г. Тула |
|
8 февраля 2022 г. |
Дело N А62-4482/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.02.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.02.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соловьевой К.С., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Смоленские коммунальные системы" (г. Смоленск, ОГРН 1146733005275, ИНН 6732071240), от заинтересованного лица - главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1066731117353, ИНН 6730067200), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Лавренова Виктора Петровича, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.09.2021 по делу N А62-4482/2021 (судья Печорина В. А.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Смоленские коммунальные системы" (далее - ООО "СКС", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к главному управлению "Государственная жилищная инспекция Смоленской области (далее - государственная жилищная инспекция Смоленской области, управление) о признании недействительным предписания от 08.04.2021 N 0348/61/2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Лавренов Виктор Петрович.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 21.09.2021 заявленные требования удовлетворены, предписание государственной жилищной инспекции Смоленской области от 08.04.2021 N 0348/61/2021 признано недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, полагая, что изменение размера платы за содержание жилья возможно только на основании решения собрания собственников многоквартирного дома (МКД), управление обжаловало его в апелляционном порядке.
Лавренов В.П. представил письменные пояснения, в которых просил признать оспариваемое предписание законным.
ООО "СКС" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 08.04.2021 в отношении ООО "Смоленские коммунальные системы" управлением вынесено предписание N 0348/61/2021, в соответствии с которым обществу предложено в срок до 01.06.2021 произвести расчет размера платы за содержание жилого помещения жильцам многоквартирного дома N 14 по ул. М. Соколовского в г. Смоленске, исходя из тарифа за данную услугу, установленного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 30.04.2019, в размере 16 руб. 82 коп./кв.м, за период с января 2021 года на дату принятия решения.
В соответствии с предписанием нарушение ООО "СКС" выразилось в одностороннем изменении размера платы за содержание жилого помещения с размера, утвержденного собственниками помещений в 2019 году на размер, утвержденный органом местного самоуправления.
Общество, не согласившись с указанным предписанием, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 данного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно подпункту "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 в целях реализации статьи 162 ЖК РФ (далее - Правила), управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандартов в числе прочего по организации и осуществлению расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, а также осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 3 статьи 161 ЖК РФ решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Из пункта 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ следует, что в договоре управления многоквартирном домом должен быть установлен порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт, а также плату за коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 156 ЖК РФ и пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Частью 7 статьи 156 ЖК РФ определено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно части 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом и проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения является волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме, выраженное в принятом на общем собрании соответствующем решении. Вышеперечисленными правовыми нормами также установлена периодичность изменения размера такой платы - не чаще одного раза в год.
В соответствии с частью 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в МКД в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с положениями части 4 статьи 158 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления, в частности, отнесено установление размера платы за содержание жилого помещения, если собственники помещений в МКД на их общем собрании не приняли решение об установлении такого размера.
Наделение органов местного самоуправления полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД не препятствует осуществлению собственниками помещений в таком доме права по самостоятельному установлению данной платы, так как реализация указанного полномочия органов местного самоуправления обусловлена отсутствием волеизъявления на то собственников помещений в МКД. Соответствующее правовое регулирование направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства, что отвечает интересам как собственников помещений в МКД, так и иных участников жилищных правоотношений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2016 N 325-О, от 28.03.2017 N 629-О и другие).
Согласно пункту 31 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Из вышеуказанных норм следует, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме, а в случае отсутствия такого решения применяются тарифы, установленные органом местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, между собственниками и обществом заключен договор управления от 01.04.2015, пунктами 10.1, 10.3 которого установлен срок его действия один год с возможностью ежегодной пролонгации.
Решением общего собрания собственников помещений МКД от 30.04.2019 был утвержден размер платы за содержание жилого помещения в размере 16 руб. 82 коп./кв.м. Указанный размер платы был утвержден на период с 01.04.2019 по 31.03.2020.
В соответствии с пунктом 10.3 договора при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора по окончанию срока действия договора, настоящий договор считается продленным на тот же срок. С учетом отсутствия заявлений сторон договор управления был продлен на период с 01.04.2020 по 31.03.2021.
На основании пункта 10.4 договора управления размер платы за оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту жилого помещения определяется решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. В случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома на момент пролонгации договора управления размер платы за содержание и ремонт устанавливается в соответствии с действующим решением Смоленского городского Совета.
Согласно пункту 4.1.1 договора управления при ежегодной пролонгации договора размер платы за оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений данного дома определяется решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. В случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома на момент пролонгации договора управления размер платы за содержание и ремонт устанавливается в соответствии с действующим решением Смоленского городского Совета.
Таким образом, вышеперечисленные пункты договора управления предполагают, что в отсутствие установленного собственниками помещений в МКД размера платы, такой размер устанавливается органами местного самоуправления, что отвечает норме части 4 статьи 158 ЖК РФ, согласно которой если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 28.03.2016 N 304-КГ16-1509, от 23.03.2016 N 310-КГ16-3004, установленный органом местного самоуправления тариф на оплату содержания помещений в многоквартирном доме может применяться тогда, когда размер платы за содержание помещения не установлен общим собранием собственников.
В решении внеочередного общего собрания собственников помещений МКД от 30.04.2019, в пункте 3 повестки дня, собственниками помещений с 01.04.2019 по 31.03.2020 утвержден размер платы за содержание жилого помещения за один квадратный метр площади помещения, принадлежащего собственнику - в сумме 16 руб. 82 коп./кв.м, в месяц. В случае отсутствия решения собрания собственников многоквартирного дома о размере платы по окончании указанного срока размер платы за содержание жилого помещения принимается в соответствии с Решением Смоленского городского совета.
После 31.03.2020 (окончание действия размера платы - 16 руб. 82 коп. за кв.м) собственниками помещений МКД никаких решений по вопросам утверждения размера платы за содержание жилого помещения не принималось. Исходя из этого, с 01.04.2020 размер платы за содержание жилого помещения должен быть установлен в соответствии с действующим решением Смоленского городского Совета.
В связи с тем, что по состоянию на 01.01.2021 собственниками не принято какого-либо иного решения об установлении тарифа и прежний тариф действовал в течение более одного года, суд первой инстанции по праву заключил, что общество обоснованно с 01.01.2021 стало применять размер платы за содержание жилого помещения в МКД в значении 18 руб. 93 коп./кв.м в соответствии с решением шестой сессии Смоленского городского Совета VI созыва от 25.12.2020 N 79.
Таким образом, суд пришел к верному выводу о том, что предписание управления нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем заявленные обществом требования удовлетворены правомерно.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы заявителя, изложенные в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте. Несогласие с оценкой установленных судом обстоятельств по делу само по себе, без иных установленных законом оснований, не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.09.2021 по делу N А62-4482/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-4482/2021
Истец: ООО "СМОЛЕНСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: Лавренов Виктор Петрович