г. Ессентуки |
|
08 февраля 2022 г. |
Дело N А63-3469/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2022 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А. и Белова Д.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алешниковой С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.11.2021 по делу N А63-3469/2021, при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Вока и К" - Губарькова В.В. (доверенность N 12 от 31.03.2020), в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вока и К" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации города Ставрополя (далее - администрация) и комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее - комитет) о признании незаконным решения (уведомления) от 23.11.2020 N 08/14-8275с об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 26:12:030207:82, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Комсомольская, 5-а в квартале 101; понуждении администрации предоставить обществу земельный участок в аренду сроком на 49 лет.
Решением от 09.11.2021 требования общества удовлетворены. Оспариваемое решение администрации от 23.11.2020 N 08/14-8275с признано незаконным, на администрацию и комитет возложена обязанность в течение тридцати календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу направить обществу проект договора аренды земельного участка.
Не согласившись с решением, комитет обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемый судебный акт отменить. По мнению комитета, при проверке предоставленных обществом документов, сведений, подтверждающих нахождение на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащего обществу на праве собственности, не представлено, что исключает возможность предоставления обществу в аренду земельного участка без проведения торгов. Согласно информации, содержащейся в ЕГРН, в границах спорного земельного участка расположен объект капитального строительства с кадастровым номером 26:12:030207:215, вместе с тем из выписки из ЕГРН от 11.11.2020 N 99/2020/359359569 сведений о зарегистрированных правах на данный объект не имеется.
В отзыве общество просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель общества доводы жалобы отклонил. Иные, участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 30.05.1996 между индивидуальным частным производственно-коммерческим предприятием (ИЧПКП) "Вока и К" (покупатель) и акционерным обществом "Красный металлист" (продавец) заключен договор купли-продажи (далее - договор), согласно которому продавец продает, а покупатель покупает отдельно стоящее здание бывшей котельной 101 квартала, реконструированное под складское помещение, общей площадью 73,4 кв. м с землей (пункт 1.1 договора).
Согласно пунктам 1.2 и 1.3 названного договора нежилое здание является собственностью продавца на основании справки, выданной ПТИ г. Ставрополя. Право собственности, а также все вытекающие отсюда последствия переходят к покупателю с момента регистрации настоящего договора. Названное здание передрано покупателю по акту приема-передачи от 15.09.1996.
Вышеуказанный договор купли-продажи зарегистрирован в Ставропольском предприятии технической инвентаризации 11.06.1997 в регистрационной книге под номером 61-116-2, что подтверждается соответствующим штампом на договоре.
В результате реорганизации ИЧПКП "Вока и К" было преобразовано в общество с ограниченной ответственностью "Вока и К" на основании решения учредителя и в соответствии с пунктом 5 статьи 6 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", что подтверждается уставом общества, зарегистрированным администрацией 09.12.1999 и свидетельством о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия серии Б N 000677.
12 октября 2009 года государственным унитарным предприятием Ставропольского края (ГУП СК) "Краевая техническая инвентаризация" составлен технический паспорт в отношение объекта с инвентарным номером 8417, находящейся по адресу: г. Ставрополь, ул. Комсомольская, 5-а, в разделе 1 которого "Регистрация права собственности" в качестве собственника указано общество, а в качестве документа, устанавливающего право - договор купли-продажи лот 30.05.1996.
28 июня 2010 года указанным предприятием также составлен кадастровый паспорт здания с ранее присвоенным инвентарным номером 8417 по адресу: г. Ставрополь, ул. Комсомольская, 5-а, в котором в качестве вида права на здание (в примечании) указано - собственность общества, а также что объект расположен в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 26:12:030207:82.
Данный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 26:12:030207:82, который был предоставлен обществу в аренду (по истечении срока договора аренды N 211 от 12.05.1998) сроком до 29.09.2020 по договору аренды от 14.12.2010 N 8695.
Общество обратилось в муниципальное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Ставрополе" с заявлением N 30_2-406196 от 27.10.2020 о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду на 49 лет без проведения торгов на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6, статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Администрация уведомлением от 26.08.2019 N 08/14-8275с отказала обществу в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, поскольку при проверке предоставленных обществом документов, а также иных документов, полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия, сведений, подтверждающих нахождение на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимого имущества (здания, сооружения), принадлежащих обществу на праве собственности не получено, что исключает возможность предоставления обществу в аренду земельного участка без проведения торгов, как собственнику объекта недвижимого имущества.
Общество, полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суд первой инстанции, установив, что обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 26:12:030207:82, пришел к правильному выводу о том, что общество в соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации имеет исключительное право на предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, на котором расположен данный объект недвижимости и необходимый для его эксплуатации.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной от 01.03.2011 N 13535/10, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.
Из правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 N 1152/14, следует, что исключительное право собственника объекта недвижимости распространяется только на земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования, прошедший государственный кадастровый учет.
