г. Владивосток |
|
10 февраля 2022 г. |
Дело N А51-11295/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Ветошкевич,
судей М.Н. Гарбуза, К.П. Засорина,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.И. Логуновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
апелляционное производство N 05АП-28/2022
на решение от 07.12.2021
судьи О.В. Шипуновой
по делу N А51-11295/2021 Арбитражного суда Приморского края
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к обществу с ограниченной ответственностью "Тренд"
о взыскании 1 194 рублей 62 копеек,
при участии:
от истца: представитель не явился;
от ответчика: Чепелова М.Е. (доверенность от 10.01.2022 сроком действия до 10.01.2023, паспорт, диплом N 17472),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Дальневосточной железной дороги (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением обществу с ограниченной ответственностью "Тренд" (далее - ООО "Тренд", ответчик) о взыскании задолженности за пользование вагонами (код 116) в размере 36 184 рублей 16 копеек, платы за нахождение вагонов на путях общего пользования (код 831) 1 184,33 рубля, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 46 рублей 07 копеек за период с 02.06.2021 по 10.06.2021, процентов за пользование чужими денежными средствами с 11.06.2021 до момента фактического исполнения требований ответчиком в части уплаты основного долга.
Впоследствии, истец заявил отказ от иска в части требования о взыскании с ответчика денежных средств за пользование вагонами (код 116) на сумму 36 184 рублей 16 копеек; уточнил первоначально заявленные требования, в связи с чем просил: взыскать с ответчика плату за нахождение вагонов на путях общего пользования (код 831) в размере 1 184 рублей 33 копеек; проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 10 рублей 29 копеек за период с 02.06.2021 по 29.07.2021, начисленные на сумму долга в размере 1 184 рублей 33 копеек; проценты за пользование чужими денежными средствами с 30.07.2021 до момента фактического исполнения требований ответчиком в части уплаты основного долга.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 28.07.2021 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Определением от 27.09.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 07.12.2021 принят отказ от части требований о взыскании денежных средств в сумме 36 184 рублей 16 копеек, в данной части производство по делу прекращено, в удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ОАО "РЖД" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных в иске требований. В обоснование своей позиции заявитель привел доводы о том, что на ответчика, как на грузополучателя, действующим законодательством возложена обязанность по внесению платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования за весь период таможенного оформления (свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций, то есть 1 суток) до исполнения перевозчиком обязанности по доставке груза, то есть до завершения мероприятий таможенного контроля, после которых допускается выдача груза получателю. Отметил, что в связи с нарушением грузополучателем установленных сроков выгрузки грузов перевозчик был вынужден поместить перевозимый ответчиком груз на временное хранение. Помимо изложенного, в тексте жалобы апеллянтом приведены ссылки на судебные акты по иным арбитражным делам.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2022 апелляционная жалоба ОАО "РЖД" принята к производству, судебное заседание по ее рассмотрению назначено на 07.02.2022.
В материалы дела от ООО "Тренд" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ, в котором ответчик просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции 07.02.2022 представитель ООО "Тренд" на доводы жалобы возражал, определение суда первой инстанции считал правомерным, не подлежащим отмене.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, что не препятствует суду в порядке статьи 156 АПК РФ, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанного лица.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя лица, участвующего в деле, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, искового заявления, в июне 2020 года на станции Гродеково Дальневосточной железной дороги из КНР простаивали вагоны N 3318308, N 3128900, N 3315505, прибывшие в адрес ответчика по накопительным ведомостям N 1024516187, N 1023171618.
По факту простоя указанных вагонов на путях общего пользования в ожидании таможенного оформления документов, подачи вагонов (для выгрузки грузов) составлены акты общей формы N 50/1643, N 50/1620, N 50/1642.
Ответчик от подписи накопительных ведомостей отказался, о чем составлены акты N 600379, N 600391.
Руководствуясь статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ), ОАО "РЖД" начислило ответчику плату за пользование вагонами (по коду 116) и плату за нахождение на путях общего пользования (по коду 831), и претензией N 6588/ДТЦФТО от 20.05.2021 предъявило к оплате накопительные ведомости N 1023171618 и N 1024516187 на общую сумму 37 368 рублей 49 копеек.
