г. Саратов |
|
09 февраля 2022 г. |
Дело N А12-6487/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей Ю.А. Комнатной, С.М. Степуры,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу администрации Дзержинского района Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 октября 2021 года по делу N А12-6487/2021
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Бирюкова Анатолия Александровича (г. Волгоград, ОГРНИП 306344426800036, ИНН 344804894983)
к администрации Дзержинского района Волгограда (400075, г. Волгоград, ул. Историческая, д. 122, ОГРН 1023402975012, ИНН 3443900373)
заинтересованные лица: Администрация Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. Володарского, д. 5, ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139), Департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, пр. Ленина, д. 15, ОГРН 1023403447374, ИНН 3444052045), Департамент муниципального имущества администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. Володарского, д. 16, ОГРН 1023403446362, ИНН 3444074200), Пьяных Людмилы Николаевны (г. Волгоград), администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области (403003, Волгоградская область, р.п. Городище, пл. 40 лет Сталинградской битвы, д. 1, офис 101, ОГРН 1023405367017, ИНН 3403300926)
о признании недействительным уведомления администрации Дзержинского района Волгограда от 18.12.2020 N 210-20/сн,
без участи сторон
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Бирюков Анатолий Александрович (далее - заявитель, Бирюков А.А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным уведомления администрации Дзержинского района Волгограда (далее-Администрация, уполномоченный орган) от 18 декабря 2020 г. N 210-20/сн о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с к.н. 34:03:130001:12, о возложении обязанности на администрацию Дзержинского района Волгограда по направлению уведомления о соответствии планируемого к размещению на земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства, описанного в уведомлении о планируемом строительстве от 15 декабря 2020 г., установленным параметрам строительства и требованиям действующего законодательства.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12 октября 2021 года требования индивидуального предпринимателя Бирюкова Анатолия Александровича удовлетворены. Уведомление администрации Дзержинского района Волгограда от 18 декабря 2020 г. N 210-20/сн о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительство или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленными параметрам и (или) недопустимыми размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером 34:03:130001:12, по адресу г. Волгоград, территория Рабочий поселок Гумрак, ул. имени Маршала Жукова, 77 признано недействительным. Суд обязал администрацию Дзержинского района Волгограда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в течение семи рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу (срок, установленный ч. 7 ст. 51.1 ГрК РФ) повторно рассмотреть уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером 34:03:130001:12. С администрации Дзержинского района Волгограда в пользу индивидуального предпринимателя Бирюкова Анатолия Александровича взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Администрация Дзержинского района Волгограда не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что спорный земельный участок, расположенный по адресу: Волгоград, п. Гумрак, ул. им. маршала Жукова, 77, расположен на территории общего пользования, линейных объектов. На территорию, на которой расположен указанный выше земельный участок, отсутствует разработанная, утвержденная органом местного самоуправления документация по планировке территории, то есть данный земельный участок расположен на территории где красные линии не сформированы. То, что при предоставлении данного земельного участка указано на отнесение земельного участка к землям населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства, не предопределяет право заявителя на строительство нового дома вопреки правилам градостроительного зонирования. В рассматриваемой ситуации подлежат применению положения Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в порядке статей 121-123, 186 АПК РФ.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Через канцелярию суда от Администрации поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя, апелляционную жалобу поддерживает.
Из отзыва предпринимателя, имеющегося в материалах дела, следует, что предприниматель просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащем образом.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Городищенского района Волгоградской области от 3 мая 2001 г. N 380 в собственность Пьяных Людмиле Николаевне был предоставлен земельный участок площадью 1 379,45 кв.м. по адресу: Волгоградская обл., Городищенский р-н, р.п. Гумрак, ул. им. Маршала Жукова, 77, безвозмездно для индивидуального жилищного строительства.
25 января 2002 г. за Пьяных Л.Н. на основании данного постановления было зарегистрировано право собственности на данный земельный участок с присвоением к.н. 34:03:130001:0012 и выдано свидетельство о государственной регистрации права 34 АА 886466.
28 сентября 2019 г. между Пьяных Л.Н. и Бирюковым А.А. заключен договор купли-продажи земельного участка с к.н. 34:03:130001:12 по адресу: г. Волгоград, р.п. Гумрак, ул. им. Маршала Жукова, 77, на основании которого право собственности на земельный участок перешло к Бирюкову А.А.
15 декабря 2020 г. Бирюков А.А. направил в Администрацию Дзержинского района Волгограда уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома 540 кв.м. площадью на земельном участке с к.н. 34:03:130001:12.
18 декабря 2020 г. Администрацией Дзержинского района Волгограда в адрес ИП Бирюкова А.А. направлено уведомление N 210-20/сн о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров установленным параметрам и недопустимости размещения объекта.
В уведомлении Администрация указала следующие основания:
1) земельный участок с к.н. 34:03:130001:12 по адресу: г. Волгоград, р.п. Гумрак, ул. им. Маршала Жукова, 77, расположен за красными линиями;
2) земельный участок с к.н. 34:03:130001:12 по адресу: г. Волгоград, р.п. Гумрак, ул. им. Маршала Жукова, 77, расположен на территории общего пользования.
Не согласившись с указанным уведомлением Администрации, предприниматель обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходи из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения по строительству объектов капитального строительства урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Согласно пункту 1.1 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Положения части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязывают застройщиков направить в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (далее по тексту - ИЖС) или садового дома.
В целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее исчерпывающие сведения (часть 1 статьи 51.1 ГрК РФ).
Перечень документов, прилагаемых к уведомлению о планируемом строительстве, указан в части 3 статьи 51.1 ГрК РФ.
В силу части 7 статьи 51.1 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Случаи, когда такое уведомление о несоответствии может быть направлено застройщику, исчерпывающе определены в части 10 статьи 51.1. ГрК РФ.
В соответствии с частью 10 статьи 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанного в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
4) от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Указанный перечень оснований является исчерпывающим.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Городищенского района Волгоградской области от 3 мая 2001 г. N 380 в собственность Пьяных Людмиле Николаевне был предоставлен земельный участок площадью 1 379,45 кв.м. по адресу: Волгоградская обл., Городищенский р-н, р.п. Гумрак, ул. им. Маршала Жукова, 77, безвозмездно для индивидуального жилищного строительства.
25 января 2002 г. за Пьяных Л.Н. на основании данного постановления было зарегистрировано право собственности на данный земельный участок с присвоением к.н. 34:03:130001:0012 и выдано свидетельство о государственной регистрации права 34 АА 886466.
В связи с включением р.п. Гумрак в состав г. Волгограда земельному участку был присвоен адрес: г. Волгоград, р.п. Гумрак, ул. им. Маршала Жукова, 77, что подтверждается справкой МУ "ГИЦ" N 4480/АС от 16 октября 2008 г.
14 июля 2008 г. Комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда по запросу Бирюкова А.А. было выдано градостроительное заключение N ГЗ-03-08-0216, содержащее сведения о том, что в р.п. Гумрак документация по планировке и межеванию территории не разрабатывалась, красные линии не установлены (т.1 л.д.31 обратная сторона-32).
02 декабря 2009 г. был подготовлен межевой план в связи с утонением границ земельного участка с к.н. 34:03:130001:12 по адресу: г. Волгоград, р.п. Гумрак, ул. им. Маршала Жукова, 77.
По итогам составления межевого плана границы земельного участка были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, что отражено в кадастровом паспорте земельного участка от 16 февраля 2010 г.
28 сентября 2019 г. между Пьяных Л.Н. и Бирюковым А.А. заключен договор купли-продажи земельного участка с к.н. 34:03:130001:12 по адресу: г. Волгоград, р.п. Гумрак, ул. им. Маршала Жукова, 77, на основании которого право собственности на земельный участок перешло к Бирюкову А.А.
В ЕГРН отсутствовали сведения о каких-либо обременениях либо ограничениях в использовании в отношении данного земельного участка, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 20.09.2019 г.
03 марта 2020 г. Бирюковым А.А. получена выписка из ЕГРН в отношении принадлежащего ему земельного участка, в которой отсутствуют сведениях о каких-либо ограничениях в использовании земельного участка.
Согласно выписок из ЕГРН на земельный участок с к.н. 34:03:130001:12, а также публичной кадастровой карты, спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, ограничения или особые условия использования не установлены.
15 декабря 2020 г. Бирюков А.А. направил в Администрацию Дзержинского района Волгограда уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома 540 кв.м. площадью на земельном участке с к.н. 34:03:130001:12.
18 декабря 2020 г. Администрацией Дзержинского района Волгограда в адрес ИП Бирюкова А.А. направлено уведомление N 210-20/сн о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров установленным параметрам и недопустимости размещения объекта, в связи с тем, что
1) земельный участок с к.н. 34:03:130001:12 по адресу: г. Волгоград, р.п. Гумрак, ул. им. Маршала Жукова, 77, расположен за красными линиями;
2) земельный участок с к.н. 34:03:130001:12 по адресу: г. Волгоград, р.п. Гумрак, ул. им. Маршала Жукова, 77, расположен на территории общего пользования.
В соответствии с положениями пунктов 8 - 9 статьи 1 ГрК РФ градостроительный регламент представляет собой вид разрешенного использования земельного участка, определяемый Правилами землепользования и застройки.
В статье 2 ГрК РФ закреплено, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в частности, на принципе осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
В силу положений статей 9 и 18 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. К документам территориального планирования относятся также документы территориального планирования муниципальных образований, в том числе схемы территориального планирования муниципальных районов и генеральные планы поселений. При этом документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (статья 26 ГрК РФ). Проект планировки территории и проект межевания территории являются документами по планировке территории (статья 41 ГрК РФ).
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа (части 1, 2, 3 статьи 43 ГрК РФ).
Согласно ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований.
Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления (части 1 и 3).
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 ГрК РФ).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон (пункт 1 статьи 41.1 ГрК РФ).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (часть 10 статьи 45 ГрК РФ).
Системный анализ приведенных выше норм градостроительного законодательства в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что документы по планировке территории разрабатываются на основе положений генерального плана и правил землепользования и застройки муниципальных образований (поселений) и не могут им противоречить.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что Бирюкову А.А. спорный земельный участок принадлежит на праве собственности.
Спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства. Категория земель и вид разрешенного использования земельного участка не изменялись.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно статье 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
Оспариваемое уведомление создает препятствия предпринимателю в реализации полномочий собственника по застройке земельного участка.
Основным доводом Администрации является довод об отнесении спорного земельного участка к территории общего пользования.
Вместе с тем ни из оспариваемого уведомления, ни их сопутствующей переписки и документации, не следует отнесение земельного участка с к.н. 34:03:130001:12 к территориям общего пользования.
Из письма Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 5 июня 2020 г. N ар 7212-20, следует, что в соответствии с информацией муниципального банка пространственных данных Волгограда и информацией Публичной кадастровой карты Росреестра, земельный участок с к.н. 34:03:130001:12 по адресу: г. Волгоград, р.п. Гумрак, ул. им. Маршала Жукова, 77, расположен на территории общего пользования, линейных объектов, в соответствии со Сводным планом красных линий в Волгограде, утвержденном Постановлением Главы Волгограда от 25 июня 2009 г. N 1371.
Однако на территорию, на которой расположен земельный участок с к.н. 34:03:130001:12, отсутствует разработанная, утвержденная органом местного самоуправления документации по планировки территории.
Согласно п. 11 ст. 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
В соответствии с ч. 4 ст. 41 ГК РФ видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории.
В соответствии с действующим законодательством красные линии могут быть установлены исключительно проектом планировки или проектом межевания территории и никаким иным документом.
Согласно ч.3 ст. 42 ГрК РФ красные линии устанавливаются проектом планировки территории, соответственно отсутствие данного проекта означает отсутствие установленных красных линий.
Согласно ч.1 ст. 46 ГрК РФ разработка документации по планировке территории отнесена к обязанностям органа местного самоуправления.
При этом "сводный план красных линий" Градостроительным кодексом РФ не предусмотрен.
В силу п.п. 4.1-4.7 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя РФ от 6 апреля 1998 г. N 18-30, проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000.
При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.
После утверждения проекта, включающего план красных линий, разработки и утверждения разбивочного чертежа красные линии переносятся органами архитектуры и градостроительства на планшеты топоподосновы в масштабе 1:2000, охватывающие территорию всего поселения, и закрепляются на ней как сводный план красных линий.
Сводный план красных линий выполняется, хранится и поддерживается органами архитектуры и градостроительства. Органы архитектуры и градостроительства осуществляют контроль за соблюдением красных линий на подведомственной территории и несут ответственность за своевременное внесение дополнений и изменений в соответствии с утвержденными разбивочными чертежами.
