г. Челябинск |
|
08 февраля 2022 г. |
Дело N А34-9401/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Шадринского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 18.11.2021 по делу N А34-9401/2021.
В судебном заседании посредством системы видеоконференц-связи, организацию которой осуществил Арбитражный суд Курганской области, принял участие представитель Департамента образования и науки Курганской области - Бригида Д.В. (служебное удостоверение, диплом, доверенность от 10.03.2021).
Департамент образования и науки Курганской области (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением, с учетом уточнения, принятого судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным представления Шадринского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области от 22.04.2021 N 07/47-21 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Определением суда на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГБОУ "Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат N 11"
Решением Арбитражного суда Курганской области от 18.11.2021 заявленные требования удовлетворены: представление Шадринского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области от 22.04.2021 N 07/47-21 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, признано недействительным; возложена обязанность на Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Курганской области) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Шадринский территориальный отдел Управление Роспотребнадзора по Курганской области (далее также - апеллянт, податель жалобы, Отдел) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 18.11.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В своей апелляционной жалобе Отдел указывает, что представление N 07/4721 от 22.04.2021, вынесено по результатам рассмотрения протокола N 07/61-21г об административном правонарушении от 14.04.2021. При этом апеллянт обращает внимания на то, что представление об устранении причин и условий, способствовавших его совершению правонарушения, может быть вынесено не только в адрес лица, совершившего административное правонарушение, но и в отношении иных лиц, способствовавших совершению административного совершенного правонарушения.
Представление N 07/47-21г вынесено 22.04.2021, в тот же день когда и вынесено постановление N 07/26-21г по делу об административном правонарушении, в отношении директора ГБОУ "Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат N 11" Куприной С.В. Нарушения, которые отражены как в протоколе, так и представлении идентичны, без внесения каких-либо изменений и дополнений.
Согласно п. 1.5 должностной инструкции директора ГБОУ Школа-интернат N 11 Куприной СВ., утвержденной временно исполняющим обязанности Департамента Кочеровым А.Б. от 14.11.2020, директор учреждения подчиняется непосредственно директору Департамента. Таким образом, руководитель Департамента Кочеров А.Б. не осуществляет должный контроль за подчиненным ему сотрудником - директором ГБОУ Школа-интернет N 11 Куприной С.В., которая в свою очередь допустила нарушение норм санитарного законодательства в подведомственной ей школе.
Нуждаемость ГБОУ "Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат N 11" в необходимом финансировании Департамент должен был установить не только исходя из информации, предоставленной школой, но и путем осуществления своих функций по контролю за подведомственными организациями, в том числе путем запроса информации и получения информации, а также путем управления государственным имуществом Курганской области находящимся хозяйственном ведении обозначенной школы. Факт недостаточного финансирования ГБОУ Школа-интернат N 11, подтверждается ответной информацией на исходящее письмо от 16.09.2021 N 07/994-21, предоставленной ГБОУ "Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат N 11".
Апеллянт относительно вывода суда о сроке действия санитарных норм отмечает, что утрата силы одних санитарных правил не обеспечила утраты требований отраженных в обозначенных правилах, так как требования остались прежними уже в новых санитарных правилах.
Освобождение Департамента от исполнения представления N 07/47-21г от 22.04.2021 будет и в дальнейшем способствовать совершению новых событий правонарушений.
По мнению апеллянта, Департамент должен был рассмотреть вопрос целевого использования выделяемых Школе-интернат N 11 денежных средств, рассмотреть вопрос перераспределения финансовых средств, в случае необходимости, рассмотреть вопрос о выполнении директором Школы-интернат N 11 должностных обязанностей, с единственной целью - привести деятельность ГБОУ "Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат N 11" в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и обеспечить безопасность детей, обучающихся и проживающих в обозначенном образовательном учреждении.
В адрес суда от Департамента образования и науки Курганской области поступил отзыв на апелляционную жалобу. Судом в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения (приказа) заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Курганской области Амелиной Л.В. N 0317-р от 04.03.2021 проведена плановая выездная проверка государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат N 11" в период с 18.03.2021 по 09.04.2021 осуществляющего деятельность по адресу: Курганская область, г. Шадринск, ул. Свердлова, д. 89 (т.1, л.д.136-140).
Результаты проверки отражены в акте проверки от 09.04.2021 N 07/48-21, в котором указано, что в ходе проведения проверки выявлены нарушения требований ч.1 ст. 24, ч.1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; п. 2.4.7., п. 2.4.8, п.2.5.3, п.2.2.3, п.2.8.6. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; п. 8.3.5, п. 8.5.5, п. 8.5.14. СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг"; п.8.1.2. СанПин 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"
По результатам проверки Отделом 14.04.2021 в отношении должностного лица - директора ГБОУ "Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат N 11" Куприной С.В., составлен протокол об административном правонарушении N 07/61-21 по признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) (т.1, л.д. 146-148).
22.04.2021 главный государственный санитарный врач по г. Шадринску, Шадринскому, Шатровскому, Каргапольскому районам, руководствуясь частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ, рассмотрев протокол N 07/61-21 об административном правонарушении от 14.04.2021 в отношении должностного лица - директора ГБОУ "Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат N 11" Куприной С.В., внес в отношении Департамента обязательное для исполнения представление N07/47-21, в соответствии с которым обязал руководителя Департамента Кочерова А.Б. принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Из содержания представления следует, что 09.04.2021 в 15 час.00 мин. по результатам внеплановой выездной проверки в отношении ГБОУ "Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат N 11", установлены следующие нарушения:
1. Спальные комнаты для проживания обучающихся не обеспечены шкафами для раздельного хранения одежды и обуви, что является нарушением п.2.4.7 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". В соответствии с п. 2.4.7 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи": спальные комнаты для проживания обеспечиваются шкафом (шкафами) для раздельного хранения одежды и обуви. Количество столов и шкафов должно предусматривать возможность использования их всеми проживающими и возможность раздельного хранения вещей.
2. Проживающие в интернате не обеспечены банными полотенцами, что является нарушением п. 2.4.8 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". В соответствии с п. 2.4.8 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи": каждое спальное место обеспечивается комплектом постельных принадлежностей (матрацем с наматрасником, подушкой, одеялом), постельным бельем (наволочкой, простыней, пододеяльником) и полотенцами (для лица и для ног, а также банным). Допускается использование одноразовых полотенец для лица, рук и ног. Количество комплектов постельного белья, наматрасников и полотенец (для лица и для ног, а также банного) должно быть не менее 2 комплектов на одного человека.
3. В прачечной стены выполнены из материалов, не устойчивых к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств (стены побелены на половину высоты стены), что является нарушением п. 8.3.5 СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", В соответствии с п. 8.3.5. СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг": полы и стены помещений на всю высоту выполняются из материалов, устойчивых к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств. Производственные помещения прачечных должны иметь гидроизоляцию полов и стен.
4. В моечном отделении бани отделка потолка и стен выполнена из материалов не устойчивых к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств, что является нарушением п.п. 8.5.5, 8.5.14 СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". В соответствии с п. 8.5.5 СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг": для отделки помещений бань используются материалы, устойчивые к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств. В соответствии с п. 8.5.14 СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг": уборка помещений бани с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников с применением моющих и дезинфицирующих средств проводится 1 раз в неделю. В соответствии с п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи": стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств. В помещениях с повышенной влажностью воздуха потолки должны быть влагостойкими.
5. Контейнерная площадка для сбора отходов не имеет водонепроницаемого твердого покрытия превышающего площадь основания контейнера на 1 м во все стороны, что является нарушением п. 2.2.3 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". В соответствии с п. 2.2.3 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи": на собственной территории должна быть оборудована площадка, расположенная в непосредственной близости от въезда на эту территорию, с водонепроницаемым твердым покрытием для сбора отходов. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. На площадке устанавливаются контейнеры (мусоросборники) с закрывающимися крышками.
6. Осветительные приборы в складском помещении, не имеют светорассеивающей защитной пылевлагонепроницаемой конструкции, что является нарушением п. 2.8.6 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". В соответствии с п. 2.8.6 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи": осветительные приборы должны иметь светорассеивающую конструкцию: в помещениях, предназначенных для занятий физкультурой и спортом - защитную, в помещениях пищеблока, душевых и в прачечной - пылевлагонепроницаемую. Несоблюдение санитарно-эпидемиологические требований к организации общественного питания населения свидетельствует о нарушении ч. 1 ст. 24, ч.1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52- ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения": при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения": в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
О принятых мерах лицо, которому вынесено представление, обязано сообщить в срок не позднее одного месяца со дня получения настоящего представления в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в г.Шадринске, Шадринском, Шатровском, Каргапольском районах, по адресу: 641870, Курганская область, г.Шадринск, ул. Луначарского, 20.