Уклонение ООО "Тренд" от внесения вышеуказанной платы в период таможенного оформления вагонов послужило основанием для обращения ОАО "РЖД" в Арбитражный суд Приморского края с настоящим исковым заявлением о взыскании основного долга и начисленных на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) процентов.
Впоследствии, истец в порядке уточнения иска по правилам статьи 49 АПК РФ отказался от требования о взыскании платы за пользование вагонами (код 116) на сумму 36 184 рублей 16 копеек; уточнил первоначально заявленные требования.
Суд первой инстанции в связи с принятием отказа истца от иска в части требования о взыскании платы за пользование вагонами (код 116) на сумму 36 184 рублей 16 копеек в указанной части прекратил производство по делу, в удовлетворении исковых требований в остальной части отказал.
Обоснованность принятия судом первой инстанции отказа истца от иска в части требования о взыскании платы за пользование вагонами (код 116) на сумму 36 184 рублей 16 копеек и прекращения производства по указанному требованию не оспаривается.
Таким образом, в рамках настоящего дела подлежат рассмотрению уточненные в порядке статьи 49 АПК РФ исковые требования ОАО "РЖД" о взыскании: платы за нахождение вагонов на путях общего пользования (код 831) в размере 1 184 рублей 33 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 10 рублей 29 копеек за период с 02.06.2021 по 29.07.2021, начисленные на сумму долга в размере 1 184 рублей 33 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами с 30.07.2021 до момента фактического исполнения требований ответчиком в части уплаты основного долга.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом со статьей 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки (пункт 1 статьи).
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (пункт 2 статьи).
Согласно пункту 1 статьи 793 ГК РФ, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашением сторон.
Отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, регулируются положениями УЖТ.
Устав железнодорожного транспорта определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.
Отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования регулируются УЖТ, который устанавливает права, обязанности и ответственность сторон данных отношений.
На основании статьи 39 УЖТ за время нахождения принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
В силу части 11 статьи 39 УЖТ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
- ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
- нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части 11 статьи 39 УЖТ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением (часть 12 статьи 39 УЖТ).
Таким образом, названной нормой прямо установлена обязанность вносить плату за нахождение на путях общего пользования вагонов независимо от их принадлежности.
Кроме того, в силу положений части 18 статьи 39 УЖТ грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в случае, если, в частности, вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 34 Постановления от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в соответствии со статьей 39 УЖТ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Следовательно, обязанность по внесению платы за пользование путями общего пользования устанавливается персонифицировано для лиц, от которых зависели причины нахождения вагонов на путях общего пользования. Взимание, в частности, с грузополучателей платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования в течение периода нахождения вагонов под таможенными операциями, возможно лишь при соблюдении двух условий: если вагоны простаивали свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, и если такой простой был вызван причинами, зависящими от грузополучателей.
Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Частью 19 статьи 39 УЖТ предусмотрено, что для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, оформляется акт общей формы.
При этом, в силу статьи 119 УЖТ для удостоверения иных не предусмотренных настоящей статьей обстоятельств, оформляются акты общей формы и другие акты. Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила N 45).
Пунктом 3.1 Правил N 45 предусмотрено, что акт общей формы (приложение N 2 к настоящим Правилам) составляется на станциях для удостоверения определенных обстоятельств, в том числе, задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения; задержки подачи порожних вагонов грузоотправителю в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя или владельца железнодорожного пути необщего пользования; других случаев, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 3.2.4 Правил N 45, в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления.
При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением".
Согласно пункту 3.4 Правил N 45 в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. В частности, в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания: платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, - указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Таким образом, документом, подтверждающим факт и продолжительность простоя вагонов на станционных путях, является акт общей формы.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 67, 68, 71 и 168 АПК РФ).
ОАО "РЖД" заявлено в иске о взыскании с ООО "Тренд" платы за нахождение вагонов на путях общего пользования (код 831) в период прохождения таможенного оформления на путях общего пользования на станции Гродеково Дальневосточной железной дороги в связи с превышением нормативного срока доставки груза по вине грузополучателя - ООО "Тренд".
В подтверждение факта простоя вагонов N 3318308, N 3128900, N 3315505 на путях общего пользования ОАО "РЖД" представлены акты общей формы N 50/1603, N 50/1620, N 50/1602, N 50/1642, N 50/1604, N 50/1643, содержащие отметки представителя грузополучателя о наличии возражений. В качестве причины, повлекшей простой вагонов указано "в ожидании таможенного оформления документов, подачи вагона (для выгрузки грузов)".
Апелляционным судом из материалов дела установлено, что в соответствии с актами общей формы N 50/1603, N 50/1620 вагон N 3128900 (отправка N 12259410) находился (простаивал) на путях общего пользования в ожидании таможенного оформления в период с 07.06.2020 08:25 (о чем представитель грузополучателя уведомлен 07.06.2020 в 06:25; данное обстоятельство также отражено в книге уведомлений о прибытии груза) по 09.06.2020 11:25.
В соответствии с актами общей формы N 50/1602, N 50/1642 вагон N 3315505 (отправка N 12249457) находился (простаивал) на путях общего пользования в ожидании таможенного оформления в период с 07.06.2020 08:25 (о чем представитель грузополучателя уведомлен 07.06.2020 в 06:25; данное обстоятельство также отражено в книге уведомлений о прибытии груза) по 09.06.2020 10:37.
В соответствии с актами общей формы N 50/1604, N 50/1643 вагон N 3318308 (отправка N 12253943) находился (простаивал) на путях общего пользования в ожидании таможенного оформления в период с 07.06.2020 08:25 (о чем представитель грузополучателя уведомлен 07.06.2020 в 06:25; данное обстоятельство также отражено в книге уведомлений о прибытии груза) по 10.06.2020 03:14.
С учетом установленного, представленные ОАО "РЖД" акты общей формы, фиксирующие простой вагонов на путях общего пользования с формулировкой причины простоя "в ожидании таможенного оформления документов, подачи вагона (для выгрузки грузов)" и не содержащие указания на какие-то конкретные причины задержки и (или) виновные действия (бездействие) ООО "Тренд", которые повлекли или могли повлечь простой вагонов, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве надлежащих доказательств для цели начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования (код 831), поскольку указанное не позволяет признать акты соответствующими требованиям Правил N 45.
Наряду с изложенным, апелляционный суд считает необходимым отметить следующее.
На основании статей 34, 36 УЖТ по прибытии грузов на станцию назначения перевозчик обязан уведомить грузополучателя и таможенный орган о прибытии на железнодорожную станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем, и выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю.
Статьей 35 УЖТ установлено, что грузы выдаются на железнодорожной станции грузополучателю. Порядок оформления выдачи груза устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В пункте 2 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 29 (далее - Правила N 29) предусмотрено, что о прибытии на станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем, перевозчик обязан уведомить таможенный орган, в регионе деятельности которого расположена станция назначения, в порядке, согласованном перевозчиком с таможенным органом.
Для осуществления выдачи груза грузополучателю выдается оригинал накладной в порядке, установленном правилами заполнения перевозочных документов при перевозке грузов железнодорожным транспортом (пункты 6, 20.1 Правил N 29). Выдача грузополучателю накладной до представления документов должностному лицу таможенного органа не допускается.
Из системного анализа приведенных правовых норм и разъяснений следует, что исполнению обязанности железной дороги по выдаче груза предшествует исполнение обязанности по уведомлению таможни о прибытии груза и возвращение таможенным органом перевозочных документов уполномоченному лицу перевозчика.
Вместе с тем согласно материалам дела плата за нахождение вагонов на путях общего пользования (код 831) истцом начислена за период до выдачи груза грузополучателю, то есть до исполнения истцом как перевозчиком своей обязанности по доставке груза, что не соответствует вышеприведенным положениям закона и подзаконных нормативных актов.
Так, согласно разрешению таможенного органа на выдачу груза из ЗТК такое разрешение в отношении груза, перевозимого по отправке N 12259410, выдано 09.06.2020 в 12:23; согласно разрешению таможенного органа на выдачу груза из ЗТК такое разрешение в отношении груза, перевозимого по отправке N 12249457, выдано 10.06.2020 в 07:09; согласно разрешению таможенного органа на выдачу груза из ЗТК такое разрешение в отношении груза, перевозимого по отправке N 12253943, выдано 10.06.2020 в 07:21. При этом, указанные документы не содержат отметок, касающихся даты и времени уведомления грузополучателя - ООО "Тренд" о выпуске товара.
