г. Красноярск |
|
08 февраля 2022 г. |
Дело N А33-36931/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Петровской О.В.,
судей: Белан Н.Н., Дамбарова С.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Солдатовой П.Д.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СеверныйБыт"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 29 ноября 2021 года по делу N А33-36931/2020,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие муниципального образования город Норильск "Коммунальные объединенные системы" (ИНН 2457029066, ОГРН 1022401628920, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к обществу с ограниченной ответственностью "СеверныйБыт" (ИНН 2457072713, ОГРН 1112457001898, далее - ответчик) согласно которому просит:
1) Принять в редакции истца следующие пункты договора:
1. Требование ответчика о дополнении п.п. 4.1. договора подпунктом м) отклонить в связи с несоответствием его условий п.п. 16 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность". Пункт 4.1. Договора оставить в редакции истца.
2. Подпункт в) пункта 4.3. "Обеспечивать учет отводимых сточных вод в порядке, установленном разделом 5 настоящего договора, и в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, если иное не предусмотрено настоящим договором";
3. Подпункт к) пункта 4.3. "Предоставлять иным абонентам и транзитным организациям возможность подключения (присоединения) к канализационным сетям, сооружениям и устройствам, принадлежащим абоненту на законном основании, только по согласованию с организацией водопроводно-канализационного хозяйства";
4. Подпункт н) пункта 4.3. "осуществлять сброс сточных вод от напорных коллекторов абонента в самотечную сеть канализации организации водопроводно-канализационного хозяйства через колодец - гаситель напора";
5. Пункт 5.1. "Для учета объемов принятых сточных вод стороны используют приборы учета, если иное не предусмотрено Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124). В случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод, объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому Абоненту из всех источников централизованного водоснабжения";
6. Пункт 5.6. "объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле:
VСТ = VХВС + VГВС, где:
VCT - объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения;
VCT - объем холодной воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом;
VГВС - объем горячей воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом";
7. Пункт 5.7. "Коммерческий учет сточных вод в узлах учета обеспечивает абонент":
2) Обязать ответчика предоставить в течение 5 дней с момента вступления решения Арбитражного суда Красноярского края в законную силу информацию за период с 01.01.2019 г. по 30.11.2020 г. о объеме водопотребления (холодного и горячего водоснабжения): определенного по показаниям индивидуальных приборов учета потребителей каждого МКД: определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета каждого МКД, по следующим адресам.
- ул. Федоровского, д. 16, 15, 14, 12, 8, 6, 3, 1;
- ул. Таймырская, д. 32, 30, 28, 26А, 26, 22, 18, 14, 12, 10, 7, 4, 3, 1;
- ул. Строителей, д. 37, 35, 33, 31, 29, 27, 21, 19, 15, 13, 11Б, 11А, 5;
- ул. Полярная, д. 13,11, 9, 5, 3, 1;
- ул. Пионерская, д. 2;
- ул. Маслова, д. 16, 12, 10. 6, 3А, 3, 2;
- ул. Кравца, д. 22, 2;
- ул. Космонавтов, д. 49, 47, 45, 43, 41, 37, 35А, 31, 29, 27, 23, 19, 17, 16, 15, 13, 12, 11, 9, 8, 5, 4, 3;
- ул. Игарская, д. 60, 58, 54, 50, 48, 46. 44, 42, 28, 22, 20, 14, 12, 10, 6, 4;
- ул. Дудинская, д. 21, 19, 17, 15, 13.
о признании договора водоотведения N КОС-В-240/20 заключенным на условиях истца; об обязании ответчика предоставить в течение 5 дней с момента вступления решения Арбитражного суда Красноярского края в законную силу информацию за период с даты принятия общим собранием собственников и нанимателей помещений в МКД решения об оплате коммунальных услуг непосредственно ресурсоснабжающим организациям по 30.11.2020 об объеме водопотребления (холодного и горячего водоснабжения): определенного по показаниям индивидуальных приборов учета потребителей каждого МКД; определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета каждого МКД.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29 ноября 2021 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- поскольку собственниками помещений МКД принято решение о переходе на прямые договоры с МУП "КОС", в силу Правил N 354 по отношению к потребителям в МКД с 01.01.2019, истец становится исполнителем коммунальной услуги по водоотведению, а не ООО "СеверныйБыт";
- при наступлении событий указанных в подпункте 21 (1) Правил N 124, для определения объема отводимых сточных вод от МКД используемых при содержании общего имущества, должна применяться формула из подпункта в) п. 21(1) Правил N 124;
- суд не принял во внимание сложившиеся договорные отношения между ООО "СеверныйБыт"" и МУП "КОС" в связи с принятием решения собственников МКД о переходе на прямые договоры с РСО;
- в многоквартирных домах, расположенных на территории, обслуживаемой ООО "Северныйбыт"", нет решения собственников или автоматизированной системы учет, размер расчета платы за коммунальные ресурсы на СОИ производится исходя из норматива потребления и по тарифам, установленным уполномоченным органом субъекта РФ;
- при передаче истцу информации о показаниях ИПУ, для определения полных объемов поставленных ресурсов МУП "КОС" необходимо обращаться к исполнителю коммунальных услуг - АО "НТЭК".
