г. Москва |
|
30 мая 2022 г. |
Дело N А40-98291/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.05.2022.
Полный текст постановления изготовлен 30.05.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
от Департамента городского имущества города Москвы: Шавловский И.К. по доверенности от 29.12.2021, удостоверению;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве: не явился, извещён;
от ГБУ г. Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации: не явился, извещён;
рассмотрев 26 мая 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение от 18 ноября 2021 года Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 09 февраля 2022 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-98291/2021
по заявлению Департамента городского имущества города Москва
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: ГБУ г. Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации
о признании незаконными уведомления,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление) от 19.02.2021 N КУВД-001/2021-5244515/1 о приостановлении государственного кадастрового учета, от 19.05.2021 N КУВД-001/2021-5244515/2 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006022:14, расположенного по адресу: Москва, ул. Крутицкая, вл.17 в соответствии с распоряжением Департамента от 13.05.2019 N 17689Б "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006022:14" (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.11.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2022, заявленные требования удовлетворены.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГБУ г. Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации (далее - ГБУ Москвы МГБТИ).
В кассационной жалобе Управление просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Департамента против удовлетворения кассационной жалобы возражал, просил оставить судебные акты без изменения.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ, в отсутствие представителей управления и третьего лица, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя Департамента, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установили арбитражные суды, распоряжением Департамента от 29.08.2017 N 27708 утвержден проект межевания территории квартала N 1214 Таганского района, ограниченного Саринским проездом, улицей Симоновский Вал, Арбатецкой улицей, Крутицкой набережной, границей разработанного проекта межевания (N 01.07.488.2013).
Согласно утвержденному проекту межевания, земельному участку N 9, определенному для эксплуатации зданий Храмового комплекса, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Крутицкая, д. 17, стр. 1-11, определена площадь в размере 1,649 га, функциональное использование-эксплуатация Храмового комплекса.
Согласно сведениям из ЕГРН граница земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006022:14 с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Крутицкая, вл. 17 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, земельные отношения не оформлены.
В соответствии с проектом межевания, в целях дальнейшего перераспределения земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006022:14 с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Крутицкая, вл. 17 потребовалось уточнение его границ и площади. Департаментом выпущены распоряжение от 13.05.2019 N 17689Б "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006022:14", а также распоряжение от 14.05.2019 N 17975Б "О перераспределении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006022:14 и земель находящихся в государственной собственности".
В процессе проведения кадастровых работ, на основании распоряжения Департамента от 14.05.2019 N 17975Б "О перераспределении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006022:14 и земель находящихся в государственной собственности" (далее - Распоряжение) было выявлено, что границы земельного участка, образуемого согласно Распоряжению, не соответствуют фактическим границам - рассекают объекты капитального строительства.
Учитывая изложенное, Департаментом выпущено распоряжение от 24.07.2020 N 22968 "О внесении изменений в распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 29 августа 2017 г. N 27708".
Также, Департаментом было издано распоряжение от 10.12.2020 N 42774Б "О перераспределении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006022:14 и земель, находящихся в государственной собственности".
При этом ранее изданные Департаментом распоряжение от 14.05.2019 N 17975Б и 19.10.2020 N 34778Б отменены. Кадастровые работы в соответствии с распоряжениями Департамента от 13.05.2019 N 17689Б и от 10.12.2020 N 42774Б были выполнены ГБУ МосгорБТИ за счет средств бюджета города Москвы согласно государственному заданию, в соответствии с распоряжением от 13.05.2019 N 17689Б подготовлен межевой план.
В целях осуществления действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006022:14 Департамент обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве. По результатам рассмотрения представленных документов Управлением принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета от 19.02.2021 N КУВД-001/2021-5244515/1 (далее - Решение о приостановлении), оставленное без изменения решением апелляционной комиссии N 285/2021 об отклонении заявления Департамента об обжаловании указанного решения о приостановлении.
С приведенным отказом Департамент не согласен, в связи с чем обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно части 1 статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Москвы от 18.11.2014 N 675-ПП "О мерах по реализации мероприятий, направленных на обеспечение оформления земельных отношений в городе Москве" Департаментом ведется работа по образованию земельных участков из земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, включая проведение кадастровых работ, а также постановку образованных земельных участков на государственный кадастровый учет с целью оформления земельно-правовых отношений.
В силу ст. 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Из статьи 11.10 ЗК РФ следует, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
В силу п. 7 ч, 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Уточнение местоположения границ земельного участка осуществляется в отношении земельного участка, сведения о котором внесены в ЕГРН (государственный кадастровый учет земельного участка осуществлен), но границы которого не установлены в соответствии с требованиями Федерального закона N 218-ФЗ.
Исходя из анализа положений ч. 1 ст. 43, л. 31 ч. 1 ст. 26, ч. ч. 8, 10 ст. 22. ч. 3 ст. 61 Федерального закона N 218-ФЗ, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях: - при отсутствии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; - в случае, если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения (например, при отсутствии в ЕГРН сведений о нормативной точности определения координат характерных точек границ земельного участка); - в случае, если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки); - при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН, в том числе реестровой ошибки о местоположении границ земельного участка (например, несоответствие сведений ЕГРН о местоположении границ земельного участка фактическому расположению объекта недвижимости); - по решению суда.
Необходимым для кадастрового учета земельного участка (в связи с уточнением местоположения его границ) документом является межевой план, представляющий собой результат кадастровых работ (ст. 22 Закона N 218-ФЗ).
Уточнение границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006022:14 и приведение в соответствие с ними границ смежных земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0006022:30, 77:01:0006022:29, 77:01:0006022:35 необходимо для последующего корректного формирования земельного участка, путем перераспределения, соответствующего участку N 9 на плане межевания территории квартала, утверждённого распоряжение Департамента от 24.07.2020 N22968 "О внесении изменений в распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 29 августа 2017 г. N 27708".
Арбитражными судами сделан правильный вывод о том, что Департаментом при обращении в Управление Росреестра по Москве полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий, в связи с чем основания для отказа в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимого имущества отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы Управления, направленные на иную, чем у судов оценку обстоятельств дела, не могут быть приняты как состоятельные, поскольку их переоценка находится за пределами полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Согласно части 3 статьи 288 АПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, постановления.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов из материалов дела и доводов кассационной жалобы Управления не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 ноября 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 февраля 2022 года по делу N А40-98291/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из анализа положений ч. 1 ст. 43, л. 31 ч. 1 ст. 26, ч. ч. 8, 10 ст. 22. ч. 3 ст. 61 Федерального закона N 218-ФЗ, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях: - при отсутствии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; - в случае, если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения (например, при отсутствии в ЕГРН сведений о нормативной точности определения координат характерных точек границ земельного участка); - в случае, если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки); - при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН, в том числе реестровой ошибки о местоположении границ земельного участка (например, несоответствие сведений ЕГРН о местоположении границ земельного участка фактическому расположению объекта недвижимости); - по решению суда.
Необходимым для кадастрового учета земельного участка (в связи с уточнением местоположения его границ) документом является межевой план, представляющий собой результат кадастровых работ (ст. 22 Закона N 218-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 мая 2022 г. N Ф05-10683/22 по делу N А40-98291/2021