г. Москва |
|
08 февраля 2022 г. |
Дело N А40-98911/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ким Е.А.,
судей Захаровой Т.В., Стешана Б.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Борисовой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "СервисГрад"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 23.11.2021 года по делу N А40-98911/21,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "СервисГрад"
к Акционерному обществу "Мосэнергосбыт"
3-е лицо: ПАО "Россетти Московский регион"
об урегулировании разногласий
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Казлова Д. по доверенности от 10.01.2022
от ответчика: Проскурина Э.В. по доверенности от 01.12.2021
от третьего лица: извещен, представитель не явился
УСТАНОВИЛ:
ООО "СервисГрад" обратилось в суд с иском к АО "Мосэнергосбыт"" об урегулировании разногласий между АО "Мосэнергосбыт" и ООО "СервисГрад" по договору энергоснабжения с исполнителем коммунальных услуг и (или) обязанности по содержанию общего имущества от 26.01.2021 N 98590768.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.11.2021 года суд первой в иске отказал.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило указанное решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, в обоснование отмены ссылался на:
- выводы суда противоречат обстоятельствам дела, суд не учел, что истец не является потребителем услуг по передаче электрической энергий ;
- в отношении п 8.8 договора регулирование законом является диспозитивным;
- судом не учтены доводы и доказательства истца.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. Считает решение суда незаконным и необоснованным, просит решение суда отменить.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве. Считает решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Представитель третьего лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в связи, с чем дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18 февраля 2020 г. в адрес ООО "СервисГрад" от АО "Мосэнергосбыт" поступила оферта Договора энергоснабжения с исполнителем коммунальных услуг и (или) обязанности по содержанию общего имущества от 26.01.2021 N 98590768.
Объектом теплоснабжения по названному Договору является многоквартирный жилой дом (далее - МКД), расположенный по адресу: г. Москва, ул. Федора Полетаева, д. 15 А.
Ознакомившись с указанной офертой, ООО "СервисГрад" составило протокол разногласий от 02.03.2021 с приложением к протоколу разногласий, и направило его в адрес АО "Мосэнергосбыт".
05.04.2021 в адрес Истца поступил протокол урегулирования разногласий к указанному договору. Согласно данному протоколу урегулирования разногласий Ответчик настаивает на подписании договора в первоначальной редакции без принятия замечаний Истца.
Истец настаивал на внесении изменений по следующим пунктам Договора:
Пункт Договора |
Редакция АО "Мосэнерго-сбыт" |
Редакция Абонента |
Согласованная редакция |
Раздел 1 / л. 1.2 |
По тексту Договора |
Объем взаимных обязательств по Договору определяется в точках поставки, которые находятся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики), определенной в точках присоединения энергопринимающих устройств (объектов электросетевого хозяйства) Абонента к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта, а именно: ВРУ13910 и ВРУ139012 Энергопринимающие устройства Абонента расположены по адресу (адрес поставки): Москва, ул. Федора Полетаева, 15А |
Объем взаимных обязательств по Договору определяется в точках поставки, которые находятся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики), определенной в точках присоединения энергопринимающих устройств (объектов электросетевого хозяйства) Абонента к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики, а именно: ВРУ13910 и ВРУ 139012, Энергопринимающие устройства Абонента расположены по адресу (адрес поставки): Москва, ул. Федора Полетаева, 15А. Обоснование: пункт Правил содержания общего имущества многоквартирном доме правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и или с перерывами, |
Превышающими установленную
продолжительность (утв.
Постановлением ПП РФ от 13 августа 2006 N 491) (далее по тексту Правила N 491).
Раздел 3 п.3.1.5
По тексту
договора
Обеспечивать обслуживание, сохранность и
надлежащую техническую эксплуатацию, самостоятельно либо с привлечением третьих
лиц, внутридомовых
систем электроснабжения до границ, определяемых;, в Актах разграничения границ балансовой
принадлежности, в
соответствии с
требованиями действующих
нормативных актов и
технических документов.
Обеспечивать сохранность установленного и
введенного в
эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета электрической
энергии, установленного в помещении, отнесенном к общему к общему
имуществу
многоквартирного дома, с момента подписания акта приемки прибора учета в эксплуатацию. В
отношении оборудования, входящего в
интеллектуальную систему учета в
эксплуатацию. В
отношении оборудования, входящего в
интеллектуальную систему учета
электрической энергии
Обеспечивать обслуживание, сохранность и надлежащую техническую эксплуатацию,
самостоятельно либо с
привлечением третьих лиц, внутридомовых систем
электроснабжения до границ, определяемых;, в Актах
разграничения границ
балансовой принадлежности, в соответствии с требованиями действующих нормативных
актов и технических
документов. Обеспечивать
сохранность установленного и введенного в эксплуатацию коллективного
(общедомового) прибора
учета электрической энергии, установленного в помещении, отнесенном к общему к
общему имуществу
многоквартирного дома, с
момента подписания акта
приемки прибора учета в эксплуатацию. В отношении оборудования, входящего в интеллектуальную систему
учета в эксплуатацию. В отношении оборудования,
входящего в
интеллектуальную систему
учета электрической энергии (мощности), обязательств по сохранности указанного
оборудования возникают с момента предоставления МЭС оборудования, необходимого для предоставления
минимального набора
функций интеллектуальных
систем учета электрической энергии (мощности) в
|
|
(мощности), обязательств по сохранности указанного оборудования возникают с момента предоставления МЭС оборудования, необходимого для предоставления минимального набора функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) в порядке, установленном Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). |
порядке, установленном Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). Обоснование: п. 8 правил N 491 |
Раздел 8 п.8.8 |
|
Споры и разногласия, возникающие из настоящего Договора, разрешаются Сторонами путем переговоров. В случае невозможности разрешения споров путем переговоров: а) споры, разногласия и требования, возникающие в связи заключением, изменением, расторжением или недействительностью Договора могут быть переданы на рассмотрение суда (арбитражного суда); б) споры, которые возникли или могут возникнуть между Абонентом и МЭС в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением денежного возникшего Договора, обязанности возместить убытки или уплатить неустойку в случае нарушения настоящего Договора, могут быть |
Споры и разногласия, возникающие из настоящего Договора, разрешаются Сторонами путем переговоров. В случае невозможности разрешения споров путем переговоров: а) споры, разногласия и требования, возникающие в связи с заключением, изменением, расторжением или недействительностью договора, могут быть переданы на рассмотрение суда (арбитражного суда); б) споры, которые возникли или могут возникнуть между Абонентом и МЭС в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнения денежного обязательства, возникшего из настоящего Договора, в том числе обязанности возместить убытки или уплатить неустойку в случае нарушения настоящего Договора, могут быть переданы Сторонами на разрешение суда после принятия Сторонами мер по |
|
|
переданы Сторонами на разрешение суда принятия Сторонами досудебному под направление истечении календарных наступления следующих зависимости указанных обязательства, из настоящего в том числе после мер по урегулированию, которым понимается претензии, по 30 (тридцати) дней со одного событий того, какое ниже дня из (в из событий наступит раньше): - направление Абоненту письмом от с (МЭС) заказным уведомлением о соответствующей получение вручении претензии; Абонентом (МЭС) направленной (врученной) ему соответствующей претензии, если претензия доставлена или вручена Абоненту (МЭС) непосредственно Абонентом (МЭС) или нарочным. |
досудебному урегулированию, под которым понимается направление претензии по истечении 30 (тридцати) календарных дней со дня наступления одного из событий (в зависимости от тог, какое из событий наступит раньше): -направление абоненту (МЭС) заказным письмом с уведомлением о вручении соответствующей претензии; -получение Абонентом (МЭС) направленной (врученной) ему соответствующей претензии, если претензия доставлена или вручена Абоненту (МЭС) непосредственно Абонентом (МЭС) или нарочным |
Приложе ние 2 стр.1 (п.1 Макс/ мощность кВт) |
По тексту договора |
Исключить |
Исключить Обоснование: п.8 Правил N 491 |
Приложе ние 2 стр.3 |
По тексту договора |
В редакции Абонента |
В редакции Абонента Обоснование: п. 8 Правил N 491 |
Приложе ние 2 стр.4 |
По тексту договора |
Исключить |
Исключить Обоснование: п.8 Правил N 491 |
Приложе ние 4, п.2.б. абз1 |
По тексту договора |
Исключить |
Исключить Обоснование: п.п."д" п.18 Правил N 124 |
Приложе ние 5 п.3 |
По тексту договора |
Исключить |
Исключить Обоснование: данный пункт является правом, а не обязанностью Истца |
В связи с недостижением согласия при заключении Договора энергоснабжения с исполнителем коммунальных услуг и (или) обязанности по содержанию общего имущества от 26.01.2021 N 9850768, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев доводы и возражения сторон, пришел к выводу, что договор подлежит заключению по спорным условиям в редакции, предложенной АО "Мосэнергосбыт", апелляционный суд не усматривает основании для переоценки данных выводов, в силу следующих обстоятельств.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (пункт 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. В силу положений пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Согласно пункту 5 статьи 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
Отношения сторон, связанные со снабжением электроэнергией, регулируются нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным названным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации), а именно: Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N442.