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.12.2021 апелляционная жалоба принята к производству, судебное разбирательство назначено на 01.02.2022.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Согласно отзыву на апелляционную жалобу, истец считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ответчиком (абонент) на стадии заключения находится договор водоотведения для содержания общего имущества в многоквартирных домах от 11.03.2020 N КОС-В-240/20.
Направленный истцом ответчику проект договора подписан ООО "СеверныйБыт" с протоколом разногласий.
Письмом от 19.03.2020 N КОС/1184 истец направил ответчику экземпляр договора с протоколом урегулирования разногласий, просил согласовать в кратчайшие сроки и направить в адрес истца.
Письмом от 27.03.2020 N 1512 ответчик возвратил истцу протокол урегулирования разногласий с протоколом урегулирования разногласий к протоколу урегулирования разногласий к договору, с просьбой после подписания вернуть один экземпляр ответчику.
Письмом от 22.04.2020 N КОС/1662 истец направил ответчику протокол урегулирования разногласий к договору с протоколом урегулирования разногласий N 2, указав, что иного порядка определения объёма сточных вод, отводимых от многоквартирных жилых домов, жилищное законодательство Российской Федерации не предусматривает.
Письмом от 11.11.2020 N 4575 ответчик пояснил, что в направленном проекте договора, истцом неверно применена методика расчета, исходя из разъяснений "Союз ПЖКХиЭ" КК (письмо от 10.09.2020 N 16.1), необходимо применять методику расчета в соответствии с пп. "в" п. 21.1 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124.
Письмами от 17.08.2020 N КОС/3490, от 02.11.2020 N КОС/4674 истец в целях проверки правильности начислений собственникам (нанимателям) жилых помещений в МКД объемов по услуге водоотведения и исключения расчетных ошибок, руководствуясь п. 11 ст. 161 ЖК РФ, просил ответчика предоставить информацию об объемах холодного и горячего водоснабжения собственников (нанимателей) жилых помещений МКД за период с момента перехода на "прямые" договоры и в дальнейшем ежемесячно, или поручить предоставлять данную информацию МУП "РКЦ".
Письмом от 05.11.2020 N 4427 ответчик сообщил истцу, что в соответствии с п. 21.1 пп. "в" Правил N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется за расчетный период исходя из нормативов потребления соответствующего вида коммунального ресурса, утвержденного органами власти субъектов РФ, следовательно, для расчета объема оказанных услуг водоотведения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, необходимости предоставлять информацию об объемах потребления горячего и холодного водоснабжения нет.
В связи с недостижением сторонами соглашения по пунктам: 4.1., подпункт в) пункта 4.3., подпункт к) пункта 4.3., подпункт н) пункта 4.3., пункт 5.1., пункт 5.6., пункт 5.7., договора водоотведения N КОС-В-240/20, истец обратился с настоящим иском.
Согласно протоколу урегулирования разногласий к договору водоотведения для содержания общего имущества в многоквартирных домах от 11.03.2020 N КОС-В-240/20, истец изложил спорные пункты в следующей редакции:
- п.п. м) пункта 4.1 в редакции абонента в протоколе разногласий истец считает необходимым исключить данный пункт, поскольку в соответствии с жилищным законодательством управляющая организация несет ответственность за содержание общего имущества МКД в пределах эксплуатационной ответственности;
- п.п. в) пункта 4.3: абонент обязан обеспечивать учет отводимых сточных вод в порядке, установленном разделом 5 настоящего договора, и в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, если иное не предусмотрено настоящим договором"; п.п. к) пункта 4.3: абонент обязан предоставлять иным абонентам и транзитным организациям возможность подключения (присоединения) к канализационным сетям, сооружениям и устройствам, принадлежащим абоненту на законном основании, только по согласованию с организацией водопроводно-канализационного хозяйства; п.п. н) пункта 4.3: абонент обязан осуществлять сброс сточных вод от напорных коллекторов абонента в самотечную сеть канализации организации водопроводно-канализационного хозяйства через колодец - гаситель напора. Истец считает необходимым оставить указанные пункты в редакции организации водопроводно-канализационного хозяйства, поскольку они соответствуют типовой форме договора, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения";
- пункт 5.1: для учета объемов принятых сточных вод стороны испольуют приборы учета, если иное не предусмотрено Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124). В случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод, объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения;
- пункт 5.6: объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле:
VСТ = VХВС + VГВС,
где:
VCT - объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения;
VXBC - объем холодной воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом;
VГВС - объем горячей воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом. Истец считает необходимым оставить указанный пункт в данной редакции в связи с изменением в протоколах разногласий нумерации пунктов.
- пункт 5.7: Коммерческий учет сточных вод в узлах учета обеспечивает Абонент".
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта. В случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда. Разногласия, которые возникли при заключении договора и не были переданы на рассмотрение суда в течение шести месяцев с момента их возникновения, не подлежат урегулированию в судебном порядке.
Согласно части 8 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" абонент в течение 30 дней с момента поступления ему предложения о заключении договора обязан заключить указанный договор либо представить письменный отказ от заключения такого договора. В случае если по истечении этого срока абонент не подписал указанный договор или не представил письменный отказ от заключения договора, договор считается заключенным.
В соответствии со статьей 14 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований. К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения. Договор водоотведения является публичным договором. Существенными условиями договора водоотведения являются:
1) предмет договора, режим приема сточных вод, определяемый в соответствии с техническими условиями подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к централизованной системе водоотведения, являющимися обязательным приложением к договору о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения;
2) порядок учета принимаемых сточных вод;
3) условия прекращения или ограничения приема сточных вод;
4) места и порядок отбора проб сточных вод, порядок доступа к местам отбора проб представителям организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителям иной организации;
5) порядок декларирования состава и свойств сточных вод (для абонентов, которые обязаны подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод);
6) порядок контроля за соблюдением абонентами нормативов состава сточных вод и требований к составу и свойствам сточных вод;
7) сроки и порядок оплаты по договору;
8) права и обязанности сторон по договору;
9) ответственность сторон в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных договором;
10) порядок урегулирования разногласий, возникающих между сторонами по договору;
11) границы эксплуатационной ответственности по сетям водоотведения абонента и организации, осуществляющей водоотведение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию этих сетей;
12) порядок обеспечения абонентом доступа представителям организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителям иной организации к канализационным сетям (контрольным канализационным колодцам) и приборам учета сточных вод в целях определения объема отводимых сточных вод, их состава и свойств;
13) иные условия, установленные правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Таким образом, спорный договор водоотведения в соответствии со статьей 14 Закона N 416-ФЗ должен соответствовать типовому договору водоотведения, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645.
Между сторонами возникли разногласия по пункту 4.1 договора, который ответчик просит дополнить подпунктом м), предусматривающим обязанность организации водопроводно-канализационного хозяйства: "обеспечивать в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, ликвидацию повреждений или неисправностей канализационных сетей, принадлежащих абоненту на законном основании и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, и устранять последствия таких повреждений, неисправностей.". Истец возражает относительно дополнения пункта 4.1 подпунктом м), поскольку в соответствии с жилищным законодательством управляющая организация несет ответственность за содержание общего имущества многоквартирного дома в пределах эксплуатационной ответственности.
Судом верно установлено, что предложенная ответчиком редакция спорного пункта договора не соответствует действующему законодательству правомерно отклонена судом первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 11 части 5 статьи 14 Закона N 416-ФЗ существенными условиями договора водоотведения являются, в числе прочего, границы эксплуатационной ответственности по сетям водоотведения абонента и организации, осуществляющей водоотведение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию этих сетей. Аналогичные положения содержатся в пункте 26 Правил N 644.
Границей балансовой принадлежности согласно пункту 2 Правил N 644 является линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании; границей эксплуатационной ответственности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.
Местом исполнения организацией водопроводно-канализационного хозяйства своих обязательств по договору холодного водоснабжения является точка, расположенная на границе эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или транзитной организации, если иное не предусмотрено договором холодного водоснабжения (пункт 23 Правил N 644).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 644 основополагающим при определении границы балансовой принадлежности является установление факта принадлежности объектов водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей владельцам по признаку собственности или владения на ином законном основании.
