г. Москва |
|
09 февраля 2022 г. |
Дело N А41-81784/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 16.12.2021 по делу N А41-81784/21, по заявлению акционерного общества "Мособлгаз" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании,
при участии в заседании:
от акционерного общества "Мособлгаз" - извещено, представитель не явился;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Мособлгаз" (далее - АО "Мособлгаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление, заинтересованное лицо, регистрирующий орган) о признании незаконным уведомления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 04.08.2021 N КУВД-001/2020-19436387/6; обязании поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности АО "Мособлгаз" на газопровод низкого давления протяженностью 147 п.м по адресу: Московская обл., Ступинский р-н, д. Тростники, ул. Устиновская, уч. N N 25 и 26.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.12.2021 по делу N А41-81784/21 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.kad.arbitr.ru.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
13.10.2020 АО "Мособлгаз" были поданы документы для постановки на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на газопровод низкого протяженностью 147,0 п. м по адресу: Московская область, Ступинский район, д. Тростники, ул. Устиновская, уч. N N 25 и 26.
Уведомлением от 29.10.2020 N КУВД-001/2020-19436387/1 государственная регистрация прав была приостановлена до 29.01.2021.
21.01.2021 подано заявление N MFC-0555/2021-91627-1 о приостановлении государственного кадастрового учета государственной регистрации прав до 21.07.2021.
Уведомлением от 22.01.2021 N КУВД-001/2020-19436387/2 приостановлено до 21.07.2021 осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав.
Обществом в адрес заинтересованного лица подано заявление от 06.07.2021 N MFC-0555/2021-1497531-1 о предоставлении дополнительных документов.
Уведомлением от 04.08.2021 N КУВД-001/2020-19436387/6 отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, в связи с не устранением причин послуживших основанием для приостановления государственной регистрации.
Указанный отказ общество считает незаконным и не соответствующим требованиям действующего законодательства, в связи с чем, обратился в суд.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Порядок государственной регистрации перехода права собственности установлен положениями федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с п. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, обществом были представлены все необходимые документы для осуществления государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета.
Основанием для отказа в оказании услуги явилось не устранение причин указанных в уведомлении о приостановлении, а именно: ОКС не полностью входит в границы земельного участка - 29,39 кв.м.
Вместе с тем, согласно уведомлению о приостановлении от 29.10.2020 основанием для приостановления послужило то, что ОКС расположен в границах земельного участка 50:33:0030537:25, который не указан в ТП.
Обществом в адрес заинтересованного лица подано заявление от 06.07.2021 N MFC-0555/2021-1497531-1 о предоставлении дополнительных документов, среди который был измененный технический план от 06.07.2021, что подтверждается описью от 06.07.2021 (л.д. 106).
Согласно техническому плану от 06.07.2021 в разделе "Характеристика сооружения" указан земельный участок с кадастровым номером 50:33:0030537:25.
Таким образом, технический план полностью соответствовал требованиям действующего законодательства Российской Федерации, содержал исправленную информацию, отсутствие которой, по мнению управления, послужило основанием для приостановления регистрации.
Документы, с учетом изменений, были поданы обществом в установленном законом порядке и в установленный срок (06.07.2021) в связи с чем, у управления отсутствовали основания не учитывать дополнительно представленные документы при вынесении оспариваемого уведомления.
Кроме того, в силу части 5.1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ и пункта 239 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" при рассмотрении дополнительно представленных в орган регистрации прав документов, направленных в целях устранения причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, направление уведомления о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав допускается в случае, если в этих документах не устранены ранее выявленные причины такого приостановления или если при рассмотрении этих документов выявлены иные причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. В этом случае уведомление о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав направляется заявителю органом регистрации прав не позднее чем в течение трех рабочих дней со дня получения таких документов и должно содержать указанные неустраненные основания приостановления, иные причины приостановления, связанные с такими дополнительно представленными документами. Уведомление о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав не может содержать иных оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, связанных с такими дополнительно представленными документами.
Как следует из материалов дела, уведомление о невозможности возобновления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в адрес АО "Мособлгаз" на заявление от 06.07.2021 не поступало, что является существенным нарушением сроков, поскольку исходя из вышеуказанных нормативных правовых актов данное уведомлении должно быть направлено в течение трех рабочих дней.
Вынося уведомление об отказе в государственной регистрации от 04.08.2021, содержащее новое основание для отказа (ОКС не полностью входит в границы земельного участка - 29,39 кв.м.), регистрирующий орган лишил возможности АО "Мособлгаз" представить дополнительные документы.
Учитывая изложенное, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что для испрашиваемого регистрационного действия истец представил в регистрирующий орган все необходимые документы для проведения государственной регистрации и постановки на кадастровый учет объекта.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.12.2021 по делу N А41-81784/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
П.А Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-81784/2021
Истец: АО "МОСОБЛГАЗ"
Третье лицо: "Управление Росреестра по Московской области"