г. Москва |
|
09 февраля 2022 г. |
Дело N А40-194676/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи М.В. Кочешковой,
рассмотрев апелляционную жалобу ИФНС N 25 по г.Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.12.2021 по делу N А40-194676/21,
по заявлению ОАО "Строительно-промышленная компания Мосэнергострой"
к ИФНС N 25 по г.Москве
о признании безнадежной к взысканию,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Строительно-промышленная компания Мосэнергострой" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России N 25 по г. Москве (далее - Инспекция) о признании безнадежной к взысканию задолженность ОАО "Строительно- промышленная компания Мосэнергострой" (ИНН: 7705008315) в размере 4.685,25 рублей по страховым взносам, пеней и штрафов, указанных в справке N 350312, в связи с истечением сроков взыскания в принудительном порядке по ст. 46, 47, 70 НК РФ, признании обязанности по уплате указанной недоимки прекращенной.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.12.2021 по делу N А40-194676/21 в удовлетворении ходатайства о привлечении третьим лицом МИФНС России N 3 по Рязанской области отказано. Признано безнадежной ко взысканию ИФНС России N 25 по г. Москве задолженность ОАО "Строительно- промышленная компания Мосэнергострой" (ИНН: 7705008315) в размере 4.685,25 рублей по страховым взносам, пеней и штрафов, указанных в справке N 350312, в связи с истечением сроков взыскания в принудительном порядке по ст. 46,47,70 НК РФ, в остальной части отказано.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Через канцелярию суда поступил отзыв ОАО "Строительно-промышленная компания Мосэнергострой", в котором Общество поддерживает судебный акт суда первой инстанции. Суд считает возможным приобщить отзыв на апелляционную жалобу к материалам дела.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон на основании ст. 272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что решением Арбитражного суда города Москвы от 15.11.2018 (в полном объеме решение изготовлено 23.11.2018) по делу N А40-38421/13-4(185)-89 "Б" ОАО "СПК Мосэнергострой" признано несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 30.04.2021 конкурсное производство продлено до 15.11.2021.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 02.08.2021 конкурсным управляющим ОАО "СПК Мосэнергострой" утверждена Аракелян Анастасия Сергеевна, являющаяся членом СРО ААУ "ЕВРОСИБ".
В ходе конкурсного производства, по запросу конкурсного управляющего, Инспекцией Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве выдана справка N 350312 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 19.05.2021, в которой отражена задолженность ОАО "СПК Мосэнергострой": страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской федерации, зачисляемые в пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017).
По указанным в справке суммам требований, Ответчиком меры принудительного взыскания не принимались, в связи с чем утрачена возможность принудительного взыскания недоимки по уплате страховых взносов, пени и штрафов, в том числе из-за нарушения сроков и порядка взыскания недоимок, а также пропуском срока для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки.
По правилам ст. 23 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах) недоимка, пени, штраф, числящиеся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким нормативным правовым актом является Постановление Правительства РФ от 17.10.2009 N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, взносам в пенсионный фонд российской федерации на выплату доплаты к пенсии и задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также финансовым санкциям" (далее - Постановление Правительства РФ N820), которое содержит исчерпывающий перечень оснований и документов для признания задолженности безнадежной.
Подпунктом "г" пункта 1 Постановления Правительства РФ N 820 установлено, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженность по начисленным пеням и штрафам в случае принятия судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
Указанный порядок в силу п.5 Постановления Правительства РФ N 820 применяется в отношении признания безнадежными к взысканию и списания сумм страховых взносов, взносов на выплату доплаты к пенсии, пеней и штрафов по основаниям, возникшим до 01.01.2017.
С 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов переданы Федеральной налоговой службе (ст.5 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование").
В связи со схожестью правоотношений и переходом с 01.01.2017 г. функции администрирования и контроля за уплатой страховых взносов к Федеральной налоговой службе к возникшим правоотношениям применяются разъяснения, содержащиеся в п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ". Указанный пункт 9 Постановления Пленума ВАС РФ предусматривает, что согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм. Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу. При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
Таким образом, признание недоимки по страховым взносам, соответствующих сумм пени и штрафа, безнадежными к взысканию по вышеуказанному основанию предполагает установление в судебном порядке обстоятельств утраты фондом возможности взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока взыскания последней; при этом инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе в том числе плательщик страховых взносов.
Процедура принудительного взыскания с организаций недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов была урегулирована статьями 19, 20, 22 Закона о страховых взносах.
Согласно вышеуказанным нормам взыскание с плательщика-организации неуплаченных страховых взносов, пеней, штрафов во внесудебном порядке производится в несколько последовательных этапов:
- направление в трехмесячный срок со дня выявления недоимки требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со сроком исполнения в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования (п.2,5 ст.22 Закона о страховых взносах);
- принятие не позднее двух месяцев с момента истечения срока исполнения требования решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках (п. 5 ст. 19 Закона о страховых взносах);
- принятие в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов решения о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов в форме постановления, направляемого судебному приставу-исполнителю для исполнения (п.2, 3 ст.20 Закона о страховых взносах).
Судебная процедура взыскания применима, если орган контроля за уплатой страховых взносов пропустил двухмесячный срок принятия решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках. Только в данном случае в пределах шести месяцев после истечения срока исполнения требования орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика страховых взносов причитающейся к уплате суммы страховых взносов (п.5.4., 5.5. ст. 19 Закона о страховых взносах).
В целом, порядок принудительного взыскания недоимки по страховых взносам, пени и штрафам аналогичен порядку принудительного взыскания недоимки по налогам, в связи с чем к возникшим правоотношениям суды применяют разъяснения, сформулированные в п.55 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ".
Так, в соответствии с п. 55 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 N 57 "из положений ст, 46, ст. 47 НК РФ следует, что налоговый орган вправе перейти к принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика только после принятия надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика. В связи с этим судам необходимо исходить из того, что невынесение названным органом решения о взыскании налога за счет денежных средств в установленный абз.1 п.3 ст. 46 НК РФ срок и непринятие мер к его исполнению по общему правилу исключают возможность вынесения налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика, а также обращения его в суд с заявлением, предусмотренным абз. 3 п.1 ст. 47 НК РФ.
Из анализа вышеизложенных норм и разъяснений Пленума ВАС РФ следует, что процедура принудительного взыскания задолженности по страховым взносам, пени и штрафам состоит из взаимосвязанных и последовательных этапов, при отсутствии одного из которых принудительное взыскание такой недоимки становится невозможным.
Таким образом, при не соблюдении последовательности вышеуказанных действий или нарушений сроков можно утверждать об утрате возможности взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Согласно справке N 350312, выданной ИФНС N 25, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской федерации, зачисляемые в пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017), а именно:
Строка 1, столбец 6-пени, в размере 817 руб. 75 коп.
Строка 9, столбец 6 - пени, в размере 3 867 руб. 50 коп.
По указанным суммам взыскания:
Срок для добровольного исполнения требований истек.
Сведения о вынесении Постановлений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации - отсутствуют;
Сведения о вынесении решений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках отсутствуют;
Сведения о подаче в суд заявлений о взыскании недоимок, пени, штрафов - отсутствуют.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Представленное суду Требование N 25667 от 24.09.2019 г. (копия), приложенное к отзыву Инспекции, соблюдение процедуры принудительного взыскания страховых взносов и пени не подтверждает.
Следовательно, по указанным в справке суммам задолженности в настоящее время утрачена возможность принудительного взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, так как фондом не была соблюдена предусмотренная законом последовательность действий по внесудебному порядку взыскания задолженности: требование о взыскании недоимки не выносилось и не направлялось, решение о взыскании недоимки за счет денежных средств плательщика страховых взносов не принималось, годичный срок на вынесение постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов, а также 6-ти месячный срок на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки к настоящему моменту пропущены.
Также отсутствуют сведения о возбуждении исполнительных производств для взыскания указанных в справке сумм задолженности. Таким образом, ответчиком допущены нарушения порядка и сроков взыскания соответствующих недоимок, пеней и штрафов, регламентированных Законом о страховых взносах, возможность их принудительного взыскания утрачена, что является основанием для признания сумм недоимок, пеней и штрафов, указанных справке безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
Кроме того, отсутствие сведений, предусмотренных п. 4 ст. 22 Закона о страховых взносах, делает невозможным проверку правильности начисления недоимок, пеней, штрафов, что приводит к нарушению прав плательщика взносов. Следовательно, требование, в котором отсутствуют сведения о периоде, за который взыскивается недоимка, а также выставленные на его основании решения о взыскании за счет денежных средств должника и иного имущества также являются незаконными.
Нарушение прав и законных интересов заявителя (плательщика страховых взносов) заключается в том, что без вынесения судебного акта по настоящему заявлению, в выдаваемой налоговым органом справке будет отражаться реальное состояние расчетов плательщика по страховым взносам, пеням, штрафам, с учетом и тех задолженностей, возможность принудительного взыскания которых утрачена; то есть фактически за ним будет числиться задолженность перед бюджетом, обязанность по уплате которой уже прекратилась.
В силу п.9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 настоящее заявление облагается государственной пошлиной применительно к подпункту 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ как иное заявление неимущественного характера и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства с учетом положений главы 22 АПК РФ.
При этом согласно правовой позиции, сформулированной в п. 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 у налогоплательщика отсутствует обязанность обращаться в обязательном досудебном порядке в налоговую инспекцию с заявлением о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной (Определение Верховного Суда РФ от 02.11.2016 N 78-КГ16-43).
В силу п.3 ст.4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 01.01.2017, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не установлено частью 3.1 настоящей статьи, а также в случае исключения юридического липа, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
Согласно пп.2 п.2 ст.59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4,4.1,4.2 и 5 пункта 1 настоящей статьи.
Таким образом, требование Заявителя о признании безнадежной ко взысканию ИФНС России N 25 по г. Москве задолженности ОАО "Строительно- промышленная компания Мосэнергострой" (ИНН: 7705008315) в размере 4.685,25 рублей по страховым взносам, пеней и штрафов, указанных в справке N 350312, в связи с истечением сроков взыскания в принудительном порядке по ст. 46,47,70 НК РФ, суд первой инстанции правомерно нашел законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Требование Заявителя о признании обязанности по уплате страховых взносов прекращенной суд первой инстанции обоснованно отклонил, как не соответствующее положениям НК РФ.
В удовлетворении ходатайства ответчика о привлечении МИФНС России N 3 по Рязанской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора суд первой инстанции верно отказал, поскольку оно не соответствует положениям ст.51 АПК РФ.
При этом, налоговые органы составляют единую централизованную систему налоговых органов, задолженность Общества из МИФНС России N 3 по Рязанской области передана ИФНС N25 по г.Москве, которая имела возможность представить суду соответствующие доказательства, также имеет возможность исполнить решение суда.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.12.2021 по делу N А40-194676/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-194676/2021
Истец: ОАО "СТРОИТЕЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ МОСЭНЕРГОСТРОЙ"
Ответчик: МИФНС РОССИИ N25 ПО Г.МОСКВЕ
Третье лицо: ГУ ПФР N4 ПО Г.МОСКВЕ И МО