г. Москва |
|
08 февраля 2022 г. |
Дело N А41-74617/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей Немчиновой М.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу - МУП "Подольская теплосеть" - Соломасов Д.О. представитель по доверенности от 15.08.2021 года (онлайн),
от административного органа по делу - ГУ МО "ГЖИ МО" - представитель не явился, извещен.
рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу МУП "Подольская теплосеть" на решение Арбитражного суда Московской области от 21.12.2021 по делу N А41-74617/21 по заявлению МУП "Подольская теплосеть" к ГУ МО "ГЖИ МО" о взыскании
УСТАНОВИЛ:
МУП "Подольская теплосеть" (далее - предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - административный орган, заинтересованное лицо, управление) об отмене постановление по делу об административном правонарушении от 28.09.2021 N 08ОГ/09-580-27-9-2021 о привлечении к административной ответственности по части 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
МУП "Подольская теплосеть" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель МУП "Подольская теплосеть" в своем выступлении поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя ГУ МО "ГЖИ МО", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 16.09.2021 управлением на основании распоряжения от 14.09.2021 N 08О/09-580-27-9-2021 проведена внеплановая документарная проверка обращения граждан N 08ОГ/09-580 по вопросу установки и ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме N 3 по улице Первомайская микрорайона Климовск городского округа Подольск Московской области.
По результатам проведенной проверки установлено, что согласно постановлений администрации городского округа Подольск от 17.09.2020N 1134-п, от 23.12.2020 N 1709-п МУП "Подольская Теплосеть" с 01.01.2021 является ресурсоснабжающей организацией по отношению к многоквартирному жилому дому, расположенному по адресу: Московская область, г.о. Подольск, мкр. Климовск. ул. Первомайская, д. 3 (далее - МКД);
МУП "Подольская Теплосеть" не проведены закупочные процедуры для заключения договора по установке общедомового прибора учета тепловой энергии в МКД и вводом его в эксплуатацию; в соответствии с договором на поставку тепловой энергии от 01.01.2021 N 3265-21, заключенным между управляющей организацией МУП "СЕЗ" и МУП "Подольск Теплосеть" (с учетом протокола разногласий), пункт 3.2.1 Договора, об обязанности управляющей организации устанавливать общедомовые приборы учета, исключен.
МУП "Подольская Теплосеть" по отношению к МКД не исполнило свои обязательства в части установки общедомового прибора учета, а также не разработало и не представило план на 2021 год по установке общедомового прибора, чем нарушен пункт 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2010 N 261 "Об энергосбережении и повышенной энергетической эффективности".
По факту установления в действиях заявителя признаков административного правонарушения, 16.09.2021 должностным лицом управления составлен протокол об административном правонарушении N 08ОГ/09-580-27-9-2021, предусмотренном частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.
28.09.2021 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, уполномоченным должностным лицом административного органа, в отношении предприятия вынесено постановление по делу об административном правонарушении 28.09.2021 N 08ОГ/09-580-27-9-2021, предусмотренном частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ установлена ответственность за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Объектом правонарушения, предусмотренного названной нормой, является система общественных отношений, связанных с обеспечением учета используемых энергетических ресурсов и применением приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы, которые регламентируются ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (далее - Закон N 261-ФЗ).
Диспозиция указанной нормы содержит несколько различающихся в зависимости от объективной стороны составов административных правонарушений, в частности:
1) необоснованный отказ или уклонение от заключения договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, и (или) от его исполнения;
2) нарушение установленного порядка заключения такого договора;
3) несоблюдение организацией, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Совершение любого из перечисленных деяний образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае, объективная сторона выразилась в неисполнении предприятием установленных для него в качестве обязательных требований по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В рассматриваемом случае, объективная сторона выразилась в неисполнении предприятием установленных для него в качестве обязательных требований по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Частью 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 2 указанной статьи расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Факт наличия объективной стороны правонарушения, выразившейся в не исполнении МУП "Подольск Теплосеть" по отношению к МКД обязательств в части установки общедомового прибора учета, а также не разработке и не предоставлению плана на 2021 год по установке общедомового прибора, подтверждается актом проверки от 16.09.2021 N 08ОГ/09-580-27-9-2021.
Вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доказательств невозможности соблюдения заявителем требований законодательства в силу чрезвычайных событий, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины общества во вмененном административном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что МУП "Подольская Теплосеть" не является субъектом вменяемого правонарушения, поскольку обязанность по установке общедомового прибора учета возложена на управляющую организация, подлежат отклонению апелляционным судом.
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Закона N 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В силу ч. 9 ст. 13 Закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями данной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона N 261-ФЗ до 1 июля 2013 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 данной статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Поскольку тепловые сети, имеющие непосредственное присоединение к инженерно-техническому оборудованию многоквартирного жилого дома, находятся на балансе и эксплуатационной ответственности у предприятия, на последнем, в силу прямого указания закона (ч. 12 ст. 13 Закона N 261-ФЗ) относится обязанность по установке соответствующих приборов учета.
Таким образом, МУП "Подольская теплосеть" является надлежащим субъектом ответственности за непринятие должных мер по установке соответствующих приборов учета.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 16.12.2021 по делу N А41-43675/21.
При указанных обстоятельствах в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу, что оспариваемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.12.2021 по делу N А41-74617/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-74617/2021
Истец: МУП "ПОДОЛЬСКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ"
Ответчик: АВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"