г. Москва |
|
08 февраля 2022 г. |
Дело N А40-147635/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Яковлевой Л.Г., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.11.2021 г. по делу N А40-147635/21
по заявлению ФГБУ "ГНЦ Институт иммунологии" ФМБА России"
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: Территориальное управление Росимущества в г.Москве
о признании незаконным решений
при участии:
от заявителя: |
Рычагова О.А. по доверенности от 20.01.2022; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ФГБУ "ГНЦ Институт иммунологии" ФМБА России" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Москве) в государственном кадастровом учете изменений в отношении объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:05:0005004:6587, расположенного по адресу: Москва Каширское ш., д.24, стр.13, выраженное в уведомлении от 11.05.2021 N КУВД001/2021-3046221/2, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственного кадастрового учета изменений в отношении объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:05:0005004:6587, расположенного по адресу: Москва Каширское ш., д.24, стр.13 и выдать выписку и ЕГРН о государственном кадастровом учете изменений.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.11.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Общества поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными.
Представители Управления Росреестра по Москве и ТУ Росимущества в г. Москве, извещенные надлежащим образом о времени и месте, в судебное заседание не явились.
С учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителя заявителя, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФГБУ "ГНЦ Институт иммунологии" ФМБА России на праве оперативного управления принадлежит объект капитального строительства с кадастровым номером 77:05:0005004:6587, расположенный по адресу: г. Москва, шоссе Каширское, д. 24, стр. 13 (далее - Объект).
Руководствуясь положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" 29.01.2021 Заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений указанного выше объекта недвижимости N MFC0558/2021-146031-1.
09.02.2021 Уведомлением Управления N КУВД-001/2021-3046221, N PKVDMFC-2021-01-29-3 79963, MFC-0558/2021-146031-1 осуществление действий по государственному кадастровому учету изменений в отношении Объекта было приостановлено сроком до 10.05.2021.
Уведомлением Управления от 11.05.2021 N КУВД-001/2021-3046221/2 в государственном кадастровом учете Заявителю было отказано.
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Поддерживая вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав).
В соответствии с п. 12 ст. 29 Закона N 218-ФЗ отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для 4 приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
При этом, понятие "правовой экспертизы" представленных на государственную регистрацию документов в соответствии со ст. 29 Закона N 218-ФЗ представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
В соответствии со ст. 27 Закона N 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как усматривается из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, отказ регистрирующего органа был мотивирован тем, что не устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации.
Вместе с тем, приостанавливая регистрацию по указанным мотивам, а в последующем отказывая в регистрации, Управление Росреестра по Москве не учло следующее.
В соответствии с пп. 4.2 п. 4 ч. 2 ст. 15 Закона N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению лица, обладающего объектом недвижимости на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, доверительного управления либо аренды или безвозмездного пользования (если договор аренды или договор безвозмездного пользования заключен на срок более пяти лет), - при государственном кадастровом учете в отношении здания, сооружения, помещения или машино-места в них, объекта незавершенного строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на указанном праве. Спорный объект принадлежит заявителю на праве оперативного управления.
Как верно установлено судом первой инстанции, согласно материалам дела, к заявлению была приложена нотариальная доверенность лица, подписавшего заявление, что следует из представленной Описи документов.
Таким образом, с заявлением обратилось надлежащее лицо с приложением документов, подтверждающих его полномочия.
Также, Технический план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о площади, внутренней планировке и уточнением местоположения здания с кадастровым номером 77:05:0005004:6587, расположенного по адресу: г. Москва, Каширское шоссе, д. 24, стр. 13 в соответствии с Требованиями.
Согласно выписке из ЕГРН Объект представляет собой нежилое здание общей площадью 2980 кв. м. Объект является ранее учтенным и площадь указана согласно переданным из архива ГБУ МосгорБТИ данным, где площадь Объекта была указана согласно внутренним обмерам помещений в здании.
Согласно п.8 Приложения N 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23.10.2020 N П/0393 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места" (далее - Приказ), площадь здания определяется с учетом положений пунктов 2-7, 8.1- 8.6 Приказа и составила 3 437,4 кв.м.
В здании произведены строительные работы по монтажу и демонтажу ненесущих перегородок, что привело к изменению внутренней планировки этажей здания.
Все виды строительных работ (внутренней перепланировки), осуществленных на Объекте, выполнены в соответствии с Постановлением N 432-ПП от 27.08.2012 "О видах, параметрах и характеристиках объектов благоустройства территории, для размещения которых не требуется получение разрешения на строительство, и видах работ по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушающих права третьих лиц и не превышающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительными планами соответствующих земельных участков, для выполнения которых не требуется получение разрешения на строительство" (далее - ПП 432), что подтверждается проектной документацией ПП 20-12-04 от 07.12.2020 (далее - ПП) и ТЗ 20-12-04 от 18.12.2020 (далее - ТЗ), входящей в состав представленного технического плана.
