г. Красноярск |
|
09 февраля 2022 г. |
Дело N А33-12689/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "03" февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "09" февраля 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Хабибулиной Ю.В.,
судей: Бутиной И.Н., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Каверзиной Т.П.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле (их представителей),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Тарасовой Галины Витальевны на определение Арбитражного суда Красноярского края от 30 ноября 2021 года по делу N А33-12689/2018,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Красноярского края от 11.06.2019 (резолютивная часть решения объявлена 04.06.2019) Тарасова Галина Витальевна (06.12.1958 г.р., уроженка г. Красноярска, ИНН 246501513679, далее - должник) признана банкротом;
в отношении неё открыта процедура реализации имущества гражданина. Финансовым управляющим имуществом должника утверждён Бебель Алексей Владимирович.
Сообщение о признании должника банкротом опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 15.06.2019 N 102, размещено в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве 05.06.2019 за номером N 3832383.
От финансового управляющего в материалы дела поступил отчёт о ходе реализации имущества должника, а также ходатайство о завершении процедуры реализации имущества должника, поскольку завершены все мероприятия в рамках указанной процедуры.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 30.11.2021 ходатайство финансового управляющего удовлетворено, завершена процедура реализации имущества в отношении должника Тарасовой Галины Витальевны. В отношении должника Тарасовой Галины Витальевны не применены правила об освобождении от исполнения обязательств.
Не согласившись с данным судебным актом, должник обратилась с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просила определение суда первой инстанции отменить в части неприменения в отношении должника правил об освобождении от исполнения обязательств, принять в указанной части по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе (с учетом дополнения) должник выражает несогласие с неприменением правил статьи 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) об освобождении от исполнения требований кредиторов, ссылаясь на ненадлежащую оценку вмененным в вину должника обстоятельств. Тарасова Галина Витальевна являлась залогодателем - третьим лицом, а не должником ПАО "Сбербанк России", соответственно, денежного обязательства перед кредитором ПАО "Сбербанк России" в размере 11 717 210 рублей 67 копеек не имеет, что подтверждается материалами исполнительного производства. Следовательно, у ПАО "Сбербанк России" не было правовых оснований подавать заявление о признании Тарасовой Галины Витальевны несостоятельным (банкротом). Должник не скрывала свое действительное имущество, на которое может быть обращено взыскание, дополнительно сообщила финансовому управляющему о других шести земельных участках, не входивших в предмет залога имущества Тарасовой Галины Витальевны по договору N8268 от 15.02.2013 с учетом условий мирового соглашения от 23.09.2014.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.12.2021 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 03.02.2022.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определений о принятии к производству апелляционной жалобы от 28.12.2021, подписанный судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/) 29.12.2021.
Таким образом, лица, участвующие в деле, и не явившееся в судебное заседание, извещены о дате и времени судебного заседания надлежащим образом в порядке главы 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ходатайства об отложении судебного разбирательства по причине невозможности явиться в судебное заседание, в том числе в связи с наличием основания для сохранения режима самоизоляции (высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации принято решение о продлении режима самоизоляции, выявлено заражение коронавирусной инфекцией (COVID-19), имеется контакт с лицами, заразившимися указанной инфекцией, а также иные причины, в том числе наличие хронических заболеваний) с приложением соответствующих доказательств для разрешения вопроса об отложении судебного заседания, в материалы дела не поступили.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Из отчёта финансового управляющего по состоянию на 14.10.2021 следует, что в ходе процедуры реализации имущества гражданина выполнены следующие мероприятия.
Сообщение о признании должника банкротом опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 15.06.2019 N 102, размещено в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве 05.06.2019 за номером N 3832383.
Опись имущества должника составлена 05.08.2019. В конкурсную массу включено 12 земельных участков на общую сумму 634 959 рублей. Имущество должника реализовано на общую сумму 634 959 рублей.
На основной счёт должника поступили денежные средства в сумме 634 959 рублей.
Реестр требований кредиторов должника закрыт 15.08.2019. В третью очередь реестра требований кредиторов включены требования 5 кредиторов на общую сумму 14 151 396 рублей 97 копеек, в том числе 11 717 210 рублей 67 копеек - требования, обеспеченные залогом; 2 273 959 рублей 82 копейки - требования, не обеспеченные залогом; 160 226 рублей 48 копеек - пени и штрафы. Требования кредиторов первой и второй очереди не заявлены.
Требования кредиторов удовлетворены в общем размере на сумму 504 491 рубль 97 копеек, что составляет 3,56 % от общего размера требований, включенных в реестр требований кредиторов должника, в том числе требования залогового кредитора удовлетворены в размере 262 710 рублей, что составляет 2,24 % от требований залогового кредитора.
