город Томск |
|
10 февраля 2022 г. |
Дело N А45-15847/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Павлюк Т. В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А. С. (до перерыва), секретарем Волковой Т. А. (после перерыва) с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (N 07АП-12234/21(1)) и Государственного казенного учреждения Новосибирской области "Управление контрактной системы" (N 07АП-12234/2021(2)) на решение от 03.11.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-15847/2021 (судья Пахомова Ю.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медицинские ресурсы и технологии" (ОГРН 1115476102543, ИНН 5405440538, 630099, г. Новосибирск, ул. Семьи Шамшиных, 18/1, оф.4) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (ОГРН 1035401913568, ИНН 5405116098, 630007, г. Новосибирск, ул. Кирова, 3) о признании недействительным решения N 054/06/67-1073/2021 от 03.06.2021.
При участии третьих лиц: 1) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Государственная Новосибирская областная клиническая больница", 2) Государственного казенного учреждения Новосибирской области "Управление контрактной системы", 3) ООО "Инватектрейд",
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Рачковский В. В. по дов. от 24.05.2021, диплом; Отин Ю. В. по дов. от 13.07.2021,
От заинтересованного лица: Рихельгоф Т. А. по дов. от 29.12.2021, диплом,
От третьих лиц: без участия (извещены),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Медицинские ресурсы и технологии" (далее - заявитель, общество, ООО "Медицинские ресурсы и технологии") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Управление) о признании недействительным решения N 054/06/67-1073/2021 от 03.06.2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Государственная Новосибирская областная клиническая больница", 2) Государственное казенное учреждение Новосибирской области "Управление контрактной системы", 3) ООО "Инватектрейд".
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 03.11.2021 заявленные требования удовлетворены, решение от 03.06.2021 N 054/06/67-1073/2021, вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, признано не соответствующим требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона 44-ФЗ).
Не согласившись с указанным решением, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что исходя из содержания первой части заявки, не представляется возможным достоверно установить страну происхождения товаров, предлагаемых участником закупки к поставке; допустив заявку, содержащую недостоверную информацию о стране происхождения товара, у заказчика возникла бы правовая неопределенность в применении преференций в последующем.
Также с апелляционной жалобой обратилось Государственное казенное учреждение Новосибирской области "Управление контрактной системы" (далее - ГКУ НСО "УКСис"), в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ГКУ НСО "УКСис" указывает, что ООО "Медицинские ресурсы и технологии" обоснованно не было допущено к участию в электронном аукционе по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 4 статьи 67 Закона 44-ФЗ, в связи с предоставлением недостоверной информации о стране (странах) происхождения предлагаемого к поставке товара, соответствующего описанию объекта закупки; у аукционной комиссии отсутствует правовое основание оценивать регистрационное удостоверение при рассмотрении первых частей заявок.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от ООО "Медицинские ресурсы и технологии" поступил отзыв на апелляционную жалобу Управления, в котором просит суд апелляционной инстанции оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании 02.02.2022 в связи с возникшими техническими сбоями при организации проведения судебного заседания в режиме веб-конференции, судом объявлен перерыв.
После перерыва в судебном заседании, проведенном в режиме веб-конференции, представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель заявителя - доводы отзыва.
Третьи лица о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили; представитель ГКУ НСО "УКСис" не обеспечил подключение для участия в деле в режиме веб-конференции, при этом соответствующее ходатайство апелляционным судом удовлетворено.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, отзыва, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Согласно материалам дела, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Государственная Новосибирская областная клиническая больница" (заказчик) объявлен электронный аукцион "Поставка медицинских изделий".
Аукционной документацией в пункте 16 предусмотрены требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 16.1 аукционной документации предусмотрено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: 1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона 2) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии) 3) наименование страны происхождения товара. В этом же пункте изложена инструкция по заполнению первой части заявки.
Пунктом 16.2 аукционной документации предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
пункт 16.2.1. Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес (участника аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона;
пункт 16.2.2. Решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения;
пункт 16.2.3. Декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным в подпунктах 1-6 пункта 14.1 документации об электронном аукционе (указанная декларация предоставляется с использованием программноаппаратных средств электронной площадки);
пункт 16.2.4. Копии документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий": - копия регистрационного удостоверения на медицинское изделие;
пункт 16.2.5. Документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или копии этих документов: - указание (декларирование) участником закупки в заявке страны происхождения товара.