В соответствии с пунктом 1 статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений (пункт 2 статьи 425 ГК РФ).
В пункте 15 Правил N 124 также указано, что стороны вправе установить, что условия договора ресурсоснабжения применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.
В суде первой инстанции возражая относительно исковых требований, ответчик и третье лицо представили отзывы на исковое заявление в порядке ст. 131 АПК РФ, в которых просили отказать в удовлетворении исковых требований на основании доводов, изложенных в них.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 31.01.2012 N 11657/11 по делу N А76-15904/2010 указано, что в соответствии со статьей 131 АПК РФ ответчик обязан представить возражения относительно каждого довода, касающегося существа заявленных требований. Следовательно, обязанная к заключению договора сторона не лишена возможности представить суду разногласия по конкретным условиям договора, предложенным ей в проекте, и суд должен их рассмотреть.
Как было установлено, не все условия договоров регулируются императивными нормами, а потому обязывая ответчика заключить договоры на предложенных истцом условиях в целом, в том числе в отношении тех условий договоров, редакция которых может изменяться, редактироваться, вырабатываться по взаимному соглашению сторон (то есть условий, не регулирующихся императивными нормами закона), а также условий, договора, предусмотренных диспозитивной нормой закона, предложенные истцом редакция договора (протокола разногласий) не соответствуют Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011, Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 NN 442, Правилам, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 NN 861, Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ и Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ N 442 от 04.05.2012.
В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 4 данной нормы Кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Статья 445 ГК РФ предусматривает 3 способа урегулирования правоотношений между стороной, для которой заключение договора является обязательным (обязанной стороной), и ее контрагентом: - направление оферты контрагентом обязанной стороне с последующим правом передачи спора на рассмотрение суда (п. 1); - направление оферты обязанной стороной контрагенту с последующим правом передачи спора на рассмотрение суда на стороне контрагента (п. 2); - предъявление иска контрагентом обязанной стороны о понуждении заключить договор (п. 4).
В соответствии с положениями п. п. 1, 3 ст. 426, п. 4 ст. 445 ГК РФ и разъяснений, данных Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ в информационном письме от 05.05.1997 N 14, с иском о понуждении к заключению публичного договора в суд может обратиться контрагент стороны, для которой заключение договора является обязательным.
Как следует из Постановления Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 31.01.2012 N 11657/11, при обращении с иском о понуждении заключить договор, в предмет доказывания по данной категории дел входят следующие обстоятельства:
- наличие обязанности заключить договор на стороне ответчика;
- факт уклонения ответчика от заключения договора (независимо от формы уклонения обязанной стороны от его заключения).
Касательно Раздела 1 пункта 1.2 договора суд соглашается с редакцией, предложенной ответчиком, а именно: "объем взаимных обязательств по Договору определяется в точках поставки, которые находятся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики), определенной в точках присоединения энергопринимающих устройств (объектов электросетевого хозяйства) Абонента к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта, а именно: ВРУ13910 и ВРУ139012 Энергопринимающие устройства Абонента расположены по адресу (адрес поставки): Москва, ул. Федора Полетаева, 15А".
Данное условие соответствует абз. 3 п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442; абз. 6, 13 п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии Правил доступа диспетчерскому электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861; п. 16 (1) Правил технологического присоединения энерго-принимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
В соответствии с п34 п п35 ОПФРР предусмотрен исчерпывающий перечень документов, предоставляемых одновременно с заявлением о заключении договора энергоснабжения, в том числе документы, подтверждающие надлежащее технологическое присоединение.
Акт об осуществлении технологического присоединения был представлен при заключении договора. Этот акт содержит границы балансовой принадлежности объектов энергоснабжения.
МЭС обладает статусом гарантирующего поставщика, сетевой организацией не является, следовательно, не может осуществлять мероприятия по технологическому присоединению.
Договор энергоснабжения заключается на основании документов технологического присоединения, представленных стороной.
Абз. 3 гг. 2 ОПФРР закрепляется понятие точки поставки электрической энергии.
"Точка поставки на розничном рынке - место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в документах о технологическом присоединении, а до составления в установленном порядке документов о технологическом присоединении - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики".
В соответствии с абз. 3 п. 2 статьи 2 ПНД акт разграничения балансовой принадлежности электросетей (акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей) - документ, составленный собственниками объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств), определяющий границы балансовой принадлежности.
В соответствии с абз. 14 п. 2 ПНД точка поставки - место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в документах о технологическом присоединении, а до составления в установленном порядке документов о технологическом присоединении - в точке присоединения энергопринимающего устройства (объекта электроэнергетики).
Таким образом, редакция спорного условия договора энергоснабжения соответствует понятию, определение которого дается в ОПФРР и ПНД.
Раздел 3 п.3.1.5 ответчик предлагает оставить пункт договора в своей редакции, ссылаясь на абз. 3 п. 145 Основных положений функционирования розничных электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442. Суд считает, что данный пункт раздела 3 договора должен быть изложен в редакции, предложенной ответчиком: "Обеспечивать обслуживание, сохранность и надлежащую техническую эксплуатацию, самостоятельно либо с привлечением третьих лиц, внутридомовых систем электроснабжения до границ, определяемых;, в Актах разграничения границ балансовой принадлежности, в соответствии с требованиями действующих нормативных актов и технических документов. Обеспечивать сохранность установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, установленного в помещении, отнесенном к общему к общему имуществу многоквартирного дома, с момента подписания акта приемки прибора учета в эксплуатацию. В отношении оборудования, входящего в интеллектуальную систему учета в эксплуатацию. В отношении оборудования, входящего в интеллектуальную систему учета электрической энергии (мощности), обязательств по сохранности указанного оборудования возникают с момента предоставления МЭС оборудования, необходимого для предоставления минимального набора функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) в порядке, установленном Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)".
В соответствии с п. 42 ОПФРР договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) должен содержать порядок учета электрической энергии (мощности) с использованием приборов учета и порядок взаимодействия сторон договора в процессе такого учета, соответствующие требованиям раздела X и включающие в том числе требования, предъявляемые к обеспечению сохранности прибора учета.
В абз. 6 п. 18(1) Правил N 124 устанавливается обязанность управляющей организации обеспечивать сохранность установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, установленного в помещении, отнесенном к общему имуществу многоквартирного дома, с момента подписания акта приемки прибора учета в эксплуатацию. В отношении оборудования, входящего в интеллектуальную систему учета электрической энергии (мощности), обязательства по сохранности указанного оборудования возникают с момента предоставления гарантирующим поставщиком оборудования, необходимого для предоставления минимального набора функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) в порядке, установленном Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
Таким образом данное спорное положение Договора полностью соответствует нормам, установленным законодательством России и никаким образом не нарушает права и законные интересы Истца. Более того п. 42 ОПФРР устанавливается обязанность по включению требований по сохранности прибора учета.
Представитель ответчика также пояснил, что по п.8.8 договора настаивает на редакции, изложенной в тексте договора.
Приложение N 2 к Договору энергоснабжения представляет собой реестр источников энергоснабжения, энергопринимающего оборудования и средств учета электроэнергии и мощности. Данный реестр формируется на основе документов о технологическом присоединении и является обязательным при заключении договора энергоснабжения. В спорном п.1 Приложения N 2 отражается описание точки поставки и значение максимальной мощности.
Подпунктом ж, пункта 2 ОПФРР устанавливается обязательное требование включения в договоры энергоснабжения величины максимальной мощности энергопринимающих устройств.
Спорный пункт Договора по предоставленным данным документов о технологическом присоединении. В отношении указанного объекта энергоснабжения по договору действует акт об осуществлении технологического присоединения N 1/МС-16-302- 8563(94660) от 09.11.2019 г.
Таким образом, необходимость включения в договор указанного пункта, определяющего описание точки поставки и значение максимальной мощности, является обязательным в соответствии с действующим законодательством.
Приложение 2 стр.1 (п.1 Максимальная мощность кВт) таблица в договоре должна быть изложена в предложенной ответчиком редакции. Данное условие соответствует п.5 ст.13 ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 N 261-ФЗ, п.п. ж) п.2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442, а также в соответствии с Актом об осуществлении технологического присоединения N 1/МС-16-302-8563(946960) от 11 сентября 2019 года (далее - Акт) был составлен между ПАО "Россети Московский регион" и ООО "Федора Полетаева 15" по итогам выполнения договора об осуществлении технологического присоединения от 31 октября 2016 года NМС-16-302-8563(946960).
Приложение N 2 стр.3 суд считает, что данное приложение должно быть по тексту приложения на основании п.148 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442.
Приложение N 2 стр.4 должно быть по тексту приложения, что соответствует п.5 ст.13 ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 N 261-ФЗ, п.40, п.41, п.147, п.151, п.153 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442
Приложение 4 п.2.6 абз.1 необходимо оставить в предложенной АО "Мосэнергосбыт" - "для проведения расчетов Абонент в дополнение к обязательствам, предусмотренным п.3.1.14 договора обязуется предоставлять в МЭС информацию об объемах потребления электрической энергии (мощности) за расчетный период в нежилых помещениях многоквартирного дома, в отношении которых МЭС не имеет заключенных договоров, определенных как по показаниях приборов учета, так и расчетным способом", что соответствует положениям п.6, 6 (1) Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011
Приложение 5 пункт 3 ответчик возражает исключать из договора, ссылаясь на п.81 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
Согласно пункту 2 Общих положений Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 861 от 27.12.2004 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - Правила) акт об осуществлении технологического присоединения (акт о технологическом присоединении)" - документ, составленный по окончании процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям и подтверждающий технологическое присоединение в установленном порядке, в котором определены технические характеристики технологического присоединения, в том числе величина максимальной мощности, границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и (или) объектов электросетевого хозяйства;
Форма акта об осуществлении технологического присоединения утверждена Правилами. Акт является обязательным документом для заключения договора энергоснабжения, поэтому довод истца, что положения Правил к нему не относятся является некорректным.
Согласно Акта границей балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) являются: токоведущие жилы 6 КЛ направлением ТП 14529 - ВРУ 139010, 139011 на границе участка Заявителя (соединительная муфта). Токоведущие жилы 2 К Л направлением ТП 15235 - ВРУ 139012 на границе участка Заявителя (соединительная муфта).
На границе балансовой принадлежности Заявителя находятся следующие электроустановки: участок 6 КЛ н/н направлением ТП 14529 - ВРУ 139010, 139011 от границы участка Заявителя (соединительная муфта) до ВРУ 139010, 139011. Участок 2 КЛ н/н направлением ТП 15235 - ВРУ 139012 от границы участка Заявителя (соединительная муфта) до ВРУ 139012.
Точками присоединения согласно Акта являются токоведущие жилы К Л направлением ТП 14529 - ВРУ 139010, ВРУ 139012 на границе участка заявителя (соединительная муфта).
Таким образом, исходя из определения "точка поставки на розничном рынке" -место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в документах о технологическом присоединении, а до составления в установленном порядке документов о технологическом присоединении - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики, а также положений Акта об осуществлении технологического присоединения N 1/МС-16-302-8563(946960) от 11.09.2019 точка поставки не находится во ВРУ 139010 и ВРУ 139012.
В соответствии с Актом кабельные линии границ участка истца до ВРУ находятся в его собственности (входят в состав общего имущества).
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг соственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 31.07.2021) предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве в отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В пункте 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания э услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества и в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 29.06.2020) говорится о внешней границе, а не о границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, на основании которой определяется точка поставки при заключении договора энергоснабжения.
Обоснование таблицы 2 приложения N 2 в редакции МЭС. В спорном условии договора энергоснабжения, представленного МЭС, в таблице 2 Приложения N 2 к Договору указаны приборы учета, определяющие объем потребления электрической энергии на все общедомовые нужды, иными словами - общедомовые приборы учета.
Согласно ч. 2 ст. 13 ФЗ N 261 установленные в соответствии с требованиями законодательства приборы учета должны применяться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы и применение их должно начаться не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
В данной статье речь идет именно об установке приборов учета на вводе (общедомовые электросчетчики) в жилые дома, что подтверждается:
* ч. 1 ст. 13 ФЗ N 261, согласно которому требования статьи в части организации учета энергии касаются мест подключения объектов к системам централизованного электроснабжения;
* ч. 5 ст. 13 ФЗ N 261, где указано, что до 01.07.2012 многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета электроэнергии.
Согласно п. 2 1111КУ коллективный (общедомовой) прибор учета -средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.
Допущенные в эксплуатацию средства измерения соответствуют требованиям, предъявляемым п. 2 ППКУ к общедомовым приборам учета, т.е. могут учитывать весь объем электроэнергии поставленный в МКД.
В соответствии с п. 137 ОПФРР приборы учета, показания которых используются при определении объемов потребления электроэнергии, называются расчетными приборами учета.
Раздел "Заключение" каждого акта допуска содержит сведения о допуске спорных приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с абз. 2 п. 184 ОПФРР определение объемов покупки электроэнергии, поставленной исполнителю коммунальных услуг, осуществляется в соответствии с Правилами N 124.
Пунктом 21 Правил N 124 императивно устанавливает, что при наличии в многоквартирном жилом доме общедомовых приборов учёта, они должны использоваться в договоре энергоснабжения в качестве расчётных.
В силу п. 158 ОПФРР расчетные приборы учета указываются в договоре энергоснабжения.
Из подп. "а" п. 21(1) Правил N 124 указано, что порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, устанавливается с учетом следующего: объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: уд _ уодпу _ употр, где:
Уодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);
употр _ объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с ППКУ. В случае если величина Vn0Tp превышает или равна величине Уодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
Подпунктом ж (1) п. 31 ППКУ предусмотрено, что исполнитель обязан использовать показания коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии при определении размера платы за коммунальную услугу, потребленную на общедомовые нужды.
Таким образом, установленные и введенные в эксплуатацию общедомовые приборы учета должны применяться при определении объема потребленной электроэнергии и подлежат включению в Приложение N 2 к договору.
Спорные приборы учета, указанные в условиях договора МЭС, установлены и допущены в эксплуатацию в соответствии с установленным действующим законодательством порядком.
Обоснование однолинейной схемы электроснабжения стр. 4 приложения N 2 Договора в редакции МЭС.
В соответствии с Определением Верховного Суда РФ от 13.02.2015 по делу N А14-8297/2013: "...Как следует из пункта 2 статьи 539 ГК РФ, пунктов 34, 36, 41 Основных положений N 442 необходимым условием заключения договора энергоснабжения является представление потребителем (покупателем) документов, подтверждающих технологическое присоединение его энергопринимающих устройств в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.
...правоотношения по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электросетям объективно предшествуют процессу передачи электроэнергии и предопределяют технические параметры, влияющие на объем обязательств сторон в правоотношениях по энергоснабжению. Вопросы, решаемые при технологическом присоединении, выходят за рамки деятельности гарантирующего поставщика и не могут быть предметом соглашения между ним и потребителем энергии...".
Таким образом, вопросы, разрешаемые при технологическом присоединении, находятся вне компетенции МЭС.
МЭС обладает статусом гарантирующего поставщика, сетевой организацией не является, следовательно, не может осуществлять мероприятия по технологическому присоединению.
Основным видом деятельности гарантирующего поставщика является продажа электроэнергии на основании договоров соответствующего вида (п.п. 9, 27 ОПФРР), исполнение которых осуществляется путем передачи электроэнергии через объекты электросетевого хозяйства сетевых организаций и иных лиц, не обладающих данным статусом (абз. 8 п. 28 ОПФРР, абз. 8 п. 2 ПНД).
В п. 34 ОПФРР установлен исчерпывающий перечень документов, предоставляемых при заключении договора энергоснабжения (в том числе и документы о технологическом присоединении). В силу п. 36 ОПФРР документами, подтверждающими технологическое присоединение, являются акт о технологическом присоединении и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей.
Однолинейная схема электроснабжения, указанная в Приложении N 2 составлена на основании Актом об осуществлении технологического присоединения N1/МС-16-302- 8563(94660) от 09.11.2019.
Заключая и исполняя договоры энергоснабжения, Общество руководствуется исключительно предоставленными документами.
Иные документы о технологическом присоединении содержащие в себе другую однолинейную схему электроснабжения в адрес МЭС Истцом не предоставлено.
Обоснование абз.1, п. 2.6, Приложения N 4 Договора в редакции МЭС.
В соответствии с п. 6 ППКУ управляющая организация, а также товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив предоставляют ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, направляют уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
В случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсо-снабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования).
В соответствии с пп. д, пункта 18 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения также предусматриваются обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, в том числе объемов коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям нежилых помещений в многоквартирном доме, и объемов коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, сроки и порядок передачи указанной информации, а также порядок проверки ресурсоснабжающей организацией показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
На основании пункта 21 Правил N 124 при установлении порядка определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме учитывается следующее: объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Также п. 159 ОПФРР устанавливается обязанность управляющей организации по предоставлению информации об объемах потребления электрической энергии (мощности) по показаниям расчетного прибора учета в отношении коллективных (общедомовых) приборов учета, приборов учета, установленных в отношении нежилых помещений многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества многоквартирного дома, и приборов учета, установленных в отношении жилых домов.
Обоснование п. 3 Приложения N 5 Договора в редакции МЭС.
Пунктом 81 ОПФРР устанавливается, что граждане, приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, обязаны вносить в его адрес оплату стоимости потребленной за расчетный период электрической энергии (мощности) не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Положения об оплате никаким образом не нарушают права и законные интересы Истца и регулируют каким образам акцептуются Абонентом платежные требований МЭС.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 13.02.2018 N 49-КГ17-34, "в силу п. 1 ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 данного кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
По смыслу приведенных выше норм права, разрешение судом спора о наличии разногласий по конкретным условиям подлежащего заключению договора сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и определению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке. Установление судом или изменение при рассмотрении такого спора фактических обстоятельств, влияющих на формулировку искового требования, не меняют его предмета как спора об условиях договора и не должны приводить к отказу суда в их определении, поскольку последствием такого отказа является необходимость предъявления нового иска, что может привести к нарушению прав на судопроизводство в разумный срок.
Истцом не учтены нормы специального законодательства, а именно, Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 12.07.2021) "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" и
Постановлением Правительства Российской Федерации N 861 от 27.12.2004 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", в связи с чем исковые требования об урегулировании разногласий путем принятия условий договора в редакции, предложенной ООО "СервисГрад", признаются судом необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку обоснованной, нормативно и документально подтвержденной, основанной на нормах специального закон является редакция условий договора, предложенная АО "Мосэнергосбыт".
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Доводы апелляционной жалобы сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что само по себе не является основанием для признания решения необоснованным, в связи с чем, апелляционный суд полагает, что доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, основанных на надлежащим образом проверенных и оцененных судом обстоятельствах и доказательствах по делу, и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23.11.2021 года по делу N А40-98911/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Ким |
Судьи |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-98911/2021
Истец: ООО "СЕРВИСГРАД"
Ответчик: АО "МОСЭНЕРГОСБЫТ"
Третье лицо: ПАО "МОЭК"