г. Вологда |
|
19 февраля 2024 г. |
Дело N А66-5637/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 19 февраля 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Рогатенко Л.Н. и Холминова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от муниципального унитарного предприятия Кашинского городского округа Тверской области "Энергоресурс" Скотникова С.А. по доверенности от 09.01.2024, от муниципального унитарного предприятия Кашинского городского округа Тверской области "Производственно-жилищное ремонтно-эксплуатационное управление" Питке А.Б. по доверенности от 01.09.2022,
рассмотрев в открытом судебном онлайн-заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Кашинского городского округа Тверской области "Производственно-жилищное ремонтно-эксплуатационное управление" на решение Арбитражного суда Тверской области от 31 октября 2023 года по делу N А66-5637/2023,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие Кашинского городского округа Тверской области "Энергоресурс" (ОГРН 1176952007825, ИНН 6909010670; адрес: 171640, Тверская область, город Кашин, улица Анатолия Луначарского, дом 20; далее - МУП "Энергоресурс") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному унитарному предприятию Кашинского городского округа Тверской области "Производственно-жилищное ремонтно-эксплуатационное управление" (ОГРН 1026901663942, ИНН 6909000168; адрес: 171640, Тверская область, город Кашин, улица Анатолия Луначарского, дом 14; далее - МУП "ПЖРЭУ") о взыскании 416 868 руб. 18 коп. задолженности за период с января 2022 года по август 2023 года, 123 668 руб. 20 коп. неустойки за период с 11.05.2022 по 30.09.2023, пени на день фактической оплаты задолженности.
Решением суда от 31 октября 2023 года с ответчика в пользу истца взыскано 353 999 руб.63 коп. задолженности и 86 592 руб.39 коп. пеней, а также 12 863 руб. 31 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, пени начисленные на сумму задолженности 353 999 руб. 63 коп. начиная с 04.10.2023 по дату погашения ответчиком задолженности в сумме 353 999 руб. 63 коп. в соответствии с частью 9.3 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ). В остальной части в иске отказано.
МУП "ПЖРЭУ" с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указало, что расчет задолженности потребленной тепловой энергии на горячее водоснабжение на содержание общего имущества многоквартирного дома (далее - СОИ, МКД) неправомерно произведен исходя из объема тепловой энергии, определенного в Гкал, что приводит к превышению стоимости услуги горячего водоснабжения на СОИ для управляющей организации над стоимостью соответствующей услуги для конечного потребителя. Считает договор от 22.10.2021 недействующим, а показания прибора учета на МКД по адресу: г. Кашин, ул. Железнодорожная, д. 38/37, непримененимыми для расчетов.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, МУП "Энергоресурс" (истец) является ресурсоснабжающей организацией, поставляющей тепловую энергию потребителям Кашинского городского округа Тверской области.
МУП "ПЖРЭУ" (ответчик) является организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами, оказывающей коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирных домах, приобретающей для этого коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих компаний.
Истцом и ответчиком 22.10.2021 заключен договор, по условиям которого истец (ресурсоснабжающая организация) обязуется подавать управляющей организации (исполнителю коммунальных услуг) через присоединенную сеть тепловую энергию на нагрев холодной воды при приготовлении горячей воды в целях содержания и использования общего имущества многоквартирных домов, оборудованных ГВС, находящихся под управлением ответчика (приложение 1 к Договору), а исполнитель - принимать и оплачивать ее в порядке, сроки и размере, которые определены договором.
В соответствии с разделом 6 договора для учета объемов поданного исполнителю коммунального ресурса стороны используют приборы учета (в случае отсутствия приборов учета потребленного ресурса объемы выставляются по нормативу). Коммерческий учет полученного коммунального ресурса обеспечивает ресурсоснабжающая организация.
В период с января 2022 года по август 2023 года истец осуществил поставку тепловой энергии в объеме, приобретаемом в целях содержания и использования общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика. Данные о количестве поставленной тепловой энергии и ее стоимости, исчисленной в соответствии с утвержденными в установленном порядке тарифами на тепловую энергию, отражены в двусторонних актах на оказанные услуги и выставленных ответчику счетах и счетах-фактурах.
В нарушение договорных обязательств ответчик оплату потребленной тепловой энергии за указанный период полностью не произвел. Уклонение ответчика от оплаты поставленной тепловой энергии послужило основанием обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Разногласия сторон возникли в виду применения разной методики определения объема поставленного ресурса на СОИ на объектах ответчика по адресу: г. Кашин, ул. Михаила Калинина, д. 36, и ул. Железнодорожная, д. 8/37.
Поскольку коммунальной услугой по горячему водоснабжению в данном случае обеспечивалось население жилого дома, к правоотношениям между предприятием и товариществом применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), регулирующих отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Как видно из пункта 2 Правил N 354, горячая вода является одним из видов коммунального ресурса, который используется для предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения.
Размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
В соответствии с абзацем восьмым пункта 38 Правил N 354 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения 2 к данным Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период, а именно: объем потребленного коммунального ресурса за месяц умножается на тариф за коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац первый пункта 42 Правил N 354).
Приказом Региональной энергетической комиссии Тверской области от 10.12.2021 N 299-нп предприятию на территории Кашинского городского округа на 2022 - 2026 годы установлены льготные тарифы на тепловую энергию на 2022/2023 год, поставляемую предприятием потребителям, расположенным на территории Кашинского городского округа.
В данном приказе установлен одноставочный тариф на воду в руб./Гкал, который включает в себя стоимость теплоносителя.
Тарифы на горячую воду в руб./куб. м для предприятия не установлены.
Спорные многоквартирные дома по адресу: г. Кашин, ул. Михаила Калинина, д. 36, и ул. Железнодорожная, д. 8/37, находящиеся в управлении ответчика, имеют централизованную систему горячего водоснабжения, поскольку тепловую энергию получают непосредственно от принадлежащих истцу котельных, в которых применяются закрытые системы теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Установленные в указанных жилых домах приборы учета фиксируют как суммарное количество потребленной горячей воды в куб. м, так и количество тепловой энергии на горячее водоснабжение, фактически потребленное абонентом.
Расход горячей воды в жилом помещении определяется по показаниям индивидуального прибора учета (куб.м в месяц). При отсутствии индивидуального прибора учета для определения расхода горячей воды в жилом помещении применяется такой показатель как норматив потребления горячей воды в куб. м в месяц на 1 человека (подпункт "б" пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг").
В пункте 7 (1) названных правил установлено, что при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме используется куб. м горячей воды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Как разъяснено в письме Минстроя России от 25 августа 2017 года N 30394-ОО/04, поскольку под коммунальным ресурсом в целях централизованного горячего водоснабжения многоквартирных домов понимается горячая вода, то в соответствии с пунктом 21 Правил N 124 стороны договора теплоснабжения и горячего водоснабжения или теплоснабжения и поставки горячей воды должны определять объемы отпущенной в многоквартирные дома горячей воды. Соответственно положения подпункта "а" пункта 21 Правил N 124 об использовании показаний приборов учета, а также подпункта "в" пункта 21 Правил N 124 об использовании расчетной формулы при определении объемов коммунальных ресурсов относятся к определению объемов горячей воды, которые измеряются в кубических метрах.
Следовательно, отсутствуют законные основания возлагать на управляющую организацию оплату коммунального ресурса в большем объеме.
Ответчик как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунального ресурса и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования пункта 13 Правил N 354, предписывающего соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, МУП "ПЖРЭУ" должно оплачивать коммунальный ресурс в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на ответчика обязанность по оплате коммунального ресурса в большем объеме не имеется.
Таким образом, количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения жилого дома.
Указанный порядок не противоречит части 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающей определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета.
В материалы дела ответчиком представлен контррасчет, с учетом показаний приборов учета в куб. м, из которого следует, что размер спорной суммы задолженности составляет 155 903 руб. 32 коп.
Данный расчет суммы задолженности проверен, судом апелляционной инстанции признан соответствующим нормам действующего законодательства и установленным фактическим обстоятельствам. Разногласий по объемам потребления ГВС на СОИ спорными МКД у сторон не имеется.
Таким образом, задолженность в сумме 155 903 руб. 32 коп. за период январь 2022 года - август 2023 года подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Исковые требования в остальной части не подлежат удовлетворению в связи с неправильной методикой расчета истцом стоимости поставленного ресурса.
Иные возражения апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку были предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонены как противоречащие материалам дела.
В соответствии со статьей 330, 332 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неоплаты потребленной тепловой энергии истец вправе начислить, а ответчик обязан уплатить неустойку в размере, определенном законом или договором.
Расчет неустойки, начисленной ответчику в соответствии с частью 9.3 статьи 15 Закона N 190-ФЗ за несвоевременную оплату тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения поставленной за спорный период, проверен судом апелляционной инстанции, пересчитан и подлежит удовлетворению в размере 47 970 руб. 78 коп. c учетом частичного удовлетворения основного требования, мораторного периода и постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 N 474 "О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 - 2024 годах".
Требование истца о взыскании пеней по день фактического исполнения обязательства на сумму задолженности 155 903 руб. 32 коп. является правомерным, поскольку согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства.
При таких обстоятельствах на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ решение Арбитражного суда Тверской области от 31 октября 2023 года суда подлежит изменению, а апелляционная жалоба - частичному удовлетворению.
Судом апелляционной инстанции допущена опечатка в указании даты принятия решения судом первой инстанции, указанная опечатка не относится к содержанию судебного акта и подлежит исправлению в соответствии со статьей 179 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 31 октября 2023 года по делу N А66-5637/2023 изменить, изложив абзац первой резолютивной части в следующей редакции:
"Взыскать с муниципального унитарного предприятия Кашинского городского округа Тверской области "Производственно-жилищное ремонтно-эксплутационное управление" (ОГРН 1026901663942, ИНН 6909000168) в пользу муниципального унитарного предприятия Кашинского городского округа Тверской области "Энергоресурс" (ОГРН 1176952007825, ИНН 6909010670) 155 903 руб. 32 коп. задолженности и 47 970 руб. 78 коп. пени, а также пени начисленные на сумму задолженности 155 903 руб. 32 коп. начиная с 04.10.2023 по дату погашения ответчиком задолженности в соответствии с частью 9.3 статьи 15 ФЗ "О теплоснабжении", 5 209 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.".
В остальной части решение суд оставить без изменения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия Кашинского городского округа Тверской области "Энергоресурс" (ОГРН 1176952007825, ИНН 6909010670) в пользу муниципального унитарного предприятия Кашинского городского округа Тверской области "Производственно-жилищное ремонтно-эксплутационное управление" (ОГРН 1026901663942, ИНН 6909000168) 1 388 руб. 10 коп. судебных расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Селиванова |
Судьи |
Л.Н. Рогатенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-5637/2023
Истец: МУП Кашинского Городского Округа Тверской Области "Энергоресурс"
Ответчик: МУП ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ-ГОРОД КАШИН "ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЖИЛИЩНОЕ РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ"