г. Москва |
|
08 февраля 2022 г. |
Дело N А41-81671/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Немчиновой М.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Божиной П.И.,
при участии в заседании:
от ООО "Сергиево-Посадский МПК": Фесченко Ю.А. по доверенности от 20.08.2021;
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области: Зинченко А.В. по доверенности от 12.01.2022 N 8,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сергиево-Посадский МПК"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 09 декабря 2021 года по делу N А41-81671/21,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сергиево-Посадский МПК"
к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сергиево-Посадский МПК" (далее - ООО "Сергиево-Посадский МПК", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Министерство) о признании незаконным предписания от 18.08.2021 N 314/009/ВН/02 в части нарушения, указанного в пункте 4.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 декабря 2021 года по делу N А41-81671/21 в удовлетворении заявления отказано (т. 2 л. д. 35-38).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Сергиево-Посадский МПК" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "Сергиево-Посадский МПК" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 17.12.2020 по 19.01.2021 Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области на основании распоряжения от 09.12.2020 N 479-РВ по согласованию с прокуратурой Московской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Сергиево-Посадский МПК", в ходе которой установлено, что ООО "Сергиево-Посадский МПК" осуществляет деятельность в области обращения с отходами производства и потребления на основании лицензии от 24.04.2020 N 050 094.
ООО "Сергиево-Посадский МПК" занимает земельный участок общей площадью 297 797 кв.м., расположенный по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский муниципальный район, с.п. Шеметовское, в районе д. Сахарово; на объект негативного воздействия на окружающую среду на указанной территории обществом получено свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (I категория); объекту присвоен номер 46-0167-001787-П.
ООО "Сергиево-Посадский МПК" разработана и утверждена программа производственного экологического контроля "Комплекс по обработке и размещению твердых коммунальных отходов в Сергиево-Посадском районе Московской области" (утв. генеральным директором ООО "Сергиево-Посадский МПК" Е.В. Комаровым 13.04.2020 г.).
В ходе проверки должностным лицом административного органа также установлено, что фильтрат полигонов захоронения отходов накапливается в двухсекционном регулирующем пруду.
Согласно информации, представленной ООО "Сергиево-Посадский МПК" (от 18.01.2021 исх. N 13/21), по состоянию на 18.01.2021 в двухсекционном регулирующем пруду накапливается 8 300 куб. м. "фильтрат полигонов захоронения отходов".
В соответствии с данными учета в области обращения с отходами за 3 квартал 2020 года, представлены сведения об образовании отхода "отходы очистки фильтрата полигонов захоронения твердых коммунальных отходов методом обратного осмоса" (код ФККО 73913331393) в размере 20 000 тонн; данный отход является конечным продуктом очистки фильтрата полигонов захоронения отходов, после прохождения очистных сооружений, образован в результате гарантийных испытаний станции очистки дренажных вод "СОС БМ-(1-5)-(3-1)-(6-1)-(9-1)-(10-1)-5,0", проведенных в рамках подготовки к вводу в эксплуатацию очистных сооружений.
Вместе с тем, программа производственного экологического контроля, представленная ООО "Сергиево-Посадский МПК", в пункте 4.1 "Сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов" содержит сведения об образовании конечного продукта обращения с фильтратом "отходы очистки фильтрата полигонов захоронения твердых коммунальных отходов методом обратного осмоса (код ФККО 73913331393, фильтрат полигонов захоронения отходов, накапливаемый в двухсекционном регулирующем пруду, в списке образующихся отходов не учтен.
Кроме того, в пункте 4.5 "Сведения о местах (площадках) накопления отходов производства и потребления" отсутствует место временного накопления отхода "фильтрат полигонов захоронения отходов" двухсекционный регулирующий пруд - накопитель для фильтрата.
Таким образом, в ходе проверки административным органом установлен факт того, что программа производственного экологического контроля, разработанная ООО "Сергиево-Посадский МПК", содержит неполные сведения об образующихся отходах, а именно: в перечисленных местах накопления отходов.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 19.01.2021 N 479-РВ.
В связи с выявленными нарушениями Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области обществу выдано предписание от 19.01.2021 N 314/009/ВН/01 по устранению нарушений требований природоохранного законодательства, пунктом 4 которого Обществу предписано в срок до 19.07.2021 г. провести корректировку сведений в Программе производственного экологического контроля для объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский т.о., с.п. Шеметовское, в районе д. Сахарово, земельный участок с кадастровым номером 50:05:0020331:1, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В период с 06.08.2021 по 10.08.2021 Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области на основании распоряжения от 22.07.2021 N 336-РВ с целью проверки исполнения ранее выданного предписания от 19.01.2021 N 314/009/ВН/01 об устранении нарушений требований в сфере природопользования и охраны окружающей среды проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, в частности, что отход "фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов умеренно опасный" (паспорт отхода утвержден ООО "Сергиево-Посадский МПК" 12.08.2020, код по ФККО 73910111393) накапливается в двухсекционном регулирующем пруду, из которых перекачивается насосами на очистные сооружения фильтрата типа "СОС -100БМ.О"; на момент осмотра территории оба регулирующих пруда заполнены отходом "фильтрат полигонов захоронения отходов", на очистные сооружения с момента их запуска на дату проверки поступило 2 135 куб.м. отхода "фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов умеренно опасный"; однако согласно представленным ООО "Сергиево-Посадский МПК" сведений (исх. N 347/21 от 16.07.2021) программа производственного экологического контроля не содержит сведения об образующемся отходе "фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов умеренно опасный", а также в перечисленных местах накопления отходов отсутствует двухсекционный регулирующий пруд для накопления отходов "фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов умеренно опасный", чем нарушены требования статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля", что отражено в протоколе осмотра от 10.08.2021 N 336-РВ.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 10.08.2021 N 336- РВ/ВН.
