г. Ессентуки |
|
31 января 2022 г. |
Дело N А61-2727/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2022 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сулейманова З.М.,
судей: Марченко О.В., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания Наниковым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации местного самоуправления города Владикавказа на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 16.11.2021 по делу N А61-2727/2019,
при участии в судебном заседании представителя администрации местного самоуправления города Владикавказа Гагиевой Н.В. (доверенность от 11.01.2021), представителя акционерного общества энергетики и электрификации "Севкавказэнерго" Кокоевой Н.Ж. (доверенность от 10.01.2022),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество энергетики и электрификации "Севкавказэнерго" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с иском к администрации местного самоуправления г. Владикавказа (далее - администрация) о взыскании стоимости потерь электрической энергии в электрических сетях за период с 01.03.2018 по 14.01.2019 в размере 4 390 026 руб. 94 коп. (с учетом уточнений).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Жилье 2010" (далее - ООО "Жилье 2010"), общество с ограниченной ответственностью "СУ-1" (далее - ООО "СУ-1"), общество с ограниченной ответственностью "Просвет" (далее - ООО "Просвет"), Управление по технологическому и экологическому надзору федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 16.11.2021 исковые требования удовлетворены частично. Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела подтверждено, что за взыскиваемый период в объектах электросетевого хозяйства администрации возникли потери, которые обоснованно предъявлены истцом администрации как собственнику и владельцу объектов электросетевого хозяйства.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда от 16.11.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Апелляционная жалоба мотивирована отсутствием доказательств технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства администрации к электрическим сетям сетевой организации. Апеллянт так же указал, что суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о надлежащем технологическом присоединении объектов электросетевого хозяйства администрации к сетям сетевой организации, не дал оценку результатам доследственной экспертизы согласно которой подпись на четвертом листе акта о выполнении технических условий от 03.05.2018 N 556 выполнена не Беслекоевым З.А. (начальник управления по строительству администрации), а иным не установленным лицом, что свидетельствует о том, что указанный акт мог быть сфальсифицирован.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 27.12.2021 на сайте http://arbitr.ru// в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 01.03.2018 по 14.01.2019 АО "Севкавказэнерго" осуществляло энергоснабжение 18 микрорайона г. Владикавказа.
01.04.2012 между АО "Севкавказэнерго" и ПАО "Россети Северный Кавказ" (далее - сетевая организация) заключен договор о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии по территориальной распределительной сети N 168/2012 (т. 3, л.д. 7 - 18).
Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости объекты электросетевого хозяйства по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, в квартале между ул. Московская, пр. Доватора, ул. Х.Мамсурова, ул. Барбашова принадлежат на праве собственности муниципальному образованию г. Владикавказ.
Указанные объекты электросетевого хозяйства присоединены к электрическим сетям ПАО "Россети Северный Кавказ" на основании договора на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям от 28.08.2010 N 407/2010.
Сетевая организация отпускает электроэнергию по фидерам Ф -23 и Ф-32 ПС "Юго-Западная" из своих сетей в сети администрации местного самоуправления г. Владикавказ, к сетям которой присоединены потребители АО "Севкавказэнерго", (ООО "Жилье 2010", договор N 1507011001580 от 15.08.2017; ООО "СУ-1", договор N 1507011001597 от 19.11.2018 приобретающие электрическую энергию (мощность) для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
До апреля 2020 года АО "Севкавказэнерго" являлось гарантирующим поставщиком, осуществляющим поставку (продажу) электрической энергии на территории Республики Северная Осетия-Алания, в том числе адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, в квартале между ул. Московская, пр. Доватора, ул. Х.Мамсурова, ул. Барбашова.
Точки поставки электроэнергии оборудованы приборами учета ЦЭ6850М N 007251066000094 на Ф-23 и ЦЭ6803В N 011068126144549 на ТП-5. Приборы учета включены в автоматизированную систему контроля и учета электроэнергии (далее - АСКУЭ), что позволяет получать удаленный доступ к средствам измерений учета.
В сети администрации за период с марта 2018 по 14 январь 2019 поступило 1 428650 кВтч электроэнергии, что подтверждается данными профиля по измерениям приборов учета, полученным с помощью АСКУЭ.
Объем потребленной электроэнергии потребителей гарантирующего поставщика, присоединенных к электрическим сетям ответчика за период с 01.03.2018 по 14.01.2019 составил 975 667 кВтч, что подтверждается сведениями об объемах потреблённой электроэнергии, отраженных в актах снятия показаний с приборов учета и ведомостях начислений.
Таким образом, в сетях администрации за период с 01.03.2018 по 14.01.2019 возникли потери электроэнергии, которые составили 975 667 кВтч на сумму 4 390 026 руб. 94 коп.
15.03.2019 в адрес ответчика направлена претензия от 14.03.2019 N 209 с требованием погасить образовавшиеся потери электроэнергии, которая оставлена без ответа и удовлетворения.
Неисполнение ответчиком как владельцем объектов электросетевого хозяйства обязанности по оплате стоимости фактических потерь электроэнергии, возникших в электрических сетях в спорный период, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования общества, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Согласно абзацу 1 пункта 128 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, не учтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, приобретаются и оплачиваются сетевыми организациями, в объектах электросетевого хозяйства которых возникли такие потери, путем приобретения электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенному в порядке и на условиях, указанных в разделе III этого документа.
Иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности).
При этом определение объема фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, осуществляется в порядке, установленном в разделе X данного документа для сетевых организаций (пункт 129 Основных положений).
В пункте 130 Основных положений N 442 определено, что при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
Администрация статусом сетевой организации не обладает, однако как правильно указал суд первой инстанции в соответствии с изложенными нормами права администрация является иным владельцем объектов электросетевого хозяйства.
Отсутствие у владельца электросетевого хозяйства статуса сетевой организации, в силу вышеуказанных нормативных положений, не освобождает его от обязанности возмещать стоимость потерь электроэнергии, возникших в его сетях при транзите энергии. Гарантирующий поставщик в свою очередь вправе получать плату за весь объем электрической энергии, переданный в сети сторонних организаций.
Материалами дела подтверждено, что за взыскиваемый период в объектах электросетевого хозяйства администрации, присоединенных к ЦЭ6850М N 007251066000094 на Ф-23 и ЦЭ6803В N 011068126144549 на ТП-5 возникли потери в размере 975 667 кВтч на сумму 4 390 026 руб. 94 коп.
Расчет стоимости фактических потерь за спорный период произведен истцом на основании актов снятия показаний с приборов учета электрической энергии. Акты снятия показаний производились ежемесячно сотрудниками АО "Севкавказэнерго".
При этом, доказательств оплаты указанной задолженности ответчиком в материалы дела не представлено, в связи с чем судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования общества о взыскании с ответчика спорной задолженности.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательств технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства администрации к электрическим сетям сетевой организации, не принимаются судом апелляционной инстанции.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Договор технологического присоединения представляет собой двусторонний возмездный консенсуальный синаллагматический (взаимный) договор, регулирование отношений по которому производится как специальным энергетическим законодательством, так и нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также общими положениями раздела III ГК РФ об обязательствах и договоре (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2017 N 304-ЭС16-16246, от 25.12.2017 N 305-ЭС17-11195).
В пункте 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике установлено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
По договору об осуществлении технологического присоединения к электрической сети одна сторона (сетевая организация) обязуется в установленный действующими правилами порядке присоединить по заявке другой стороны (абонента) принадлежащие ему ЭПУ к электрической сети сетевой организации, а абонент обязуется оплатить мероприятия по технологическому присоединению и соблюдать его технические условия. Порядок технологического присоединения определен в Правилах N 861.
Исходя из пункта Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.
Пунктом 7 Правил N 861 предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают следующую процедуру технологического присоединения: а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя; б) заключение договора; в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором; г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя.
На основании пункта 16.3 Правил N 861 заявитель исполняет обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Выполнив свои мероприятия в соответствии с техническими условиями, заявитель должен уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий, которая в свою очередь осуществляет проверку выполнения технических условий заявителем и в определенный срок со дня уведомления заявителем о получении разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям.
В пункте 85 Правил N 861 предусмотрено, что для проведения проверки выполнения технологических условий заявитель предоставляет в сетевую организацию уведомление о выполнении технологических условий с приложением документов, обозначенных в данном пункте.
На основании пункта 19 Правил N 861 стороны составляют акт об осуществлении технологического присоединения по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам, не позднее 3 рабочих дней после осуществления сетевой организацией фактического присоединения объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности.
Объекты электросетевого хозяйства администрации присоединены к электрическим сетям ПАО "Россети Северный Кавказ" на основании договора на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям от 28.08.2010 N 407/2010.
Во исполнение указанного договора выданы технические условия от 20.08.2010 N 178р на технологическое присоединение энергопринимающих устройств 18 микрорайона города Владикавказа.
Из содержания условий от 20.08.2010 N 178р следует, что точками присоединения являются ПС 110/35/6 кВ "Юго-Западная" (проектируемая ячейка на 1 СШ РУ 6 кВ) и ПС 110/35/6 кВ Юго-Западная (проектируемая ячейка на 2 СШ РУ 6 кВ). Внешнее электроснабжение микрорайона N 18 в городе Владикавказ планируется осуществить по проектируемым фидерам 6 кВ от ПС Юго-Западная.
03.07.2017 был составлен акт N 614 об осуществлении технологического присоединения объектов электроэнергии, расположенных по адресу: РСО-Алания, город Владикавказ, микрорайон N 18.
На основании указанных технических условий истцом проведена проверка в отношении электрооборудования: КЛ-6 кВ от линейной ячейки Ф-32 до ячейки N 8 ввод N1 РП ТП-6/0,4 кВ 18 микрорайона, протяженностью 3,4 км, КЛ; КЛ-6 кВ от линейной ячейки Ф-23 до ячейки N 22 ввод N2 РП ТП-6/0,4 кВ 18 микрорайона, протяженностью 3,4 км, КЛ; ТП ТП -6/0,4 кВ с двумя трансформаторами ТМГА-1000/6.
По результатам проверки был составлен акт от 03.07.2017 N 257/2017 о выполнении технических условий, согласно которому все мероприятия, предусмотренные 1-м этапом технических условий от 20.08.2010 N 178р, выполнены в полном объеме.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что технологическое присоединение осуществлялось в рамках заключенного договора на технологическое присоединения.
Подписанный сторонами акт о выполнении технических условий свидетельствует о том, что технологическое присоединение осуществлено в соответствие с техническими нормами, предусмотренными действующим законодательством.
Многоквартирные дома, которым осуществлялась поставка электроэнергии, были введены в эксплуатацию, в связи, с чем были заключены договоры на предоставления коммунальной услуги по электроснабжению.
Пунктом 7 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии).
В связи с введением многоквартирных домов в эксплуатацию гарантирующий поставщик не вправе был отказать собственникам жилых помещений в заключении договоров на предоставления коммунальной услуги по электроснабжению.
Таким образом, переток электроэнергии осуществлялся при наличии технологического присоединения, выполненного с соответствие с техническими условиями по договору, что подтверждается актом о выполнении технических условий, подписанный сторонами без разногласий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о надлежащем технологическом присоединении объектов электросетевого хозяйства администрации к сетям сетевой организации, не дал оценку результатам доследственной экспертизы согласно которой подпись на четвертом листе акта о выполнении технических условий от 03.05.2018 N 556 выполнена не Беслекоевым З.А. (начальник управления по строительству администрации), а иным не установленным лицом, что свидетельствует о том, что указанный акт мог быть сфальсифицирован, подлежат отклонению, поскольку материалами дела доказано фактическое присоединении объектов электросетевого хозяйства администрации к сетям сетевой организации, подписан договор об осуществлении технологического присоединения и технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства администрации осуществлено с соблюдением всех норм закона.
Ссылка апеллянта на доследственную экспертизу согласно которой подпись на четвертом листе акта о выполнении технических условий от 03.05.2018 N 556 выполнена не Беслекоевым З.А. (начальник управления по строительству администрации), а иным не установленным лицом, что свидетельствует о том, что указанный акт мог быть сфальсифицирован, не может быть принята судом, поскольку указанное исследование проведено вне рамках рассмотрения настоящего спора, а утверждения апеллянта о возможной фальсификации акта о выполнении технических условий от 03.05.2018 N 556 носят предположительный характер.
Кроме того, факт соблюдения всех условий при технологическом присоединении объектов электросетевого хозяйства администрации подтвержден совокупностью вышеуказанных доказательств представленных в материалах дела и основано не только на спорном акте.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, доводов основанных на доказательствах, которые имели бы юридическое значение для принятия иного судебного акта, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, вследствие чего апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с пунктом 1.1. части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 266, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 16.11.2021 по делу N А61-2727/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-2727/2019
Истец: АО "Севкавказэнерго"
Ответчик: АМС г. Владикавка
Третье лицо: ООО "Жилье 2010", ООО "СУ-1", ООО "ПРОСВЕТ", ПАО "МРСК Северного Кавказа"