г. Москва |
|
6 мая 2022 г. |
Дело N А40-175954/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.05.2022.
Полный текст постановления изготовлен 06.05.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Лазаревой И.В.
судей Беловой А.Р. и Федуловой Л.В.
при участии в заседании:
от заявителя - не явился, извещен
от заинтересованного лица - Власов Д.Е., по доверенности от 17.01.2022 N Д-18/2022
от третьего лица - не явился, извещен
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (заинтересованного лица) на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.11.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2022 по делу N А40-175954/2021
по заявлению Акционерного общества "УК-ГЭМ"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "УК-ГЭМ" (далее - АО "УК-ГЭМ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление, регистрирующий орган, заинтересованное лицо), оформленное уведомлением от 08.07.2021 N КуВД-001/2021-12056184/3 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости в отношении помещения с кадастровым номером 77:06:0004009:4383, площадью 405,5 кв.м, расположенного по адресу: Москва, проезд Научный, д. 19.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Гильдия инженеров".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.11.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2022, заявление удовлетворено.
Не согласившись с судебными актами судов первой и апелляционной инстанций, Управление обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворение заявления. В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм процессуального и материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам и указывает, что заявителем в регистрационное дело представлены документы с противоречиями между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в графической части технического плана (поэтажные планы) и сведениями Единого государственного реестра недвижимости (например, ком. 60).
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Московского округа http://www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
В заседании суда кассационной инстанции представитель Управления поддержал доводы своей кассационной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Иные участвующие в деле лица своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Отзывов на кассационную жалобу не поступило.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заинтересованного лица, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления по заявленным в жалобе доводам, поскольку считает, что судами при рассмотрении настоящего дела была дана правильная квалификация спорным правоотношениям сторон, применены подлежащие применению нормы материального права, установлены все имеющие значение для правильного разрешения спора обстоятельства, не допущено таких нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, АО "УК-ГЭМ" обратилось в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете изменений в отношении помещения с кадастровым номером 77:06:0004009:4383, площадью 405,5 кв.м, расположенного по адресу: Москва, проезд Научный, д. 19, в связи с произведенной перепланировкой без изменения параметров здания (высота, количество этажей, объема).
08.07.2021 Управлением в адрес общества направлено уведомление N КуВД-001/2021-12056184/3 об отказе государственного кадастрового учета в связи представлением заявителем документов, подготовленных с нарушениями требований, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований по его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", а именно с противоречиями между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в графической части технического плана (поэтажные планы) и сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) (например, ком. 60).
Полагая, что решение Управления является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Согласно части 1 статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Так, согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Частью 1 статьи 20 Закона о регистрации предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в государственной регистрации.
В силу части 5 статьи 18 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно системному толкованию статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
При рассмотрении дела по существу судами установлено, что Технический план спорного объекта подготовлен, в том числе, на основании Выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), согласно которой сведения об объекте были переданы органом технической инвентаризации в рамках исполнения Приказа Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1 "О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости" (далее - Приказ N 1).
Согласно Приказу N 1 организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации обязаны передать Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии в срок до 01.01.2013 технические и кадастровые паспорта зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее - объекты технического учета), хранящиеся в архивах, для включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
При проведении анализа поэтажных планов Технического паспорта нежилого здания от 08.09.2010, в границах которого расположен объект, выявлено, что нежилое здание не имеет отдельных изолированных частей этажа, а именно подъездов и секций, на основании чего в состав технического плана включен План всего этажа с отображением объекта работ.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что помещение расположено в пределах изолированной части этажа здания, в связи с чем на Плане части этажа указана "схема расположения помещения на этаже".
В соответствии с пунктом 21 Приказа от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования, Приказ N 953), технический план подготавливается в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, и оформляется в виде файлов в формате XML (далее - XML-документ), созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных. Документы, подготовленные на бумажном носителе, которые в соответствии с Требованиями подлежат включению в состав приложения, оформляются в форме электронных образов бумажных документов в виде файлов в формате PDF, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего технический план. Электронный образ документа должен обеспечивать визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество представленных электронных образов документов и документов в формате JPEG должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Если бумажный документ состоит из двух и более листов, электронный образ такого бумажного документа в формате PDF формируется в виде одного файла. Для сканирования документов необходимо использовать полноцветный режим с разрешением 300 dpi. Документы в формате JPEG должны быть выполнены в 24-битном цветовом пространстве. Разрешение изображения не должно быть меньше 250 dpi и больше 450 dpi. В случае если законодательством Российской Федерации допускается подготовка документа, подлежащего включению в состав Приложения, в форме электронного документа, такой документ может быть включен в состав Приложения в форме электронного документа. Подлежащий включению в состав Приложения электронный документ, выданный органом государственной власти, органом местного самоуправления, организацией, заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица такого органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации, а электронный документ, подготовленный физическим лицом, - усиленной квалифицированной электронной подписью такого физического лица.
Согласно пункту 71 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (далее - Приказ N 278) Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, неустранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В рассматриваемом случае, в целях проведения государственного учета по внесению изменений в сведения ЕГРН, в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о планировке объекта был подготовлен Технический план (Технический план) в соответствии с Приказом N 953.
В состав Технического плана входят разработанные ООО "Гильдия Инженеров" (имеется допуск к проведению таких работ на основании выписки из реестра членов саморегулируемой организации N 00000000000000000000001403 от 08.11.2018 и выписки из реестра членов саморегулируемой организации N001147 от 07.08.2020) проектная документация выполнения работ по разработке проектной документации на объект и техническое заключение о состоянии конструкций на объекте для дальнейшего внесения изменений в сведения ЕГРН, а также согласие залогодержателя - ПАО "Сбербанк России" (письмо от 11.09.2020 N 8636-54-исх/131) о проведении внутренней перепланировки.
Суды пришли к выводу, что указание Управления на противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в графической части технического плана (поэтажные планы) и сведениями Единого государственного реестра недвижимости (например, ком. 60) в нарушение пункта 49 части 1 статьи 26 Закона о регистрации является необоснованным, поскольку в силу указанной нормы основаниями для приостановления осуществления государственного кадастрового учета могут быть противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения ЕГРН о таком объекте недвижимости). При этом, в соответствии с пунктом 20 Приказа N 953 Технический план был подготовлен, в том числе, на основании проектной документации от 06.08.2020 N ПД/162-20-АР и сведений ЕГРН об объекте. Согласно пояснительной записке Проектной документации в отношении объекта проводятся следующие виды работ: устройство ненесущих перегородок с дверными проемами; демонтаж сантехоборудования; установка сантехоборудования; заложение дверного проема в ненесущей перегородке; устройство дверного проема в ненесущей перегородке. Указанные работы отображены на демонтажно-монтажном плане. Согласно проектной документации работы по изменению планировки, а также иные работы в отношении комнаты 60 не проводились. Таким образом, комната 60 на плане этажа была отображена на основании проектной документации и сведений ЕГРН. Подготовленный Технический план вносит изменения в указанные сведения ЕГРН в связи с изменениями сведений о планировке объекта.
С учетом изложенного суды констатировали, что пункт 49 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации не может распространяться на подготовленный Технический план, так как комната 60 не затронута при проведении внутренней перепланировки объекта.
Исследовав и оценив материалы дела в соответствии с требованиями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, правильно применив нормы статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения Закона о регистрации, установив, что представленный на регистрацию Технический план был подготовлен в соответствии с установленными действующим законодательством требованиями, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что оспариваемое решение регистрирующего органа не соответствует положениям закона и нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель представил регистрирующему органу все необходимые документы для осуществления государственного кадастрового учета изменений в сведения в отношении спорного объекта, в связи с чем, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении регистрационных действий.
Оснований не согласиться с выводами судов кассационная коллегия не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела судами установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Из текста решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции усматривается, что все представленные в материалы дела доказательства были исследованы и оценены в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, что по ним судом были сделаны соответствующие выводы. При том, что оценка какого-либо доказательства, сделанная судом не в пользу стороны, представившей это доказательства, не свидетельствует об отсутствии как таковой оценки доказательства со стороны суда.
Судебная коллегия отмечает, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, основаны на ошибочном толковании закона, повторяют доводы, приводимые заинтересованным лицом при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции, которым дана соответствующая оценка, и по существу доводы заявителя основаны на несогласии с данной судами оценкой установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательства, направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вопрос оценки доказательств в силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является компетенцией суда, рассматривающего спор по существу.
Несогласие Управления с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебных актов, не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.11.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2022 по делу N А40-175954/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
И.В. Лазарева |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды пришли к выводу, что указание Управления на противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в графической части технического плана (поэтажные планы) и сведениями Единого государственного реестра недвижимости (например, ком. 60) в нарушение пункта 49 части 1 статьи 26 Закона о регистрации является необоснованным, поскольку в силу указанной нормы основаниями для приостановления осуществления государственного кадастрового учета могут быть противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения ЕГРН о таком объекте недвижимости). При этом, в соответствии с пунктом 20 Приказа N 953 Технический план был подготовлен, в том числе, на основании проектной документации от 06.08.2020 N ПД/162-20-АР и сведений ЕГРН об объекте. Согласно пояснительной записке Проектной документации в отношении объекта проводятся следующие виды работ: устройство ненесущих перегородок с дверными проемами; демонтаж сантехоборудования; установка сантехоборудования; заложение дверного проема в ненесущей перегородке; устройство дверного проема в ненесущей перегородке. Указанные работы отображены на демонтажно-монтажном плане. Согласно проектной документации работы по изменению планировки, а также иные работы в отношении комнаты 60 не проводились. Таким образом, комната 60 на плане этажа была отображена на основании проектной документации и сведений ЕГРН. Подготовленный Технический план вносит изменения в указанные сведения ЕГРН в связи с изменениями сведений о планировке объекта.
...
Исследовав и оценив материалы дела в соответствии с требованиями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, правильно применив нормы статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения Закона о регистрации, установив, что представленный на регистрацию Технический план был подготовлен в соответствии с установленными действующим законодательством требованиями, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что оспариваемое решение регистрирующего органа не соответствует положениям закона и нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель представил регистрирующему органу все необходимые документы для осуществления государственного кадастрового учета изменений в сведения в отношении спорного объекта, в связи с чем, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении регистрационных действий."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 мая 2022 г. N Ф05-6425/22 по делу N А40-175954/2021