Размер текущих обязательств должника составляет 132 236 рублей 39 копеек, текущие обязательства должника не погашены в сумме 2402 рублей 13 копеек.
От финансового управляющего поступило ходатайство о завершении процедуры реализации имущества должника, поскольку завершены все мероприятия в рамках указанной процедуры.
Завершая процедуру реализации имущества должника, суд исходил из того, что мероприятия, направленные на обнаружение имущества должника и формирование конкурсной массы для расчетов с кредиторами, выполнены финансовым управляющим в полном объеме. В то же время суд установил обстоятельства, предусмотренные в пункте 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве, в силу которых не допускается освобождение гражданина от исполнения обязательств.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Судом апелляционной инстанции установлено, что определение суда в части завершения реализации имущества Тарасовой Галины Витальевны не оспаривается, должник не согласен с определением суда в части неосвобождения должника от исполнения обязательств.
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность определения только в обжалуемой части.
В силу частей 1, 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в их взаимной связи и совокупности.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства суд по имеющимся и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело, что предполагает право апелляционного суда на переоценку доказательств по делу.
Повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции считает судебный акт суда первой инстанции в обжалуемой части правомерным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Конституция Российской Федерации (статья 57) и общие положения гражданского законодательства об обязательствах определяют критерии добросовестности гражданина, указывая, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, а при исполнении гражданско-правовых обязательств должен исполнять их надлежащим образом, не допускать одностороннего отказа от исполнения обязательства, учитывать права и законные интересы другой стороны обязательств, оказывать необходимое содействие для достижения цели обязательства и т.п. (пункт 3 статьи 307, статья 309, пункт 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Как правило, обычным способом прекращения гражданско-правовых обязательств и публичных обязанностей является их надлежащее исполнение (пункт 1 статьи 408 ГК РФ, статья 45 Налогового кодекса Российской Федерации и т.д.). В то же время при определенных обстоятельствах гражданин, не способный удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, может быть признан банкротом по решению арбитражного суда (пункт 1 статьи 25 ГК РФ, параграф 1 главы X Закона о банкротстве) или во внесудебном порядке (параграф 5 главы X Закона о банкротстве).
Завершение расчетов с кредиторами в процедурах судебного банкротства или завершение процедуры внесудебного банкротства гражданина влекут освобождение гражданина-банкрота от дальнейшего исполнения требований кредиторов ("списание долгов") и, как следствие, от их последующих правопритязаний (пункт 3 статьи 213.28, пункт 1 статьи 223.6 Закона о банкротстве). Тем самым гражданин получает возможность выйти законным путем из создавшейся финансовой ситуации, вернуться к нормальной экономической жизни без долгов и фактически начать ее с чистого листа.
Однако, институт банкротства - это крайний (экстраординарный) способ освобождения от долгов, поскольку в результате его применения могут в значительной степени ущемляться права кредиторов, рассчитывавших на получение причитающегося им. Процедура банкротства не предназначена для необоснованного ухода от ответственности и прекращения долговых обязательств, а судебный контроль над этой процедурой помимо прочего не позволяет ее использовать с противоправными целями и защищает кредиторов от фиктивных банкротств.
Законодательство о банкротстве устанавливает стандарт добросовестности, позволяя освободиться от долгов только честному гражданину-должнику, неумышленно попавшему в затруднительное финансово-экономическое положение, открытому для сотрудничества с финансовым управляющим, судом и кредиторами и оказывавшему им активное содействие в проверке его имущественной состоятельности и соразмерном удовлетворении требований кредиторов.
Проверка добросовестности осуществляется как при наличии обоснованного заявления стороны спора, так и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если другие стороны на них не ссылались. При установлении недобросовестности одной из сторон суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения применяет меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (абзацы 4 - 5 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В процедурах банкротства гражданин-должник обязан предоставить информацию о его финансовом положении, в том числе сведения о его имуществе с указанием его местонахождения, об источниках доходов, о наличии банковских и иных счетов и о движении денежных средств по ним (пункт 3 статьи 213.4, пункт 6 статьи 213.5 Закона о банкротстве). Неисполнение данной обязанности, с одной стороны, не позволяет оказать гражданину действенную и эффективную помощь в выходе из кризисной ситуации через процедуру реструктуризации долгов, а с другой - создает препятствия для максимально полного удовлетворения требований кредиторов, свидетельствует о намерении получить не вытекающую из закона выгоду за счет освобождения от обязательств перед кредиторами.