Согласно распискам комплекты перевозочных документов на вагоны N 3318308, N 3128900, N 3315505 по отправкам N 12259410, N 12249457, N 12253943 переданы ответчиком агенту ЛАФТО станции Гродеково для предоставления в таможенный орган 07.06.2020 в 00:40, возвращены ответчику - 10.06.2020 в 14:40.
С учетом указанного на грузополучателя не может быть возложена обязанность по внесению платы за нахождение (простой) вагонов на путях общего пользования (код 831) до исполнения перевозчиком обязанности по доставке груза, то есть фактически до проставления таможенным органом в железнодорожной накладной отметки, позволяющей перевозчику выдать документы грузополучателю. В период таможенного оформления вагоны не находятся у грузополучателя, названный период не является периодом ожидания подачи или приема вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя, что, исходя из буквального смысла статьи 39 УЖТ РФ, не позволяет взимать с грузополучателя плату за пользование вагонами в период таможенного оформления груза.
Статьей 33 УЖТ установлена обязанность перевозчика по доставке грузов по назначению и в установленные сроки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
В представленных в материалы дела дорожных ведомостях, выданных и оформленных компанией КНР, предельный срок доставки груза, перевозимого в вагонах N 3128900, вагон N 3315505, N 3318308 по отправкам N 12259410, N 12249457, N 12253943 грузоотправителем не определен, какие-либо отметки об удлинении срока доставки груза отсутствуют.
Как отмечено выше, в период таможенного оформления вагоны не находятся у грузополучателей; доказательств того, что указанный период является периодом ожидания подачи или приема вагонов по причинам, зависящим от ответчика в дело не представлено. Также в деле отсутствуют письменные доказательства просрочки или задержки в совершении ответчиком соответствующих действий, которые увеличили время ожидания подачи вагонов под выгрузку, в том числе по причине таможенного оформления вагонов. При этом апелляционным судом учтено, что в представленных в дело расписках в получении представителем ответчика комплекта перевозочных документов на спорные вагоны, составленных перевозчиком, не установлены сроки возвращения грузополучателем указанных документов.
Доводы истца о том, что с момента получения ответчиком от истца оригиналов перевозочных документов для завершения таможенного оформления и до возвращения истцу ответчиком этих же документов с отметкой таможенного органа "выпуск разрешен" вагоны простаивали на железнодорожных путях общего пользования по вине ответчика, документально в порядке статьи 65 АПК РФ не подтверждены.
Ввиду приведенного нормативного и документального обоснования в настоящем постановлении апелляционный суд пришел к выводу о недоказанности предусмотренных законом обстоятельств для начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования по указанным ОАО "РЖД" в иске основаниям.
Поскольку отказано во взыскании основного долга, не подлежит удовлетворению и требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, в том числе длящихся, начисленных в порядке статьи 395 ГК РФ.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд признал исковые требования не подлежащими удовлетворению.
По изложенным выше основаниям приведенные ОАО "РЖД" в апелляционной жалобе доводы о наличии у ответчика обязанности по внесению такой платы не имеют правового значения.
Ссылка подателя жалобы на судебные акты по иным арбитражным делам (постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2020 по делу N А41-55620/2019, от 10.06.2019 по делу N А41-92339/2018; постановления Арбитражного суда Уральского округа от 26.08.2021 по делу N А60-58686/2020, от 12.08.2021 по делу N А60-51588/2020; постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.12.2020 по делу N А03-12203/2019, от 24.09.2020 по делу N А03-7837/2019), необоснованна, поскольку в рамках указанных дел судами рассмотрены иные обстоятельства и доказательства, в то время как судами учитываются обстоятельства, установленные в каждом конкретном деле.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит возложению на заявителя в соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.12.2021 по делу N А51-11295/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Ветошкевич |
Судьи |
М.Н. Гарбуз |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-11295/2021
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО "ТРЕНД"