г. Владивосток |
|
10 февраля 2022 г. |
Дело N А51-13642/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н.Мамедовой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Приморское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации,
апелляционное производство N 05АП-128/2022
на решение от 02.12.2021
судьи Е.И.Андросовой
по делу N А51-13642/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад N 155 г.Владивостока" (ИНН 2539045608, ОГРН 1022502127119)
к Государственному учреждению - Приморскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2536035577, ОГРН 1022501281439)
о признании незаконным решения N 26н/с от 21.05.2021 в части штрафа в размере 34,61 руб., начисления недоимки в сумме 173,07 руб. и пени, приходящейся на сумму недоимки (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ),
при участии:
от муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад N 155 г.Владивостока" - Сергоян В.А. по доверенности от 12.07.2021, сроком действия до 31.12.2022, служебное удостоверение, диплом (регистрационный номер 1211);
от Государственного учреждения - Приморского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад N 155 г.Владивостока" (далее - заявитель, Учреждение, Детский сад N 155, страхователь) обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Государственному учреждению - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования, ФСС) о признании незаконным решения N 26н/с от 21.05.2021 в части штрафа в размере 34,61 руб., начисления недоимки в сумме 173,07 руб. и пени, о взыскании расходов по уплате государственной пошлине в размере 3 000 рублей.
Решением суда от 02.12.2021 заявленные требования удовлетворены, решение Фонда социального страхования от N 26н/с от 21.05.2021 признано незаконным. С Фонда в пользу Учреждения также взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Фонд социального страхования обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Учреждения.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ФСС указывает на то, что ежемесячные выплаты молодым специалистам, наставникам по своему характеру не могут являться компенсационной выплатой, а носят стимулирующий характер, так как мотивируют их к продолжению трудовой деятельности в образовательном учреждении, соответственно подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке на основании статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), так как начислены в пользу физического лица в рамках трудовых отношений, являются частью заработной платы в соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
МБОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 155 г.Владивостока" по тексту представленного в материалы дела отзыва на апелляционную жалобу, поддержанного в судебном заседании его представителем, выразило несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
ГУ Приморское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - ФСС) надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, письменно ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Представитель МБОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 155 г.Владивостока" не возражал против рассмотрения дела без участия представителей ФСС, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Фондом на основании решения была проведена выездная проверка МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 155 г.Владивостока" правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователем, за период с 01.01.2018 по 31.12.2020.
По итогам проверки был составлен акт N 45н/с от 14.04.2021, согласно которому Учреждением занижена база для начисления страховых взносов в Фонд на сумму 86 536,81 руб., страхователем не были включены в базу:
- ежемесячная денежная выплата в размере 10 000 руб. молодому специалисту Кукса Анастасии Александровне с 23.03.2020 (Приказ N 61-к "О предоставлении ежемесячных выплат молодому специалисту" МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N155 г.Владивостока" от 23.03.2020),
- ежемесячная денежная выплата в размере 5000 руб. наставнику молодого специалиста, педагогу-дефектологу Шкуратовой Анастасии Леонидовне с 23.03.2020 по 22.03.2021 (Приказ N 6/2-к "О предоставлении ежемесячных выплат наставнику молодого специалиста" МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 155 г.Владивостока" от 23.03.2020).
Фактически выплаченная сумма молодому специалисту в 2020 году составила 70 000 руб., а наставнику молодых специалистов за 2020 год - 16536,81 руб.
По результатам рассмотрения акта проверки, а также представленных Учреждением возражений на акт, ФСС вынесено решение от 21.05.2021 N 26н/с "о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии с которым заявитель привлечен к ответственности по статье 26.29 Закона N 125-ФЗ в виде штрафа в сумме 34,72 руб., начислены пени в сумме 5,83 руб.
Одновременно Учреждению предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 173,60 руб. и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Не согласившись с решением Фонда, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 155 г.Владивостока", Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе ФСС и в отзыве Учреждения на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Фонда - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Пунктом 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ определено, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 этой же статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Статьей 20.2 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, который включает в себя в том числе: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с возмещением вреда, причиненного повреждением здоровья, с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг; суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам и другие выплаты.
Согласно обжалуемому решению и позиции Фонда, страхователем не включены в базу для начисления страховых взносов суммы ежемесячных выплат работнику (молодому специалисту) - Кукса А.А. и наставнику молодого специалиста Шкуратовой А.Л. в общем размере 86 536,81 руб., начисленные Фондом в пользу физического лица в рамках трудовых отношений.
В силу статьи 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии со статьями 57 - 62 названного кодекса.
Согласно статье 15 ТК РФ трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии с положениями статьи 56 ТК РФ трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Под понятием заработная плата, согласно статье 129 ТК РФ понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных: работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (статья 135 ТК РФ).
Проанализировав положения статей 15, 56, 129, 135 ТК РФ во взаимосвязи с положениями статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать выплаты и вознаграждения, полученные работником от работодателя непосредственно за выполнение трудовой функции.