Также изложена инструкция по заполнению второй части заявки, которая предусматривает, что во второй части заявки участник аукциона должен:
- предоставить информацию об участнике закупки, предусмотренную пунктом 16.2.1, в соответствии с типовой формой заявки на участие в электронном аукционе, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.2019 N 1401;
- предоставить документ, указанный в пункте 16.2.2, в случае, если требование о необходимости наличия указанного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в аукционе (в случае установления такого обеспечения), обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
- предоставить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки декларацию, указанную в подпункте 16.2.3;
- предоставить документ, указанный в пункте 16.2.4.
Для целей реализации пункта 15 документации об электронном аукционе участник аукциона указывает (декларирует) в заявке на участие в аукционе страну происхождения поставляемого товара. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных пунктом 16.2.5, или копий таких документов, то эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Заявитель принял участие в электронном аукционе, подав заявку N 76.
По результатам рассмотрения заявок, заявке общества отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ.
В обоснование принятого решения заказчик указал, что в первой части заявки участника представлена недостоверная информация в части страны происхождения товара, а именно, с помощью программно-аппаратных средств электронной площадки участник указал страну происхождения товара - Ирландия, что противоречит документу, входящему в состав первой части заявки, который содержит информацию о стране происхождения товара Соединенные Штаты Америки, Ирландия, Республика Коста-Рики.
Не согласившись с решением аукционной комиссии, общество обратилось в антимонопольный орган.
Решением Управления от 03.06.2021 N 05/06/67-1073/2021 жалоба общества признана необоснованной, что послужило основанием для обращения в суд.
Удовлетворяя требования ООО "Медицинские ресурсы и технологии", суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для отклонения заявки общества.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом N 44-ФЗ.
Согласно статье 6 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии со статьей 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом согласно части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктами 1, 2 части 1 статьи 64 Закона 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 2 части 3 статьи 66 Закона 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
На основании части 1 статьи 67 Закона 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 67 Закона 44-ФЗ предусмотрено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 67 Закона 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона, или предоставления недостоверной информации (пункт 1); несоответствия указанной информации требованиям документации о таком аукционе (пункт 2).
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 указанной статьи, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона 44-ФЗ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что аукционная документация не содержит порядка оформления заявок, в том числе, с применением программно-аппаратных средств.
При этом, типовая форма заявки на участие в электронном аукционе, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.2019 N 1401 "О типовых формах заявок на участие в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, требованиях к содержанию, составу, порядку разработки типовой документации о закупке и внесении изменения в дополнительные требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок" (далее - Постановление N 1401).
Как следует из содержания типовой формы заявки на участие в электронном аукционе, заявка должна содержать наименование страны происхождения товара.
В соответствии с примечанием 3 к типовой форме заявки, информация о стране происхождении товара включается при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира.
Как верно отметил суд первой инстанции, законодательством о контрактной системе закупок для государственных и муниципальных нужд установлены обязательные требования к подаче заявок на участие в электронном аукционе, в соответствии с которыми, участник аукциона обязан подать заявку по типовой форме, утвержденной Постановлением N 1401. При этом, данным постановлением прямо предусмотрено указание участником закупки наименование страны происхождения непосредственно в типовой заявке, формируемой с помощью программно-аппаратных средств электронной площадки, а не в виде каких-либо отдельных приложений к заявке.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению.
Судом установлено, что в документации о закупке не содержится информация о том, что в случае противоречия между информацией о стране происхождения, указанной с помощью функционала электронной площадки и информацией, которая содержится в приложенном документе, наименование страны происхождения товара будет определяться исходя из приложенного документа.
Поскольку заявителем указана страна происхождения Ирландия, которая отражена и в регистрационном удостоверении, правовые основания для отклонения заявки, отсутствовали.
Судом установлено, что представленные участником закупки документы в составе первой части заявки в полной мере подтверждали намерение поставить товар, страна происхождения которого Ирландия.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что первая часть заявки, представленная обществом, не содержат недостоверных сведений.
Принимая во внимание вышеуказанные положения норм права, проанализировав доводы апелляционных жалоб, отзыва, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у заинтересованного лица отсутствовали основания для вынесения оспариваемого решения, в связи с чем оно правомерно признано недействительным судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом того, что антимонопольный орган и ГКУ НСО "УКСис" освобождены от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционной жалобе апелляционным судом не распределяются.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.11.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-15847/2021 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области и Государственного казенного учреждения Новосибирской области "Управление контрактной системы" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-15847/2021
Истец: ООО "МЕДИЦИНСКИЕ РЕСУРСЫ И ТЕХНОЛОГИИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Государственная Новосибирская областная клиническая больница", Государственное казенное учреждение Новосибирской области "Управление контрактной системы"., ООО "ИНВАТЕКТРЕЙД", Седьмой арбитражный апелляционный суд