г. Москва |
|
09 февраля 2022 г. |
Дело N А40-98291/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Бекетовой И.В., Свиридова В.А., |
при ведении протокола |
помощником судьи Сатаевым Д.Ш., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.11.2021 по делу N А40-98291/21
по заявлению Департамента городского имущества города Москва
к Управлению Росреестра по г. Москве,
третье лицо: ГБУ г.Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации,
о признании незаконным уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета, об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета,
при участии:
от заявителя: |
Цебеков А.А. по дов. от 29.12.2021; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление) от 19.02.2021 N КУВД-001/2021-5244515/1 о приостановлении государственного кадастрового учета, от 19.05.2021 N КУВД-001/2021-5244515/2 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006022:14, расположенного по адресу: Москва, ул.Крутицкая, вл.17 в соответствии с распоряжение Департамента от 13.05.2019 N 17689Б "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006022:14" (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 18.11.2021 решения Управления Росреестра по Москве, изложенные в уведомлениях от 19.02.2021 N КУВД-001/2021-5244515/1 о приостановлении государственного кадастрового учета и от 19.05.2021 N КУВД-001/2021-5244515/2 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета признаны незаконными.
Управление Росреестра по Москве, не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Ответчик и третье лицо в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, распоряжением Департамента от 29.08.2017 N 27708 утвержден проект межевания территории квартала N 1214 Таганского района, ограниченного Саринским проездом, улицей Симоновский Вал, Арбатецкой улицей, Крутицкой набережной, границей разработанного проекта межевания (N 01.07.488.2013).
Согласно утвержденному проекту межевания, земельному участку N 9, определенного для эксплуатации зданий Храмового комплекса, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Крутицкая, д. 17, стр. 1-11, определена площадь в размере 1,649 га, функциональное использование-эксплуатация Храмового комплекса.
Согласно сведениям из ЕГРН граница земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006022:14 с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Крутицкая, вл. 17 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Земельноправовые отношения не оформлены.
В соответствии с проектом межевания, в целях дальнейшего перераспределения земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006022:14 с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Крутицкая, вл. 17 потребовалось уточнение его границ и площади. Департаментом выпущены распоряжение от 13.05.2019 N 17689Б "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006022:14", а также распоряжение от 14.05.2019 N 17975Б "О перераспределении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006022:14 и земель находящихся в государственной собственности".
В процессе проведения кадастровых работ, на основании распоряжения Департамента от 14.05.2019 N 17975Б "О перераспределении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006022:14 и земель находящихся в государственной собственности" (далее - Распоряжение) было выявлено, что границы земельного участка, образуемого согласно Распоряжению, не соответствуют фактическим границам - рассекают объекты капитального строительства.
В этой связи, для корректного формирования границ образуемого земельного участка было необходимо внесение изменений в утвержденный распоряжением Департамента от 29.08.2017 N 27708 проект межевании территории квартала, в части корректировки границ и площади участка N 9.
Учитывая изложенное, Департаментом выпущено распоряжение от 24.07.2020 N 22968 "О внесении изменений в распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 29 августа 2017 г. N 27708".
Также, Департаментом было издано распоряжение от 10.12.2020 N 42774Б "О перераспределении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006022:14 и земель, находящихся в государственной собственности".
При этом ранее изданные Департаментом распоряжение от 14.05.2019 N 17975Б и 19.10.2020 N 34778Б отменены. Кадастровые работы в соответствии с распоряжениями Департамента от 13.05.2019 N 17689Б и от 10.12.2020 N 42774Б выполняет подрядная организация ГБУ МосгорБТИ за счет средств бюджета города Москвы согласно государственному заданию. Подрядной организацией в соответствии с распоряжением от 13.05.2019 N 17689Б подготовлен межевой план.
В целях осуществления действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006022:14 Департамент обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве. По результатам рассмотрения представленных документов Управлением принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета от 19.02.2021 N КУВД-001/2021-5244515/1 (далее - Решение о приостановлении).
С целью обжалования Решения о приостановлении кадастровым инженером, подготовившим межевой план, направлено соответствующее заявление в апелляционную комиссию Управления Росреестра по Москве (далее - Апелляционная комиссия).
10.03.2021 Апелляционной комиссией принято решение N 285/2021 об отклонении заявления об обжаловании Решения о приостановлении.
С приведенным отказом Департамент не согласен, в связи с чем, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п.12 ст.29 Федерального закона N 218-ФЗ отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно положениям Закона о регистрации при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. Исходя из вышеуказанных положений Закона о регистрации, решение о проведении, либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Москвы от 18.11.2014 N 675-ПП "О мерах по реализации мероприятий, направленных на обеспечение оформления земельных отношений в городе Москве" Департаментом ведется работа по образованию земельных участков из земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, включая проведение кадастровых работ, а также постановку образованных земельных участков на государственный кадастровый учет с целью оформления земельно-правовых отношений.
В силу ст. 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Из статьи 11.10 ЗК РФ следует, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13).
Распоряжением Департамента от 29.08.2017 N 27708 утвержден проект межевания территории квартала N 1214 Таганского района, ограниченного Саринским проездом, улицей Симоновский Вал, Арбатецкой улицей, Крутицкой набережной, границей разработанного проекта межевания (N 01.07.488.2013).
Согласно утвержденному проекту межевания, земельному участку N 9, определенного для эксплуатации зданий Храмового комплекса, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Крутицкая, д. 17, стр. 1-11, определена площадь в размере 1,649 га, функциональное использование-эксплуатация Храмового комплекса. Согласно сведениям из ЕГРН граница земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006022:14 с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Крутицкая, вл. 17 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Земельноправовые отношения не оформлены.
В соответствии с проектом межевания, в целях дальнейшего перераспределения земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006022:14 с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Крутицкая, вл. 17 потребовалось уточнение его границ и площади.
Департаментом выпущены распоряжение от 13.05.2019 N 17689Б "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006022:14", а также распоряжение от 14.05.2019 N 17975Б "О перераспределении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006022:14 и земель находящихся в государственной собственности".
В процессе проведения кадастровых работ, на основании распоряжения Департамента от 14.05.2019 N 17975Б "О перераспределении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006022:14 и земель находящихся в государственной собственности" было выявлено, что границы земельного участка, образуемого согласно Распоряжению, не соответствуют фактическим границам - рассекают объекты капитального строительства.
В этой связи, для корректного формирования границ образуемого земельного участка было необходимо внесение изменений в утвержденный распоряжением Департамента от 29.08.2017 N 27708 проект межевании территории квартала, в части корректировки границ и площади участка N 9.
Учитывая изложенное, Департаментом выпущено распоряжение от 24.07.2020 N 22968 "О внесении изменений в распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 29 августа 2017 N 27708".
Кроме, того, Департаментом было издано распоряжение от 10.12.2020 N 42774Б "О перераспределении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006022:14 и земель, находящихся в государственной собственности".
При этом ранее изданные Департаментом распоряжение от 14.05.2019 N 17975Б и 19.10.2020 N 34778Б отменены.
Кадастровые работы в соответствии с распоряжениями Департамента от 13.05.2019 N 17689Б и от 10.12.2020 N 42774Б выполняет подрядная организация ГБУ МосгорБТИ за счет средств бюджета города Москвы согласно государственному заданию. Подрядной организацией в соответствии с распоряжением от 13.05.2019 N 17689Б подготовлен межевой план.
В целях осуществления действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006022:14 Департамент обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
По результатам рассмотрения представленных документов Управлением принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета от 19.02.2021 N КУВД-001/2021-5244515/1 (далее - Решение о приостановлении).
С целью обжалования Решения о приостановлении кадастровым инженером, подготовившим межевой план, направлено соответствующее заявление в апелляционную комиссию Управления Росреестра по Москве (далее - Апелляционная комиссия).
10.03.2021 Апелляционной комиссией принято решение N 285/2021 об отклонении заявления об обжаловании Решения о приостановлении.
Удовлетворяя требования Департамента городского имущества города Москвы, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника, представителя собственника или иного лица, указанного в п. 1-3 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (п. 4 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ).
В силу части 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц. Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
При этом, понятие "правовой экспертизы" представленных на государственную регистрацию документов в соответствии со ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
В рассматриваемом споре отказ регистрирующего органа был мотивирован тем, что не устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, а именно:
Нарушены требования к составлению межевого плана, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требования), а именно: - в соответствии с п. 70 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В данном случае реквизиты таки документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
Согласно ч. 10 ст. 22 Закона N 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Использованные при составлении межевого плана документы не подтверждают прохождение уточненных границ земельного участка; - в нарушение п. 59 Требований в реквизите "1" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках" не указаны соответствующие координаты характерных точек.
Вместе с тем, приостанавливая регистрацию по указанным мотивам, а в последующем отказывая в регистрации, Управление не учло следующее.
В силу п. 7 ч, 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Закона о регистрации).
Уточнение местоположения границ земельного участка осуществляется в отношении земельного участка, сведения о котором внесены в ЕГРН (государственный кадастровый учет земельного участка осуществлен), но границы которого не установлены в соответствии с требованиями Федерального закона N 218-ФЗ.
Исходя из анализа положений ч. 1 ст. 43, л. 31 ч. 1 ст. 26, ч. ч. 8, 10 ст. 22. ч. 3 ст. 61 Федерального закона N 218-ФЗ, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях: - при отсутствии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; - в случае, если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения (например, при отсутствии в ЕГРН сведений о нормативной точности определения координат характерных точек границ земельного участка); - в случае, если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки); - при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН, в том числе реестровой ошибки о местоположении границ земельного участка (например, несоответствие сведений ЕГРН о местоположении границ земельного участка фактическому расположению объекта недвижимости); - по решению суда.
Необходимым для кадастрового учета земельного участка (в связи с уточнением местоположения его 1раниц) документом является межевой план, представляющий собой результат кадастровых работ (ст. 22 Федерального закона N 218-ФЗ).
Частью 10 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории.
При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ранее, до 01.01.2017, аналогичные по содержанию положения содержались в ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона N 218-ФЗ).
Для подготовки межевого плана используются документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании. Пунктом 70 Требований предусмотрено включение в состав раздела "Заключения кадастрового инженера" в виде связного текста обоснования местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например, сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет.
Конфигурация земельного участка определяется местоположением его границ (письмо Минэкономразвития России от 27.12.2011 N 29478-ИМ/Д23).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 8 ст. 22 Федерального закона N 218-03).
В связи с этим, конфигурация земельного участка может быть изменена при уточнении границ земельного участка.
Целью кадастровых работ по уточнению местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006022:14 является приведение границ уточняемого земельного участка, согласно сведений ЕГРН о смежных земельных участках с кадастровыми номерами 77:01:0006022:30, 77:01:0006022:29, 77:01:0006022:35, а также определение нормативной точности координат характерных точек границ и площади земельного участка.
Местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006022:14 определено с учетом сведений, содержащихся на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной в установленном порядке распоряжением Департамента от 13.05.2019 N 17689Б "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006022:14".
В связи с тем, что картографические материалы, подтверждающие фактическое расположение границ данного земельного участка на местности 15 и более лет отсутствуют, документом-основанием, устанавливающим границы земельного участка является распоряжение Департамента от 13.05.2019 N 17689Б.
Одновременно с уточнением местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006022:14 предполагается также осуществить корректировку границ смежных ранее учтенных земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0006022:30, 77:01:0006022:29, 77:01:0006022:35.
Вместе с тем земельные участки с кадастровыми номерами 77:01:0006022:30, 77:01:0006022:29, 77:01:0006022:35 включены в перечень земельных участков уличнодорожной сети города Москвы (далее - УДС), утвержденный законом города Москвы от 21.03.2007 N 8, и поставлены на государственный кадастровый учет по материалам Москомархитектуры.
При этом распоряжение Департамента от 13.05.2019 N 17689Б предусматривает формирование границ уточняемого земельного участка с учетом местоположения границ земельных участков УДС с кадастровыми номерами 77:01:0006022:30, 77:01:0006022:29, 77:01:0006022:35, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Уточнение земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006022:14 и приведение границ уточняемого земельного участка, согласно сведений ЕГРН о смежных земельных участках с кадастровыми номерами 77:01:0006022:30, 77:01:0006022:29, 77:01:0006022:35 необходимо для последующего корректного формирования земельного участка, путем перераспределения, соответствующего участку N 9 на плане межевания территории квартала, утверждённого распоряжение Департамента от 24.07.2020 N22968 "О внесении изменений в распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 29 августа 2017 г. N 27708".
Относительно довода регистрирующего органа о нарушении п. 59 Требований сообщаем, что в реквизите "1" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках" указаны существующие координаты характерных точек: 5,4,3,2,1.
На основании вышеизложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что Департаментом при обращении в Управление Росреестра по Москве полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий, в связи с чем основания для отказа в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимого имущества отсутствуют.
В соответствии с ч.2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.11.2021 по делу N А40-98291/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-98291/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ГБУ Москвы МГБТИ