город Воронеж |
|
9 февраля 2022 г. |
Дело N А14-5340/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 9 февраля 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Миронцевой Н.Д., Песниной Н.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Климентовым А.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Авиаметрика" (ОГРН 1192651020110 ИНН 2634106000, далее - "Авиаметрика", общество или заявитель):
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН 1033600046908, ИНН 3664022568, далее - УФАС России по Воронежской области или антимонопольный орган):
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (ОГРН 1023601570904, ИНН 3666057069): |
Ахметжанова А.Р., представитель по доверенности от 08.06.2021,
Сисева Н.И., представитель по доверенности N Д4/1153/21 от 24.08.2021
Воронина Е.И., представитель по доверенности N 56 от 07.07.2021, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УФАС по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.11.2021 по делу N А14-5340/2021,
третье лицо: Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Авиаметрика" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области о признании незаконным решения от 21.01.2021 N 036/10/104-54/2021 о включении в реестр недобросовестных поставщиков и об обязании исключить общество из реестра.
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.11.2021 заявленные требования удовлетворены, признано незаконным и отменено решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 21.01.2021 N 036/10/104-54/2021 о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Авиаметрика". На УФАС России по Воронежской области возложена обязанность устранить допущенные решением от 21.01.2021 N 036/10/104-54/2021 нарушения прав и законных интересов ООО "Авиаметрика".
Не согласившись с принятым судебным актом, УФАС России по Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе УФАС России по Воронежской области ссылалось на то, что из представленных материалов комиссией антимонопольного органа было установлено, что обществом не исполнены обязательства по контракту, при этом, учитывая, что представители ООО "Авиаметрика" на заседании комиссии не явились, объективных причин неисполнения обязательств по контракту не представили, антимонопольный орган пришел к выводу о ненадлежащем исполнении ООО "Авиаметрика" своих обязательств. Кроме того, в решении УФАС России по Воронежской области, оспариваемом в рамках настоящего дела, содержится ссылка на систематичность в действиях ООО "Авиаметрика" по иным контрактам, заключенным в рамках Закона о контрактной системе.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Авиаметрика" возражал против удовлетворения жалобы, полагали решение суда первой инстанции законным и обоснованным, по основаниям, изложенным в приобщенном к материалам дела отзыве.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт, по основаниям, изложенным в приобщенном к материалам дела отзыве.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 10.04.2020 Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области (заказчик) на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет по адресу http://www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание комплекса услуг по межеванию, постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности Воронежской области на земельные участки сельскохозяйственного назначения, занятые лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, которые расположены на территории Воронежской области (номер извещения 0131200001020003325).
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 27.04.2020 N 0131200001020003325-2-1 победителем признано ООО "АВИАМЕТРИКА".
14.05.2020 между заказчиком и ООО "АВИАМЕТРИКА" был заключен государственный контракт N 17-ЭА-лес (реестровый номер контракта 2366605706920000039) на оказание комплекса услуг по межеванию, постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности Воронежской области на земельные участки сельскохозяйственного назначения, занятые лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, которые расположены на территории Воронежской области.
Согласно пункту 1.1 контракта, заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию комплекса услуг по межеванию, постановке на государственный кадастровый учет и оформлению права собственности Воронежской области на земельные участки сельскохозяйственного назначения, занятые лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, расположенными на территории Воронежской области (далее - услуги), а заказчик обязуется принять и оплатить их в соответствии с условиями, предусмотренными настоящим контрактом.
Как следует из пунктов 1.2, 1.3 контракта, услуги оказываются в соответствии с техническим заданием (приложение к настоящему контракту), являющегося неотъемлемой частью контракта.
Требования к услугам, являющимся предметом настоящего контракта, содержанию и порядку их оказания определяются в техническом задании.
Согласно пункту 1.4 технического задания объектом являются земельные участки сельскохозяйственного назначения, занятые лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, расположенные на территории Воронежской области, общей площадью 4 495,42 га.
Наименование муниципальных районов и площадь земельных участков, подлежащих оформлению, установлены в приложении N 1 к настоящему техническому заданию, которые включают: Верхнехавский район - 60 га; Лискинский район - 417,3 га; Нижнедевицкий район - 389,1 га; Острогожский район - 1 316,30 га; Репьевский район - 476,41 га; Семилукский район - 68,08 га, Хохольский район - 890,74 га; Эртильский район - 146,99 га.
В соответствии с пунктом 3.1 технического задания целью услуг является: межевание, постановка на государственный кадастровый учет и оформление права собственности Воронежской области на земельные участки сельскохозяйственного назначения, занятые лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия.
Состав и содержание услуг предусмотрен разделом 4 технического задания, где закреплено, что составом и содержанием услуг является следующий вид работ:
4.1. Комплекс мероприятий по анализу необходимой правоустанавливающей, правоудостоверяющей, кадастровой и иной документации осуществляется исполнителем самостоятельно, в том числе:
· сбор и изучение исходных данных, имеющегося планово-картографического материала, лесоустроительной документации, получение необходимых копий, каталогов (списков) координат пунктов опорной межевой сети и иных исходных геодезических пунктов, адресов лиц, права которых могут быть затронуты при выполнении работ, в том числе, связанных с образованием земельных участков;
· получение по доверенности заказчика в органе, осуществляющем государственный кадастровый учет сведений о ранее учтенных земельных участках в кадастровых кварталах, кадастровых планов территорий и иных видов информации из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) в отношении земельных участков, занимаемых лесными насаждениями, указанными, в техническом задании;
Подготовка схем расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории, в том числе:
· проведение геодезической съемки с предъявляемой действующими нормативными документами в области кадастрового учета точностью;
· изготовление схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в необходимой системе координат - МСК-36 в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующим законодательством и подзаконными нормативными актами;
· обеспечение при необходимости подготовки необходимых документов и инициирование процедуры утверждения отводной документации, необходимой для выполнения комплекса работ;
Проведение комплекса кадастровых работ в отношении земельных участков, включающего в себя:
· изготовление межевых планов и иной документации, необходимой для реализации мероприятий, необходимых для достижения целей, определенных государственным контрактом.
Выполнение комплекса работ по подготовке необходимых документов и юридическому сопровождению регистрационных действий права собственности Воронежской области в отношении сформированных земельных участков, являющихся предметом Контракта" (Раздел 4 контракта).
Согласно пункту 3.3 контракта услуги по контракту должны быть оказаны исполнителем в срок до 10.12.2020.
В силу пункта 11.2 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях, в том числе при существенном нарушении условий контракта исполнителем в случае нарушения срока, установленного пунктом 3.3 контракта более чем на 5 дней, а также в случае исполнения контракта менее чем на 50% на дату, установленную пунктом 3.3 контракта.
21.05.2020, 25.05.2020, 26.05.2020, 26.06.2020 ООО "Авиаметрика" в рамках исполнения контракта обратилось к заказчику и главам соответствующих муниципальных районов с запросами о предоставлении исходных данных и сведений о перечнях земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, занятых лесными насаждениями, что подтверждается письмами исх. N N 1, 3,4, 6, 7, 8 от 21.05.2020, N 01/26052020 от 26.05.2020, N 01/27052020 от 27.05.2020, N 01/26062020 от 26.06.2020.
28.05.2020, 02.06.2020, 08.06.2020, 15.06.2020 из соответствующих муниципальных образований поступили запрошенные исполнителем сведения (письма N 06-11/1744 от 28.05.2020, N 755 от 02.06.2020, N 523 от 08.06.2020, N 1761 от 15.06.2020).
В ходе исполнения обязательств по контракту ООО "Авиаметрика" сформировало по всем муниципальным районам схемы многоконтурных земельных участков.