По смыслу приведенных норм права, граница эксплуатационной ответственности, если стороны не договорились об ином, устанавливается по границе балансовой принадлежности. Другое их толкование относительно определения границы эксплуатационной ответственности означало бы незаконное возложение бремени содержания имущества на лицо, которому это имущество не принадлежит. Ответчиком не приведено правовых оснований для возложения на истца соответствующей обязанности.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что возложение ответчиком на истца обязанности обеспечивать в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, ликвидацию повреждений или неисправностей канализационных сетей, принадлежащих абоненту на законном основании и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, и устранять последствия таких повреждений, неисправностей, является необоснованным, что, в свою очередь, исключает право ответчика на включение в пункт 4.1 договора подпункта м) в предлагаемой им редакции.
На основании изложенного, пункт 4.1 договора водоотведения для содержания общего имущества в многоквартирных домах следует изложить в редакции истца.
В указанной части решение суда первой инстанции не обжаловано, соответствующие доводы в жалобе не заявлены.
Между сторонами возникли разногласия по подпункту "в" пункта 4.3 договора (обязанности абонента), который истец просит изложить в редакции: "Обеспечивать учет отводимых сточных вод в порядке, установленном разделом 5 настоящего договора, и в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, если иное не предусмотрено настоящим договором", тогда как ответчик предлагает исключить данный пункт, поскольку многоквартирные дома не оборудованы общедомовыми приборами учета соответствующего коммунального ресурса.
Предложенная истцом редакция спорного пункта договора соответствует подп. "в" п. 12 Типового договора водоотведения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения".
Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776) коммерческий учет холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе горячей воды, сточных вод осуществляется абонентом, если иное не предусмотрено договорами водоснабжения, договором водоотведения и (или) единым договором холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 3 Правил N 776 коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Довод ответчика о не оборудовании спорных многоквартирных жилых домов приборами учета сточных вод обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку не исключена последующая возможность оборудования домов такими приборами учета в ходе исполнения договора, кроме того, абонент обязан вести учет потребленных ресурсов, в том числе расчетными способами, предусмотренными действующим законодательством.
На основании изложенного, подпункт "в" пункта 4.3 договора водоотведения для содержания общего имущества в многоквартирных домах правомерно изложен в редакции истца: "Обеспечивать учет отводимых сточных вод в порядке, установленном разделом 5 настоящего договора, и в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, если иное не предусмотрено настоящим договором".
В указанной части решение суда первой инстанции не обжаловано, соответствующие доводы в жалобе не заявлены.
Между сторонами возникли разногласия по подпункту "к" пункта 4.3 договора (обязанности абонента), который истец просит изложить в редакции: "Предоставлять иным абонентам и транзитным организациям возможность подключения (присоединения) к канализационным сетям, сооружениям и устройствам, принадлежащим абоненту на законном основании, только по согласованию с организацией водопроводно-канализационного хозяйства", тогда как ответчик предлагает исключить данный пункт.
Доводы ответчика со ссылкой на часть 4 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц, правомерно отклонены судом, поскольку спорные правоотношения сторон в сфере энергоснабжения регулируются специальными нормативно-правовыми актами и должны им соответствовать.
Предложенная истцом редакция спорного пункта договора соответствует подп. "м" пункта 12 Типового договора водоотведения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения".
На основании изложенного, подпункт "к" пункта 4.3 договора водоотведения для содержания общего имущества в многоквартирных домах правомерно изложен в редакции истца: "Предоставлять иным абонентам и транзитным организациям возможность подключения (присоединения) к канализационным сетям, сооружениям и устройствам, принадлежащим абоненту на законном основании, только по согласованию с организацией водопроводно-канализационного хозяйства".
В указанной части решение суда первой инстанции не обжаловано, соответствующие доводы в жалобе не заявлены.
Между сторонами возникли разногласия по подпункту "н" пункта 4.3 договора (обязанности абонента), который истец просит изложить в редакции: "осуществлять сброс сточных вод от напорных коллекторов абонента в самотечную сеть канализации организации водопроводно-канализационного хозяйства через колодец-гаситель напора", тогда как ответчик предлагает исключить данный пункт, в связи с отсутствием колодцев-гасителей напора в многоквартирных жилых домах.
Предложенная истцом редакция спорного пункта договора соответствует подп. "р" пункта 12 Типового договора водоотведения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения".
Доводы ответчика об отсутствии в настоящее время в управляемых им многоквартирных жилых домах напорных трубопроводов сточных вод и колодцев-гасителей напора правомерно отлонены судом как противоречащие приведенному выше условию типового договора.
На основании изложенного, подпункт "н" пункта 4.3 договора водоотведения для содержания общего имущества в многоквартирных домах правомерно изложен в редакции истца: "осуществлять сброс сточных вод от напорных коллекторов абонента в самотечную сеть канализации организации водопроводно-канализационного хозяйства через колодец-гаситель напора".
Редакция указанного пункта в апелляционной жалобе не оспорена, соответствующие доводы не заявлены.
Между сторонами возникли разногласия по пункту 5.1 договора в редакции протокола разногласий, который истец просит изложить в редакции:
- "Для учета объемов принятых сточных вод стороны используют приборы учета, если иное не предусмотрено Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124). В случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод, объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения".
тогда как ответчик предлагает следующую редакцию данного пункта:
- "Для учета объемов принятых сточных вод стороны используют приборы учета, если иное не предусмотрено Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124). П. 21(1)в). В случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод, при наличии прямых договоров, объем отведенных сточных вод на содержание общего имущества в многоквартирном доме, принимается как объем водоотведения, определенных исходя из нормативов потребления водоотведения в целях содержания общего имущества, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации".
Между сторонами возникли разногласия по пункту 5.6 договора, который истец просит изложить в редакции: "объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле: VСТ = VХВС + VГВС, где: VCT - объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения; VXBC - объем холодной воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом; VГВС - объем горячей воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, в целях содержания общего имущества". Ответчик предлагает исключить данный пункт, в связи с переходом населения на прямые договоры с 01.01.2019.
Ответчик, возражая против применения указанной в договоре формулы, ссылается на то, что обслуживаемые им многоквартирные дома не оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета отводимых сточных вод, а также собственники помещений в МКД приняли решение о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями. Аналогичные доводы приведены ответчиком в апелляционной жалобе.
По мнению ответчика, в расчетах между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей отведение сточных вод, должна применяться формула из подпункта "в" п. 21(1) Правил N 124.
Доводы апелляционной жалобы в названной части отклонены апелляционным судом по следующим основаниям.
Согласно части 11 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения.
По общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается прежде всего исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Согласно пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативно-правовому акту, в связи с чем названный порядок расчета платы транслирован в Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
С 01.06.2017 постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498) внесены изменения в пункт 21 Правил N 124 - пункт 21 Правил N 124 дополнен подпунктом "в(4)", в котором содержится формула расчета объема сточных, отводимых за расчетный период от многоквартирного дома, не оборудованного общедомовым прибором учета сточных вод. Согласно данной норме объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод или истечения срока его эксплуатации определяется как сумма объемов холодной и горячей воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом.
Согласно Правилам N 124 порядок определения объема сточных вод, принятого ресурсоснабжающей организацией от управляющих организаций в качестве коммунального ресурса из МКД, не оборудованного ОДПУ сточных вод, различается в зависимости от того, заключается ли управляющей организацией договор ресурсоснабжения в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме (подпункт "в(4)" пункта 21), либо только в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (подпункт "в" пункта 21(1)).
При этом в первом случае объем сточных вод рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, поставленных в МКД, а во втором - исходя из норматива водоотведения на общедомовые нужды.
Поскольку совокупный объем коммунального ресурса, поставляемого в МКД, складывается из объема коммунального ресурса, использованного для предоставления коммунальной услуги собственникам (пользователям) жилых или нежилых помещений, и объема коммунального ресурса, потребленного в целях содержания общего имущества в МКД, а оплата этих объемов либо непосредственно либо опосредованно (через управляющую организацию) возложена на указанных собственников, Судебная коллегия признает правильным истолкование судом первой инстанции подпункта "в(4)" пункта 21 и подпункта "в" пункта 21(1) Правил N 124 во взаимосвязи с пунктом 42 Правил N 354, устанавливающим, что объем коммунального ресурса по водоотведению, предоставленного в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета (далее - ИПУ) сточных вод, определяется как сумма объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям ИПУ холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии ИПУ холодной и (или) горячей воды исходя из норматива водоотведения.
Таким образом, норма подпункта "в" пункта 21(1) Правил N 124 в части определения содержания понятия "многоквартирный дом, не оборудованный общедомовым прибором учета" применительно к объему сточных вод, принятому ресурсоснабжающей организацией от управляющей таким домом организации, подлежит расширительному толкованию, как охватывающая не только отсутствие в МКД "общедомового прибора сточных вод", но и отсутствие "общедомовых приборов холодной и (или) горячей воды".