18 августа 2021 года по результатам проверки Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области ООО "Сергиево-Посадский МПК" выдано предписание N 314/009/ВН/02 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, пунктом 4 которого на общество возложена обязанность в срок до 10.01.2022 провести корректировку сведений в программе производственного экологического контроля для объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский муниципальный район, с.п. Шеметовское, в районе д. Сахарово, земельный участок с кадастровым номером 50:05:0020331:1, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (т. 1 л. д. 7-8).
Полагая, что указанное предписание в части нарушения, указанного в пункте 4, является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "Сергиево-Посадский МПК" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 66 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно части 1 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Частью 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (часть 4 статьи 67 Закона об охране окружающей среды).
Приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в соответствии с п. 1 которых Программа производственного экологического контроля (далее - Программа) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.
В случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.
В силу п. 2 указанных Требований Программа должна содержать разделы:
- общие положения;
- сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
- сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
- сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
- сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
- сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
- сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
В соответствии с пунктом 6 Требований раздел "Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения" должен содержать:
- сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов;
- сведения об объектах размещения отходов на данном объекте в соответствии с государственным реестром объектов размещения отходов;
- сведения об инвентаризации объектов размещения отходов в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49 (зарегистрирован Минюстом России 8 июня 2010 г., регистрационный N 17520), с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 9 декабря 2010 г. "О внесении изменений в Правила инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденные приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года N 49" (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2011 г., регистрационный N 19685);
- сроки проведения инвентаризации объектов размещения отходов.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки административным органом установлено, что отход "фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов умеренно опасный" (паспорт отхода утвержден ООО "Сергиево-Посадский МПК" 12.08.2020, код по ФККО 73910111393) накапливается в двухсекционном регулирующем пруду, из которых перекачивается насосами на очистные сооружения фильтрата типа "СОС-100БМ.О"; на момент осмотра территории оба регулирующих пруда заполнены отходом "фильтрат полигонов захоронения отходов", на очистные сооружения с момента их запуска на дату проверки поступило 2 135 куб.м. отхода "фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов умеренно опасный"; однако согласно представленным ООО "Сергиево-Посадский МПК" сведений (исх. N 347/21 от 16.07.2021) программа производственного экологического контроля не содержит сведения об образующемся отходе "фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов умеренно опасный", а также в перечисленных местах накопления отходов отсутствует двухсекционный регулирующий пруд для накопления отходов "фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов умеренно опасный".
Таким образом, программа производственного экологического контроля содержит неполные сведения об образующихся отходах, а именно:
- в перечисленных местах накопления отходов.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что если жидкие фракции удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними должно регулироваться нормами водного законодательства, и ООО "СП МПК" не обязано вносить изменения в Программу производственного экологического контроля в части учета сведения об образующихся отходах, а также в перечисленных местах накопления отходов, обоснованно отклонены судом первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, согласно отчету ООО "СП МПК" о принятых мерах (от 10.08.2021 N 410/21) текущий объем накопленного фильтрата в прудах-накопителях составлял 11104 куб.м., общий объем фильтрата, поступившего на очистные сооружения, составлял 3 183,65 куб.м.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, ссылки заявителя на письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.08.2021 N 25-50/11990-ОГ, по обращению ООО "Сергиево-Посадский МПК", в которых разъяснено, что отнесение жидких фракций к сточным водам или отходам зависит от их удаления: в случае, если жидкие фракции удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства, а также письма Минприроды России от 13.07.2015 N 12-59/16226, от 04.04.2017 N 1247/9678, от 23.08.2018 N 12-50/07137-ОГ, от 10.07.2020 N 01-25-27/17203, содержащие аналогичные разъяснения, являются несостоятельными.
Также материалами дела подтверждается, что в связи с обращениями граждан Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области с привлечением специалистов Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области в течение 2021 года неоднократно проводились контрольно-надзорные мероприятия; в ходе осмотров территории в рамках проверок Межрайонной природоохранной прокуратуры очистные сооружения фильтрата не эксплуатировались, сброс очищенных стоков в водный объект не осуществлялся.
Доказательств того, что очистные сооружения постоянно выходят из строя и на момент выездных проверок органов прокуратуры не функционируют, обществом ни административному органу, ни суду не представлено; данные обстоятельства подтверждаются предостережением о недопустимости нарушения закона от 14.09.2021, вынесенного Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области в отношении генерального директора ООО "Сергиево-Посадский МПК", а также актами выездных проверок прокуратуры.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемое предписание является законным и отмене не подлежит.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09 декабря 2021 года по делу N А41-81671/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-81671/2021
Истец: ООО "СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ МПК"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