По смыслу статей 1, 39.1, 39.3, 39.16, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации размер земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов недвижимого имущества, поставлен в зависимость не только от площади таких объектов недвижимости, но и от их назначения, а также целей использования.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 02.09.2020 N П/0321 утвержден Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (далее - Перечень).
В пункте 31 Перечня определено, что к документам, подтверждающим право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов в аренду в порядке подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, и прилагаемым к заявлению о приобретении прав на земельный участок, в том числе, относятся: документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на здание, сооружение, если право на них не зарегистрировано в ЕГРН; сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех объектов, расположенных на испрашиваемом участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров; выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (о здании, сооружении или об объекте незавершенного строительства, расположенном на испрашиваемом земельном участке).
В Перечне также отменено, что в случае если право на здание, сооружение, объект незавершенного строительства считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в ЕГРН, то выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (о здании, сооружении или об объекте незавершенного строительства, расположенном на испрашиваемом земельном участке) не прилагается к заявлению о приобретении прав на земельный участок и не запрашивается уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.
Пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора аренды (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного Кодекса, и направить принятое решение заявителю.
Обоснованно признавая правовое значение государственной регистрации прав на недвижимое имущество для возникновения вещных прав в соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в редакции, действующей до 31.12.2016, частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", действующего с 01.01.2017, устанавливающим, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, судом приняты во внимание особенности государственной регистрации прав, возникших, в том числе, до вступления в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно части 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Ранее аналогичные положения содержались в статье 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Закрепляя положение о действительности ранее возникших прав, указанные Законы определили, что государственная регистрация такого права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества (пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", часть 3 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно техническому паспорту от 12.10.2009, составленному государственным унитарным предприятием Ставропольского края (ГУП СК) "Краевая техническая инвентаризация", нежилой объект с инвентарным номером 8417, находящейся по адресу: г. Ставрополь, ул. Комсомольская, 5-а на праве собственности обществу; 28.10.2010 указанным предприятием также составлен кадастровый паспорт здания с ранее присвоенным инвентарным номером 8417 по адресу: г. Ставрополь, ул. Комсомольская, 5-а, в котором в качестве вида права на здание (в примечании) указано - собственность общества, а также что объект расположен в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 26:12:030207:82.
Из письма ГУП СК "Краевая техническая инвентаризация" от 15.02.2011 N 16-р следует, что согласно данным архива ГУП СК "Краевая техническая инвентаризация" по адресу г. Ставрополь, ул. Комсомольская, 5-а, расположено здание сервисного центра, литера В, которое принадлежит обществу на основании договора купли-продажи от 30.05.1996, зарегистрированного Ставропольским предприятием технической инвентаризации 13.06.1997, регистрационный номер 61-116-2.
16 декабря 2011 года нежилому зданию по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Комсомольская, 5-а со статусом объекта "ранее учтенные" и инвентарным номером 8417, присвоен кадастровый номер 26:12:030207:215 и осуществлена привязка к земельному участку с кадастровым номером 26:12:030207:82, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 02.07.2021 N КУВИ-002/2021-81470661. Нахождение указанного объекта на спорном земельном участке подтверждается актом обследования земельного участка от 03.11.2020, составленного сотрудником комитета и участвующими в деле лицами не оспаривалось.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что приобретенный по договору купли-продажи от 30.05.1996 объект литера "В" и строение с кадастровым номером 26:12:030207:215 являются одним объектом, принадлежащем обществу на праве собственности. При этом само по себе отсутствие в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на указанный объект, при наличии сведений о регистрации договора купли-продажи Ставропольским предприятием технической инвентаризации 11.06.1997 в установленном действующим законодательством порядке, не свидетельствует об отсутствии у общества права собственности на строение, находящееся на спорном земельном участке.
По результатам исследования имеющихся в деле доказательств, их оценки по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований. Суд установил, что уполномоченным органом безосновательно отказано в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка со ссылкой на отсутствие сведений, подтверждающих нахождение на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимого имущества (здания, сооружения), принадлежащих обществу на праве собственности. Общество вправе претендовать на испрашиваемый земельный участок без проведения торгов, поскольку представленными в материалы дела доказательства подтверждается расположение на земельном участке с кадастровым номером 26:12:030207:82 принадлежащих на праве собственности обществу, объектов недвижимости.
В резолютивной части решения о признании незаконным решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С целью восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя, суд первой инстанции возложил на уполномоченные органы (администрацию и комитет) обязанность в течение 30 календарных дней с момента вступления в законную силу решения направить обществу проекта договора аренды вышеуказанного земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы (об отсутствии сведений в представленных обществом документов на проверку, подтверждающих нахождение на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащего обществу на праве собственности) были предметом исследования. Отклоняя данные доводы, суд первой инстанции руководствовался законом (пункты 9, 10 статьи 39.20 Земельного кодекса) и материалами дела, подтверждающими наличие таких объектов. Приведенные доводы по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку они не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.11.2021 по делу N А63-3469/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-3469/2021
Истец: ООО "ВОКА И К"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ, КУМИ города Ставрополя
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