С учетом установленного частью 1 статьи 157 ЖК РФ приоритета приборного способа определения объема коммунального ресурса, предоставляемого в МКД, а также отсутствия в части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязательного требования об учете сточных вод, отводимых по централизованным сетям водоотведения, с применением приборов учета, иное толкование подпункта "в" пункта 21(1) Правил N 124 приведет к необоснованному возложению на собственников жилых помещений, оборудованных ИПУ горячей и холодной воды, обязанности по оплате отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в большем объеме, чем зафиксирован ОДПУ горячей и холодной воды.
Следовательно, при наличии в МКД одновременно ОДПУ горячей и холодной воды объем сточных вод в целях содержания общего имущества МКД подлежит определению в следующем порядке. Из совокупного объема сточных вод, рассчитанного в соответствии с подпунктом "в(4)" пункта 21 Правил N 124, подлежит вычитанию объем индивидуального водоотведения в жилых и нежилых помещениях МКД, определенный на основании пункта 42 Правил N 354. Полученная таким образом разность составит объем сточных вод, который управляющая организация, заключившая договор ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества в МКД, обязана оплатить ресурсоснабжающей организации.
По смыслу названных норм при определении объема услуг водоотведения по договору организации водопроводно-коммунального хозяйства с исполнителем коммунальных услуг жилищным законодательством установлен приоритет определения объема сточных вод по показаниям прибора учета водоотведения, при его отсутствии в доме и наличии общедомовых приборов учета горячей и холодной воды - путем суммирования их показателей, и только при отсутствии общедомовых приборов учета холодной и горячей воды размер платы за коммунальную услугу по водоотведению должен определяться как произведение тарифа на водоотведение и объема коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период и приходящийся на конкретное помещение (по индивидуальным приборам учета или нормативам потребления).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной и горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. При этом согласно Постановлению N 1498 пункт 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), изложен в новой редакции, применимой к спорному периоду.
Согласно абзацу 3 пункта 29 Правил N 306 норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Спорные условия договора в редакции МУП "КОС" соответствуют подпункту "в(4)" пункта 21 Правил N 124. Довод ответчика о необходимости применения подпункта "в" пункта 21 (1) Правил N 124 при расчете платы за услуги водоотведения, оказанные на общедомовые нужды, подлежит отклонению, поскольку то обстоятельство, что ответчик в отношениях с потребителями коммунальных услуг в многоквартирном доме руководствуется пунктом 44 Правил N 354 в части выставления потребителям объема коммунальных услуг на общедомовые нужды, не свидетельствует о наличии оснований для применения подпункта "в" пункта 21 (1) Правил N 124 к правоотношениям сторон спорного договора при определении объемов коммунальных услуг по водоотведению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 внесены изменения в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг.
Так, Постановлением N 603 Правила N 124 дополнены пунктом 21 (1), в соответствии с которым лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг, обязано возмещать стоимость сверхнормативного объема коммунальной услуги, поставленной на общедомовые нужды. С учетом внесенных в законодательство изменений исключается возможность взыскивать с потребителей плату за сверхнормативное потребление коммунального ресурса, поставленного на общедомовые нужды, в отсутствие специального решения общего собрания. Соответствующие расходы возлагаются на управляющую организацию, даже если собственниками помещений заключены прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией.
Кроме того, из содержания подпункта "в" пункта 21 (1) Правил N 124 следует, что его положения подлежат применению в ситуации, когда многоквартирный дом не оборудован общедомовыми приборами учета горячей и холодной воды, либо выведен из строя, либо утрачен, а также в связи с истечением срока его эксплуатации, а равно при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета либо при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета.
Поскольку действующее законодательство исходит из общего правила, предусматривающего, что объем водоотведения складывается из суммы объемов холодной и горячей воды, а последние величины применительно к целям содержания общего имущества могут быть установлены на основании показаний приборов учета, установленных в домах, то соответствующая редакция ответчика необоснованна.
Апелляционный суд учитывает, что порядок учета объема ресурса, предусмотренный Правилами N 124 и Правилами N 354 является императивным и его применение сторонами не зависит от согласования или несогласования такого порядка в договоре.
На основании изложенного, пункт 5.1 договора водоотведения для содержания общего имущества в многоквартирных домах правомерно изложен в редакции истца: "Для учета объемов принятых сточных вод стороны используют приборы учета, если иное не предусмотрено Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124). В случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод, объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения".
Соответственно, пункт 5.6 договора водоотведения для содержания общего имущества в многоквартирных домах соответствует требованиям законодательства в редакции истца: "объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле: VCT = VXBC + VГВС, где: VCT - объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения; VXBC - объем холодной воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом; VГBC - объем горячей воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, в целях содержания общего имущества".
Между сторонами также возникли разногласия по пункту 5.7 договора, который истец просит изложить в редакции: "Коммерческий учет сточных вод в узлах учета обеспечивает абонент", тогда как ответчик предлагает исключить данный пункт, поскольку многоквартирные жилые дома не оборудованы общедомовыми приборами учета соответствующего коммунального ресурса.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что поскольку объем водоотведения должен определяться сторонами исходя из объемов горячего и холодного водоснабжения, при этом приоритетным способом определения объемов является приборный, то ответчик как управляющая организация должен обеспечить коммерческий учет всех ресурсов, поступающих в многоквартирный дом, а также водоотведения.
Пункт 5.7 договора водоотведения для содержания общего имущества в многоквартирных домах правомерно изложен в редакции истца: "Коммерческий учет сточных вод в узлах учета обеспечивает абонент" с учетом вышеуказанных положений и выводов суда.
Истцом заявлено требование о возложении на ответчика обязанности предоставить в течение 5 дней с момента вступления решения Арбитражного суда Красноярского края в законную силу информацию за период с 01.01.2019 по 30.11.2020 об объеме водопотребления (холодного и горячего водоснабжения): определенного по показаниям индивидуальных приборов учета потребителей каждого МКД: определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета каждого МКД, по указанным выше адресам.
Ответчик возражал против данного требования, поскольку в связи с принятием жителями многоквартирных жилых домов решений о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг в части холодного и горячего водоснабжения, отопления и электроэнергии является АО "НТЭК", а в части услуг по водоотведению является истец МУП "КОС".
Доводы апелляционной жалобы в указанной части признаны судом апелляционной инстанции основанными на неверном толковании норм материального права и отклонены по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 31 Правил N 354 на исполнителя коммунальных услуг возложена обязанность при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать или получать от гарантирующего поставщика, если такой прибор учета должен быть присоединен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца, а в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, принимать не позднее 26-го числа текущего месяца в порядке, определенном договором приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, показания такого прибора учета от управляющей организации, товарищества или кооператива, осуществляющих управление многоквартирным домом, и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 31 Правил N 354 на исполнителя коммунальных услуг возложена обязанность принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, сеть Интернет и др.), и использовать показания, полученные не позднее 25 -го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, если прибор учета электрической энергии не подключен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях, а также в случаях, предусмотренных пунктами "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, передавать, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, полученные от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета управляющей организации, товариществу или кооперативу, осуществляющим управление многоквартирным домом. В отношении коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии, подключенных к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), обязанность по снятию показаний с приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика, который является владельцем соответствующей интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), а предоставление показаний таких приборов учета осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
Между АО "НТЭК" (ресурсоснабжающая организация) и ответчиком (исполнитель) заключен договор холодного водоснабжения, для содержания общего имущества в многоквартирном доме от 01.01.2019 N НТЭК-48-697/19 согласно пункту 1.1 которого ресурсоснабжающая организация обязуется подавать исполнителю холодную воду, в соответствии с установленными параметрами качества для содержания общего имущества в многоквартирном доме (СОИ в МКД) в объемах, определенных в приложении N 2 к договору. В пункте 5.3.5 указанного договора предусмотрена обязанность исполнителя (ответчика) обеспечивать учет получаемой холодной воды. Иметь узлы учета на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности), соответствующие требованиям действующих нормативных документов. Исполнитель обязан снимать показания ОДПУ с 21 числа предыдущего месяца по 20 число расчетного месяца и передавать в электронном виде и на бумажном носителе за подписью ответственного лица ресурсоснабжающей организации данные показаний ОДПУ согласно приложению N 4 в формате Excel; ведомости учета параметров ХВС на бумажном носителе за подписью ответственного лица не позднее 25 числа каждого расчетного месяца, если иной срок не будет согласован сторонами) по приложению N 6 (пункт 5.3.8 договора). Предоставлять ресурсоснабжающей организации информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги (о лицевых счетах и основаниях их основаниях их открытия, регистрация/снятие с регистрационного учета граждан, смена собственников и нанимателей, изменение площади жилого помещения и площади мест общего пользования. Информация предоставляется не позднее одного рабочего дня с момента изменения, путем внесения данных в программный комплекс МУП "РКЦ"), в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в МКД и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме) и ОДПУ установленных в МКД (пункт 5.3.19 договора).
Между АО "НТЭК" (ресурсоснабжающая организация) и ответчиком (исполнитель) заключен договор поставки горячей воды, приобретаемой для содержания общего имущества в многоквартирном доме от 29.12.2018 N НТЭК-48-696/19 согласно пункту 1.1 которого ресурсоснабжающая организация обязуется подавать исполнителю горячую воду в целях СОИ в МКД в объемах, определенных в приложении N 2 к договору, в пределах договорных величин и на условиях оговоренных договором. В пункте 5.3.2 указанного договора предусмотрена обязанность исполнителя (ответчика) обеспечивать коммерческий учет потребляемой горячей воды. Иметь узлы учета на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности), соответствующие требованиям действующих нормативных документов. Исполнитель обязан снимать показания ОДПУ с 21 числа предыдущего месяца по 20 число расчетного месяца и передавать в электронном виде и на бумажном носителе за подписью ответственного лица ресурсоснабжающей организации данные показаний ОДПУ согласно приложению N 8 в формате Excel; ведомости учета параметров тепла и горячего водоснабжения на бумажном носителе за подписью ответственного лица согласно приложениям N 6, 7 не позднее 25 числа каждого расчетного месяца (пункт 5.3.22 договора). Предоставлять ресурсоснабжающей организации информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги (о лицевых счетах и основаниях их основаниях их открытия, регистрация/снятие с регистрационного учета граждан, смена собственников и нанимателей, изменение площади жилого помещения и площади мест общего пользования. Информация предоставляется не позднее одного рабочего дня с момента изменения, путем внесения данных в программный комплекс МУП "РКЦ"), в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в МКД и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме) и ОДПУ установленных в МКД (пункт 5.3.24 договора).
Согласно части 10 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае заключения договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, ресурсоснабжающие организации обязаны представлять лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами, информацию о показаниях индивидуальных приборов учета при предоставлении таких показаний собственниками или пользователями помещений в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с частью 7.5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующих случаях: 1) при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Исполнитель коммунальных услуг обязан осуществлять мероприятия по снятию показаний коллективного (общедомового) прибора учета, индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета с периодичностью, предусмотренной подпунктами "е" и "е(1)" пункта 31 Правил N 354, а также не реже 1 раза в год проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители) (пункты 82 - 84 Правил N 354).
В соответствии с подпунктом "е"(1) пункта 18 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения также предусматриваются обязательства ресурсоснабжающей организации по передаче исполнителю показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) иной информации, используемой для определения объемов потребления коммунального ресурса, сроки и порядок передачи указанной информации, а также обязанность ресурсоснабжающей организации уведомлять исполнителя о сроках проведения ресурсоснабжающей организацией проверки достоверности представленных потребителем сведений о показаниях указанных приборов учета и (или) проверки их состояния и право представителей исполнителя участвовать в таких проверках в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил.
Позиция истца в части указанных требований находит свое подтверждение во взаимосвязи пп. "е"(1) пункта 18 Правил N 124, положений раздела У11 Правил N 354, статьи 546 ГК РФ, оговаривающих обязанность/необходимость ресурсоснабжающей организации (в данном случае - АО "НТЭК") уведомлять исполнителя коммунальных услуг, о достоверности представленных потребителем сведений о показаниях указанных приборов учета и (или) проверки их состояния.
Кроме того, истцом представлен скриншот страницы официального сайта ответчика, на которой размещена информация о контактах, по которым ответчиком принимаются показания индивидуальных приборов учета.
Не владея информацией о показаниях общедомовых и индивидуальных приборов учета, ответчик по сути лишен возможности определять объем поставленных на общедомовые нужды ресурсов для предъявления к оплате населению, что противоречит Правилам N 124 и 354.
Таким образом, доводы ответчика об отсутствии у него сведений об объеме водопотребления (холодного и горячего водоснабжения), определенного по показаниям индивидуальных приборов учета потребителей каждого МКД и по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета каждого МКД, отклоняются апелляционным судом как не соответствующие вышеуказанным нормам права, условиями договоров с АО "НТЭК" и фактическим обстоятельствам.
Учитывая изложенное, вышеизложенные требования истца являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Иные доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции как не влияющие на правильные выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска.
Фактически истец не согласен с оценкой суда первой инстанции доказательств, представленных в материалы дела, что само по себе не является основанием для отмены законного и обоснованного судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 ноября 2021 года по делу N А33-36931/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-36931/2020
Истец: МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОРИЛЬСК "КОММУНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕННЫЕ СИСТЕМЫ"
Ответчик: ООО "СеверныйБыт"