Выявленные нарушения свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.
При составлении протокола об административном правонарушении Куприна С.В. пояснила, что с выявленными нарушениями согласна. Нарушения будут устранены по мере финансирования до установленного срока, указанного в предписании.
В соответствии с Уставом ГБОУ "Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат N 11" полномочия учредителя осуществляет Главное управление образования Курганской области.
Причинами и условиями совершения административного правонарушения, по мнению административного органа, явилось невыполнение директором должностных обязанностей в части контроля за соблюдением санитарных правил в образовательном учреждении, в том числе недостаточного финансирования со стороны Учредителя.
Постановлением главного государственного санитарного врача по г.Шадринску, Шадринскому, Шатровскому, Каргапольскому районам от 22.04.2021 N 07/26-21 должностное лицо - директор государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат N 11" Куприна С.В., привлечена к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4 000 руб. (т.1, л.д.105-109).
Полагая, что указанное представление является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии совокупности условий необходимых для признания представления незаконным.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
В силу условий части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
К ненормативным правовым актам относятся акты государственных органов и должностных лиц, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности определенного круга лиц, а также создающие правила поведения, рассчитанные на однократное применение.
В абзаце 4 пункта 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных Федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Судом установлено, что оспариваемое представление внесено главным государственным санитарным врачом по г. Шадринску, Шадринскому, Шатровскому, Каргапольскому районам в порядке статьи 29.13 КоАП РФ об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ предусмотрено, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление (ч. 2 ст. 29.13 КоАП РФ).
Из анализа статьи 29.13 КоАП РФ следует, что основанием для вынесения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является рассмотрение этим органом дела об административном правонарушении, доказанность факта совершения правонарушения и установление указанных причин и условий, то есть факторов, порождающих правонарушение либо облегчающих его совершение.
При этом выводы о наличии причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, должны подтверждаться доказательствами и основываться на материалах дела.
В представлении должны быть приведены конкретные обстоятельства, которые создали условия для совершения правонарушения.
Применительно к вышеизложенному, в целях вынесения административным органом представления, Управление Роспотребнадзора по Курганской области должно было установить причины административного правонарушения и условия, способствовавшие его совершению.
По мнению подателя апелляционной жалобы, соответствующим является недостаточное финансирование Департаментом ГБОУ "Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат N 11", а также нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Из содержания оспариваемого представления следует, что оно вынесено в соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ на основании обстоятельств, отраженных в протоколе об административном правонарушении от 14.04.2021 N 07/61-21 в отношении должностного лица - директора Куприной С.В.
Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, в указанном представлении не приведены конкретные обстоятельства, которые создали условия для совершения правонарушения.
При этом выводы о наличии причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, не подтверждены надлежащими доказательствами и отсутствуют в материалах дела.
В оспариваемом представлении отмечено, что причинами и условиями совершения административного правонарушения явилось невыполнение директором должностных обязанностей в части контроля за соблюдением санитарных правил в образовательном учреждении, в том числе недостаточного финансирования.
Полномочия Департамента регламентированы постановлением Правительства Курганской области от 23.11.2015 N 375 "Об утверждении положения о Департаменте образования и науки Курганской области" (далее - Положение) (т.1, л.д.17-21).
Согласно п. 1 Положения, Департамент является органом исполнительной власти Курганской области, осуществляющим управление в сфере образования, молодежной политики, отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время), в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, в сфере добровольчества (волонтерства) и патриотического воспитания граждан в Курганской области.
В соответствии с п. 9 Положения Департамент осуществляет функции и полномочия учредителя образовательных и иных организаций Курганской области.
Согласно п. 63 раздела II Положения, Департамент осуществляет исполнение полномочий главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента образования и науки, подведомственных образовательных организаций и государственных учреждений.
В силу п.п. 1 п.12 Положения директор Департамента образования и науки осуществляет общее руководство на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент образования и науки полномочий.
В силу п.п. 5 п. 12 Положения директор Департамента образования и науки в пределах своей компетенции издает приказы, организует контроль за их исполнением.
Согласно Уставу ГБОУ "Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат N 11", утвержденному приказом Департамента от 07.05.2020 N 458, является некоммерческой организацией (п.1); организационно - правовая форма Школы - государственное бюджетное учреждение (п.5); собственником имущества и учредителем Школы является Курганская область; функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент образования и науки Курганской области (п.6).
