г. Саратов |
|
09 февраля 2022 г. |
Дело N А12-4579/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 07.02.2022 года.
Полный текст постановления изготовлен - 09.02.2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик - Волгоград"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 октября 2021 года по делу N А12-4579/2021 (судья Репникова В.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик - Волгоград" (ОГРН 1103458000337, ИНН 3426013572)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (ОГРН 1043000708695, ИНН 3015066698)
о признании недействительными предписаний,
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград" (далее - ООО "Ситиматик-Волгоград", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлениями о признании недействительными предписаний Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (далее - Межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям, Управление, административный орган) от 07.12.2020 N 17/28-2020-Э (дело N А12-4579/2021), от 02.12.2020 N 15/44-20-Э (дело N А12-4182/2021).
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.05.2021 в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела N А12-4579/2021, N А12-4182/2021 объединены в одно производство, объединённому делу присвоен номер А12-4579/2021.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14 октября 2021 года в удовлетворении заявленных ООО "Ситиматик-Волгоград" требований отказано.
ООО "Ситиматик-Волгоград" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 24.12.2021, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 06 августа 2018 года по результатам конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее - ТКО) между Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области и ООО "Управление отходами - Волгоград" (после смены наименования - ООО "Ситиматик-Волгоград") заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО (далее - Соглашение).
С 01 января 2019 года региональный оператор - ООО "Управление отходами - Волгоград" приступил к осуществлению обязанностей в сфере обращения с ТКО на территории Волгоградской области.
На основании Соглашения, региональный оператор должен обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Волгоградской области в соответствии с региональной программой и территориальной схемой обращения с отходами.
Приказом Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 30.05.2020 N 927-ОД утверждена Территориальная схема обращения с отходами на территории Волгоградской области.
Территориальная схема разработана в целях организации и осуществления деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов на территории Волгоградской области.
Разделом 8.2 Территориальной схемы предусмотрена существующая схема потоков ТКО (от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов).
С целью построения наиболее эффективной схемы потоков ТКО, Территориальной схемой (раздел 8, подраздел 8.2) предлагается предусмотреть на территории Волгоградской области использование надлежащим образом обустроенных площадок временного накопления (перегрузок) для организации двухэтапной системы транспортирования ТКО. Приложении Б2 к Территориальной схеме запланировано введение в эксплуатацию в 2021 году ряда площадок временного накопления (таблица 44).
Согласно Приложению Б2 к Территориальной схеме, запланировано введение в эксплуатацию в 2021 году (таблица 44) площадки временного накопления (перегрузки): Клетский район, ст. Клетская, мощностью до 8 тыс, тонн/ год, в месте с координатами 49.27538,43.106692.
15 июля 2020 года на основании приказа временно исполняющего обязанности заместителя руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 07.07.2020 N 914 инспектором Управления проведено рейдовое обследование объектов временного накопления ТКО на территории Киквидзенского, Новоаннинского, Алексеевского, Нехаевского, Кумылженского, Серафимовического, Клетского районов Волгоградской области.
По результатам рейдового обследования административным органом установлено, что площадка временного накопления ТКО расположена на землях Клетского поселения, на земельном участке с географическими координатами 49,277203 и 43,096888. Площадка 56x62 м имеет ограждение из металлической сетки, ворота, обозначена аншлагами, спланирована и отсыпана щебнем. На момент осмотра отходы на площадке отсутствовали, ворота были заперты. Вплотную к указанной площадке временного накопления ТКО, снаружи ограждения, на площади 65x20 метров верхний слой грунта снят, на спланированном участке установлены 2 большегрузных контейнера для ТКО. На момент осмотра контейнеры наполнены. Рядом с контейнерами на открытом грунте, на площади 7x23м высотой 3 м навалом складированы ТКО. Видны множественные подъездные следы грузовых автомобилей, следы работы бульдозера.
Результаты обследования зафиксированы в акте от 17.07.2020 N 914/2020 (т. 3 л.д. 16-117).