Таким образом, в соответствии с положениями данной Инструкции сводный план красных линий выступает в роли справочного документа, в котором обобщаются и актуализируются сведения о красных линий, установленных в составе документации по планировке территории.
Сводный план красных линий не выступает в качестве основания для их установления, а лишь обобщает сведения о красных линиях, установленных в составе градостроительной документации.
В постановлении Главы Волгограда от 25 июня 2009 г. N 1371 указывается на то, что оно принято на основании статьи 56 Градостроительного кодекса РФ, регулирующей порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, то есть документов справочного характера, обобщающих сведения из документации по планировке территории.
Таким образом, судом верно установлено, что сводный план красных линий в отсутствие разработанной и утвержденной в установленном законом порядке документации по планировке территории, сам по себе не может выступать основанием для отнесения земельного участка к территории общего пользования.
Как следует из картографических приложений к Генеральному плану Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской думы от 29 июня 2007 года N 47/1112, земельный участок с к.н. 34:03:130001:12, как и вся ул. им. М. Жукова, расположен в жилой зоне, при этом какие-либо существующие или проектируемые автодороги в месте его нахождения не отображены.
Зона "ЖУ" - "Зона застройки индивидуальными жилыми домами" относится к жилым зонам. К основным видам разрешенного использования, предусмотренным для данной зоны, относится индивидуальное жилищное строительство, ведение личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), блокированная жилая застройка, хранение автотранспорта. К условно разрешенным видам использования относятся, помимо прочего, размещение зданий и сооружений для занятия спортом.
Исходя из изложенного, судом правильно установлено, что земельный участок с кадастровым номером 34:03:130001:12 расположен в функциональной зоне: зона застройки индивидуальными жилыми домами, в связи с чем, в настоящий момент каких-либо предусмотренных законом оснований для отнесения земельного участка с к.н. 34:03:130001:12 к территориям общего пользования не имеется.
Наличие сведений о красных линиях в Сводном плане красных линий в Волгограде, являющимся документом информационно-справочного характера, не относящегося в соответствии с действующим законодательством о градостроительной деятельности к документам территориального планирования и документации по планировке территории, не может являться основанием для отнесения спорного земельного участка к территориям общего пользования.
Администрацией не представлено нормативных правовых актов, устанавливающих красные линии и позволяющих отнести спорный земельный участок к территориям общего пользования.
Проект планировки или проект межевания территории не представлены.
При указанных обстоятельствах, оснований для отнесения земельного участка с к.н. 34:03:130001:12 к территориям общего пользования, расположенным за красными линиями не имеется. Такие доказательства в материалах дела отсутствуют и судам в ходе рассмотрения дела не представлены.
В соответствии с правовой позицией, отраженной в определении коллегии судей Высшего Арбитражного Суда РФ N ВАС-15232/13 от 6 ноября 2013 г. по делу N А57-21799/2012 установление красных линий по земельному участку, используемому под объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, противоречит нормам Градостроительного и Земельного кодексов РФ и нарушает права и законные интересы собственника.
В судебных актах по данному делу также разъяснено, что красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
Таким образом, сведения о красных линиях, внесенные в Сводный план красных линий в Волгограде в отсутствие надлежащим образом разработанной документации по планировке территории, являются недостоверными и подлежат корректировке.
Как следует из материалов дела, ИП Бирюков А.А. обращался в Администрацию Волгограда с заявлением о корректировке сведений в Сводном плане красных линий в Волгограде путем установления таковых по границам земельного участка с к.н. 34:03:130001:12.
Письмом Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 29 декабря 2020 г. N ар 18841-20 (т.1 л.д.97-98) заявителю было сообщено об отказе в корректировке по той причине, что такая корректировка может привести к сужению улицы местного значения (ул. им. Маршала Жукова) менее установленных нормативов, а также потому, что земельный участок с к.н. 34:03:130001:12 находится в санитарно-защитной зоне объектов II и III класса опасности (воздушная ЛЭП с напряжением от 1 кВ и выше), ввиду чего, жилая застройка на данном земельном участке не допускается.
Доводы Администрации о фактическом ограничении спорного земельного участка в обороте и использовании, ввиду нахождения в санитарно-защитной зоне, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонены ввиду следующего.
В оспариваемом уведомлении указанное основание для отказа отсутствует.
В силу п.п. 1, 6 ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Согласно п. 18 ст. 105, п. 24 ст. 106 ЗК РФ санитарно-защитная зона представляет собой вид зон с особыми условиями использования территорий.
Зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения соответствующих сведений в ЕГРН.
При этом, как установлено выше, в том числе из выписок ЕГРН и публичной кадастровой карты, земельный участок с к.н. 34:03:130001:12, относится к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, ограничения или особые условия использования не установлены.
Согласно письму Департамента муниципального имущества администрации Волгограда от 28 августа 2020 г. в карте зон с особыми условиями использования территории охранная зона воздушной ЛЭП с напряжением от 1 кВ не отображена.
В письме Управления Росреестра по Волгоградской области от 23 июля 2020 г. N 16-01604/20 сообщается о том, что в границах участка с к.н. 34:03:130001:12 и на близлежащих к нему территории отсутствуют сведения о наличии объектов капитального строительства и земельных участков объектов электросетевого хозяйства, а также зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу п. 1 ст. 56.1 ЗК РФ право собственников земельных участков возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием может быть ограничено в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
По смыслу п. 1 ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд, предоставленных гражданам или юридическим лицам, осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 настоящего Кодекса, в том числе для целей строительства дорог местного значения.
К землям общего пользования могут быть отнесены земельные участки, право собственности на которые принадлежит публичным образованиям, и к этим землям не могут быть отнесены земли, переданные в частную собственность. Отнесение земельных участков, находящихся в частной собственности, к территории общего пользования возможно путем принятия органами местного самоуправления последовательных градостроительных решений и, соответственно, градостроительной документации, определяющих дальнейшее использование спорной территории, их реализацию, в том числе в виде изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и прекращения права частной собственности на данные земельные участки (Апелляционное определение Верховного суда Российской Федерации от 25.12.2019 г. N 117-АПА19-14).
Материалами дела установлено и доказательств обратного не представлено, что земельный участок с к.н. 34:03:130001:12 после его предоставления в собственность Бирюкову А.А. в установленном законом порядке для государственных или муниципальных нужд не резервировался и не изымался.
До принятия в установленном порядке решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд красные линии являются именно планируемыми, и не могут ограничивать права собственника земельного участка.
Вопреки позиции Администрации, какие-либо законные основания для ограничения его использования отсутствуют.
Предоставление земельного участка в собственность физического лица для целей индивидуального жилищного строительства и последующее отнесение его к территориям общего пользования является взаимоисключающим.
ИП Бирюков А.А. как собственник земельного участка с к.н. 34:03:130001:12 вправе свободно использовать его по целевому назначению, в том числе для осуществления на нем индивидуального жилищного строительства.
Согласно ч.1 ст. 46 ГрК РФ разработка документации по планировке территории отнесена к обязанностям органа местного самоуправления.
Неисполнение органом местного самоуправления данной обязанности не может выступать основанием для ограничения прав собственника земельного участка по его застройке в соответствии с видом разрешенного использования и при соблюдении требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
На основании изложенного, у Администрации отсутствовали правовые основания для выдачи уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, по указанным в уведомлении основаниям.
В соответствии с ч.2, ч.4 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Способ восстановления нарушенного права определяется судом.
В целях восстановления прав предпринимателя, суд первой инстанции указал на обязание администрации Дзержинского района Волгограда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в течение семи рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу (срок, установленный ч. 7 ст. 51.1 ГрК РФ) повторно рассмотреть уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером 34:03:130001:12.
Суд пришел к выводу, что признание уведомления недействительным обуславливает необходимость повторного рассмотрения соответствующим органом заявления заявителя и принятия решения с учетом фактических обстоятельств, установленных решением суда.
Суд, не подменяя собой административный орган, правомерно указал на данный способ восстановления права, поскольку при повторном рассмотрении заявления возможно установление иных оснований, препятствующих согласованию уведомления о планируемом строительстве.
В указанной части апелляционная жалоба доводов не содержит.
Предприниматель возражений в указанной части не представил, и считает, что способ восстановления прав, указанный судом, является правильным, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 октября 2021 года по делу N А12-6487/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-6487/2021
Истец: Бирюков Анатолий Александрович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА, АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА, ДЕПАРТАМЕНТ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
Хронология рассмотрения дела:
23.03.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1222/2023
28.12.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11139/2022
07.06.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-18395/2022
09.02.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-10849/2021
12.10.2021 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-6487/2021
29.06.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5729/2021