город Москва |
|
22 июня 2022 г. |
Дело N А41-81671/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Петропавловской Ю.С., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Фесченко Ю.А., доверенность от 12.08.2021;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 15 июня 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО "Сергиево-Посадский МПК"
на решение от 09 декабря 2021 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 08 февраля 2022 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-81671/21
по заявлению ООО "Сергиево-Посадский МПК"
об оспаривании предписания
к Министерству ЖКХ Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Сергиево-Посадский МПК" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству ЖКХ Московской области (далее - министерство) о признании незаконным предписания от 18.08.2021 N 314/009/ВН/02 в части нарушения, указанного в пункте 4.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 декабря 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Сергиево-Посадский МПК" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в период с 17.12.2020 по 19.01.2021 министерством на основании распоряжения от 09.12.2020 N 479-РВ по согласованию с Прокуратурой Московской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества, в ходе которой выявлено, что общество осуществляет деятельность в области обращения с отходами производства и потребления на основании лицензии от 24.04.2020 N 050 094.
Общество занимает земельный участок, общей площадью 297.797 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, с.п. Шеметовское, в районе д. Сахарово; на объект негативного воздействия на окружающую среду на указанной территории обществом получено свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (I категория); объекту присвоен номер 46-0167-001787-П.
Обществом разработана и утверждена программа производственного экологического контроля "Комплекс по обработке и размещению твердых коммунальных отходов в Сергиево-Посадском районе Московской области" (утверждена генеральным директором общества Комаровым Е.В. 13.04.2020).
В ходе проверки должностным лицом министерства также установлено, что фильтрат полигонов захоронения отходов накапливается в двухсекционном регулирующем пруду.
Согласно информации, представленной обществом (от 18.01.2021 исх. N 13/21), по состоянию на 18.01.2021 в двухсекционном регулирующем пруду накапливается 8.300 куб.м "фильтрат полигонов захоронения отходов".
В соответствии с данными учета в области обращения с отходами за 3 квартал 2020 года, представлены сведения об образовании отхода "отходы очистки фильтрата полигонов захоронения твердых коммунальных отходов методом обратного осмоса" (код ФККО 73913331393) в размере 20.000 тонн; данный отход является конечным продуктом очистки фильтрата полигонов захоронения отходов, после прохождения очистных сооружений, образован в результате гарантийных испытаний станции очистки дренажных вод "СОС БМ-(1-5)-(3-1)-(6-1)-(9-1)-(10-1)-5,0", проведенных в рамках подготовки к вводу в эксплуатацию очистных сооружений.
Вместе с тем, программа производственного экологического контроля, представленная обществом, в пункте 4.1 "Сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов" содержит сведения об образовании конечного продукта обращения с фильтратом "отходы очистки фильтрата полигонов захоронения твердых коммунальных отходов методом обратного осмоса (код ФККО 73913331393, фильтрат полигонов захоронения отходов, накапливаемый в двухсекционном регулирующем пруду, в списке образующихся отходов не учтен.
Кроме того, в пункте 4.5 "Сведения о местах (площадках) накопления отходов производства и потребления" отсутствует место временного накопления отхода "фильтрат полигонов захоронения отходов" двухсекционный регулирующий пруд - накопитель для фильтрата.
Таким образом, в ходе проверки министерством установлен факт того, что программа производственного экологического контроля, разработанная обществом, содержит неполные сведения об образующихся отходах, а именно: в перечисленных местах накопления отходов.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 19.01.2021 N 479-РВ.
В связи с выявленными нарушениями министерством обществу выдано предписание от 19.01.2021 N 314/009/ВН/01 по устранению нарушений требований природоохранного законодательства, пунктом 4 которого обществу предписано в срок до 19.07.2021 провести корректировку сведений в Программе производственного экологического контроля для объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский г.о., с.п. Шеметовское, в районе д. Сахарово, земельный участок с кадастровым номером 50:05:0020331:1, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В период с 06.08.2021 по 10.08.2021 министерством на основании распоряжения от 22.07.2021 N 336-РВ с целью проверки исполнения ранее выданного предписания от 19.01.2021 N 314/009/ВН/01 об устранении нарушений требований в сфере природопользования и охраны окружающей среды проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлено, в частности, что отход "фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов умеренно опасный" (паспорт отхода утвержден обществом 12.08.2020, код по ФККО 73910111393) накапливается в двухсекционном регулирующем пруду, из которых перекачивается насосами на очистные сооружения фильтрата типа "СОС-100БМ.О"; на момент осмотра территории оба регулирующих пруда заполнены отходом "фильтрат полигонов захоронения отходов", на очистные сооружения с момента их запуска на дату проверки поступило 2.135 куб.м отхода "фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов умеренно опасный"; однако согласно представленным обществом сведениям (от 16.07.2021 исх. N 347/21) программа производственного экологического контроля не содержит сведения об образующемся отходе "фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов умеренно опасный", а также в перечисленных местах накопления отходов отсутствует двухсекционный регулирующий пруд для накопления отходов "фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов умеренно опасный", чем нарушены требования статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля" (далее - Требования, Программа), что отражено в протоколе осмотра от 10.08.2021 N 336-РВ.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 10.08.2021 N 336- РВ/ВН.
18.08.2021 по результатам проверки министерством обществу выдано предписание N 314/009/ВН/02 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, пунктом 4 которого на общество возложена обязанность в срок до 10.01.2022 провести корректировку сведений в программе производственного экологического контроля для объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, с.п. Шеметовское, в районе д. Сахарово, земельный участок с кадастровым номером 50:05:0020331:1, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Общество, полагая, что указанное предписание в части нарушения, указанного в пункте 4, является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для отказа обществу в удовлетворении заявления, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Закона об охране окружающей среды, должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту 1 статьи 67 Закона об охране окружающей среды, производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Пунктом 2 статьи 67 Закона об охране окружающей среды установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4 статьи 67 Закона об охране окружающей среды).
В соответствии с пунктом 1 Программы, Программа производственного экологического контроля должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.
В случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.
В силу пункта 2 Требований, Программа должна содержать разделы:
- общие положения;
- сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
- сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
- сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
- сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
- сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
- сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
В соответствии с пунктом 6 Требований, раздел "Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения" должен содержать:
- сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов;
- сведения об объектах размещения отходов на данном объекте в соответствии с государственным реестром объектов размещения отходов;
- сведения об инвентаризации объектов размещения отходов в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49, с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 09.12.2010 "О внесении изменений в Правила инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденные приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года N 49";
- сроки проведения инвентаризации объектов размещения отходов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе проверки министерством выявлено, что отход "фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов умеренно опасный" (паспорт отхода утвержден обществом 12.08.2020, код по ФККО 73910111393) накапливается в двухсекционном регулирующем пруду, из которых перекачивается насосами на очистные сооружения фильтрата типа "СОС-100БМ.О"; на момент осмотра территории оба регулирующих пруда заполнены отходом "фильтрат полигонов захоронения отходов", на очистные сооружения с момента их запуска на дату проверки поступило 2.135 куб.м отхода "фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов умеренно опасный"; однако согласно представленным обществом сведениям (от 16.07.2021 исх. N 347/21) программа производственного экологического контроля не содержит сведения об образующемся отходе "фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов умеренно опасный", а также в перечисленных местах накопления отходов отсутствует двухсекционный регулирующий пруд для накопления отходов "фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов умеренно опасный".
Таким образом, как обоснованно заключили суды, программа производственного экологического контроля содержит неполные сведения об образующихся отходах, а именно в перечисленных местах накопления отходов.
Доводы общества о том, что если жидкие фракции удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами, и обращение с ними должно регулироваться нормами водного законодательства, и общество не обязано вносить изменения в Программу производственного экологического контроля в части учета сведений об образующихся отходах, а также в перечисленных местах накопления отходов, обоснованно отклонены судами в связи со следующим.
Также судами установлено, что согласно отчету общества о принятых мерах (от 10.08.2021 N 410/21) текущий объем накопленного фильтрата в прудах-накопителях составлял 11.104 куб.м, общий объем фильтрата, поступившего на очистные сооружения, составлял 3.183,65 куб.м.
С учетом вышеуказанных обстоятельств ссылки общества на письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.08.2021 N 25-50/11990-ОГ по обращению общества, в котором разъяснено, что отнесение жидких фракций к сточным водам или отходам зависит от их удаления: в случае, если жидкие фракции удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства, а также на письма Минприроды России от 13.07.2015 N 12-59/16226, от 04.04.2017 N 1247/9678, от 23.08.2018 N 12-50/07137-ОГ, от 10.07.2020 N 01-25-27/17203, содержащие аналогичные разъяснения, обоснованно признаны судами несостоятельными.
Кроме того, суды установили, что в связи с обращениями граждан Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области с привлечением специалистов министерства в течение 2021 года неоднократно проводились контрольно-надзорные мероприятия; в ходе осмотров территории в рамках проверок Межрайонной природоохранной прокуратуры очистные сооружения фильтрата не эксплуатировались, сброс очищенных стоков в водный объект не осуществлялся.
Доказательств того, что очистные сооружения постоянно выходят из строя и на момент выездных проверок органов прокуратуры не функционируют, обществом ни министерству, ни судам не представлено; данные обстоятельства, как обоснованно отметили суды, подтверждаются предостережением о недопустимости нарушения закона от 14.09.2021, вынесенного Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области в отношении генерального директора общества, а также актами выездных проверок прокуратуры.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что обжалуемое предписание министерства является законным и отмене не подлежит, и, соответственно, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 09 декабря 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2022 года по делу N А41-81671/21 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Сергиево-Посадский МПК" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Ю.С. Петропавловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом вышеуказанных обстоятельств ссылки общества на письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.08.2021 N 25-50/11990-ОГ по обращению общества, в котором разъяснено, что отнесение жидких фракций к сточным водам или отходам зависит от их удаления: в случае, если жидкие фракции удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства, а также на письма Минприроды России от 13.07.2015 N 12-59/16226, от 04.04.2017 N 1247/9678, от 23.08.2018 N 12-50/07137-ОГ, от 10.07.2020 N 01-25-27/17203, содержащие аналогичные разъяснения, обоснованно признаны судами несостоятельными.
...
Решение Арбитражного суда Московской области от 09 декабря 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 февраля 2022 года по делу N А41-81671/21 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Сергиево-Посадский МПК" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 июня 2022 г. N Ф05-9427/22 по делу N А41-81671/2021