20.10.2020, 21.10.2020, 28.10.2020, 30.10.2020, 06.11.2020 заявитель соответствующими сопроводительными письмами N 01/20102020, N 01/21102020, N 02/21102020, N 102, N 114, N 112, N 113, N 115, направил в адрес администраций Лискинского, Нижнедевицкого, Верхнехавского, Острогожского, Семилукского, Хохольского, Эртильского, Репьевского муниципальных районов Воронежской области на утверждение схемы земельных участков на кадастровом плане территории (КПТ).
11.11.2020 письмом N 52-17-15212з Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области сообщил заявителю о том, что от Администраций муниципальных районов поступила информация об утверждении схем расположения на кадастровом плане территории многоконтурных земельных участков (далее - МЗУ). Однако Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области считает утверждение указанных схем МЗУ нецелесообразным, т.к. в последующем закрепление МЗУ, занятых защитными лесными насаждениями за хозяйствующими субъектами, ведущими хозяйственную деятельность на смежных земельных участках, не предоставляется возможным. В связи с чем Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области как заказчик просил ООО "Авиаметрика" учесть данную информацию при подготовке схем расположения на кадастровом плане территории земельных участков, занятых защитными лесными насаждениями.
11.11.2020 Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области аналогичную информацию (исх. N 52-11/2650) также направил главам соответствующих муниципальных районов.
17.11.2020, 18.11.2020, 19.11.2020, 02.12.2020, 04.12.2020, 18.12.2020 администрации Верхнехавского, Хохольского, Лискинского, Нижнедевицкого, Эртильского, Репьевского муниципальных районов уведомили ООО "Авиаметрика" о том, что утверждение многоконтурных земельных участков, занятых защитными лесными насаждениями нецелесообразно, т.к. в последующем проведение работ по вовлечению этих участков в хозяйственный оборот, занятых защитными лесными насаждениями не предоставляется возможным, потому что части многоконтурного земельного участка не являются самостоятельным объектом и не имеют кадастрового номера (исх. N N 06- 11/3706, 872, 3274, 14-11/2679, 31-11/3202, 1620).
03.12.2020 Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области письмом N 52-17-16465з уведомил ООО "Авиаметрика" о том, что срок выполнения работ по контракту истекает 10.12.2020, в связи с чем просил предоставить результат работы не позднее указанной даты.
08.12.2020, 15.12.2020 письмами N КАД-49, N 143 заявитель обратил внимание заказчика на то, что как положения государственного контракта, так и технического задания к нему не содержат запрета на формирование многоконтурных земельных участков, поэтому работы в рамках контракта проведены исполнителем по формированию МЗУ, при этом схемы для утверждения до окончания срока контракта направлены в соответствующие муниципальные районы. В связи с чем ООО "Авиаметрика" обратилось с предложением заключить дополнительное соглашение к контракту, которым будут внесены изменения в части разделения выполняемых работ на этапы, с выделением работ по подготовке схем КПТ в отдельный этап, а также предусмотрено разделение финансирования по контракту на этапы с целью завершения контракта по обоюдному согласию сторон с частично выполненным объемом работ.
17.12.2020 письмом N 52-17-17316з Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области уведомил ООО "Авиаметрика" об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 11.2.1.1 контракта, поскольку по состоянию на 17.12.2020 предусмотренные пунктом 6.1 технического задания документы в адрес заказчика в полном объеме не предоставлены.
Принятое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено 22.12.2020 в Единой информационной системе и 17.12.2020 направлено ООО "Авиаметрика" заказной корреспонденцией по юридическому адресу, указанному в контракте - 355031, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Партизанская 2, кв. 19, а также отправлено на электронную почту tender@aviametrika.ru.
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области получил информацию о вручении ООО "Авиаметрика" уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта 29.12.2020.
25.12.2020 уже после истечения, установленного срока оказания услуг по контракту (10.12.2020 - пункт 3.3. контракта) и принятия решения о его расторжении, между заказчиком и исполнителем было заключено дополнительное соглашение к контракту, в соответствии с пунктом 1 которого стороны внесли изменения в приложение N 1 к техническому заданию и дополнили перечень восьми муниципальных районов с указанием площадей земельных участков, подлежащих оформлению, девятым муниципальным районом - Новоусманским, с площадью 730,5 га.
Между тем, несмотря на решение Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области об одностороннем отказе от исполнения контракта, ООО "Авиаметрика" добровольно приступило к корректировке схем на КПТ, повторно направив 21.12.2020 на утверждение схемы с одноконтурными земельными участками в соответствующие муниципальные районы (письма исх.N N 149, 151, 152 от 21.12.2020). В последующем в декабре 2020 - январе 2021 от Верхнехавского, Нижнедевицкого, Хохольского муниципальных районов Воронежской области поступила информация о принятии соответствующих постановлений об утверждении схем одноконтурных земельных участков (постановления представлены в материалы дела).
14.01.2021 Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области на основании статьи 104 Закона о контрактной системе направлено заявление в Воронежское УФАС России о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Авиаметрика", на основании просрочки выполнения работ в рамках контракта более чем на 5 дней (пункт 11.2.1.1 контракта).
По результатам проверки заявления Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Воронежское УФАС России усмотрело в действиях ООО "Авиаметрика" основания для удовлетворения требований заказчика о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку, по мнению антимонопольного органа, у исполнителя отсутствовали объективные причины, в том числе носящие форс-мажорный характер, для невыполнения работ в установленный срок.
Не согласившись с вынесенным Воронежским УФАС России решением от 21.01.2021 N 036/10/104-54/2021 о включении ООО "Авиаметрика" в реестр недобросовестных поставщиков, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что при вынесении антимонопольным органом оспариваемого решения N 036/10/104-54/2021 от 21.01.2021 отсутствовали безусловные доказательства, свидетельствовавшие о недобросовестном поведении заявителя.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа, обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков), Законом N 44-ФЗ предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения).
На основании части 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 6 статьи 104 Закона N 44-ФЗ (действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения) установлено, что в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (часть 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения).
Таким образом, законом о контрактной системе предусмотрен специальный порядок (процедура) включения недобросовестных поставщиков в реестр. Для внесения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, необходим, в том числе, факт расторжения заключенного контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта, при условии, что это предусмотрено контрактом.
Вместе с тем, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника в торгах по размещению государственных и муниципальных заказов (Определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12, от 12.07.2013 N ВАС-8371/13, пункт 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017).
Таким образом, в реестр недобросовестных поставщиков включаются только такие сведения, которые подтверждают факт недобросовестности исполнителя, основанные на результатах проведенной антимонопольным органом проверки представленных информации и документов, свидетельствующих об умышленной направленности действий исполнителя на несоблюдение условий государственного (муниципального) контракта или уклонение от его исполнения.
Основанием для включения сведений в реестр является только такое уклонение исполнителя от заключения контракта или от исполнения его условий, которое явно подтверждает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом, ранее признанным победителем торгов, и нарушающих права заказчика относительно условий (заявленных недобросовестным лицом как лучшие) и срока исполнения заключенного контракта, что в итоге приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, антимонопольный орган не должен ограничиваться формальной проверкой соблюдения заказчиком процедуры расторжения государственного (муниципального) контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства неисполнения (ненадлежащего исполнения) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, определить существенность допущенных нарушений и вину лица и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения информации о хозяйствующем субъекте в реестр недобросовестных поставщиков.
Из оспариваемого решения антимонопольного органа следует, что основанием для включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков послужил вывод о не выполнении обществом обязательств по контракту в установленный срок, при отсутствии объективных причин, в том числе носящих форс-мажорный характер.
Как установлено судом, из фактически сложившихся между сторонами при исполнении контракта взаимоотношений следует, что формирование многоконтурных земельных участков является для заказчика неприемлемым и исполнителю следует формировать одноконтурные земельные участки, поскольку в дальнейшем сформированные участки, занятые лесными насаждениями, планируется предоставлять субъектам, ведущим хозяйственную деятельность на смежных земельных участках.
Требования к формированию схем на кадастровом плане территории установлены в Приказе Министерства экономического развития РФ "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" N 762 от 27.11.2014 (далее - Приказ N 762).
Приказ N 762 либо иные нормативные правовые акты не содержат запрета на формирование многоконтурных земельных участков (МЗУ).
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения) определено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Из части 2 названной статьи следует, что документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям.
Условия контракта, касающиеся предмета договора, его содержания должны определенно указывать на показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых услуг установленным заказчиком требованиям и не допускать двоякого толкования.
В противном случае спорное условие должно толковаться в пользу контрагента стороны, которая подготовила проект либо предложила формулировку соответствующего условия, в том числе потому, что противоположная сторона, как правило, является профессионалом в определенной сфере и подготавливает проект договора (пункт 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах").
Аналогичная правовая позиция выражена в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора".
Вместе с тем, при формировании документации о закупке Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области значимое для него, как заказчика, обстоятельство не было четко определено, конкретный способ выполнения услуг указан не был, при этом технически возможно формирование как одноконтурных, так и многоконтурных земельных участков; критерий, исключающий возможность формирования схем многоконтурных земельных участков, в контракте и в техническом задании не предусмотрен.
Из представленных документов усматривается, что между заказчиком и исполнителем постоянно велась переписка по исполнению спорного контракта, однако замечания о необходимости формирования одноконтурных земельных участков направлены ООО "Авиаметрика" лишь спустя почти 6 месяцев после начала исполнения контракта и за 1 месяц до окончания срока оказания услуг.
Исходя из вышеизложенного, верным является вывод суда первой инстанции о том, что принятое ООО "Авиаметрика" решение о формировании схем многоконтурных земельных участков, вместо одноконтурных, до уточнения Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области в ноябре 2020 года желаемых результатов по оказываемой услуге, нельзя расценивать как безусловную недобросовестность исполнителя.
Кроме того, коллегия учитывает, что после заключения контракта были выявлены обстоятельства, которые также препятствовали достижению исполнителем результата оказания услуг в установленные сроки. Так, действиями заказчика была допущена ошибка в приложении N 1 к техническому заданию, препятствующая своевременному исполнению обязательств по контракту, которая была устранена только 25.12.2020 (дополнительное соглашение) - уже после направления Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта (17.12.2020).
Несмотря на принятие Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, ООО "Авиаметрика" приступило к корректировке схем на КПТ, повторно направило на утверждение схемы на КПТ с одноконтурными земельными участками в соответствующие муниципальные районы (письма исх.N N 149, 151, 152 от 21.12.2020). Однако заявитель не смог передать результат предусмотренных контрактом услуг в связи с односторонним отказом заказчика.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что действия заявителя были направлены на исполнение принятых на себя обязательств, недобросовестное поведение или злонамеренное уклонение от исполнения заключенного контракта в действиях общества отсутствовало.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на систематичность неисполнения ООО "Авиаметрика" иных контрактов отклоняется апелляционным судом, поскольку добросовестность исполнителя контракта устанавливается применительно к рассматриваемой ситуации.
Отсутствие общества на заседании комиссии антимонопольного органа не освобождает УФАС России по Воронежской области от обязанности всесторонней оценки всех обстоятельств дела, существенности нарушения и степени вины.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции на основе оценки представленных доказательств, признал оспариваемое решение УФАС России по Воронежской области N 036/10/104-54/2021 от 21.01.2021 незаконным.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.11.2021 по делу N А14-5340/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу УФАС по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-5340/2021
Истец: ООО "Авиаметрика"
Ответчик: УФАС по Воронежской области
Третье лицо: ДИЗО ВО
Хронология рассмотрения дела:
13.01.2023 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-27/2022
06.06.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1523/2022
09.02.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-27/2022
30.11.2021 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-5340/2021