Подобное поведение неприемлемо для получения привилегий посредством банкротства, поэтому непредставление гражданином необходимых сведений (представление заведомо недостоверных сведений) является обстоятельством, препятствующим освобождению гражданина от обязательств (абзац 3 пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве). Исключения могут составлять случаи, если должник доказал, что информация не была раскрыта ввиду отсутствия у него реальной возможности ее предоставить, его добросовестного заблуждения в ее значимости или информация не имела существенного значения для решения вопросов банкротства.
\Если должник при возникновении или исполнении своих обязательств, на которых конкурсный кредитор основывал свое требование, действовал незаконно (пытался вывести активы, совершил мошенничество, скрыл или умышленно уничтожил имущество и т.п.), то в силу абзаца 4 пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве эти обстоятельства также лишают должника права на освобождение о долгов, о чем указывается судом в судебном акте. По этому же основанию не допускается и освобождение гражданина от обязательств по завершении процедуры внесудебного банкротства гражданина (пункт 2 статьи 223.6 Закона о банкротстве).
Как указано в пункте 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", целью положений пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве является обеспечение добросовестного сотрудничества должника с судом, финансовым управляющим и кредиторами. Указанная норма направлена на недопущение сокрытия должником каких-либо обстоятельств, которые могут отрицательно повлиять на возможность максимально полного удовлетворения требований кредиторов, затруднить разрешение судом вопросов, возникающих при рассмотрении дела о банкротстве, или иным образом воспрепятствовать рассмотрению дела.
В пунктах 43, 44 того же постановления разъяснено, что обстоятельства, связанные с сокрытием должником необходимых сведений могут быть установлены судом на любой стадии дела о банкротстве должника в любом судебном акте, при принятии которого данные обстоятельства исследовались судом и были отражены в его мотивировочной части, а совершение должником иных противоправных действий может подтверждаться обстоятельствами, установленными как в рамках любого обособленного спора по делу о банкротстве должника, так и в иных делах.
Определением от 21.10.2021 суд первой инстанции обязал Тарасову Г.В. передать финансовому управляющему финансовую документацию должника, признав, что Тарасова Г.В. уклоняется от исполнения обязанности, предписанной пунктом 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве, и не выполняет требования финансового управляющего. Наличие судебного акта, которым суд обязал должника предоставить финансовому управляющему сведения о своем имуществе, подтверждает неисполнение Тарасовой Г.В. этой обязанности своевременно и добровольно. Указанное определение не исполнено должником, истребуемые сведения финансовому управляющему, суду не представлены.
С учетом изложенного к Тарасовой Г.В., уклонившейся от представления финансовому управляющему, кредиторам и суду необходимых сведений, в силу абзаца третьего пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве не подлежали применению правила об освобождении от исполнения обязательств.
В период процедуры реструктуризации долгов Тарасова Г.В. по расписке от 01.03.2019 передала своему представителю Абубакирову Аксану Сайбуловичу 300 000 рублей по договору об оказании правовой помощи от 04.09.2018, что установлено определением Арбитражного суда Красноярского края от 28.12.2019 по настоящему делу.
Такое поведение Тарасовой Г.В. нельзя назвать добросовестным, так как она должна была позаботиться, в первую очередь, об исполнении обязательств перед кредиторами, и следует квалифицировать как злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, что также является основанием для отказа от освобождения гражданина от обязательств (абзац 4 пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (статья 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно положениям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, уплата государственной пошлины в случае подачи апелляционных жалоб на определения, не указанные в приведенном подпункте статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Красноярского края от "30" ноября 2021 года по делу N А33-12689/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший определение.
Председательствующий |
Ю.В. Хабибулина |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-12689/2018
Должник: Тарасова Галина Витальевна, Тарасова Галина Витальевна (предст. Тепцов О.В.)
Кредитор: Восточный экспресс банк, ПАО "Азиатско-Тихоокеанский Банк", ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ"
Третье лицо: Абубакиров А.С. (представитель Тарасовой Г.В.), Арещенко Л.А., Бебель А.В. (ф/у Тарасовой Г.В.), Восточный экспресс банк, Гостехнадзор, кбки, МРЭО ГИБДД, НБКИ, ООО "ТРАСТ", ОСП N 1 по Советскому району г. Красноярска, ПАО Сбербанк России, Представитель Тепцов О.В., Райхман М.И. (Представитель Арещенко Л.А.), Союз АУ "Авангард", Тарасова Г.В., Тарасовой Г.В., Тепцов О. В. (Представитель Тарасовой Г. В.), Тепцову О.В. (Представитель Тарасовой Г.В.), Управление Росреестра кр кр, ФГБУ Филиал ФКБ Росреестра по КК