По данным, представленным ООО "Управление отходами - Волгоград", организована и используется, в том числе, ПВН в Клетском районе, ст. Клетская, территория Клетского с.п., в 2,8 км на юго-восток от ст. Клетская, кадастровый номер: 34:12:01001:377, координаты 49.276904,43.096618.
По представленной Администрацией Клетского муниципального района Волгоградской области информации (от 15.07.2020 N 2329), площадка временного накопления (перегрузки) расположена по адресу: Клетский район, ст. Клетская, территория Клетского с.п., в 2,8 км на юго-восток от ст. Клетская. Вид разрешенного использования - площадка для временного хранения твердых коммунальных отходов.
Согласно информации администрации Клетского муниципального района Волгоградской области указанная площадка временного накопления ТКО в 2019 году и до настоящего времени не эксплуатировалась. По состоянию на 15.07.2020 договор аренды с ООО "Управление отходами - Волгоград" не заключен.
18 августа 2020 года в рамках административного расследования проведён осмотр площадки временного накопления ТКО, в ходе которого установлено, что территория ПВН имеет ограждение из металлической сетки, ворота закрыты, спланирована и отсыпана щебнем. На момент осмотра на площадке находилось два контейнера, заполненных отходами. С юго-восточной стороны площадки находились твердые коммунальные отходы в виде многокомпонентной смеси на площади 14x15 м.
Результаты осмотра зафиксированы в протоколе осмотра от 18.08.2020 N 11/65-20-Э (т. 3 л.д. 131-133).
Согласно указанным в протоколе осмотра от 18.08.2020 N 11/65-20-Э представителем ООО "Управление отходами - Волгоград" Кияшко И.П. замечаниям, на территории ПВН (перегрузки) производится исключительно перегрузка отходов в контейнеры мультилифтов.
В рамках административного расследования, проведен отбор проб почвы. В ходе осмотра на площадке также отобраны пробы многокомпонентной смеси отходов ТКО.
По результатам проведения лабораторных исследований и измерений, проведенных в рамках заявки Межрегионального управления от 17.08.2020 N 02-06/12412 по результатам отбора проб почвы на площадке временного накопления (перегрузки) отходов (пробная площадка N 1, согласно схеме отбора N 1 от 24.08.2020) установлено превышение по нефтепродуктам на глубине 0-5 см в 8,2 раза, на глубине 5-20 см в 2,0 раза по сравнению с фоновыми значениями проб почвы, отобранными на земельном участке в 100 м севернее от пробной площадки N 1.
Отход, отобранный на площадке временного накопления (перегрузки) отходов (49.89057,42.64873), по результатам биотестирования отнесен к IV классу опасности (протокол биотестирования проб отхода от 31.08.2020 N 2944бо).
Кроме того, согласно Приложению Б2 к Территориальной схеме, под площадку временного накопления ТКО в Клетском районе Волгоградской области определен земельный участок с координатами 49.27538,43.106692.
Вместе с тем, согласно данным регионального оператора - ООО "Управление отходами - Волгоград" под площадку временного накопления ТКО в Клетском районе фактически используется земельный участок с координатами 49.276904,43.096618.
Согласно публичной кадастровой карте расстояние между земельным участком отраженном в Территориальной схеме и земельным участком, фактически используемым под площадку временного накопления отходов, составляет порядка 700 м.
Учитывая изложенное, административный орган пришёл к выводу, что в нарушение требований действующего законодательства ООО "Управление отходами - Волгоград" осуществляет деятельность по сбору и накоплению ТКО на площадке временного накопления ТКО в Клетском районе Волгоградской области с отклонениями от Территориальной схемы, на площадке временного накопления (перегрузки) ТКО, не введенной в эксплуатацию.
По мнению административного органа, Обществом допущены нарушения части 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), части 2 статьи 11, части 1, 2, 10 статьи 24.6, статьи 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), пункта 3 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Постановление N 1156).
22 сентября 2020 года по факту выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом Управления в присутствии представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении N 15/44-2020-Э (т. 4 л.д. 25-29).
02 декабря 2020 года страшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды по Волгоградской области Тупотой Т.А. вынесено постановление N 15/44-20-Э о привлечении ООО "Управление отходами - Волгоград" к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб. (т. 4 л.д. 40-45).
Решением Волгоградского областного суда от 22.07.2021 по делу N 07р-316/2021 решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 15.02.2021 и постановление Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 02.12.2020 N 15/44-20-Э по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ в отношении ООО "Управление отходами-Волгоград" оставлены без изменения (т. 5 л.д. 5-9).
02 декабря 2020 года Межрегиональным управлением в адрес ООО "Управление отходами - Волгоград" выдано предписание N 15/44-20-Э об устранении выявленных нарушений обязательных требований в срок 02.03.2021.
Обществу предписано устранить выявленное нарушение - осуществление деятельности по сбору и накоплению ТКО с отклонениями от Территориальной схемы, выразившееся в осуществлении деятельности по сбору и накоплению твёрдых коммунальных отходов на "площадке временного накопления (перегрузки) ТКО", расположенной в Клетском районе, ст. Клетская, территория Клетского с.п., в 2,8 км на юго-восток от ст. Клетская, координаты 49.277203, 43.096888, которая не введена в эксплуатацию, что является нарушением частей 1 и 2 статьи 51 Закона об охране окружающей среды, части 2 статьи 11, частей 1, 2, 10 статьи 24.6, статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления, пункта 3 Постановления N 1156 (т. 4 л.д. 48).
Также, согласно Приложению Б2 к Территориальной схеме, запланировано введение в эксплуатацию в 2021 году (таблица 44) площадки временного накопления (перегрузки) в Котовском районе, г. Котово, мощностью до 17,00 тыс. тонн/год, с координатами 50.309076,44.800842.
По данным администрации Котовского муниципального района Волгоградской области от 25.06.2020 N 16/2103, местоположение площадки временного накопления (перегрузки) ТКО установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир: Волгоградская обл., Котовский p-он, приблизительно 1,13 км от здания РУС по ул. Нефтяников, 11, юго-западнее относительно ориентира. Почтовый адрес ориентира: Волгоградская обл., Котовский p-он, приблизительно 1,13 км от здания РУС по ул. Нефтяников, 11 юго-западнее относительно ориентира. Географические координаты местоположения площадки временного накопления (перегрузки) 50.3089, 44.8008. кадастровый номер земельного участка: 34:14:090002:17754.
На период с 13.05.2020 по 12.05.2025 земельный участок передан в аренду ООО "Управление отходами - Волгоград" на основании договора аренды N 8-2020/о от 13.05.2020 г.
Данный земельный участок относится к землям населенных пунктов.
По данным, представленным 25 июня 2020 года ООО "Управление отходами - Волгоград", организована и используется, в том числе, ПВН в Котовском районе Волгоградской области по адресу: Волгоградская обл., Котовский p-он, приблизительно 1,13 км от здания РУС по ул. Нефтяников, 11, юго-западнее относительно ориентира (50.309076,44.800842).
По результатам рейдового обследования, проведенного на территории Котовского района 09.06.2020 на предмет соблюдения природоохранного законодательства, результаты которого отражены в акте от 11.06.2020 N 781/2020, установлено, что площадка временного накопления ТКО расположена в 260 метрах на юго-запад от окраины г. Котово (перекресток улиц Дачная и Строительная) на земельном участке с географическими координатами 50.308837,44.801435.
Площадка имеет ограждение из металлической сетки, запирающиеся ворота. Территория площадки частично имеет покрытие из железобетонных плит. Внутри ограждения расположены металлический ангар, строительный вагончик, контейнер для отходов. Рядом с контейнером складировано большое количество отработанных автомобильных шин. Количество ТКО на площадке незначительно. Снаружи по периметру площадки имеется водоотводная канава (ров).
На прилегающей территории, в непосредственной близости к площадке, с обеих сторон от подъездной дороги на открытом грунте находится большое количество различных отходов. Отходы расположены навалом, имеются подъездные следы грузовых автомобилей.
Точка N 1 на схеме - строительный мусор (куски кирпичной кладки, битый кирпич, отходы ПВХ отделочных материалов, утеплителя, упаковка стройматериалов) на площади 15x12 м, высотой 1,5 м;
Точка N 2 - отходы строительных материалов на площади 9x4, высотой 0,8-м;
Точка N 3 - ТКО в водоотводной канаве слева от подъездной дороги на площади 9x3м;
Точка N 4 - ТКО в водоотводной канаве справа от подъездной дороги на площади 25x3 м;
Точка N 5 - ветки, обрезки деревьев на площади 22x3м, высотой 1,5-м
Точка N 6 - ветки обрезки деревьев на площади 10x2м, высотой 1,5 м
Точка N 7 - ветки обрезки деревьев на площади 10x2м, высотой 1 м.
Видимых признаков деятельности по приему, сортировке, перегрузке отходов на площадке временного накопления ТКО на момент обследования не обнаружено.
В 1,1 км на юго-запад от площадки временного накопления ТКО, на земельном участке с географическими координатами 50.303057, 44.798973 расположена территория бывшей городской свалки г. Котово. На момент обследования на указанной территории находится большое количество различных отходов. Имеются свежие подъездные пути автомобилей. В центре свалки отходы сдвинуты бульдозером в бурт на площади 39x25 м и подожжены по периметру.
Результаты обследования зафиксированы в акте от 11.06.2020 N 781/2020 (т. 1 л.д. 48-53).
25 августа 2020 года проведён осмотр площадки временного накопления ТКО. В ходе осмотра установлено, что площадка временного накопления (перегрузки) ТКО находится на окраине города Котово Волгоградской области на земельном участке с кадастровым номером 34:14:090002:17754 и географическими координатами 50.308953, 44.801285. Площадка имеет обваловку высотой около 1,8 м и ограждение из металлической сетки. Общая площадь 53x67 м, из них 42x32 м имеет покрытие из бетонных плит. Въездные ворота не заперты. На площадке установлены 2 контейнера для ТКО "мультилифт", ангар для техники, в котором находятся трактор погрузчик, служебное помещение (вагончик). На момент осмотра на бетонном покрытии навалом расположены отходы. Размер бурта отходов 13x15 м, высотой 1,8 м.
Согласно публичной кадастровой карте, а также данным "Яндекс. Карты" земельный участок с координатами 50.309076, 44.800842 (данные Территориальной схемы, по данным ООО "Управление отходами - Волгоград"), а также земельный участок с координатами 50.308837, 44.801435 (по данным рейда) и земельный участок с координатами 50.308953, 44.801285 (по данным протокола осмотра) привязаны к земельному участку с кадастровым номером 34:14:090002:17754.
Таким образом, ООО "Управление отходами - Волгоград" фактически использует площадку временного накопления ТКО, местоположение которой установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир: Волгоградская обл., Котовский р-он, приблизительно 1,13 км от здания РУС по ул. Нефтяников, 11, юго-западнее относительно ориентира; почтовый адрес ориентира: Волгоградская обл., Котовский p-он, приблизительно 1,13 км от здания РУС по ул. Нефтяников, 11 юго-западнее относительно ориентира, на земельном участке с кадастровым номером 34:14:090002:17754, отнесенным к землям населенных пунктов.
Результаты осмотра зафиксированы в протоколе осмотра от 25.08.2020 N 17/28-2020-Э (т. 1 л.д. 54-55).
В рамках административного расследования проведены лабораторные исследования на территории земельного участка, выделенного под эксплуатацию площадки временного накопления ТКО с кадастровым номером 34:14:090002:17754.
Согласно заключению эксперта, по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 23.09.2020 г. N 103 установлено, что отход, отобранный на площадке временного накопления (перегрузки) отходов, по результатам биотестирования отнесен к IV классу опасности.
Также установлено наличие на земельном участке с кадастровым номером 34:14:090002:17754 в точке с координатами 50.309008, 44.800820, на котором расположена площадка временного накопления (перегрузки) отходов, превышения концентрации нефтепродуктов:
- на глубине 0-5 см: в 1,3 раза;
- на глубине 5-20 см: в 1,9 раза.
Учитывая изложенное, административный орган пришёл к выводу, что в нарушение требований действующего законодательства ООО "Управление отходами - Волгоград" осуществляет деятельность по сбору и накоплению ТКО на площадке временного накопления (перегрузке) ТКО в Котовском районе с отклонениями от Территориальной схемы, которая не введена в эксплуатацию, что приводит к нарушению требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, и несёт непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека.
По мнению административного органа, обществом допущены нарушения части 1, 2 статьи 51 Закона об охране окружающей среды, части 2 статьи 11, части 1, 2, 10 статьи 24.6, статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления, пункта 3 Постановления Правительства РФ N 1156.
По факту выявленных нарушений 19 ноября 2020 года уполномоченным должностным лицом Управления в отношении общества и в присутствии его представителя составлен протокол об административном правонарушении N 17/28-2020-Э (т. 1 л.д. 114-118).
07 декабря 2020 года старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды по Волгоградской области Тупотой Т.А. вынесено постановление N 17/28-2020-Э о привлечении ООО "Управление отходами - Волгоград" к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб. (т. 1 л.д. 120-124).
Решением Волгоградского областного суда от 13.05.2021 решение судьи Светлоярского районного суда Волгоградской области от 11.03.2021 и постановление от 07.12.2020 N 17/28-2020-Э по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ в отношении ООО "Управление отходами-Волгоград" оставлены без изменения (т. 5 л.д. 10-21).
07 декабря 2020 года Межрегиональным управлением в адрес ООО "Управление отходами - Волгоград" выдано предписание N 17/28-2020-Э об устранении выявленных нарушений обязательных требований в срок 09.03.2021. Как следует из указанного предписания, обществу надлежит устранить нарушение, которое выразилось в осуществлении деятельности по сбору и накоплению ТКО с отклонениями от Территориальной схемы, выразившееся в осуществлении деятельности по сбору и накоплению твёрдых коммунальных отходов на "площадке временного накопления ТКО", местоположение которой установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир: Волгоградская обл., Котовский р-он, приблизительно 1,13 км от здания РУС по ул. Нефтяников, 11, юго-западнее относительно: Волгоградская обл., Котовский р-он, приблизительно 1,13 км от здания РУС по ул. Нефтяников, 11 юго-западнее относительно ориентира, на земельном участке с кадастровым номером 34:14:090002:17754, отнесенном к землям населённых пунктов, и которая не введена в эксплуатацию, что является нарушением части 1, 2 статьи 51 Закона об охране окружающей среды, части 2 статьи 11, части 1 2, 10 статьи 24.6, статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления, пункта 3 Постановления Постановление N 1156 (т. 1 л.д. 125).
Не согласившись с вынесенными предписаниями, общество оспорило их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из преюдициального значения обстоятельств, установленных судами общей юрисдикции при оспаривании постановлений от 02.12.2020 N 15/44-20-Э, от 07.12.2020 N 17/28-2020-Э о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ, свидетельствующих о наличии факта выявленных нарушений в действиях общества. Требования оспоренных предписаний являются конкретными и исполнимыми.
Апелляционная жалоба мотивирована отсутствием у Управления полномочий проверять деятельность регионального оператора относительно выполнения последним требований СанПиН, которые не относятся к требованиям природоохранного законодательства. Каких-либо нормативных требований к обустройству площадок временного накопления законом не установлено. В отсутствие нарушений требований природоохранного законодательства, оспариваемые предписания выданы надзорным органом вне его полномочий. Кроме того, оспариваемые предписания являются неясными и неисполнимыми, выявленные нарушения в данных предписаниях не описаны и не конкретизированы. Из анализа данных предписаний непонятно, в чём конкретно выражена опасность для окружающей среды и человека тех действий, которые инкриминируются обществу. Управлением также не указаны способы устранения нарушений, а также действия, которые должно совершить ООО "Ситиматик-Волгоград" с целью устранения нарушения. В связи с этим у заявителя отсутствует возможность воспользоваться правом самостоятельного определения способа исполнения выданных предписаний.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со статьёй 65 АПК РФ лежит на заявителе.
В рассматриваемом случае судами обеих инстанций не установлено указанной совокупности условий.
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона. Требования, включённые в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.
При рассмотрении дела о признании недействительным предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, вынесшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания требованиям законодательства и наличие (отсутствие) нарушения прав заявителя в сфере экономической деятельности.
Ненормативным правовым актом признаётся акт государственного органа, органа местного самоуправления, содержащий властные положения, обязательные требования, которые устанавливают, изменяют или отменяют права и обязанности конкретных лиц, иные правовые последствия для проверяемого лица.
Исходя из статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость является важным требованием к предписанию и одним из элементов его законности, поскольку предписание исходит от контролирующего органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определённый срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, чёткие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения; содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, чётким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
В пункте 46 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019, разъяснено, что выдача предписания вне процедуры проведения проверки по правилам Федерального закона N 294-ФЗ сама по себе не влечёт признания его недействительным, если основания для принятия соответствующих мер выявлены в рамках административного расследования.
Оспариваемое предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения.
В рассматриваемом случае полномочия органа Росприроднадзора на выдачу предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований предусмотрены частью 1 статьи 66 Закона об охране окружающей среды, пунктом 14 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утверждённого приказом Министерства природных ресурсов от 29.06.2012 N 191.
Из материалов дела следует, что основанием для выдачи Управлением предписаний от 07.12.2020 N 17/28-2020-Э и от 02.12.2020 N 15/44-20-Э послужил факт осуществления обществом деятельности по сбору и накоплению ТКО с отклонениями от Территориальной схемы.
Статьёй 13.3 Закона об отходах производства и потребления установлены требования к территориальной схеме обращения с отходами, разрабатываемой и утверждаемой уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования и включающей в себя схему потоков отходов, в том числе твёрдых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включённых в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.
В соответствии с частью 10 статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твёрдых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Разделом 8.2 Территориальной схемы предусмотрена существующая схема потоков ТКО (от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включённых в государственный реестр объектов размещения отходов).
С целью построения наиболее эффективной схемы потоков ТКО, Территориальной схемой (раздел 8, подраздел 8.2) предлагается предусмотреть на территории Волгоградской области использование надлежащим образом обустроенных площадок временного накопления (перегрузок) для организации двухэтапной системы транспортирования ТКО. В Приложении Б2 к Территориальной схеме запланировано введение в эксплуатацию в 2021 году ряда площадок временного накопления (таблица 44).
Рейдовыми обследованиями и протоколами осмотра, проведёнными Управлением, установлено, что площадки временного накопления в Клетском и Котовском районах эксплуатируются в 2020 году и не оборудованы в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1322-03.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что у Управления отсутствуют полномочия проверять деятельность регионального оператора относительно выполнения последним требований СанПиН, которые не относятся к требованиям природоохранного законодательства.
Согласно частям 1, 2 статьи 51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и, способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.
Пунктом 3 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами (Правила N 1156) предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов осуществляются с учётом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона об отходах производства и потребления юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Частью 1 статьи 13.4 Закона об отходах производства и потребления установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Конкретные требования к условиям временного складирования отходов предусмотрены пунктами 3.2, 3.4, 3.7 "СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населённых мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03).
СанПиН 2.1.7.1322-03 утратили силу с 1 марта 2021 года в связи с изданием постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3, утвердившего СанПин 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Пункты 215, 216, 217, 220 СанПин 2.1.3684-21 предусматривают аналогичные требования к условиям накопления отходов на открытых площадках без тары.
То обстоятельство, что СанПиН 2.1.7.1322-03, на предмет которого проводилась проверка, утратили силу с 1 марта 2021 года, не свидетельствует о невозможности их применения в 2020 году.
Несоблюдение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения влечёт за собой нарушение частей 1 и 2 статьи 51 Закона об охране окружающей среды.
Накопление отходов, осуществляемое на площадке временного накопления (перегрузки) ТКО, которая не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, не защищена от атмосферных осадков, по периметру которой отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, не может отвечать условию безопасности для окружающей среды.
Поскольку накопление, сбор ТКО должно осуществляться с учётом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, оценка органом Росприроднадзора площадки временного накопления на предмет её соответствия требованиям СанПиН является правомерным.
Апелляционная коллегия обращает внимание заявителя, что в оспариваемых им предписаниях в качестве нарушения требований законодательства указано на осуществления обществом деятельности по сбору и накоплению ТКО с отклонениями от Территориальной схемы, а именно: на не введённых в эксплуатацию площадках временного накопления ТКО, а не отсутствие надлежащим образом оборудованных площадок временного накопления отходов в соответствии с требованиями СанПиН.
Учитывая изложенное, вышеуказанные доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
Заявитель апелляционной жалобы также полагает, что оспариваемые предписания являются неясными и неисполнимыми, выявленные нарушения в данных предписаниях не описаны и не конкретизированы, не указаны способы устранения нарушений, а также действия, которые должно совершить ООО "Ситиматик-Волгоград" с целью устранения нарушения.
Предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно.
Приказом Федеральной службы природопользования от 14.05.2019 N 215 утверждена типовая форма предписания, согласно которой в предписании не прописываются конкретные способы исполнения предписания.
Между тем оспариваемое предписание содержит описание выявленного нарушения, требование о его устранении, ссылку на пункты и статьи нормативного правового акта Российской Федерации, которые были нарушены; срок, установленный для его исполнения. При этом способ исполнения предписания определяется юридическим лицом самостоятельно. Указание в предписании на совершение конкретных мер для его исполнения может повлиять на права и законные интересы лица, которому оно выдано. Предписание не должно определять характер необходимых действий проверяемого лица.
К тому же, законом не запрещено в случае неясности обратиться в контролирующий орган за разъяснением возникшего вопроса.
Отсутствие указания на конкретные способы устранения нарушения не влечёт неисполнимости предписания, а, напротив, предоставляет нарушителю право выбора возможных вариантов, обеспечивающих устранение нарушения, не ограничивая в них лицо, которому выдано предписание.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу о том, что предписания Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 07.12.2020 N 17/28-2020-Э и от 02.12.2020 N 15/44-20-Э являются законными и обоснованными.
Оспариваемые предписания вынесены компетентным органом в пределах его полномочий и не содержат незаконных либо неисполнимых требований. Они не нарушают права заявителя, а направлены на побуждение его должным образом исполнять свои обязанности.
Кроме того, согласно части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам участвующим в деле.
Как установлено судом первой инстанции, наличие нарушений, содержащихся в оспариваемых предписаниях нашло отражение в судебной практике, а именно в решениях судов общей юрисдикции об оставлении в силе постановления о привлечении общества к административной ответственности, что в силу части 3 статьи 69 АПК РФ носит преюдициальный характер для рассмотрения настоящего спора.
Оснований для удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемых предписаний недействительными у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оценённых судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, в обжалуемой части законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1500 рублей и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении апелляционной жалобы относится на заявителя.
При подаче апелляционной жалобы ООО "Ситиматик - Волгоград" по платежному поручению от 16.12.2021 N 68295 оплатило государственную пошлину в размере 3000 рублей, в связи с чем, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 октября 2021 года по делу N А12-4579/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Ситиматик - Волгоград" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 руб., уплаченную платежным поручением от 16.12.2021 N 68295. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-4579/2021
Истец: ООО "СИТИМАТИК-ВОЛГОГРАД"
Ответчик: государственный инспектор МЕЖРЕГИОНАЛЬНОго УПРАВЛЕНИя ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО АСТРАХАНСКОЙ И ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТЯМ Селезнев А.Г., МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО АСТРАХАНСКОЙ И ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТЯМ