г. Москва |
|
11 февраля 2022 г. |
Дело N А40-117834/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б. Красновой,
судей: |
С.Л. Захарова, Л.А. Москвиной, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.Е. Ярахтиным, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.11.2021
по делу N А40-117834/21
по заявлению АО "МосАгроНаучПрибор"
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица: Территориальное управление Росимущества по городу Москве, Департамент городского имущества города Москвы о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
Шеховцов Р.А. по доверенности от 31.12.2021, |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "МосАгроНаучПрибор" (далее - АО "МАНП", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление) об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета по заявлению АО "МАНП" от 19.03.2021 N КУВД-001/2021-10047260 в отношении объекта недвижимости, имеющего кадастровый N 77:22:0030239:8, оформленного уведомлением от 30.06.2021 N КУВД-001/2021-10047260/2 (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.11.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал по доводам апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
Ответчик и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в отсутствие представителя Управления в соответствии со статьями 156, 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Как следует из обстоятельств дела, 19.03.2021 АО "МАНП" обратилось в Управление с заявлением N КУВД-001/2021-10047260 о кадастровом учете объекта недвижимости, принадлежащего АО "МАНП" и имеющего кадастровый номер 77:22:0030239:8.
Заявление N КУВД-001/2021-10047260 подано в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости - внесении в ЕГРН сведений о его координатах.
Уведомлением от 30.03.2021 Управление приостановило действия по государственному кадастровому учету на основании заявления Общества.
Уведомлением от 30.06.2021 г. Управление сообщило заявителю об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в связи с неустранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета.
Полагая, что отказ Управления нарушает законные права и интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Частью 1 статьи 14 указанного Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
Согласно части 1 статьи 21 данного Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Частью 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Законом сведений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как следует из материалов дела, в качестве основания для приостановления государственного кадастрового учета Управление указало на то, что при кадастровом учете изменений в части внесения сведений о координатах сооружения вносятся изменения в сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 50:27:0000000:27 и 50:27:0030239:125, правообладателем которых АО "МАНП" не является. Внесение сведений о координатах объекта недвижимости затрагивает интересы собственника относительно распоряжения в дальнейшем принадлежащим ему на праве собственности земельным участком, однако в составе технического плана отсутствуют документы относительно волеизъявления собственника о внесении изменений в сведения о земельном участке.
В то же время судом установлено следующее.
В соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости (далее -ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 50:27:0030239:125 находится в общей долевой собственности, участниками которой являются:
- 629/12600 - АО "МАНП" (регистрационная запись от 21.07.2017 N 50:27:0030239:125-77/015/2017-2);
- 11971/12600 - ООО "Вороново-Терминал" (регистрационная запись от 18.09.2017 N 50:27:0030239:125-77/017/2017-3).
В соответствии с данными ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 50:27:0000000:27 представляет собой единое землепользование, относящееся к собственности Российской Федерации. Данное единое землепользование включает земельный участок с кадастровым номером 50:27:0030239:37, на котором расположена часть сооружения, имеющего кадастровый номер 77:22:0030239:8. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2017 по делу N А40-63162/15-16-405, которым в частности установлен факт нахождения на земельном участке с кадастровым номером 50:27:0030239:125 части сооружения "Проезды к площадкам (железнодорожные)" протяженностью 2 672,9 п.м., имеющего кадастровый номер 77:22:0030239:8.
АО "МАНП" обратилось в Управление с целью внесения в ЕГРН сведений о координатах ранее учтенного объекта, имеющего кадастровый номер и права на который зарегистрированы в установленном порядке (регистрационная запись от 16.07.2008 N 50-50-27/004/2008-094).
Кроме того, согласно данным ЕГРН строительство сооружения, имеющего кадастровый номер 77:22:0030239:8, завершено в 1988 году, а право собственности на него АО "МАНП" приобрело 08.12.1992 на основании плана приватизации Московского предприятия материально-технического обеспечения МПО "Агронаучприборсервис", утвержденного председателем Мособлкомимущества. Эти обстоятельства также установлены Девятым арбитражным апелляционным судом при рассмотрении дела N А40-73500/2013 и отражены во вступившем в законную силу постановлении от 17.12.2014.
Внесение в ЕГРН сведений о координатах сооружения "Проезды к площадкам (железнодорожные)" протяженностью 2672,9 п.м., имеющего кадастровый номер 77:22:0030239:8, осуществляется в связи с изменением правил кадастрового учета, направлено на восполнение отсутствующих в ЕГРН основных сведений о данном объекте и не устанавливает каких-либо ограничений или обременений в отношении существующих прав на земельные участки.
Согласно статье 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.
Как правильно указал суд, волеизъявление собственника земельного участка необходимо при согласовании строительства нового объекта недвижимости и учитывается при осуществлении кадастрового учета созданного объекта или регистрации прав на него.
Управление не обосновало, какими нормами права предусмотрена обязанность Заявителя получать согласие собственников смежных участков, с учетом того, что сооружение "Проезды к площадкам (железнодорожные)" уже находится на государственном кадастровом учете и не подлежало изменениям (реконструкции).
Судом установлено, что Обществом при обращении в Управление предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий.
Следовательно, уведомление Управления от 30.06.2021 N КУВД-001/2021-10047260/2 не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае установлена.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд признает обжалуемое решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.11.2021 по делу N А40-117834/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б. Краснова |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-117834/2021
Истец: АО "МОСАГРОНАУЧПРИБОР"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ПО ГОРОДУ МОСКВЕ