г. Челябинск |
|
14 февраля 2022 г. |
Дело N А76-28194/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.12.2021 по делу N А76-28194/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Дорожный Сервис" - Корнеева С.Е. (паспорт, доверенность от 13.01.2022, диплом);
государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Ласточкина Е.О. (паспорт, доверенность от 29.12.2021, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Дорожный сервис" (далее - истец, общество, ООО "Дорожный сервис") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к государственному учреждению - Челябинское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации, г. Челябинск (далее - ответчик, Фонд) о признании недействительным уведомления от 26.04.2021 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выданное ООО "Дорожный сервис" с определением 22 класса профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3,4 процента. Обязать фонд установить для ООО "Дорожный сервис" размер страхового тарифа по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год в 0,2%, соответствующий 1 классу профессионального риска согласно осуществляемому основному виду деятельности "Деятельность агентов по подбору персонала" по коду ОКВЭД 78.10.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 07.12.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Фонд (далее также - апеллянт, податель жалобы) обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 07.12.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Фонд указывает, что документы, подтверждающие основной вид экономической деятельности, вместе с письмо страхователя N 07/21 от 18.05.2021 представлены в Отделение Фонда не были. Пунктом 3 Порядка N 55 установлен исчерпывающий перечень документов для подтверждения основного вида экономической деятельности, поскольку письмо страхователя не входит в перечень документов для подтверждения основного вида экономической деятельности, решение суда первой инстанции является необоснованным. Кроме того, по мнению Фонда, указание судом на подтверждение направления обществом соответствующего заявления в электронном виде справкой о прохождении отчета является неверным, поскольку указанная справка о прохождении отчета была предоставлена ООО "Компания "Тензор" вместе с ответом с историей ОВЭД, в котором указана ошибка обработки сообщения, отправленного заявителем. Таким образом, Фондом в адрес заявителя документы не направлялись и из содержания указанных документов. Отказ Фонда (исх. N 01-21/07-6241 от 12.07.2021) в пересмотре тарифа в связи с письмом страхователя N 07/21 от 18.05.2021 об изменении размера страхового тарифа в соответствии с осуществляемым видом деятельности (код ОКВЭД 78.10), обусловлен не только отсутствием законодательно предоставленного права, возможности либо условия, при наличии которых Фонд может совершить действия по пересмотру установленного в соответствии с п. 5 Порядка N 55, страхового тарифа, а по причине не предоставления обществом документов, необходимых для подтверждения основного вида экономической деятельности с указанным письмом. Копии документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности в 2020 году, были представлены страхователем только в ходе судебного разбирательства в Арбитражный суд Челябинской области, оригиналы указанных документов до настоящего времени в Отделение Фонда не представлены.
В адрес суда от ООО "Дорожный сервис" поступил отзыв на апелляционную жалобу. Судом на основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Дорожный сервис" зарегистрировано в качестве юридического лица 19.12.2011 под основным государственным регистрационным номером 1117453014513 и состоит на учете в качестве страхователя в Фонде (рег. N 7402012796). Основным видом экономической деятельности является ОКВЭД 78.10. - Деятельность агентств по подбору персонала.
В связи с непредставлением страхователем до 15.04.2021 заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности с приложением справки-подтверждения основного вида экономической деятельности, Фондом Обществу направлено уведомление от 27.04.2021, согласно которому учреждению установлен страховой тариф в размере 3,40%, соответствующий виду экономической деятельности "77.33 Аренда и лизинг офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику", относящийся к 22 классу профессионального риска, при этом основной вид экономической деятельности общества определен учреждением исходя из сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Уведомление получено Обществом 12.05.2021.
В подтверждение основного вида экономической деятельности учреждением 29.04.2021 в электронном виде был сформирован и представлен Фонду надлежащим образом оформленный пакет документов, предусмотренных пунктом 3 Порядка N 55, а именно: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к Порядку N 55; справка-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к Порядку N 55.
Кроме того, общество обратилось в Фонд с письмом N 07/21 от 18.05.2021 о подтверждении основного вида экономической деятельности, с требованием изменить размер страхового тарифа в соответствии с осуществляемым видом деятельности (код ОКВЭД 78.10).
Письмом N 01-14/04-8517 от 24.05.2021 Фонд оставил письмо без удовлетворения со ссылкой на установление страхового тарифа в размере 3,40%.
Не согласившись с уведомлением фонда, а также с определением ему 22 класса профессионального риска и установлением размера страхового тарифа 3,40%, а также с отказом Фонда рассмотреть заявление общества о подтверждении основного вида экономической деятельности заявитель обратился с рассматриваемыми требованиями в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия правовых оснований для признания оспариваемого уведомления недействительным.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В статье 21 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемой страховщиком. Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила N 713), экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который, по итогам предыдущего года, имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил N 713).
На основании пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
Согласно пункту 11 Правил N 713 основной вид деятельности страхователя - юридического лица ежегодно подтверждается им в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (ранее - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации).
Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 утвержден Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (далее - Порядок N 55).
Пунктом 3 Порядка N 55 предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС) по месту своей регистрации следующие документы:
- заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
- справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;
- копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
В соответствии с пунктом 13 Правил N 713, пунктом 5 Порядка N 55, в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Соответствующая правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе Определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О).
Виды деятельности плательщика - организации, указанные в Едином государственном реестре юридических лиц, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право Фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Как следует из материалов дела, ООО "Дорожный сервис", осуществляющее свою деятельность по одному виду экономической деятельности, в целях подтверждения основного вида экономической деятельности на 2021 год не представило в установленный срок в Фонд до 15.04.2021 документы, предусмотренные в пункте 3 Порядка N 55.
Судом установлено, что общество в 2020 году осуществляло деятельность "Деятельность агентов по подбору персонала" (ОКВЭД 78.10) в качестве основного вида деятельности с долей доходов от него 100%, ему был установлен тариф в размере 0,2%.
В подтверждение основного вида экономической деятельности ООО "Дорожный сервис" 29.04.2021 был сформирован и представлен Фонду надлежащим образом оформленный пакет документов, предусмотренных пунктом 3 Порядка N 55, а именно: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к Порядку N55; справка-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к Порядку N 55.
Факт направления обществом соответствующего заявления в электронном виде подтверждается справкой о прохождении отчета сформированной ООО "Компания "Тензор", содержание которой подтверждает отправку отчетности абонентом (ООО "Дорожный сервис") в адрес Фонда.
Более того, впоследствии общество обращалось к Фонду письмом N 07/21 от 18.05.2021 о подтверждении основного вида экономической деятельности, с требованием изменить размер страхового тарифа в соответствии с осуществляемым видом деятельности (код ОКВЭД 78.10). Однако Фондом указанное письмом было оставлено без удовлетворения со ссылкой на установление страхового тарифа в размере 3,40%.
Фондом в нарушение статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств фактического осуществления заявителем иного вида деятельности в качестве основного, в том числе "77.33 Аренда и лизинг офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику".
Таким образом, с учетом того, что общество представило фонду документы, подтверждающие основной вид экономической деятельности, заинтересованное лицо обязано было рассмотреть их по существу и вынести соответствующее решение, несмотря на пропуск заявителем срока представления таких документов.
Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неправильном толковании норм права и отклоняются судом апелляционной инстанции.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании вышеизложенного, выводы суда первой инстанции о неправомерности оспариваемого уведомления фонда и обоснованности требований заявителя, следует признать верными.
В качестве способа восстановления нарушенных прав заявителя суд первой инстанции правомерно возложил на фонд обязанность применять в 2021 году в отношении ООО "Дорожный сервис" размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии осуществляемым видом деятельности "Деятельность агентств по подбору персонала" (ОКВЭД 78.10) в размере 0,2%.
Судом первой инстанции полно и правильно установлены все фактические обстоятельства по делу, исходя из оценки доказательств и доводов, приведенных лицами, участвующими в деле, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Доводы жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые влияли бы на законность судебного решения, в связи с чем, отклоняются судебной коллегией.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.12.2021 по делу N А76-28194/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-28194/2021
Истец: ООО "Дорожный сервис"
Ответчик: ГУ ЧЕЛЯБИНСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