ТЗ установлено: механических дефектов, полученных при монтажных работах или в процессе эксплуатации не обнаружено, вновь возведенные конструкции перегородок не являются несущими. Несущие конструкции не затрагиваются и не изменяются при перепланировке помещений. при выполнении перепланировки помещений на подвальном, 1-2, антресоли 2 этажах Объекта выполнен весь перечень работ в соответствии с проектом перепланировки, входящим в состав представленного технического пана. при выполнении перепланировки помещений на подвальном, 1-2, антресоли 2 этажах Объекта конструктивно-прочностные характеристики здания не нарушены и соответствуют СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения". Выполненные работы по демонтажу перегородок, возведению перегородок, конструкций соответствуют требованиям СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения", СП 55-101-2000 "Ограждающие конструкции с применением гипсокартонных листов", технологической документации КНАУФ: типовые строительные конструкции, изделия и узлы, серия 1.031.9-2.07. перегородки поэлементной сборки из гипсокартонных листов на металлическом каркасе для жилых, общественных и производственных зданий, СП 71.13330.217 "Изоляционные и отелочные покрытия". Данные работы не оказывают влияния на общую целостность несущих конструкций здания и не ведут к уменьшению их несущей способности, так как не затрагивают эти конструкции, не приводят к снижению общей пространственной жесткости здания и не влияют на безопасность конструкции здания. Сами перегородки являются не несущими конструкциями.
Согласно п. 3.8 Приложения N 2 к ПП 432: демонтаж (в том числе иная разборка) перегородок и несущих стен, устройство новых перегородок и несущих стен, устройство проемов в перегородках относятся к видам работ по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушающих права третьих лиц и не превышающих предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции, установленные градостроительными планами соответствующих земельных участков, для выполнения которых не требуется получение разрешения на строительства. в связи с чем инженером проектировщиком был сделан следующий вывод: конструкции перегородок обладают достаточной самонесущей способностью, устойчивостью и работоспособностью под воздействием расчетных нагрузок. Отступлений от проекта перепланировки не замечено. Дефектов, возникший в процессе перепланировки и эксплуатации помещений, не обнаружено. В связи с проведенными работами, выполненными по проекту перепланировки ПП 20-12-04, габариты здания в плане по высоте не изменились.
В соответствии с требованиями СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений", техническое состояние конструкций обследуемого объекта оценивается как РАБОТОСПОСОБНОЕ. Помещения могут эксплуатироваться по назначению. Эксплуатация помещений не представляет опасности для жизни и здоровья людей. Высота и ширина выходов из помещений соответствуют противопожарным требованиям СНИП 21-01-97* (СП 112.13330.2021), СНИП 31-06-2009, СНИП 31-05-2003 (СП 117.13330.2011), МГСН 4.04-94. Выполненные работы по перепланировке помещений соответствуют в РФ строительным нормам и правилам.
В соответствии с ПП 432 произведённые работы по перепланировке помещений в подвальном, 1-2, антресоли 2 этажах Объекта, не затрагивают несущие конструкции Объекта и выполнены без увеличения допустимых нагрузок и изменения характера их положения, нарушения прочности, устойчивости несущих конструкций, при которых может произойти их разрушение и нарушение других характеристик их надежности и безопасности. Также произведенные изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные Градостроительным регламентом, в соответствии с п. 4. ч. 17, ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и не требуют выдачи разрешения на строительство.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что произведенная перепланировка помещений не связана с реконструкцией здания.
Проанализировав и оценив имеющиеся в материалах дела документы, судом правомерно установлено, что ФГБУ "ГНЦ Институт иммунологии" ФМБА России" при обращении в Управление Росреестра по Москве полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий.
Документы соответствуют требованиям законодательства РФ и отражают информацию, необходимую для осуществление регистрационных действий.
На основании изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, коллегия признает несостоятельными ввиду следующего.
По смыслу части 1 статьи 64, части 1 и 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, с учетом представленных сторонами доказательств, обосновывающих требования и возражения лиц, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
При оценке представленных в деле доказательств, суд руководствуется также положениями ч. 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований и возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Коллегия учитывает, что несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.11.2021 г. по делу N А40-147635/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-147635/2021
Истец: ФГБУ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР "ИНСТИТУТ ИММУНОЛОГИИ" ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