город Омск |
|
07 февраля 2022 г. |
Дело N А75-8202/2021 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ивановой Н.Е.
рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12732/2021) общества с ограниченной ответственностью "Альфа-М" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.09.2021 по делу N А75-8202/2021 (судья Голубева Е.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфа-М" (ОГРН 1147746779025, ИНН 7743931676, адрес: 125475, г. Москва, ул. Клинская, д. 12, пом. II, комнаты 9-13) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1058600003681, ИНН 8601024794, адрес: 628012, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Рознина, д. 72) о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении от 20.05.2021 N 69/ЗП,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Альфа-М" (далее - заявитель, общество, ООО "Альфа-М") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - административный орган, Управление, Управление Роспотребнадзора по ХМАО-Югре) о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении от 20.05.2021 N 69/ЗП о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.09.2021 по делу N А75-8202/2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель обращает внимание на отсутствие в материалах дела об административном правонарушении сведений у учреждения, указанного в оспариваемом постановлении и протоколе в качестве образовательного, о наличии лицензий на ведение образовательной деятельности; неверное измерение расстояния между магазином и учреждением; недоказанность факта реализации табачной продукции в магазине.
От Управления поступил отзыв на апелляционную жалобу, который судом апелляционной не принимается, поскольку отсутствуют доказательства его направления обществу (часть 1 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 18.01.2021 в адрес Управления из местной общественной организации "Работающая молодежь Сургута" поступило заявление, согласно которому ООО "Альфа-М" в магазине "Красное&Белое", расположенном по адресу: 628416, г. Сургут, проспект Ленина, д. 59/1, осуществляет розничную продажу табачной продукции на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией МБДОУ N 28 "Калинка", предназначенного для оказания образовательных услуг и расположенного по адресу: 628404, г. Сургут, ул. Энтузиастов, д. 65, корп. 1.
Управлением 05.02.2021 вынесено определение N 03 о возбуждении в отношении ООО "Альфа-М" дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Управлением 05.02.2021 вынесено определение N 01 об истребовании у Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Сургута ситуационного плана в масштабе М 1:1000 с нанесением границ землепользования образовательного учреждения г. Сургута МБДОУ N 28 "Калинка" и торгового объекта магазина "Красное&Белое", с указанием на актуализированной карте адресов данных объектов и наличия между ними расстояния по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от входной двери магазина до ближайшей точки, граничащей с территорией МБДОУ N 28 "Калинка".
Согласно представленному ситуационному плану расстояние от границы образовательного учреждения МБДОУ N 28 "Калинка", расположенного по адресу: 628404, г. Сургут, ул. Энтузиастов, д. 65, корп. 1, до входа в магазин "Красное&Белое", расположенного по адресу: 628403, г. Сургут, проспект Ленина, д. 59/1, составляет 53,88 м, то есть менее 100 метров, что является нарушением пункта 2 части 7 статьи 19 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Закон N 15-ФЗ).
Управлением 31.03.2021 в отношении ООО "Альфа-М" составлен протокол об административном правонарушении N 47, согласно которому в действиях общества имеются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьей 14.53 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения протокола и материалов административного дела Управлением в отношении ООО "Альфа-М" вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 20.05.2021 N 69/ЗП, согласно которому общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.53 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не соглашаясь с постановлением административного органа от 20.05.2021 N 69/ЗП, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
20.09.2021 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Частью 1 статьи 14.53 КоАП РФ предусмотрено, что несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч руб.
Закон N 15-ФЗ регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
В соответствии со статьей 3 Закона N 15-ФЗ законодательство Российской Федерации об ограничении курения табака состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Закона N 15-ФЗ граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
Пунктом 2 части 7 статьи 19 Закона N 15-ФЗ установлен запрет на розничную торговлю табачной продукцией на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.
Согласно пункту 18 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) образовательной организацией является некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
МБДОУ N 28 "Калинка" (628404, г. Сургут, ул. Энтузиастов, д. 65, корп. 1) относится к образовательным организациям, следовательно, по отношению к данному учреждению должны соблюдаться ограничения, установленные Законом N 15-ФЗ.
Доводы подателя жалобы об отсутствии сведений о том, что указанная организация имеет лицензию на ведение образовательной деятельности, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку сведения о наличии у данной организации лицензии на оказание образовательной деятельности размещены на её официальном интернет-ресурсе и являются общедоступными (лицензия от 16.06.2017 N 2920).
Из материалов дела следует, что обществу вменяется продажа табачных изделий в магазине "Красное&Белое", при этом расстояние между магазином общества, в котором осуществлялась реализация табачной продукции, и образовательным учреждением, составляет менее 100 метров. Указанное подтверждено выкопировками с дежурного плана МГИС г. Сургута, представленными Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Сургута.
В апелляционной жалобе общество настаивает на том, что при проведении административного расследования было произведено неверное измерение расстояния между магазином и учреждением, ссылаясь на письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 03.06.2005 N 0100/4244-05-32 "О надзоре за реализацией табачных изделий", согласно которому при определении 100-метровой зоны от границ территорий образовательных организаций следует руководствоваться кадастровым планом.
Приведенные обществом доводы обоснованно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
Законом N 15-ФЗ не установлен специальный порядок определения расстояния по прямой линии без учета искусственных и естественных преград между магазином (павильоном) и ближайшей точкой, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг. В связи с этим необходимо исходить из буквального толкования используемого в законе термина "расстояние", то есть пространства по прямой линии между ближайшей точкой территории, предназначенной для оказания образовательных услуг, и зданием (строением) либо его частью, специально оборудованными для продажи, следовательно, измерения могут быть признаны достоверными, если имеется информация о границах территории, предназначенной для оказания образовательных услуг, и расположении магазина в определенном здании, а в случае нахождения магазина в части здания - достоверная информация о его внутреннем расположении внутри здания.
Сведения, отраженные в оспариваемом постановлении, основаны на ситуационном плане. Доказательства, опровергающие изложенные административным органом сведения, обществом в материалы дела не представлены.
При этом письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 03.06.2005 N 0100/4244-05-32 "О надзоре за реализацией табачных изделий" фактически утратило свою силу с 01.06.2013 в связи с принятием Закона N 15-ФЗ.
Реализация табачной продукции подтверждается копией кассового чека с отображением наименования табачной продукции и наличия в нем наименования и адреса магазина ("Красное&белое"), времени продажи.
Доводы общества о том, что представленная фотография чека явно не свидетельствует о реализации табачной продукции, так как представленная фотография не оформлена в виде фототаблицы; табачная продукция не изъята на предмет исследования на относимость к табачной продукции, не истребованы товарно-сопроводительные документы на табачную продукцию, не проведена контрольная закупка, обоснованно отклонены судом первой инстанции, исходя из следующих положений.
Факт реализации обществом табачной продукции подтверждается копией кассового чека от 09.12.2020 с отображением наименования табачной продукции и (Ява Золотая Классическая), наличия в нем наименования и адреса магазина ("Красное&белое", г. Сургут, ул. Проспект Ленина, 59/1), времени продажи (09.12.2020 в 19 час. 22 мин.). Оформление кассового чека находится в сфере контроля общества.
Согласно статье 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" кассовый чек - первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением контрольно-кассовой техники в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Кассовые чеки, имеющиеся в материалах административного дела, содержат информацию о наименовании продавца, адресе, наименование приобретенной потребителем табачной продукции, номере выданного кассового чека, регистрационном и заводском номер контрольно-кассовой техники.
На основании изложенного доводы заявителя о недоказанности реализации табачной продукции опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Таким образом, факт совершения вменяемого административного правонарушения подтвержден надлежащими материалами административного производства и является установленным.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела не содержат доказательств того, что общество не имело возможности для соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере осуществления деятельности по реализации табачной продукции и табачных изделий, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства, свидетельствующие об отсутствии вины заявителя в совершении вменяемого ему правонарушения, обществом не представлены.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что факт наличия в действиях ООО "Альфа Сургут" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.53 КоАП РФ, является установленным.
Соблюдение процедуры и срока привлечения к административной ответственности, а также наличие полномочий у административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности установлено судом первой инстанции и заявителем в апелляционной жалобе не оспаривается. Наказание назначено административным органом в минимальном размере санкции части 1 статьи 14.53 КоАП РФ.
Оснований для назначения основного административного наказания ниже низшего предела (части 2.2 и 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ) либо для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ), равно как и для замены административного штрафа на предупреждение (статья 4.1.1 КоАП РФ), суд апелляционной инстанции не находит.
При таких обстоятельствах нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку данная категория дел государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.09.2021 по делу N А75-8202/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-8202/2021
Истец: ООО "АЛЬФА-М"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре