г. Москва |
|
26 мая 2022 г. |
Дело N А40-107877/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего - судьи Филиной Е.Ю.,
судей Беловой А.Р., Лазаревой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Осипова И.В., доверенность от 25.01.2022;
от заинтересованных лиц:
от Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы: Саленко Е.В., доверенность от 17.02.2022;
от Правительства Москвы: не явился, извещен;
от третьих лиц: не явились, извещены;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Альт Консьюнер"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 19.11.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022
по делу N А40-107877/2021 по заявлению ООО "Альт Консьюнер"
к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, Правительству Москвы
третьи лица: АО "Первый московский приборостроительный завод им. В.А. Казакова", ООО "Демонтажстройинжиниринг"
о признании незаконными действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Альт Консьюнер" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, Правительству Москвы (далее - заинтересованные лица) о признании незаконными действия по демонтажу мансарды и пристройки общей площадью 780 кв.м, возведенных на земельном участке по адресу: Кутузовский проспект, вл. 36 стр. 7; о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем прекращения демонтажа мансарды и пристройки общей площадью 780 кв.м к зданию с кадастровым номером 77:07:0006005:1027, расположенного на земельном участке по адресу Кутузовский пр-т, вл. 36, стр. 7.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.11.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022 решение Арбитражного суда города Москвы от 19.11.2021 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми по делу решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанции, ООО "Альт Консьюнер" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права и принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы опубликована на официальном интернет-сайте суда: http://www.fasmo.arbitr.ru.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения требований.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя, заинтересованного лица, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судами, 14.05.2021 подрядчиком Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы ООО "ДемонтажСтройИнжиниринг" с привлечением субподрядчика ООО "ИскРос" на основании государственного контракта N 0173200001419002156, 0173200001420000610, осуществлен демонтаж мансарды и пристройки общей площадью 780 кв.м к зданию с кадастровым номером 77:07:0006005:1027, расположенного на земельном участке с КН 77:07:0006005:26 по адресу Кутузовский пр-т, вл. 36, стр. 7.
Земельно-правовые отношения в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:07:0006005:26 по адресу: г. Москва, Кутузовский проспект, вл. 36, на котором расположено здание с кадастровым номером 77:07:0006005:1027, урегулированы в соответствии с условиями договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 30.12.2011 N М-07-036547, заключенного с АО "1 МПЗ им. В.А. Казакова", а также соглашения о вступлении в договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 02.08.2016, заключенного с ООО "Альт Консьюнер".
Заявителю в здании на праве собственности принадлежат помещения общей площадью 1419,2 кв.м (кадастровый номер 77:07:0009005:2738), что подтверждается записью регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) за N 77-01/09-264/2001-3150 от 05.03.2002, находящиеся в подвале, на 1 и 2 этажах здания.
АО "1 МПЗ им. В.А. Казакова" является собственником помещения в здании по адресу Кутузовский пр-т, вл. 36, стр. 7, площадью 55,1 кв.м (кадастровый номер 77:07:0009005:4919, запись о регистрации права в ЕГРН N 77-01/06-218/2001-3655 от 26.08.2001), расположенного в подвале здания.
Заявитель указывает, что в ответ на неоднократные запросы о предоставлении документов, подтверждающих основания для проведения работ по демонтажу мансарды и пристройки 19.05.2021 года, ООО "ДемонтажСтройИнжиниринг" было предоставлено письмо о том, что ООО "ДемонтажСтройИнжиниринг" с привлечением субподрядчика ООО "ИскРос", на основании государственного контракта N 0173200001419002156, 0173200001420000610 выполняет работы по сносу незаконно размещенных зданий, строений, сооружений и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка. Техническое задание, утвержденное Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы исходя из которого основанием для проведения работ указаны: акт Государственной инспекции по недвижимости, датированный 2016 годом и Постановление Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее - Постановление N 819-ПП).
Заявитель также указал, что 19.05.2021 года после получения указанных документов проинформировал инспектора Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы и генерального директора ООО "ДемонтажСтройИнжиниринг" о наличии вступившего в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы от 27.08.2019 года по делу А40-63076/2018-11-472, в соответствии с которым Правительству Москвы и Департаменту отказано в удовлетворении исковых требований о сносе мансардного этажа здания с кадастровым номером 77:07:0006005:1027, с адресным ориентиром: Кутузовский пр-т, д.36, стр.7.
Заявитель полагает, что действия по демонтажу спорной мансарды и пристройки во внесудебном порядке противоречат положениям пункта 4 статьи 222 Гражданского кодекса РФ, а также пункту 2 Постановления N 819-ПП и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела и доводы заявления суды установили, что действия органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, по осуществлению демонтажа объектов недвижимости, соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правительством Москвы принято постановление от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка" (далее - Постановление N 819).
Порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы по включению и исключению объектов из перечня, утвержденного Постановлением N 819-ПП, осуществляется в соответствии с Положением, являющимся приложением 1 к Постановлению N 819-ПП.
Согласно пункту 2.6 Приложения 1 Постановления N 819-ПП пресечение незаконного (нецелевого) использования земельного участка - комплекс мероприятий, включающий в себя: выдворение с земельного участка лиц, способствующих незаконному (нецелевому) использованию участка, в том числе лиц, осуществляющих охрану; ограждение земельного участка; вывоз с земельного участка строительной техники, оборудования, иного имущества, за исключением строительного мусора, подлежащего утилизации, на специализированную площадку для хранения; демонтаж строительных конструкций; зарытие котлованов; отключение от сетей; проведение работ по благоустройству территории и совершение иных действий, необходимых для пресечения проведения строительных работ.
В пункте 2.1 положения Приложения 1 Постановления N 819-ПП отражены следующие признаки незаконного (нецелевого) использования земельных участков: использование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство), информация об оформлении которых отсутствует в информационной системе, включающих в себя в том числе размещение на участке строительной техники, оборудования, установку строительных лесов, организацию подъездных путей, разрытие траншей, подключение к сетям (отключение от сетей), ограждение земельного участка, разрытие земельного участка глубиной более 1 метра, возведение фундамента, цокольных этажей, пристроек, надстроек, подземных конструкций, возведение опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, демонтаж опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, а также при наличии факта проведения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании разрешения на строительство, но с нарушением градостроительных требований в виде превышения технико-экономических параметров, указанных в разрешении на строительство (далее также - незаконное (нецелевое) использование земельных участков).
Незаконно размещенный объект недвижимости - объект недвижимости, в отношении которого зарегистрировано право собственности и (или) сведения о котором внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, созданный при отсутствии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции) объекта капитального строительства и (или) при отсутствии разрешения на строительство либо с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (пункт 2.2 Положения (Приложение 1)).
В случае выявления Управой района города Москвы, органами исполнительной власти города Москвы, либо Госинспекции по недвижимости в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, указанных в пункте 2.1 Положения (Приложение 1), Госинспекция по недвижимости в 5-дневный срок проводит обследование соответствующих земельных участков, по результатам которого составляет один из следующих актов: акт об отсутствии факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка; акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае наличия на соответствующем земельном участке соответствующих признаков; акт о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости в случае наличия соответствующих признаков.
Как установлено судами в рамках осуществления полномочий в соответствии с пунктом 3.3 приложения 1 к Постановлению N 819-ПП Госинспекцией по недвижимости было проведено обследование земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, Кутузовский проспект, вл. 36, стр. 7.
Земельный участок по адресу: г. Москва, Кутузовский проспект, вл. 36, с кадастровым номером 77:07:0006005:026, площадью 107 907 кв.м предоставлен по договору аренды N М-07-036547 следующим юридическим лицам: ООО "Эстейт СК" - для эксплуатации части здания производственного назначения (доля в праве 107907/696,76), срок действия договора с 02.10.2019 по 30.11.2060; ООО "Альт Консьюнер" - для эксплуатации здания и помещений в здании производственного назначения (доля в праве 107907/1566), срок действия договора с 02.08.2016 по 30.11.2060; АО "1 МПЗ им. В.А.Казакова" - для эксплуатации производственных зданий (доля в праве 107907/103481,70), срок действия договора с 30.12.2011 по 30.11.2060.
Ранее земельный участок с кадастровым номером 77:07:0006005:026 предоставлялся АО "1 МПЗ им. В.А.Казакова" по договору аренды от 12.04.1996 N М07-005018 на срок действия до 23.12.2011 для эксплуатации производственных корпусов, административно-вспомогательных зданий и сооружений (договор не действует).
По данным портала Росреестра на земельном участке учтено двухэтажное нежилое здание с подземным этажом (ОКС 77:07:0006005:1027) площадью 1 474,3 кв.м по адресу: г. Москва, Кутузовский проезд, вл.36, стр.7.
На нежилые помещения в указанном здании оформлена частная собственность следующих юридических лиц: ООО "Альт Консьюнер", ОКС 77:07:0009005:2738, площадь 1419,2 кв.м (ЕГРН от 05.03.2002 N 77-01/09-264/2001-3150); АО "1 МПЗ им. В.А. Казакова", ОКС 77:07:0006005:4919, площадь 55,1 кв.м (ЕГРН от 26.08.2001 N 77-01/06-218/2001-3655). Здание учтено в технической документации ГБУ "МосгорБТИ" с общей площадью 1474,3 кв.м.
Обследованием, проведенным Госинспекцией по недвижимости, установлено, что в период с 2001 по 2003 годы проведена реконструкция здания путем возведения надстройки мансардного этажа площадью 780 кв.м, используемая под офисы (далее - надстройка) и трехэтажной пристройки площадью 140 кв.м, используемой под лестничные марши (далее - пристройка). Надстройка и пристройка на государственный кадастровый учет не поставлены, имущественными правами не обременены, в технической документации ГБУ "МосгорБТИ" не учтены.
По данным ПАС УГД разрешительная документация на строительство (реконструкцию) указанных объектов отсутствует. В связи с тем, что надстройка и пристройка возведены на земельном участке не предоставленном в установленном порядке для целей строительства (реконструкции), без оформления разрешительной документации на строительство (реконструкцию) и (или) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, имеются признаки незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
В связи с тем, что надстройка и пристройка возведены на земельном участке не предоставленном в установленном порядке для целей строительства (реконструкции), без оформления разрешительной документации на строительство (реконструкцию) и (или) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, имеются признаки незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
По результатам обследования был составлен акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Составленный акт фиксирует результаты проведенного сотрудниками Госинспекции по недвижимости обследования на земельном участке в рамках предоставленных им полномочий по выявлению и пресечению фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с п. 7 приложения к постановлению Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы".
В адрес пользователя земельного участка направлено уведомление ГБУ "МКМЦН" об освобождении земельного участка от незаконно возведенных объектов.
В ходе проведенного Госинспекцией по недвижимости повторного обследования указанного земельного участка, установлено, что на земельном участке выполнены работы по благоустройству территории, а ранее размещавшаяся надстройка площадью 780 кв.м и пристройка площадью 140 кв.м демонтированы.
В результате указанного обследования составлен акт о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
В связи с чем, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решений или действий незаконными.
Судами установлены все существенные обстоятельства дела, правильно применены правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Судебная коллегия признает, что заявленные в кассационных жалобах доводы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а фактически сводятся к несогласию с выводами судов и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судами первой и апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов не допущено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19.11.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022 по делу N А40-107877/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья Е.Ю. Филина
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами в рамках осуществления полномочий в соответствии с пунктом 3.3 приложения 1 к Постановлению N 819-ПП Госинспекцией по недвижимости было проведено обследование земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, Кутузовский проспект, вл. 36, стр. 7.
...
Составленный акт фиксирует результаты проведенного сотрудниками Госинспекции по недвижимости обследования на земельном участке в рамках предоставленных им полномочий по выявлению и пресечению фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с п. 7 приложения к постановлению Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы".
...
В результате указанного обследования составлен акт о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
В связи с чем, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решений или действий незаконными."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 мая 2022 г. N Ф05-10681/22 по делу N А40-107877/2021