г. Москва |
|
09 февраля 2022 г. |
Дело N А40-175954/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Кочешковой М.В., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.11.2021 по делу N А40-175954/21
по заявлению АО "УК-ГЭМ"
к Управлению Росреестра по Москве
об оспаривании решения,
при участии:
от заявителя: |
Ханенко И.О. по доверенности от 12.08.2021; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "УК-ГЭМ" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (ответчик, Управление) о признании незаконным решения об отказе государственного кадастрового учета N КуВД-001/2021-12056184/3 от 08.07.2021.
Решением от 16.11.2021 Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителя заявителя, явившегося в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, заявитель обратился в Управление с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений в сведениях содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости в отношении помещения с кадастровым номером 77:06:0004009:4383, площадью 405.5 кв.м. расположенного по адресу: Москва, проезд Научный, д 19.
В качестве основания проведения государственного кадастрового учета изменений Заявителем представлен соответствующий технический план.
По результатам осуществления правовой экспертизы представленных документов, Управлением Росреестра по г. Москве 08.07.2021 вынесено решение N КуВД-001/2021-12056184/3 об отказе государственного кадастрового учета.
Не согласившись с оспариваемым решением Управления, общество обртаилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, ввиду следующего.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 ЗаконаN 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
Управление указывает, что согласно п.64 Требований план части этажа, а при отсутствии этажей у здания, сооружения- План части здания, сооружения оформляются в соответствии с пунктами 51-63 Требований. При этом на Плане части этажа, а при отсутствии этажей у здания, сооружения - Плане части здания, сооружения указывается обозначение такой части (например, подъезд N 1). Между тем, графическая часть представленного технического плана подготовлена в нарушение указанного Требования.
Между тем, Управлением не учтено следующее.
Согласно разделу технического плана "исходные данные" Технический план подготовлен в том числе на основании Выписки из ЕГРН об Объекте. Исходя из Выписки ЕГРН определено, что сведения об Объекте были переданы в ЕГРН органом технической инвентаризации в рамках исполнения Приказа Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1 "О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости" (далее - Приказ N 1).
В соответствии с данным Приказом N 1 организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации обязаны были передать Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) в срок до 01.01.2013 технические и кадастровые паспорта зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее - объекты технического учета), хранящиеся в архивах, для включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
При проведении анализа поэтажных планов Технического паспорта нежилого здания от 08.09.2010 в границах которого расположен Объект выявлено, что нежилое здание не имеет отдельных изолированных частей этажа, а именно подъездов и секций.
Таким образом, в состав технического плана включен План всего этажа с отображением Объекта работ, следовательно, Заинтересованным лицом необоснованно указана данная причина приостановления государственного кадастрового учета.
Во исполнении данного пункта на Плане части этажа указана "схема расположения помещения на этаже", в связи с тем, что помещение расположено в пределах изолированной части этажа здания.
В соответствии с пунктом 21 Требований (утв.Приказом N 953) технический план подготавливается в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, и оформляется в виде файлов в формате XML (далее - XML-документ), созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных. Документы, подготовленные на бумажном носителе, которые в соответствии с Требованиями подлежат включению в состав приложения, оформляются в форме электронных образов бумажных документов в виде файлов в формате PDF, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего технический план. Электронный образ документа должен обеспечивать визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество представленных электронных образов документов и документов в формате JPEG должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Если бумажный документ состоит из двух и более листов, электронный образ такого бумажного документа в формате PDF формируется в виде одного файла. Для сканирования документов необходимо использовать полноцветный режим с разрешением 300 dpi. Документы в формате JPEG должны быть выполнены в 24-битном цветовом пространстве. Разрешение изображения не должно быть меньше 250 dpi и больше 450 dpi. В случае если законодательством Российской Федерации допускается подготовка документа, подлежащего включению в состав Приложения, в форме электронного документа, такой документ может быть включен в состав Приложения в форме электронного документа. Подлежащий включению в состав Приложения электронный документ, выданный органом государственной власти, органом местного самоуправления, организацией, заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица такого органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации, а электронный документ, подготовленный физическим лицом, -усиленной квалифицированной электронной подписью такого физического лица. Однако документы, включенные в состав технического плана в качестве приложения, не отвечают указанному требованию.
Согласно пункта 71 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2017 N 49074) (далее - Приказ N 278) Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должносодержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) 5 государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, неустранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В рассматриваемом случае, в целях проведения государственного учета по внесению изменений в сведения ЕГРН, был подготовлен Технический план в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о планировке Объекта (Технический план).
Технический план подготовлен в соответствии с Приказом от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования, Приказ N953).
В состав Технического плана входит разработанные ООО "Гильдия Инженеров" Проектная документация выполнения работ по разработке проектной документации на Объект. Раздел 3. "Архитектурные решения" ПД/162-20-АР (Проектная документация) и Техническое заключение о состоянии конструкций на Объекте для дальнейшего внесения изменений в сведения единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
Подтверждением того, что ООО "Гильдия Инженеров" имеет допуск к проведению таких работ является выписка из реестра членов саморегулируемой организации N 00000000000000000000001403 от 08.11.2018 и выписка из реестра членов саморегулируемой организации N001147 от 07.08.2020 (л. 37 Технического плана).
В состав Технического плана входит согласие залогодержателя - ПАО "Сбербанк России" Письмо N 8636-54-исх/131 от 11.09.2020 о проведении внутренней перепланировки, согласно проектной документации, разработанной ООО "Гильдия Инженеров" от 2020 г.
Управление также указывает, что в нарушение п.49 ч.1 ст.26 Закона о регистрации имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в графической части технического плана (поэтажные планы) и сведениями Единого государственного реестра недвижимости (например, ком. 60).
Вместе с тем, данная причина приостановления государственного кадастрового учета необоснованна в связи с тем, что согласно п. 49 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ основаниями для приостановления осуществления государственного кадастрового учета могут быть противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведенияЕГРН о таком объекте недвижимости).
При этом, в соответствии с п.20 Приказа N 953 технический план был подготовлен в том числе на основании Проектной документации N ПД/162-20-АР от 06.08.2020 (Проектная документация) и сведений ЕГРН об объекте.
Согласно пояснительной записке Проектной документации в отношении Объекта проводятся следующие виды работ: устройство ненесущих перегородок с дверными проемами; демонтаж сантехоборудования; установка сантехоборудования; заложение дверного проема в ненесущей перегородке; устройство дверного проема в ненесущей перегородке. Указанные работы отображены на демонтажно-монтажном плане.
Согласно Проектной документации работы по изменению планировки, а также иные работы в отношении комнаты 60 не проводились.
Таким образом, комната 60 на Плане этажа была отображена на основании проектной документации и сведений ЕГРН.
Подготовленный Технический план вносит изменения в указанные сведения ЕГРН в связи с изменениями сведений о планировке Объекта.
Таким образом, п. 49 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ не может распространяться на подготовленный Технический план, так как комната 60 не затронута при проведении внутренней перепланировки Объекта.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно указал, что заявителем для проведения государственного кадастрового учета были представлены все необходимые и достаточные документы, которые соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, для государственной кадастрового учета и внесения изменений в сведения ЕГРН.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение Управления является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы общества.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу осуществить государственный кадастровый учет изменений в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: город Москва, Научный проезд, дом 19, кадастровый номер N 77:06:0004009:4383 по заявлению N КУВД-001/2020-16310442 от 23.09.2020.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Управлением на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.11.2021 по делу N А40-175954/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-175954/2021
Истец: АО "УК-ГЭМ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "ГИЛЬДИЯ ИНЖЕНЕРОВ"