г. Москва |
|
07 февраля 2022 г. |
Дело N А40-107877/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Яковлевой Л.Г., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Альт Консьюнер"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.11.2021 г. по делу N А40-107877/21
по заявлению ООО "Альт Консьюнер"
к 1) Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы;
2) Высшему исполнительному органу государственной власти города Москвы - Правительство Москвы
третьи лица: 1) АО "Первый московский приборостроительный завод им. В.А. Казакова"; 2) ООО "Демонтажстройинжиниринг"
о признании незаконными действия
при участии:
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Альт Консьюнер" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, Высшему исполнительному органу государственной власти города Москвы - Правительство Москвы (далее - заинтересованное лицо, ответчик) о признании незаконными действия по демонтажу мансарды и пристройки общей площадью 780 кв.м., возведенных на земельном участие по адресу: Кутузовский проспект, вл. 36 стр. 7; о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заявителя путем прекращения демонтажа мансарды и пристройки общей площадью 780 кв. м, здания с кадастровым номером 77:07:0006005:1027, расположенного на земельном участке по адресу Кутузовский пр-т, вл. 36, стр. 7.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.11.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Заявителя поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель заинтересованных лиц поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными.
Представители третьих лиц, извещенные надлежащим образом о времени и месте, в судебное заседание не явились.
С учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителей сторон, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела, 14.05.2021 года подрядчиком Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы - Обществом с ограниченной ответственностью "ДемонтажСтройИнжиниринг" (ОГРН 1089847351681) с привлечением субподрядчика ООО "ИскРос", на основании государственного контракта N 0173200001419002156, 0173200001420000610, осуществлен демонтаж мансарды и пристройки общей площадью 780 кв. м, здания с кадастровым номером 77:07:0006005:1027 (далее по тексту - "Здание"), расположенного на земельном участке с КН 77:07:0006005:26 по адресу Кутузовский пр-т, вл. 36, стр. 7 (далее по тексту - "Земельный участок").
Земельно-правовые отношения в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:07:0006005:26 по адресу: г. Москва, Кутузовский проспект, вл. 36, на котором расположено здание с кадастровым номером 77:07:0006005:1027, урегулированы в соответствии с условиями договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 30.12.2011 N М-07-036547, заключенного с АО "1 МПЗ им. В.А. Казакова", а также соглашения о вступлении в договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 02.08.2016, заключенного с ООО "АЛЬТ КОНСЬЮНЕР".
Заявителю в Здании на праве собственности принадлежат помещения общей площадью 1 419,2 кв.м (кадастровый номер 77:07:0009005:2738), что подтверждается записью регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) за N 77-01/09-264/2001-3150 от 05.03.2002, находящиеся в подвале, на 1 и 2 этажах здания.
АО "1 МПЗ им. В.А. Казакова" является собственником помещения в Здании по адресу Кутузовский пр-т, вл. 36, стр. 7 площадью 55,1 кв.м (кадастровый номер 77:07:0009005:4919, запись о регистрации права в ЕГРН N 77-01/06-218/2001-3655 от 26.08.2001), расположенного в подвале Здания.
Заявитель указывает, что в ответ на неоднократные запросы Заявителя о предоставлении документов, подтверждающих основания для проведения работ по демонтажу мансарды и пристройки 19.05.2021 года Обществом с ограниченной ответственностью "ДемонтажСтройИнжиниринг" было предоставлено письмо следующего содержания: о том, что Общество с ограниченной ответственностью "ДемонтажСтройИнжиниринг" с привлечением субподрядчика ООО "ИскРос", на основании государственного контракта N 0173200001419002156, 0173200001420000610 выполняет работы по сносу незаконно размещенных зданий, строений, сооружений и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка, Техническое задание, утвержденное Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы исходя из которого основанием для проведения работ указаны: Акт Государственной инспекции по недвижимости, датированный 2016 годом и Постановление Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее - Постановление N 819-ПП).
Заявитель также указал, что 19.05.2021 года после получения указанных документов проинформировал Инспектора Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы и Генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "ДемонтажСтройИнжиниринг" о наличие вступившего в законную силу решения Арбитражного суда г. Москвы от 27.08.2019 года по делу А40-63076/18-11-472 (Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 17.12.2019 года) в соответствии с которым Правительству г. Москвы и ДГИ г. Москвы (истцы по указанному делу) отказано в удовлетворении исковых требований о сносе мансардного этажа здания с кадастровым номером 77:07:0006005:1027, с адресным ориентиром: Кутузовский пр-т, д.36, стр.7.
Учитывая изложенное, заявитель полагает, что действия Инспекции по демонтажу спорной мансарды и пристройки во внесудебном порядке противоречат положениям п. 4 ст. 222 ГК РФ, а также п. 2 Постановления N 819-ПП и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку указанные неправомерные действия в результате приведут к невозможности использования всего здания, а также повлекут причинение значительного ущерба.
Поддерживая вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В силу п. 1 Положения от 25.04.2012 N 184-ПП является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим региональный государственный контроль за использованием объектов нежилого фонда на территории города Москвы и за ее пределами, находящихся в собственности города Москвы, в том числе являющихся объектами культурного наследия (далее - объекты нежилого фонда), мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, контроль за соблюдением требований к размещению сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания, муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории города Москвы (далее - земли), выполняющим полномочия собственника в части осуществления мероприятий по контролю за использованием земель, находящихся в собственности города Москвы и государственная собственность на которые не разграничена, и объектов нежилого фонда, а также организации их охраны в целях предотвращения и пресечения самовольного занятия и незаконного использования.
В соответствии с п. 7 Положения от 25.04.2012 N 184-ПП - Госинспекция по недвижимости осуществляет выявление фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, а также контроль за выявлением и пресечением фактов незаконного (нецелевого) использования указанных земельных участков.
В силу ст. 2 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранением объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Правительством Москвы принято постановление от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка" (далее - Постановление N 819).
Порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы по включению и исключению объектов из перечня, утвержденного Постановлением N 819-ПП, осуществляется в соответствии с Положением, являющимся приложением 1 к Постановлению N 819-ПП.
Согласно п. 2.6 Приложения 1 Постановления N 819-ПП пресечение незаконного (нецелевого) использования земельного участка - комплекс мероприятий, включающий в себя: выдворение с земельного участка лиц, способствующих незаконному (нецелевому) использованию участка, в том числе лиц, осуществляющих охрану; ограждение земельного участка; вывоз с земельного участка строительной техники, оборудования, иного имущества, за исключением строительного мусора, подлежащего утилизации, на специализированную площадку для хранения; демонтаж строительных конструкций; зарытие котлованов; отключение от сетей; проведение работ по благоустройству территории и совершение иных действий, необходимых для пресечения проведения строительных работ.
В п. 2.1. Положения Приложения 1 Постановления N 819-ПП отражены следующие признаки незаконного (нецелевого) использования земельных участков: использование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство), информация об оформлении которых отсутствует в информационной системе, включающих в себя в том числе размещение на участке строительной техники, оборудования, установку строительных лесов, организацию подъездных путей, разрытие траншей, подключение к сетям (отключение от сетей), ограждение земельного участка, разрытие земельного участка глубиной более 1 метра, возведение фундамента, цокольных этажей, пристроек, надстроек, подземных конструкций, возведение опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, демонтаж опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, а также при наличии факта проведения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании разрешения на строительство, но с нарушением градостроительных требований в виде превышения технико-экономических параметров, указанных в разрешении на строительство (далее также - незаконное (нецелевое) использование земельных участков).
Незаконно размещенный объект недвижимости - объект недвижимости, в отношении которого зарегистрировано право собственности и (или) сведения о котором внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, созданный при отсутствии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции) объекта капитального строительства и (или) при отсутствии разрешения на строительство либо с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п 2.2 Положения (Приложение 1)).
В случае выявления управой района города Москвы, органами исполнительной власти города Москвы, либо Госинспекции по недвижимости в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, указанных в пункте 2.1 Положения (Приложение 1), Госинспекция по недвижимости в 5-дневный срок проводит обследование соответствующих земельных участков, по результатам которого составляет один из следующих актов: акт об отсутствии факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка; акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае наличия на соответствующем земельном участке соответствующих признаков; акт о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости в случае наличия соответствующих признаков.
Как усматривается из материалов дела, в рамках осуществления полномочий в соответствии с п.3.3 приложения 1 к Постановлению N 819-ПП Госинспекцией по недвижимости было проведено обследование земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, Кутузовский проспект, вл. 36, стр. 7.
Земельный участок по адресу: г. Москва, Кутузовский проспект, вл. 36, с кадастровым номером 77:07:0006005:026, площадью 107 907 кв. м предоставлен по договору аренды N М-07-036547 следующим юридическим лицам: ООО "Эстейт СК" - для эксплуатации части здания производственного назначения (доля в праве 107907/696,76), срок действия договора с 02.10.2019 по 30.11.2060; ООО "Альт Консьюнер" - для эксплуатации здания и помещений в здании производственного назначения (доля в праве 107907/1566), срок действия договора с 02.08.2016 по 30.11.2060; АО "1 МПЗ им. В.А.Казакова" - для эксплуатации производственных зданий (доля в праве 107907/103481,70), срок действия договора с 30.12.2011 по 30.11.2060.
Ранее земельный участок с кадастровым номером 77:07:0006005:026 предоставлялся АО "1 МПЗ им. В.А.Казакова" по договору аренды от 12.04.1996 N М07-005018 на срок действия до 23.12.2011 для эксплуатации производственных корпусов, административно-вспомогательных зданий и сооружений (Договор не действует).
По данным портала Росреестра на земельном участке учтено двухэтажное нежилое здание с подземным этажом (ОКС 77:07:0006005:1027) площадью 1 474,3 кв.м по адресу: г. Москва, Кутузовский проезд, вл.36, стр.7.
На нежилые помещения в указанном здании оформлена частная собственность следующих юридических лиц: ООО "Альт Консьюнер", ОКС 77:07:0009005:2738, площадь 1419,2 кв.м (ЕГРН от 05.03.2002 N 77-01/09-264/2001-3150); АО "1 МПЗ им. В.А. Казакова", ОКС 77:07:0006005:4919, площадь 55,1 кв.м (ЕГРН от 26.08.2001 N 77- 01/06-218/2001-3655). Здание учтено в технической документации ГБУ "МосгорБТИ" с общей площадью 1474,3кв.м.
Обследованием, проведенным Госинспекцией по недвижимости, установлено, что в период с 2001 по 2003 годы проведена реконструкция здания путем возведения надстройки мансардного этажа площадью 780 кв.м, используемая под офисы (далее - надстройка) и трехэтажной пристройки площадью 140 кв.м, используемой под лестничные марши (далее - пристройка). Надстройка и пристройка на государственный кадастровый учет не поставлены, имущественными правами не обременены, в технической документации ГБУ "МосгорБТИ" не учтены.
По данным ПАС УГД разрешительная документация на строительство (реконструкцию) указанных объектов отсутствует. В связи с тем, что надстройка и пристройка возведены на земельном участке не предоставленном в установленном порядке для целей строительства (реконструкции), без оформления разрешительной документации на строительство (реконструкцию) и (или) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, имеются признаки незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
По результатам обследования был составлен Акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка (далее - Акт). Составленный Акт фиксирует результаты проведенного сотрудниками Госинспекции по недвижимости обследования на земельном участке в рамках предоставленных им полномочий по выявлению и пресечению фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с п. 7 приложения к постановлению Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы".
Учитывая изложенное, земельный участок подлежал освобождению в порядке, предусмотренном Постановлением N 819-ПП.
В адрес пользователя земельного участка направлено уведомление ГБУ "МКМЦН" об освобождении земельного участка от незаконно возведенных объектов.
В ходе проведенного Госинспекцией по недвижимости повторного обследования указанного земельного участка, установлено, что на земельном участке выполнены работы по благоустройству территории, а ранее размещавшаяся надстройка площадью 780 кв.м и пристройка площадью 140 кв.м демонтированы.
В результате указанного обследования составлен Акт о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
В настоящем случае в ходе осуществления своих полномочий по пресечению и предотвращению правонарушений в области использования объектов недвижимости в отношении земельного участка Госинспекцией по недвижимости проводила обследование вышеуказанного земельного участка.
Таким образом, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, по осуществлению демонтажа самовольно возведенных объектов недвижимости, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, требования заявителя являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, коллегия признает несостоятельными ввиду следующего.
По смыслу части 1 статьи 64, части 1 и 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, с учетом представленных сторонами доказательств, обосновывающих требования и возражения лиц, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
При оценке представленных в деле доказательств, суд руководствуется также положениями ч. 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований и возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Коллегия учитывает, что несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.11.2021 г. по делу N А40-107877/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-107877/2021
Истец: ООО "АЛЬТ КОНСЬЮНЕР"
Ответчик: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: АО "1 МПЗ ИМ. В.А. КАЗАКОВА", ООО "ДЕМОНТАЖСТРОЙИНЖИНИРИНГ"