "Теплоснабжение" по концессионному соглашению от 12.04.2018 N 05-52-3/18 тепловые сети: кадастровый номер 38:09:000000:713.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21.10.2021 первоначальные исковые требования удовлетворены. Расторгнуто заключенное 12.04.2018 между администрацией Киренского городского поселения и ООО "Теплоснабжение" концессионное соглашение N 05-52-3/18. Суд обязал ООО "Теплоснабжение" в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу возвратить администрации Киренского городского поселения по акту приема передачи имущество, переданное по концессионному соглашению N 05-52-3/18 от 12.04.2018. С ООО "Теплоснабжение" в доход федерального бюджета взыскано 6 000 руб. государственной пошлины. В удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
По мнению апеллянта, судебное производство подлежало прекращению в части отопительных периодов 2018-2019/2019-2020 (ст.150 АПК РФ). Заявитель жалобы считает, что судом к числу существенных нарушений условий концессионного соглашения отнесены не определенные последним в качестве таковых (ст.421 ГК РФ, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 по делу N А10-364/2014), суд фактически уклонился от исследования доказательств и установления обстоятельств по делу (ст.168 и 170 АПК РФ). По мнению апеллянта, судом не дана оценка контрдоводам ответчика о выполнении им задания концедента и несении соответствующих расходов по концессии; о несоответствии заявленных истцом данных о повышенной аварийности, фактической; о наличии объективных причин, препятствующих поддержанию температурного режима у потребителей; об имевших быть место необходимых запасах топлива и неверного толкования нормативного акта по их созданию истцом; о законности объединения котельных N 5 и 6 на базе последней; об отсутствии нарушений при переключении единственного абонента котельной N 12 на котельную N 13; об отсутствии нарушений при объединении котельных N 5 и 6, а также при переключении абонента котельной N 12 на котельную N 13 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей (утв. постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 N 889); о недопустимости использования в качестве доказательства некачественности топлива, результатов проведенного испытания отобранного им образца нефти; об отсутствии по существу у истца доказательств существенного нарушения условий концессионного соглашения.
Апеллянт указывает, что судом не было осуществлено приостановление производства до вступления в законную силу решений Киренского районного суда по делам N 2-343/2021 и 2а-154/2021.
По мнению заявителя, судом необоснованно было отказано в удовлетворении ходатайства общества о проведении экспертизы по делу в целях определения исполнения концессионером своих обязательств по выполнению задания концедента.
В отзывах на апелляционную жалобу истец, прокурор против доводов жалобы возражают, полагают решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя Губернатора Иркутской области.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, между истцом и ответчиком заключено концессионное соглашение N 05-52-3/18 от 12.04.2018, согласно условиям которого ответчик обязуется за свой счет реконструировать и (или) модернизировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе 2 соглашения, право собственности на которое принадлежит истцу и осуществлять производство, передачу и распределение тепловой энергии и горячее водоснабжение с использованием объекта соглашения, а истец обязуется предоставить ответчику на срок, установленный соглашением права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно пункту 2.1 соглашения объектом соглашения является система коммунальной инфраструктуры, в том числе объекты теплоснабжения, расположенные на территории Киренского муниципального образования и указанные в приложении N 1, предназначенные для осуществления деятельности, указанной в пункте 1.1 соглашения и подлежащие реконструкции и (или) модернизации.
Пунктом 3.5 соглашения установлено, что выявленное в течение 1 года с момента подписания истцом и ответчиком акта приема-передачи объекта соглашения ответчику несоответствие показателей объекта соглашения, объектов недвижимого и движимого имущества, входящих в состав объекта соглашения, технико-экономическим показателям, установленным в решении истца о заключении соглашения, является основанием для предъявления ответчиком истцу требований о безвозмездном устранении выявленных недостатков, и (или) изменения условий соглашения, и (или) его расторжения в судебном порядке.
Из пункта 4.1 соглашения следует, что ответчик обязан за свой счет реконструировать объект соглашения, состав и описание и технико-экономические показатели которого установлены в приложении N 1 к соглашению в сроки, указанные в разделе IX соглашения.
Согласно пункту 4.7 соглашения ответчик обязан за свой счет разработать и согласовать с истцом проектную документацию, требуемую для реконструкции объекта соглашения до момента начала работ по реконструкции (при необходимости).
Из пункта 4.15 соглашения следует, что ответчик обязан обеспечить ввод в эксплуатацию объектов недвижимого имущества, входящих в состав объекта соглашения с установленными технико-экономическими показателями, указанным ив приложении N 4 в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в срок, указанные в пункт 9.4 соглашения.
Согласно пункту 4.17 соглашения ответчик обязан приступить к использованию (эксплуатацию) объектов, входящих в состав объекта соглашения в срок, указанный в пункте 9.5 соглашения.
Пунктом 4.19 соглашения установлено, что объеме источники инвестиций, привлекаемых ответчиком в целях реконструкции объекта соглашения, определяются в соответствии с инвестиционными программами ответчика на 10 лет, утвержденным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) и указываются в приложении N 5. При изменении инвестиционной программы объекта инвестиций, которые ответчик обязуется привлечь для финансирования инвестиционной программы, изменению не подлежит. При досрочном прекращении действия соглашения истец обеспечивает возврат ответчику инвестированного капитала в течение 3 месяцев за исключением инвестированного капитала, возврат которого учтен при установлении тарифов на товары (работы, услуг) организации, осуществляющей теплоснабжение и горячее водоснабжение.
Согласно пункту 6.2 соглашения ответчик обязан поддерживать объект соглашения и иное имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капительный ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения.
Из пункта 8.1 соглашения следует, что в соответствии с соглашением ответчик обязан на условиях соглашения осуществлять деятельность, указанную в пункте 1.1 соглашения, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия истца, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 8.3 соглашения ответчик обязан осуществлять деятельность,указанную в пункте 1.1 соглашения с момента подписания акта приема-передачи объекта соглашения и иного имущества и ввода в эксплуатацию и до момента подписания акта приема-передачи объекта соглашения и иного имущества, указанного в пункте 7.3 соглашения либо с момента совершения всех необходимых действий по передаче объекта соглашения и иного имущества в случае, предусмотренном пунктом 7.5.
Пунктом 8.13 соглашения установлено, что ответчик обязан предоставить обеспечение исполнения обязательств, предусмотренных пунктами 4.1, 4.3 соглашения в виде безотзывной и непередаваемой банковской гарантии в размере 1% от суммы обязательств ответчика по его расходам на создание и (или) реконструкцию (модернизацию) объекта концессионного соглашения. Банковская гарантия должна соответствовать утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к такой гарантии. Банковская гарантия предоставляется сроком на 1 год, кроме того, начиная со второго календарного года действия концессионного соглашения, ответчик обязан ежегодно предоставлять истцу безотзывную непередаваемую гарантию сроком действия на 1 год.
Согласно пункту 8.15 соглашения ответчик осуществляет содействие истцу при установлении тарифов, полностью обеспечивающих финансовые потребности ответчика при исполнении соглашения. Содействие осуществляется истцом в формах: истец согласовывает инвестиционные программы ответчика, а также содействует ответчику при утверждении инвестиционной программы уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления; в случае если нормативными правовыми актами утверждение инвестиционной и (или) производственной программ ответчика отнесено к компетенции истца, истец согласовывает и утверждает инвестиционную и производственные программы в соответствии с правилами, установленными действующим законодательством. Истец осуществляет содействие в иных формах, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, включая предоставление необходимой информации/разъяснений.
Пунктом 9.2 соглашения установлено, что срок реконструкции объекта соглашения - не позднее 10 лет с момента заключения соглашения.
Из пункта 11.4 соглашения следует, что истец имеет право запрашивать у ответчика, а ответчик обязан предоставить информацию об исполнении ответчиком обязательств, предусмотренных соглашением. Предоставление указанной информации ответчиком истцу осуществляется в рамках единой системы отчетности, определяемой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов).
Согласно пункту 16.2 соглашения соглашение может быть расторгнуто досрочно на основании решения суд по требованию одной из сторон в случае существенного нарушения другой стороной условий соглашения, существенного изменения обстоятельств, их которых стороны исходили при его заключении, а также по иным основаниям, предусмотренными федеральными законами и соглашением.
Из пункта 16.3 соглашения следует, что в существенным нарушениям ответчиком условий соглашения относятся: нарушение установленных пунктом 9.2 соглашения сроков реконструкции объекта соглашения; использование (эксплуатация) объекта соглашения в целях, неустановленных соглашением, нарушение установленного соглашением порядка использования объекта соглашения; неисполнение или ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств, установленных пунктами 1.1, 4.1, 9.2 соглашения; прекращение или приостановление ответчиком деятельности, предусмотренной соглашением без согласия истца; неисполнение или ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств, указанных в пунктам 1.1, 92. Соглашения по предоставлению гражданами и другим потребителям товаров, услуг, работ, в том числе услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению.
Согласно пункту 16.4 соглашения к существенным нарушениям ответчиком условий соглашения также относятся следующие действия (бездействие) ответчика - не установлено.
В Приложении N 1 указаны состав и описание объекта соглашения - котельные, дымовые трубы, теплотрассы.
Приложением N 3 к соглашению установлено задание истца по осуществлению мероприятий по реконструкции переданного муниципального имущества за счет собственных средств ответчика - проведение экспертизы и при необходимости ее реконструкция (дымовая труба котельной N7, год вложения инвестиций 2017-2027), замена, вследствие физического износа на более мощный не менее 2,5 МВт (замена котла N2, год вложения инвестиций 2017-2027; реконструкция котельной с сжиганием твердого топлива (котельная N 15, ул. Озерная, 9а, год вложения инвестиций 2017-2027), модернизация котла (модернизация котла, год вложения инвестиций 2017-2027), реконструкция тепловых сетей котельных N5, 6 с увеличением трубопровода от котельной N 8 до колодца дома N 8 4 трубы, с увеличением d труб согласно проекта объединения котельных, реконструкция тепловых сетей котельных N 7, 11, 12, 15, год вложения инвестиций 2017-2027.
Актом приема-передачи от 29.08.2018 передал, а ответчик принял муниципальное имущество, указанное в приложении N 1 к соглашению.
Согласно протоколу N 3 от 22.09.2018 заседания рабочей группы КЧС и ПБ Киренского муниципального образования в связи с прохождением отопительного сезона и не обеспечением нормативного запаса топлива ООО "Теплоснабжение" на котельных N15, N 7, ООО "Теплоснабжение" в срок до 24.09.2018 завершить все ремонтные работы на котельных N 15, N 7 и не позднее 24.09.2018 подключить жилые дома и социально-значимые объекты к теплоисточникам.
Актом приема-передачи от 02.10.2018 передал, а ответчик принял муниципальное имущество, указанное в приложении N 1 к соглашению.
Из протокола N 30 от 27.12.2018 заседания рабочей группы КЧС и ПБ Киренского муниципального образования следует, что ООО "Теплоснабжение" рекомендовано иметь постоянный запас топлива на котельных, информировать о наличии запасов топлива ЕДДС ежедневно, иметь в состоянии постоянной готовности резервную смену работников котельных, провести диагностику подключения к сетям теплоснабжения МКОУ СОШ N5, срок исполнения до 29.12.2018.
Постановлением Администрации Киренского городского поселения "О введении режима функционирования Повышенная готовность для Киренского муниципального образования Киренского звена территориальной подсистемы РСЧС Иркутской области" от 11.02.2019 N 64 введен режим функционирования "Повышенная готовность", в связи с возгоранием административного здания Киренского речного порта и угрозы перехода на котельную N 11 п. Киренска, директору ООО "Теплоснабжение" надлежало провести все исчерпывающие мероприятия по устранению последствий возгорания.
Согласно протоколу N 22 от 13.11.2019 заседания рабочей группы КЧС и ПБ Киренского муниципального образования ООО "Теплоснабжение" незамедлительно создавать нормативный запас топлива на котельных, исключить информацию о ЕДДС из договоров.
Протоколом N 23 от 19.11.2019 заседания рабочей группы КЧС и ПБ Киренского муниципального образования ООО "Теплоснабжение" создать нормативный запас топлива на котельных жидкого не менее чем на 10 суток, твердого не менее чем на 15 суток.
Актом проверки комиссии проверки готовности к отопительному сезону 2018/2019 от 03.10.2018 установлено, что Киренского городское поселение не готово к отопительному сезону период 2018-2019.
Актом проверки готовности к отопительному сезону периоду 2018-2019установлено, что не готовность ООО "Теплоснабжение" к отопительному периоду.
Актом проверки комиссии проверки готовности к отопительному сезону 2018/2019 от 03.10.2019 установлено, что Киренского городское поселение не готово к отопительному сезону период 2019-2020.
Актом проверки комиссии проверки готовности к отопительному сезону 2018/2019 от 03.09.2020 установлено, что Киренского городское поселение не готово к отопительному сезону период 2020-2021.
Актом проверки готовности к отопительному сезону периоду 2020/2021 установлено, что не готовность ООО "Теплоснабжение" к отопительному периоду.
По факту наличия на котельных запаса топлива составлены акты проверки межведомственной комиссии от 16.02.2021, от 08.02.2021, от 06.02.2021, от 16.12.2020, от 17.12.2020, от 18.12.2020, от 21.12.220, от 26.12.2020, от 23.01.2021, от 26.01.2021 с приложением фото-таблиц на предмет наличия запас топлива на котельных, установлено отсутствие запаса топлива, утечки, не соответствие температурного режима.
Протоколом испытаний образцов продукции от 09.02.2021 - нефти по ГОСТ Р 51858-2002 образец не соответствует требованиям ГОСТ Р 51858-2002 в объеме выполненных испытаний.
Как указал истец в обоснование иска, неготовность ответчика к отопительным сезонам является следствием ненадлежащей подготовки к отопительному сезону ответчиком. Несмотря на оказываемое содействие истцом (покупка материалов, предоставление оборудования и т.д.), по вине ответчика ввиду неготовности котельных и тепловых сетей им эксплуатируемых, Киренское муниципальное образование не готово к отопительному сезону, что приводит к уменьшению или отказу в предоставлении субсидий из областного бюджета для целей подготовки к отопительному сезону, а также ухудшает показатель всей Иркутской области как региона Российской Федерации, который влияет в дальнейшем на предоставление субсидий из федерального бюджета необходимые области на реализацию программ и иных областных полномочий, а также ухудшает инвестиционную привлекательность области для потенциальных инвесторов.
В Киренском муниципальном образовании фактически отопительный сезон не был начат ответчиком в связи с чем население замерзало ввиду установления низких температур наружного воздуха и отсутствия отопления. Согласно протокола N 3 заседания рабочей группы КЧС и ПБ Киренского муниципального образования от 22.09.2018 ремонтные работы на котельных N 7, 15 г. Киренска не были закончены, жилые дома и социальные объекты не подключены к теплоисточникам.
Ответчиком в полной мере не выполняется задание истца, обязательства принятые ответчиком фактически выполняются истцом.
Фактически ответчиком выполнены согласно пункту 4.1 соглашения: ответчиком заменена дымовая труба котельной N 7, в отсутствие экспертизы, приобретенная за счет средств истца (местный бюджет) и переданная ответчику по акту приема-передачи от 29.08.2018 согласно распоряжению администрации Киренского городского поселения N 263 от 29.08.2018, заменены котлы (2 шт.) приобретенные за счет средств истца и переданные ответчику по акту приема-передачи от 02.10.2018 согласно распоряжению администрации Киренского городского поселения N 308 от 02.10.2018, замена котлов подтверждается актом ввода котла стального водогрейного КВа-3,5 ЛЖ (КВБПГа 3500ЛЖ) на жидком топливе в эксплуатацию N 2, 3 от 23.11.2018, модернизирован котел посредством установки котла приобретенного за счет средств Истца и переданный Ответчику по Акту приема-передачи от 29.08.2018 согласно Распоряжению администрации Киренского городского поселения N 263 от 29.08.2018. Установка котла подтверждается Актом ввода котла КВм-1,45-95КБ ШП в эксплуатацию N 1 от 23.09.2018, реконструирована котельная N 4 посредством замены котла и дымовой трубы, приобретенных за счет средств истца переданные ответчику по акту приема- передачи от 29.08.2018 согласно Распоряжению администрации Киренского городского поселения N263 от 29.08.2018. Установка котла подтверждается Актом ввода котла КВм-1,86- 95КБ ШП в эксплуатацию N 11 от 21.12.2018, реконструированы тепловые сети котельных N5, 6 посредством прокладки труб приобретенных за счет Истца (местный бюджет) и переданные ответчику совместно с иными материалами по Актам приема-передачи материалов для системы теплоснабжения от 05.10.2020, от 09.10.2020, от 19.10.2020, от 30.10.2020, реконструированы тепловые сети котельной N 7 посредством прокладки труб приобретенных за счет Истца (местный бюджет) и переданные ответчику совместно с иными материалами по актам приема-передачи материалов для системы теплоснабжения от 05.10.2020, от 09.10.2020, от 19.10.2020, от 30.10.2020, реконструированы тепловые сети котельных N 11 посредством прокладки труб приобретенных за счет истца (местный бюджет) и переданные ответчику совместно с иными материалами по актам приема-передачи материалов для системы теплоснабжения от 05.10.2020, от 09.10.2020, от 19.10.2020, от 30.10.2020, реконструированы тепловые сети котельных N 12 посредством вывода котельной из эксплуатации самовольно в отсутствие соответствующей проектной документации, реконструированы тепловые сети котельных N 15 посредством прокладки труб приобретенных за счет истца (местный бюджет) и переданные ответчику совместно с иными материалами по актам приема-передачи материалов для системы теплоснабжения от 05.10.2020, от 09.10.2020, от 19.10.2020, от 30.10.2020.
Приобретение оборудования и материалов к отопительному сезону 2018/2019 для ответчика привело к расходованию бюджетных средств в размере 7 660 276 руб. 91 коп. Приобретение оборудования и материалов к отопительному сезону 2020/2021 для ответчика привело к расходованию бюджетных средств в размере 8 708 745 руб. 16 коп.
Ответчиком допущены существенные нарушения пункт 16.3 соглашения, выразившиеся в следующем.
Ответчиком произведено самовольное объединение котельных N 5 и 6 на базе котельной N 6, а также котельных N 12 и 13, на базе котельной N 13, являющейся собственностью Концессионера-Ответчика в отсутствие какой-либо проектной или иной разрешительной документации, чем нарушены пункты 4.7, 4.13, 4.15 Концессионного соглашения, п. 14. ст. 15 Федерального закона N 115-ФЗ, п.3.6.2, 4.6.11 (Правил технической эксплуатации коммунальных отопительных котельных, утвержденные Приказ Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 11 ноября 1992 г. N 251 (далее - Приказа Минстроя N 251), а также грубейшим образом нарушен порядок, установленный ст.21 Федерального закона от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении, что подтверждается актом обследования котельной на предмет наличия котельного оборудования и работоспособности котельной N 5, 12 от 09.02.2021 г. и Актами межведомственной комиссии о наличии запасов топлива на котельных ООО "Теплоснабжение" N 6 от 26.12.2020, от 23.01.2021, от 26.01.2021; N 13 от 16.12.2020, от 17.12.2020, от 18.12.2020, от 21.12.2020, от 06.02,2021, от 08.02.2021, от 16.02.2021, подтверждающие также утечки, несоответствие температурного режима, отсутствие запаса топлива (быстрый расход), причиной чему послужило увеличение объема потребителей, не соответствующая подготовка прочности сетей и мощностей котельных для увеличившегося объема потребителей к чему привела беспроектное объединение котельных;
Ответчиком не проводились текущие и капитальные ремонты сетей, не расходовались средства на содержание надлежащим образом и в необходимых объемах, чем нарушен пункт 6.2 соглашения.
Неисполнение обязанностей по содержанию коммунального имущества, которое публичный собственник временно передал во владение и пользование, неосуществление капитального ремонта имущества, не вошедшего в задание истца, является существенным нарушением прав собственника такого имущества. Последствием такого нарушения является отсутствие возможности обеспечивать надлежащим образом социальные интересы в части предоставления качественных коммунальных услуг, что подтверждается актами межведомственной комиссии о наличии запасов топлива на котельных ООО "Теплоснабжение", свидетельствующие, в том числе об утечках на сетях и не соответствия температурному режиму, аналитической справкой ЕДЦС 112 N 10-9 от 25.02.2021, свидетельствующие о периодических авариях на сетях и котельных, и актом N 1 расследования технологического нарушения в работе тепловой сети от 01.02.2021.
Ответчиком не представлены документы о завершении работ по реконструкции из чего следует что указанные работы в нарушение концессионного соглашения не окончены, но при этом услуги теплоснабжения населению и социальные объекты предоставляются по незавершенным объектам реконструкции, имеющим дефекты, что противоречит п.4.20, 4.21 Концессионного соглашения, п. 1.2 Приказа Минстрой N 251, что подтверждается отсутствием какой-либо документации о завершении работ но реконструкции объекта соглашения.
Ответчиком за время действия соглашения не создается запас топлива для котельных, что приводит к нарушению режима теплоснабжения, что подтверждается актами межведомственной комиссии о наличии запасов топлива на котельных ООО "Теплоснабжение", письмами истца, а также протоколами заседаний КЧС и ПБ при администрации района и городского поселения, Актом проверки готовности к отопительному периоду 2020/2021.
Ответчиком длительное время не устраняются утечки в тепловых сетях, несмотря на то, что Киренское муниципальное образование расположено в районе, приравненном к Крайнему Северу, что подтверждается актами межведомственной комиссии о наличии запасов топлива на котельной N 11 ООО "Теплоснабжение" от 16.12.2020 г., от 17.12.2020, от 18.12.2020, от 16..02.2021; котельной N 4 от 16.12.2020, от 17.12.2020, от 14.12.2020, от 16.02.2021; котельной N 13 от 16.12.2020, от 17.12.2020, от 21.12.2020, от 06.02.2021, от 16.02.2021; котельной N 6 от 22.01.2021.
Ответчиком используется как топливо для мазутных котельных неразгазованная нефть плохого качества, что подтверждается Протоколом N Н0050 испытаний образцов (проб) продукции от 09.02.2021.
Отсутствие подготовки к отопительным сезонам за все время действия соглашения в нарушение пункта 1.1 соглашения, что подтверждается многочисленными жалобами населения, поступающими в службу ЕДДС-112 Киренского района согласно аналитической справки ЕДЦС-112 Киренского района N 10-9 от 25.02.2021.
Согласно предоставленных ЕДДС-112 сведений об обращениях о ненадлежащего качества услуги отопления: за 2019 год поступило 38 обращений, за 2020 год - 130 обращений и только за 2,5 месяца 2021 года поступило 107 обращений.
В соответствии с пунктом 8.13 соглашения концессионер обязан предоставить обеспечение исполнения обязательств по реконструкции объекта соглашения в виде безотзывной и непередаваемой банковской гарантии в размере 1 % от суммы обязательств по расходам, банковская гарантия предоставляется сроком на 1 год. Начиная со второго календарного года действия концессионного соглашения, концессионер обязан ежегодно предоставлять концедентом безотзывную предаваемую банковскую гарантию сроком действия на 1 год.
Данная обязанность ответчиком не исполнена, банковская гарантия отсутствует.
Претензией от 29.01.2021 истец уведомил ответчика о намерении обратиться в суд о расторжении концессионного соглашения в случае невыполнения требований претензии.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Возражая против заявленных требований истца, ответчик обратился со встречным иском к Администрации Киренского городского поселения об исключении из состава концессионного соглашения тепловых сетей N 38:09:000000:247 V7, обязании передать во владение и пользование ООО "Теплоснабжение" по концессионному соглашению от 12.04.2018 N 05-52-3/18 тепловые сети с кадастровым номером 38:09:000000:713.
Судом постановлено приведенное выше решение, которым исковые требования по первоначальному иску удовлетворены, в удовлетворении встречного иска отказано.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения представителей сторон, прокурора в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей стор
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что правоотношения сторон регулируются положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ), а также общими положениями главы 29 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно части 2 статьи 3 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.
В целях настоящего федерального закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения (часть 3 статьи 3 названного Закона).
Согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ объектами концессионного соглашения могут являться объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении условий договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Как следует из части 1 статьи 15 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение может быть расторгнуто на основании решения суда по требованию стороны концессионного соглашения в случае существенного нарушения условий концессионного соглашения другой стороной концессионного соглашения, существенного изменения обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении, а также по иным предусмотренным данным федеральным законом, другими федеральными законами или концессионным соглашением основаниям.
Частью 2 статьи 15 Закона N 115-ФЗ предусмотрен перечень нарушений условий концессионного соглашения концессионером, признаваемых существенными, и являющихся основаниями для расторжения такого соглашения в судебном порядке по требованию концедента.
Существенными нарушениями условий концессионного соглашения концессионером являются:
1) нарушение сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения по вине концессионера;
2) использование (эксплуатация) объекта концессионного соглашения в целях, не установленных концессионным соглашением, нарушение порядка использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения;
3) приводящее к причинению значительного ущерба концеденту неисполнение концессионером обязательств по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
4) прекращение или приостановление концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, без согласия концедента, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.7 статьи 13 данного федерального закона, а также положениями иных нормативных правовых актов;
5) неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером установленных концессионным соглашением обязательств по предоставлению гражданам и другим потребителям товаров, работ, услуг, в том числе услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по водоотведению, услуг транспорта общего пользования.
Согласно части 3 статьи 15 Закона N 115-ФЗ концессионным соглашением помимо указанных в части 2 настоящей статьи существенных нарушений его условий могут быть определены действия (бездействие) концессионера, являющиеся существенными нарушениями условий концессионного соглашения.
Обращаясь в суд с исковым заявлением, Администрация указала на совокупность допущенных Концессионером нарушений условий, установленных Концессионным соглашением, таких как неготовность к отопительному сезону 2020/2021 г.г., отсутствие необходимого запаса топлива в котельных, реконструкция тепловых сетей котельной
N 12 посредством вывода котельной из эксплуатации самовольно в отсутствие соответствующей проектной документации; произведено самовольное объединение котельных N 5 и 6 на базе котельной N 6, а также котельных N 12 и 13, на базе котельной N 13, являющейся собственностью Концессионера-Ответчика в отсутствие какой-либо проектной или иной разрешительной документации, ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию коммунального имущества.
Как подтверждается материалами дела, по итогам проведения контрольных мероприятий за соблюдением Концессионером условий Концессионного соглашения, в период с 2019 по 2021 годы были составлены многочисленные акты межведомственной комиссии о наличии запасов топлива на котельных ООО "Теплоснабжение", акты проверок комиссии проверки готовности к отопительным сезонам 018/2019, 2019/2020, 202/2021; Протоколом испытаний образцов продукции от 09.02.2021 - нефти по ГОСТ Р 51858-2002, образец которой не соответствует требованиям ГОСТ Р 51858-2002; актом проверки готовности к отопительному периоду 2020/2021 и другими доказательствами.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 15 Закона N 115-ФЗ и условиями концессионного соглашения, пришел к обоснованному выводу о том, что материалами дела подтверждается наличие оснований для досрочного расторжения концессионного соглашения от 12.04.2018 N 05-52-3/18 по требованию Концедента в связи с существенным нарушением Концессионером обязательств по такому соглашению, что исключает возможность удовлетворения заявленных встречных требований.
Таким образом, доводов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела по существу спора, опровергали бы выводы суда первой инстанции, либо влияли на обоснованность и законность принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит.
По существу обращение ООО "Теплоэнергосервис" с настоящей апелляционной жалобой выражает лишь несогласие с оценкой судом обстоятельств дела, что не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Предусмотренных статьей 270 АПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы возлагаются на заявителя.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 октября 2021 года по делу N А19-3690/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Лоншакова |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-3690/2021
Истец: Администрация Киренского городского поселения
Ответчик: ООО "Теплоснабжение"
Третье лицо: Прокуратура Иркутской области, 4ААС, Губернатор Иркутской области