Вместе с тем сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.05.2013 N 17744/12 выплаты социального характера, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работника (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Меры социальной поддержки педагогических работников, работающих в краевых государственных и муниципальных образовательных организациях Приморского края в целях их привлечения и сохранения кадрового потенциала закреплены в Законе Приморского края от 23.11.2018 N 389-КЗ "О предоставлении мер социальной поддержки педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных организаций Приморского края".
Согласно статье 1 Закона N 389-КЗ мера социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты предоставляется однократно специалисту, трудоустроившемуся в образовательную организацию в течение трех лет со дня окончания профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования на должность педагогического работника, при условии заключения трудового договора по основному месту работы по штатной должности педагогического работника не менее одной ставки.
Из этой же статьи следует, что единовременная денежная выплата предоставляется на основании договора о предоставлении единовременной денежной выплаты, заключенного между:
- молодым специалистом, трудоустроившимся в краевую государственную образовательную организацию, и указанной образовательной организацией;
- молодым специалистом, трудоустроившимся в муниципальную образовательную организацию, и органом местного самоуправления муниципального района, муниципального округа, городского округа Приморского края.
В силу статьи 3 данного Закона N 389-КЗ мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 10 000 руб. предоставляется молодому специалисту до достижения трехлетнего педагогического стажа работы в образовательной организации.
Предоставление мер социальной поддержки, установленных статьями 2 - 3 Закона N 389-КЗ, осуществляется в период с 1 декабря 2018 года по 31 декабря 2024 года в отношении молодых специалистов, трудоустроившихся в образовательные организации с 1 июня 2018 года (пункт 2 статьи 7 Закона N 389-КЗ).
В соответствии со статьёй 4 Закона Приморского края от 23.11.2018 N 389-КЗ мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 5 000 руб. в месяц в течение одного года предоставляется наставнику - высококвалифицированному педагогическому работнику, назначенному распорядительным документом руководителя образовательной организации для сопровождения профессиональной деятельности молодого специалиста в соответствии с утвержденным индивидуальным планом адаптации в первый год его работы в образовательной организации.
На основании статьи 3 Закона N 389-КЗ и во исполнение вышеуказанных нормативных правовых актов МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 155 г.Владивостока" изданы приказ о назначении ежемесячной денежной выплаты молодому специалисту от 23.03.2020 N 61-к, согласно которому молодому специалисту Кукса А.А. начислены ежемесячные выплаты в размере 10 000 руб. в период с 23.03.2020 по 22.03.2022, а также приказ N 62-к от 23.03.2020, согласно которому наставнику молодого специалиста, педагогу- дефектологу Шкуратовой А.Л. начислены ежемесячные выплаты в размере 5000 руб. в период с 23.03.2020 по 22.03.2022.
Материалами дела подтверждается, что данные выплаты являются выплатами социального характера и произведены на основании вышеуказанных положений Закона N 389-КЗ молодому специалисту, наставнику, указанные выплаты не отражены в расчетной ведомости, в соответствии с которыми производится начисление заработной платы.
Согласно статье 9 Закона N 389-КЗ финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств краевого бюджета.
Согласно статье 8 Закона Приморского края от 23.11.2018 N 390-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями" не предусмотрено финансирование за счет средств бюджета Приморского края взносов на обязательное социальное страхование.
В соответствии с положениями Постановления Администрации Приморского края от 18.12.2018 N 619-па "О Порядке предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных организаций Приморского края" вышеуказанные выплаты являются мерой социальной поддержки, предоставляемой за счет субвенций из бюджета Приморского края, передаваемых бюджету муниципального образования для осуществления государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки молодым специалистам.
Основанием данной выплаты является не трудовой договор, данные выплаты не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не зависят от результатов труда работников учреждения и не включены в систему оплаты труда, поэтому выплаты молодым специалистам не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что спорные выплаты молодому специалисту Кукса А.А. и наставнику Шкуратовой А.Н. не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников Учреждения и не включены в систему оплаты труда, а выплачены в рамках государственной социальной поддержки в рамках Закона N 389-КЗ, в связи с чем не подлежат обложению страховыми взносами.
Спорные выплаты производятся из средств бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляются безвозмездно, вне зависимости от результатов работы получающего их работника, не являются оплатой за нее, а направлены на социальную поддержку отдельной категории работников как относящихся к категории граждан, нуждающихся в ней в связи с занятостью в социально значимой сфере, указанные выплаты могут быть квалифицированы как государственное пособие, не подлежащее в силу прямого указания закона обложению страховыми взносами.
Доказательств, свидетельствующих о том, что спорные выплаты являлись оплатой труда работников, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, условий работы, зависели от поведения работника при выполнении трудовой функции, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, фондом не представлено. При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявления Учреждения ввиду несоответствия решения Государственного учреждения - Приморского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 3) N 26н/с от 21.05.2021 нормам действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, касаются обстоятельств, которым дана надлежащая оценка судом первой инстанции, они не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как податель жалобы освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 02.12.2021 по делу N А51-13642/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-13642/2021
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД N 155 Г. ВЛАДИВОСТОКА"
Ответчик: ГУ ПРИМОРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА