г. Воронеж |
|
09 февраля 2022 г. |
Дело N А08-2769/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.02.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 09.02.2022.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Коровушкиной Е.В., |
судей |
Письменного С.И., |
|
Осиповой М.Б., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Латышевым Е.П.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "ПрофБезопасность": Новомлинцев А.В., представитель по доверенности от 28.07.2021, представлено удостоверение адвоката N 2541 от 11.04.2014;
от общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Скиф+": Бражников А.Н., представитель по доверенности N 1 от 09.09.2021, предъявлен диплом о высшем образовании по специальности "Юриспруденция";
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области: Сырников И.Г., представитель по доверенности N 04/22 от 10.01.2022 предъявлен диплом о высшем образовании по специальности "Юриспруденция";
от муниципального унитарного предприятия "СТАРООСКОЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании при использовании системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "ПрофБезопасность" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 10.09.2021 по делу N А08-2769/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "ПрофБезопасность" (ИНН 3662114809, ОГРН 1063667263890) к муниципальному унитарному предприятию "Старооскольский водоканал" (ИНН 3128143304; ОГРН 1193123025369) и обществу с ограниченной ответственностью Частному охранному предприятию "Скиф+" (ИНН 3128089230, ОГРН 1123128004262) о признании недействительными результатов закупки N 32009690387 (протокол N 32009690387-2 от 07.12.2020) и договора N 387 от 18.12.2020,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (ИНН: 3123084662; ОГРН: 1023101646831),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "ПрофБезопасность" (далее - ООО ЧОП "ПрофБезопасность", истец) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Старооскольский водоканал" (далее - МУП "Старооскольский водоканал", ответчик-1) о признании недействительными результатов закупки N 32009690387 (протокол N 32009690387-2 от 07.12.2020) и договора N 387 от 18.12.2020, заключенного по результатам закупки N 32009690387 между МУП "Старооскольский водоканал" и ООО ЧОП "Скиф+".
Определением суда от 22.06.2021 удовлетворено ходатайство истца, к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Скиф+" (далее - ООО ЧОП "Скиф+", ответчик-2).
Определением суда от 22.07.2021 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее - УФАС по Белгородской области, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 10.09.2021 по делу N А08-2769/2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО ЧОП "ПрофБезопасность" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Заявитель жалобы указывает на расширительное толкование заказчиком документации спорного конкурса, поскольку п. 15 раздела 1 документации не содержал ссылок на необходимость представления квалификации (опыта) участника закупки с обязательным наличием опыта по охране объектов системы питьевого водоснабжения и водоотведения. Заявитель жалобы полагает, что представленные истцом договоры по охране соответствуют установленному в конкурсной документации критерию оценки и сопоставления заявок, в связи с чем необоснованно отклонены конкурсной комиссией.
Судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы откладывалось в порядке ст.ст. 158, 184, 266 АПК РФ.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель МУП "Старооскольский водоканал" не явился.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения лица, участвующего в деле о времени и месте судебного разбирательства, отсутствием ходатайства с приложенными документами, подтверждающими уважительность причины неявки, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ в его отсутствие.
В материалы дела от лиц, участвующих в деле, поступили письменные объяснения по фактическим обстоятельствам спора, которые суд приобщил к материалам дела.
В суде апелляционной инстанции МУП "Старооскольский водоканал" заявило о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, а именно копий документации об открытом конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N 32009690387-2 от 07.12.2020 с приложениями, предложения участника открытого конкурса ООО ЧОП "ПрофБезопасность", ООО ЧОП "Содействие", протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе N 32009690387-1 от 04.12.2020, извещения N 32110844519 о проведении закупки (в редакции N 2 от 01.12.2021), протокола рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе (заявка в двух частях) N 2228987 от 06.12.2021, протокола рассмотрения и оценки второй части заявки единственного участника конкурса (заявка в двух частях) N 2228987 от 07.12.2021, протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе (заявка в двух частях) N 2233026 от 13.12.2021, копии актов выполненных услуг ООО ЧОП "Скиф+" по договору N 387 от 18.12.2020 за период 2021 г.
Возможность предоставления в суд апелляционной инстанции дополнительных доказательств ограничена нормами статьи 268 АПК РФ.
По смыслу части 2 статьи 268 АПК РФ и абзаца 5 пункта 29 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разрешение вопроса о принятии дополнительных доказательств находится в пределах усмотрения суда апелляционной инстанции,
Рассмотрев указанное ходатайство, судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 159, 184, 266, 268 АПК РФ, приобщила к материалам дела поименованные документы, поскольку в данном случае принятие апелляционным судом дополнительных доказательств способствует всестороннему и объективному исследованию обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, и оценки законности принятого судом первой инстанции решения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО ЧОП "ПрофБезопасность" поддержал доводы апелляционной жалобы, считал решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, жалобу - удовлетворить.
Представитель ООО ЧОП "Скиф+" возражал против доводов апелляционной жалобы, считал решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Представитель УФАС по Белгородской области поддержал доводы апелляционной жалобы истца, считал решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, жалобу - удовлетворить.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, выслушав позиции лиц, участвующих в деле, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 18.11.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://zakupki.gov.ru) организатором закупки - МУП "Старооскольский водоканал" для заказчика МУП "Старооскольский водоканал" размещены извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 32009690387 и документация о проведении открытого конкурса.
Документация об открытом конкурсе состоит из трех разделов: N 1 "Информационная карта", N 2 "Проект договора" и N 3 "Техническая часть".
Предмет закупки - оказание услуг по охране объектов.
Начальная (максимальная) цена договора - 8 216 880,00 руб.
В разделе N 3 "Техническая часть" документации установлен перечень объектов МУП "Старооскольский водоканал", передаваемых под охрану.
В соответствии с п. 15 раздела N 1 "Информационная карта" документации критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе рассчитываются на основе двух показателей: цена контракта (значимость критерия 60%) и квалификация участника закупки (значимость критерия 40%)
Опыт участника конкурса по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема - это наличие у участника конкурса опыта оказания услуг (выполнения работ) по охране объектов системы водоснабжения и водоотведения, что подтверждается копиями исполненных контрактов (договоров) со сроком исполнения каждого не менее 10 месяцев и актов оказанных услуг.
При оценке заявок по данному показателю будут учитываться сведения об услугах (работах), характер которых полностью или в части соответствует объекту закупки и которые оказаны в полном объеме, без применения мер ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) по вине участника закупки.
На участие в открытом конкурсе было подано три заявки ООО ЧОП "Скиф+", ООО ЧОП "ПрофБезопасность", ООО ЧОП "Содействие".
Конкурсная комиссия признала все указанные заявки надлежащими.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N 32009690387-2 от 07.12.2020 первый порядковый номер присвоен заявке на участие в открытом конкурсе ООО ЧОП "Скиф+", второй порядковый номер присвоен заявке ООО ЧОП "ПрофБезопасность".
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N 32009690387-2 от 07.12.2020 победителем открытого конкурса признано ООО ЧОП "Скиф+".
На основании указанного протокола N 32009690387-2 от 07.12.2020 между МУП "Старооскольский водоканал" (заказчик) и ООО ЧОП "Скиф+" заключен договор N 387 от 18.12.2020.
Не согласившись с результатами открытого конкурса, ООО ЧОП "ПрофБезопасность" обратилось с жалобой на действия заказчика, конкурсной комиссии МУП "Старооскольский водоканал" в УФАС по Белгородской области, возбуждено дело N 031/01/18.1-1055/2020.
Решением УФАС по Белгородской области от 13.01.2021 жалоба ООО ЧОП "ПрофБезопасность" на действия заказчика, конкурсной комиссии - МУП "Старооскольский водоканал" при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказания услуг по охране объектов (извещение N 32009690387 размешено на официальном сайте https://zakupki.gov.ru) обоснованной, конкурсная комиссия заказчика - МУП "Старооскольский водоканал" признана нарушившей п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Ссылаясь на решение УФАС по Белгородской области от 13.01.2021, ООО ЧОП "ПрофБезопасность" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 447 ГК РФ, положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", пришел к выводу, что заключение оспариваемого договора не повлекло нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки и не посягает на публичные интересы и (или) права и законные интересы третьих лиц. Более того, истец не указал, каким образом удовлетворение заявленных им требований, само по себе, может привести к восстановлению его прав и законных интересов, учитывая, что на момент подачи искового заявления заключенный по результатам оспариваемого открытого конкурса договор исполнялся в течение трех месяцев и исполняется до настоящего времени.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266-268 АПК РФ, находит выводы суда первой инстанции противоречащими нормам действующего законодательства по следующим основаниям.
В силу пунктов 1 и 2 ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. В качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (нотариус, специализированная организация и др.).
По смыслу пунктов 1,2 ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.
При этом положения статьи 449 ГК РФ о недействительности торгов, проведенных с нарушением правил, установленных законом, не исключают возможность самостоятельного оспаривания заключенных на торгах сделок по иным основаниям, не связанным с нарушениями процедурного характера. При ином подходе следовало бы признать допустимость совершения на торгах договоров, игнорирующих любые требования закона, не относящиеся к порядку проведения торгов (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16.06.2016 N 305-ЭС15-6515 по делу N А41-2099/2011, определение Верховного Суда РФ от 26.02.2019 N 306-ЭС18-26145 по делу N А06-9099/2017).
Согласно статье 1 Федерального закона от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране" государственная охрана - деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации и исполнения международных обязательств Российской Федерации, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер.
Правоотношения в сфере частной детективной и охранной деятельности регулируются Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1).
В силу п. 7 ч. 3 ст. 3 Закона N 2487-1 в целях охраны разрешается предоставление охраны объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
Частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи (абзац 3 статьи 11 Закона N 2487-1).
Учитывая приведенные нормы права, законодатель ограничил сферу деятельности частных охранных организаций, предоставив Правительству Российской Федерации право определения объектов, охрану которых эти организации осуществлять не могут.
Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее - Постановлением N 587) утвержден перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется.
В частности, пунктом 14 Перечня Постановления N 587 (в редакции, действующей на момент проведения торгов) установлено, что частная охранная деятельность не распространяется на гидротехнические сооружения, коллекторы водохранилищ, водопроводные станции и объекты водоподготовки в крупных промышленных центрах, в населенных пунктах краевого и областного подчинения, а также в закрытых административно-территориальных образованиях.
Установив в пункте 14 оспариваемого нормативного правового акта перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, Правительство Российской Федерации осуществило нормативно-правовое регулирование не произвольно, а на основе действующего законодательства по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, с учетом требований законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 1863-О-О, в основу формирования Перечня объектов, подлежащих государственной охране, положен критерий значимости того или иного объекта для безопасности неограниченного круга лиц, возможности причинения потенциального вреда в случае нарушений условий охраны, специфики того или иного объекта охраны, его особо важного значения для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения.
Коллегия обращает внимание, что Верховным Судом Российской Федерации было рассмотрено административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "Кобра 1", общества с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "Кобра 2" о признании частично недействующим пункта 14 вышеуказанного Перечня (Апелляционное определение от 08.10.202 N АПЛ20-307).
В обоснование данного иска стороны ссылались на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта исходя из их буквального и смыслового толкования в системе взаимосвязанных с ним норм действующего законодательства не отвечают общеправовому критерию формальной определенности, ясности и недвусмысленности в той мере, в какой ими распространяется запрет на осуществление частной охранной деятельности в отношении объектов гидротехнических сооружений, коллекторов водохранилищ, водопроводных станций и объектов водоподготовки в крупных промышленных центрах, в населенных пунктах краевого и областного подчинения вне зависимости от категории объектов и паспорта безопасности и нарушают права административных истцов.
Решением Верховного Суда РФ от 06.07.2020 N АКПИ20-83 в удовлетворении административного искового о признании частично недействующим пункта 14 перечня объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 N 587, - отказано.
Как указал суд, регулируя отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под гидротехническими сооружениями понимает плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" (статья 3).
Определяя вопросы обеспечения безопасной эксплуатации централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" в части 1 статьи 10 предусматривает, что собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Оспариваемое нормативно-правовое регулирование, направленное на надлежащее обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, коллекторов водохранилищ, водопроводных станций и объектов водоподготовки в крупных промышленных центрах, в населенных пунктах краевого и областного подчинения, а также в закрытых административно-территориальных образованиях ввиду их особого статуса, установленное на основании закона Правительством Российской Федерации, осуществляющим исполнительную власть Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее права административных истцов в сфере предпринимательской деятельности.
Развитие указанных подходов отражено в пункте 17 Перечня Постановления N 587 (редакция от 25.10.2021), которым установлено, что частная охранная деятельность не распространяется на гидротехнические сооружения, каскад гидротехнических сооружений, расположенных на одной реке (за исключением таких сооружений и каскадов, входящих в состав объекта топливно-энергетического комплекса), коллекторы водохранилищ, водопроводные станции и объекты водоподготовки, предназначенные для обеспечения хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации, населенных пунктов, на территориях которых расположены системообразующие и градообразующие организации, осуществляющие деятельность, имеющую стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также закрытых административно-территориальных образований.
Согласно Уставу Белгородской области и Закону "Об административно-территориальном устройстве Белгородской области", субъект РФ включает административно-территориальные единицы, в том числе 6 городов областного значения: Белгород, Алексеевка, Валуйки, Губкин, Старый Оскол.
Согласно техническому заданию на оказание услуг по охране объектов раздела N 3 "Техническая часть" требовалось оказать услуги по охране следующих объектов:
1) Воротниковский водозабор, хлараторная-2, склад материальных средств, скважины добычи воды, убежище, бытовое машинное отделение, электростанция - круглосуточно;
2) горрезервуары Орликовский водозабор, административное здание, хлораторная, резервуары с водой, насосная станция - круглосуточно;
3) водозабор "Гуменский", хлораторная, 3 склада, электроподстанция, резервуары с водой -2, бытовое помещение, насосная станция, мастерская, убежище - круглосуточно;
4) водозабор "Горняшка", резервуары с водой-3, водораздатчик, насосная станция, КПП, диспетчерская - круглосуточно;
5) водозабор "Городской", 3-скважины, КПП, административное здание, насосная станция, резервуар - круглосуточно;
6) насосная станция 2-го подъема воды, насосная станция, КПП, хлораторная, резервуар - круглосуточно;
7) цех очистных сооружений - круглосуточно.
В рамках рассмотрения дела предприятие не отрицало социальную значимость объекта, а также на его принадлежность к централизованной водной системе.
По данным МУП "Старооскольский водоканал" объекты представляют собой комплекс сооружений для обеспечения водоснабжения населения.
Сторонами не оспаривалось, что спорный объект является объектом особой важности и повышенной опасности, обеспечивающим подачу питьевой воды в город, жизнедеятельность и безопасность населения.
Согласно положениям ГОСТа 19185-73. Государственный стандарт Союза ССР. Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения водозаборное сооружение - это гидротехническое сооружение для забора воды в водовод из водоема, водотока или подземного водоисточника.
Под насосной станцией понимается Комплекс гидротехнических сооружений и оборудования для подъема воды насосами (ГОСТ 19185-73. Государственный стандарт Союза ССР. Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения).
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что объекты, переданные под частную охрану относятся к гидротехническим сооружениям и объектам водоподготовки, обеспечивающим жизнедеятельность населения города областного подчинения, в связи с чем, частная охранная деятельность, на данные объекты не распространяется.
Данный вывод согласуется с выводами, изложенными в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 03.09.2020 N Ф10-2334/2020 по делу N А35-11000/2018, определении Верховного Суда РФ от 30.11.2020 N 310-ЭС20-18518 по делу N А35-11000/2018.
В апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.10.2020 N АПЛ20-301 по административному иску ООО ЧОП "Кобра 1" детальному анализу был подвергнут и отклонен довод о противоречии п. 14 перечня объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, утвержденного постановлением Правительства российской Федерации 14.08.1992 N 587, Федеральному закону "О противодействии терроризму".
В соответствии с пунктом 3 Требований к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1467 настоящие требования не распространяются, в том числе, на объекты водоснабжения и водоотведения, которые подлежат обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом установления в п. 14 Перечня Постановления N 587 перечня объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, судебная коллегия отклоняет довод МУП "Старооскольский водоканал" о том, что привлечение частного охранного предприятия соответствует решению руководства МУП "Старооскольский водоканал" в соответствии с п. 31 постановления Правительства РФ от 23.12.2016 N 1467.
Исходя из разъяснений, изложенных в п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" торги являются оспоримой сделкой, а споры о признании их недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
В силу п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ).
В соответствии со статьей 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (часть 2 статьи 168 ГК РФ).
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
Судом установлено, что объекты, передаваемые под охрану, указанные в техническом задании спорной закупки являются объектами, подлежащими государственной охране, и не могут охраняться частной охранной организацией, независимо от опыта участника оказания аналогичных услуг, что должно было быть отражено в документации.
В случае подачи заявок на участие в спорной закупке частными охранными организациями такие заявки должны были быть отклонены в связи с несоответствием положениям п. 3 ст. 11 Закон N 2487-1 и Постановления N 587, поскольку суть этих требований в том, что участник закупки должен обладать правом исполнить контракт, заключение которого является предметом закупки, тогда как у частных охранных организаций такого права в данном случае нет.
В связи с изложенным, оспариваемые торги по заключению договора охранных услуг на объекты водоснабжения населенного пункта областного значения без включения в условия документации требований к участникам о соответствии их требованиям законодательства о государственной охране объектов, проведены с нарушением законодательства и посягают на публичные интересы (безопасность и жизнедеятельность населенного пункта), что влечет их недействительность (ничтожность).
При таких обстоятельствах, в соответствии с ч. 2 ст. 168 ГК РФ результаты открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по охране N 32009690387 (протокол N 3200960387-2 от 07.12.2020) и заключенный с победителем конкурса договор N 387 от 18.12.2020 следует признать недействительными (ничтожными).
Довод ответчиков об исполнении договора в 2021 году подтверждается представленными в дело актами приемки выполненных услуг.
Между тем, данное обстоятельство в данном случае не может повлиять на результат рассмотрения, поскольку в силу ч. 1 ст. 168 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
По вышеизложенным мотивам отклоняется и довод ответчиков о невозможности восстановления нарушенного права по заявленному иску, поскольку в настоящем случае результаты торгов и оспариваемая сделка нарушает публичные интересы.
Согласно ч.2 ст. 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
При этом нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом первой инстанции допущено не было.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Белгородской области от 10.09.2021 по делу N А08- 2769/2021 подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
В силу ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей (ч. 5 ст. 110 АПК РФ).
Истцом при подаче истца и апелляционной жалобы была уплачена государственная пошлина в размере 6000 руб. и 3000 руб. соответственно.
Таким образом, с ответчика 1 и отвечтика-2 подлежит взысканию в пользу истца по 4500 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины за подачу иска и апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 10.09.2021 по делу N А08- 2769/2021 отменить.
Признать недействительными результаты открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по охране N 32009690387 (протокол N 3200960387-2 от 07.12.2020) недействительными.
Признать недействительным договор N 387 от 18.12.2020, заключенный в соответствии с протоколом N 3200960387-2 от 07.12.2020, между муниципальным унитарным предприятием "Старооскольский водоканал" (ИНН 3128143304; ОГРН 1193123025369) и обществом с ограниченной ответственностью Частным охранным предприятием "Скиф+" (ИНН 3128089230, ОГРН 1123128004262).
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Старооскольский водоканал" (ИНН 3128143304; ОГРН 1193123025369) в пользу общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "ПрофБезопасность" (ИНН 3662114809, ОГРН 1063667263890) 4500 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины за подачу иска и апелляционной жалобы.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Частного охранного предприятия "Скиф+" (ИНН 3128089230, ОГРН 1123128004262) в пользу общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "ПрофБезопасность" (ИНН 3662114809, ОГРН 1063667263890) 4500 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины за подачу иска и апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Коровушкина |
Судьи |
С.И. Письменный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-2769/2021
Истец: ООО ЧОП "ПрофБезопасность"
Ответчик: МУП "СТАРООСКОЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ", ООО ЧАСТНОЕ ОХРАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "СКИФ+"
Третье лицо: Федеральная антимонопольная служба Управление по Белгородской области