г. Саратов |
|
18 апреля 2024 г. |
Дело N А12-22730/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 15.04.2024 года.
Полный текст постановления изготовлен - 18.04.2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ворошиловского района"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 января 2024 года по делу N А12-22730/2023 (судья Тесленко М.А.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ворошиловского района" (400001, г. Волгоград, ул. им. Канунникова, д. 23, ОГРН 1093444006798, ИНН 3444173314)
заинтересованные лица: Управление "Жилищная инспекция Волгограда" Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, наб. 62-й Армии, д. 5, ОГРН 1023403430082, ИНН 3444069673), Акционерное общество "Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгограда" (400001, г. Волгоград, ул. им. Циолковского, д. 9а, оф. 7, ОГРН 1033400476757, ИНН 3445061691), Абезина Ирина Евгеньевна
о признании недействительным предписания
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ворошиловского района" (далее - ООО "УК Ворошиловского района", управляющая компания, заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению "Жилищная инспекция Волгограда" Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации Волгограда (далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 21.06.2023 N 280-р об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Акционерное общество "Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгограда", Абезина Ирина Евгеньевна.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22 января 2024 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ворошиловского района" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 12.03.2024, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением на основании решения от 02.06.2023 N 280-р (л.д. 36-38) проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "УК Ворошиловского района" в связи с обращением граждан (от 27.04.2023 N ДЖКХ/А-2662/1), проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. милиционера Буханцева, д. 72, по вопросу соблюдения порядка перерасчёта размера расходов за коммунальный ресурс холодного водоснабжения, потребляемый при использовании и содержании общего имущества, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта по истечение каждого календарного года, отражённого в платёжном документе за февраль 2023.
Проверкой установлено, что ООО "УК Ворошиловского района" произвело перерасчет размера расходов на оплату коммунального ресурса холодного водоснабжения, потребленного при использовании и содержании общего имущества за период с января по июнь 2022 года с нарушением подпункта "б" пункта 29(2) постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491); п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2022 N 92 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 92); статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
По результатам проверки Управлением составлен акт внеплановой документарной проверки от 21.06.2023 N 280-р, в котором отражены выявленные нарушения (л.д. 41-49).
Обществу выдано предписание от 21.06.2023 N 280-р сроком выполнения до 04.12.2023, которым на заявителя возложено выполнение следующих мероприятий: во исполнение действующего законодательства потребителям МКД N 72 по ул. им. Милиционера Буханцева г. Волгограда произвести перерасчёт в полном объёме размера расходов на оплату коммунального ресурса по холодной воде, потребленного при использовании и содержании общего имущества доначисленных за период с января 2022 года по июнь 2022 года в платежном документе за февраль 2023 года. Указать основание для перерасчета в соответствии с требованиями пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Не согласившись с выданным предписанием, ООО "УК Ворошиловского района" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда обоснованными в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом согласно положениям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
ООО "УК Ворошиловского района" осуществляет управление многоквартирным домом N 72 по ул. им. Милиционера Буханцева г. Волгограда.
Вышеуказанный жилой дом оснащён общедомовым прибором учёта холодного водоснабжения (акт ввода в эксплуатацию 13.01.2015, 19.06.2018 - после поверки).
Протокол общего собрания собственников помещений в МКД с решением об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, отсутствует.
По информации ООО "УК Ворошиловского района" с апреля 2022 года расходомер, входящий в состав узла учёта холодной воды, находится на поверке. Таким образом, в связи с проведением поверочных мероприятий ОДПУ ХВС многоквартирного дома N 72 находится в нерабочем состоянии.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации расходы граждан за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества (СОИ), устанавливаются исходя из норматива потребления с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний соответствующего общедомового прибора учета в следующем году. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о расчете платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов либо исходя из показаний общедомового прибора учета.
Согласно статье 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства РФ от 03.02.2022 N 92 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 92) с 01.09.2022 внесены изменения, в том числе по вопросу начисления платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества.
Согласно данным изменениям, собственникам помещений многоквартирных домов, в которых не принималось решение производить начисление платы за коммунальные ресурсы СОИ исходя из показаний общедомовых приборов учета, должен производится перерасчет платы по истечении каждого календарного года, при этом величина перерасчета учитывается в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в течение 1 квартала года, следующего за расчетным годом.
С 01.09.2022 коммунальные ресурсы, использованные на содержание общедомового имущества, предъявляются населению в полном объеме - по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
Согласно пункту 29(2) Правил N 491 размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, определяется как произведение тарифа (цены) для потребителей, установленного ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), и объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, приходящегося на каждое жилое и нежилое помещение, определенного в соответствии с формулами 11 - 12(2), 15, 17, 20(2), 24 и 28 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг. При этом размер расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, включается в плату за содержание жилого помещения для каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме и определяется в следующем порядке:
а) при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, а также по истечении 3 расчетных периодов (календарных месяцев) со дня выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса либо истечения срока его эксплуатации или истечения межповерочного интервала поверки коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса - в размере, определяемом по формулам 15, 17, 20(2), 24 и 28, приведенным в приложении N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг;
б) при наличии коллективного (общедомового) прибора учета и отсутствии решений общего собрания собственников помещений, указанных в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта, - в размере, определенном в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, с последующим проведением перерасчета размера расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в соответствии с пунктом 29(3) настоящих Правил исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 29(3) Правил N 491 в случаях, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 29(2) настоящих Правил, перерасчет размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 2 приложения к настоящим Правилам, по истечении каждого календарного года, при этом величина перерасчета учитывается в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, отведение сточных вод в целях содержания общего имущества, в течение I квартала года, следующего за расчетным годом. Порядком также предусмотрен досрочный перерасчет размера платы, который производится при прекращении управления домом (смена управляющей компании либо способа управления).
Таким образом, периодом, за который осуществляется перерасчет в соответствии с подпунктом "а" пункта 29(3) Правил N 491, является календарный год, предшествующий I кварталу года, в котором такой перерасчет осуществляется.
Согласно пункту 2 Постановление N 92 вступило в силу с 01.09.2022, следовательно, только с 01.09.2022 коммунальные ресурсы, использованные на содержание общедомового имущества, будут предъявляться населению в полном объеме - по показаниям ОДПУ.
При этом, как обоснованно указал суд первой инстанции, до 01.09.2022 в случае, если собственниками помещений многоквартирных домов не принималось решение производить начисление платы за коммунальные ресурсы на СОИ по показаниям ОДПУ сверх норматива и многоквартирный дом оборудован ОДПУ, начисление платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества должно осуществляться исходя из показаний ОДПУ, но не выше норматива.
Учитывая вышеизложенное, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что исходя из вышеуказанных норм законодательства перерасчет размера платы за холодное водоснабжение на СОИ необходимо производить с даты вступления в законную силу Постановления N 92, а именно с 01.09.2022.
При этом, согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.02.2022 N 92 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" вступило в силу с 1 сентября 2022 года, указаний на распространение его действия на отношения, возникшие до введения его в действие не имеется.
Соответственно, внесённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2022 N 92 изменения начали действовать и подлежат применению с 1 сентября 2022 года.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о правильности перерасчета с января по июнь 2022 года со ссылкой на положение подпункта "а" пункта 29(3) Правил N 491, которым предусмотрено осуществление перерасчета по истечении календарного года в первом квартале года следующего за расчетным, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку установление в подпункте "а" пункта 29(3) Правил N 491 порядка перерасчета по истечении календарного года не свидетельствует о распространении действия Постановления Правительства РФ N 92 на период до 01.09.2022, то есть до вступления в силу указанного Постановления. Кроме того, как было указано выше, данное Постановление не содержит указаний на распространение его действия на отношения, возникшие до введения его в действие.
В связи с чем, изложенная в апелляционной жалобе позиция Общества о том, что перерасчёт необходимо производить за период с января 2022 года по июнь 2022, признаётся судом апелляционной инстанции необоснованной и противоречащей нормам жилищного законодательства.
Таким образом, вывод административного органа и суда первой инстанции о том, что перерасчет размера платы по коммунальным ресурсам в целях содержания общего имущества, произведенный ООО "УК Ворошиловского района" за период с января по июнь 2022 года является неправомерным и свидетельствует о незаконном перерасчете ООО "УК Ворошиловского района" размера платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества собственникам помещений по адресу: г. Волгоград, ул. им. Милиционера Буханцева, д. 72, признаётся судом апелляционной инстанции законным и обоснованным.
Аналогичная позиция изложена в судебных актах по делу N А12-9801/2023. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2024 N 306-ЭС24-2498 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона.
Требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.
Проанализировав предписание от 21.06.2023 N 280-р, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что оно выдано в пределах полномочий и является исполнимым.
Оспариваемое предписание не нарушают права и охраняемые законом интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; не возлагает на ООО "УК Ворошиловского района" обязанности, не предусмотренные действующим законодательством.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оценённых судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений применённых судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также иная оценка обстоятельств дела и имеющихся в нем доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
На основании изложенного, апелляционная коллегия считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого, не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 января 2024 года по делу N А12-22730/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-22730/2023
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ВОРОШИЛОВСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ "ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ ВОЛГОГРАДА" ДЕПАРТАМЕНТА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: АО "ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ВОЛГОГРАДА", Абезина И. Е.