Полномочия Учредителя прописаны в п.7 Устава: утверждение устава, назначение и освобождение от должности руководителя Школы, внесение предложений в Правительство Курганской области о создании, ликвидации и реорганизации Школы, осуществление контроля Школы в рамках своей компетенции, получение от организации отчета о поступлении и расходовании финансовых средств, а также отчета о результатах самообследования и др. (т. 1, л.д.56-73).
Пункт 8 Устава регламентирует, что ГБОУ "Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат N 11" от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, Школа отвечает по своим обязательствам всем находящимся у нее на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.
Согласно п. 36 Устава, директор осуществляет управление ГБОУ "Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат N 11" на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за соблюдение и исполнение законодательства Российской Федерации. К компетенции директора также относится решение вопросов финансовой деятельности.
Пункт 48 Устава устанавливает, что Школа самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, решает вопросы, связанные с заключением договоров, определением своих обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 59 ГБОУ "Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат N 11" вправе осуществлять приносящую доход деятельность, не относящуюся к ее основным видам деятельности. Департамент согласно п. 7 Устава осуществляет контроль за деятельностью Школы в рамках своей компетенции, контроль за соблюдением санитарных правил в образовательном учреждении к компетенции учредителя не относится.
Согласно требованиям действующего законодательства Российской Федерации ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований возлагается на образовательные организации.
Часть 1 статьи 28 Федерального закона N 52-ФЗ регламентирует, что в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности и уставом образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.
За нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 10 ст. 9.2.Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным, находящимся на праве оперативного управления имуществом, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
Согласно разделу 5 Устава, Школа отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами. Имущество Школы находится в оперативном управлении. В отношении имущества Школа осуществляет права владения и пользования, распоряжение имуществом Школа осуществляет с согласия собственника. При осуществлении права оперативного управления имуществом Школа обязана эффективно использовать имущество, осуществлять капитальный и текущий ремонт. Школа с письменного согласия собственника имеет право сдавать в аренду, передавать во временное пользование, закрепленное за ней на праве оперативного управления имущество и имущество, приобретенное за счет выделенных средств. То есть, функции учредителя относятся к вопросам согласования по распоряжению имущества, находящегося в оперативном управлении у Школы. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, представляет собой ненормативный правовой акт, вынесение которого предусмотрено нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом вынесению такого представления должна предшествовать проверка, в результате которой лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, устанавливаются непосредственные причины, приведшие к совершению виновным лицом административного правонарушения, а также и конкретные условия, способствовавшие его совершению.
В постановлении о привлечении Куприной С.В. от 22.04.2021 N 07/26-21 к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, административным органом указано, что субъективной стороной правонарушения явилось бездействие Куприной С.В. по контролю за соблюдением санитарно-эпидемиологического законодательства при организации образовательного процесса в образовательном учреждении, в том числе создание условий для проживающих учащихся школы.
Требования представления возлагают на Департамент, как на орган исполнительной власти Курганской области, обязанность осуществлять контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического законодательства при организации образовательного процесса в образовательном учреждении, что противоречит требованиям ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также Положению о Департаменте, утвержденному постановлением Правительства Курганской области от 23.11.2015 N 375, осуществлять контроль за всем имуществом, находящимся в оперативном управлении у Учреждения, что противоречит требованиям ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Департамент выполняет свои полномочия по предоставлению субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в полном объеме, а также осуществляет контроль за выполнением подведомственным учреждением в полном объеме государственного задания.
В оспариваемом представлении также указывается в качестве причины, способствующей совершению административного правонарушения, на недостаточность финансирования Департаментом образовательного учреждения
В силу ч. 2 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности. В соответствии с требованиями указанной статьи государственные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В соответствии со ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, объем финансового обеспечения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности. Направления использования средств, полученных бюджетным учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, определяются в плане финансово-хозяйственной деятельности, составляемом и утверждаемом учреждением в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении такого учреждения, в соответствии с Требованиями к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными приказом Минфина России от 31.08.2018 N 186н (далее - Требования N 186н, план финансово-хозяйственной деятельности).
Требованиями N 186н не установлены нормы, согласно которым показатели по выплатам, отраженные в плане финансово-хозяйственной деятельности, должны соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам, использованным при расчете объема субсидии на государственное задание. Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания предоставляется учреждению общей суммой (без детализации направлений ее расходования), учреждения вправе направлять средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на направления, определенные в плане Финансово-хозяйственной деятельности, самостоятельно. При этом такое определение направления расходов не должно повлиять на достижение показателей, характеризующих качество и объем оказываемых услуг (выполняемых работ), установленных в государственном задании.
В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации Департамент как главный распорядитель средств бюджета обязан обеспечить результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.
Финансовое обеспечение деятельности ГБОУ "Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат N 11" в 2020 году осуществлялось до реорганизации его как казенного учреждения, после завершения процедуры изменения организационно-правовой формы как бюджетного учреждения.
Таким образом, финансирование деятельности казенного учреждения осуществлялось на основе сметы доходов и расходов по соответствующим статьям кодам расходов бюджетной классификации, а бюджетных учреждений на основе соглашения, заключаемого между Департаментом и соответствующим бюджетным учреждением.
Размер субсидии на финансовое обеспечение государственного задания определяется в соответствии с утвержденными базовыми нормативами затрат с учетом поправочных коэффициентов, учитывающих особенности реализации образовательных программ, а также дополнительные расходы учреждения, связанные с содержанием имущества и оплатой коммунальных услуг, а также расходы на текущий ремонт, расходы на обеспечение комплексной безопасности и исполнение санитарно-эпидемиологических требований. При этом финансирование осуществляется общей суммой без разделения на коды расходов. Дальнейшая детализация по кодам расходов осуществляется учреждением самостоятельно в плане финансово-хозяйственной деятельности.
Как следует из представленных Департаментом в материалы дела карточек счета, платежных поручений, изменение плана финансово-хозяйственной деятельности, отчетов об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (т.3, л.д.75-119), на финансовое обеспечение деятельности Школы в 2020 году было предусмотрено 36898,63 тысячи рублей, в том числе в форме субсидии на выполнение государственного задания на 2020 год утверждена в сумме 24006,403 тысячи рублей, из которых на лицевые счета поступили денежные средства в сумме 36026,3 тысячи рублей. Расхождение между утвержденными суммами и фактически профинансированными обусловлено неисполнением государственного задания в части предоставления услуг по присмотру и уходу за воспитанниками, проживающими в ГБОУ "Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат N 11", в период установления санитарных - эпидемиологических мер (самоизоляция). Не были оказаны услуги по обеспечению горячим питанием, услуги по присмотру и уходу за детьми в дошкольных группах и детьми, проживающими в интернате. То есть, заявки от Школы на перечисление указанной суммы в адрес Департамента не поступали.
Указанные данные подтверждаются бухгалтерской отчетностью, в том числе отчетом об исполнении учреждением плана его финансово - хозяйственной деятельности Учреждения по состоянию на 01.01.2021 (т.3, л.д.75-119).
Департаментом в 2021 году субсидия на выполнение государственного задания на 2021 год утверждена в сумме 29165,89 тыс. рублей.
Согласно приказу Департамента от 24.05.2021 N 601 Департаментом до ГБОУ "Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат N 11" доведены субсидии на иные цели в размере 6000,0 тыс. руб.
При этом в соглашении о предоставлении субсидии на иные цели указаны мероприятия, на которые должны быть направлены бюджетные средства. Следует отметить, что субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания предоставляется учреждению общей суммой (без детализации направлений ее расходования), учреждения вправе направлять средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на направления, определенные в плане финансово-хозяйственной деятельности, самостоятельно. При этом такое определение направления расходов не должно повлиять на достижение показателей, характеризующих качество и объем оказываемых услуг (выполняемых работ), установленных в государственном задании.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что административным органом в рамках административного дела не были установлены достаточные доказательства того, что условиями и причинами, способствовавших совершению административного правонарушении являлось недостаточное финансирование со стороны учредителя.
Таким образом, совокупность условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях удовлетворения заявленных требований, наличествует, поскольку вынесенное административным органом представление в данном случае, как не соответствует закону, так и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку фактически обязывает заявителя совершить действия, а, в случае невыполнения представления, возлагает на заявителя ответственность, предусмотренную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях удовлетворил заявленные требования.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и по существу представляют собой лишь несогласие с результатами оценки судом представленных доказательств, в то время как в силу правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12, судебный акт суда первой инстанции, основанный на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменен судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 18.11.2021 по делу N А34-9401/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Шадринского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-9401/2021
Истец: Департамент образования и науки Курганской области
Ответчик: Территориальный отдел Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в г. Шадринске, Шадринском, Каргапольском, Шатровском районах, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Курганской обалсти
Третье лицо: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат N 11", Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд