г. Москва |
|
14 февраля 2022 г. |
Дело N А41-49472/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей Немчиновой М.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Кривовой С.С.,
при участии в заседании представителей:
от истца по делу - АО "Мособлгаз" - Савченко Т.В. по доверенности N 12-07/965 от 16.06.2021, диплом о высшем юридическом образовании, Гриб М.М. по доверенности N 12-07/1366 от 27.09.2021,
от ответчика по делу - потребительского общества "СТАРИКОВО" - Алоев В.М. по доверенности от 27.07.2021, диплом о высшем юридическом образовании, Кудрявцев И.А. - лично по паспорту.
от третьих лиц по делу - Администрация Талдомского городского округа Московской области, Болтнева Надежда Степанова; Шведова Нина Федоровна; Бадалова Марина Алексеевна; Борейко Зухру Нурмухамедовну; Базаев Алексей Сергеевич; Ходилина Татьяна Николаевна; Васяева Ирина Юрьевна; Борисов Юрий Сергеевич; Министерство Энергетики Московской области - представители не явились, извещены;
рассматривает в судебном заседании апелляционные жалобы АО "Мособлгаз" и потребительского общества "СТАРИКОВО" на решение Арбитражного суда Московской области от 30.11.2021 по делу N А41-49472/21 по иску АО "МОСОБЛГАЗ" к потребительскому обществу "СТАРИКОВО" об обязании, третьи лица: Администрация Талдомского городского округа Московской области, Болтнева Надежда Степанова; Шведова Нина Федоровна; Бадалова Марина Алексеевна; Борейко Зухру Нурмухамедовну; Базаев Алексей Сергеевич; Ходилина Татьяна Николаевна; Васяева Ирина Юрьевна; Борисов Юрий Сергеевич; Министерство Энергетики Московской области;
УСТАНОВИЛ:
АО "Мособлгаз" (далее также истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ПО "СТАРИКОВО" (далее также ответчик), при участии третьих лиц, с требованиями, с учетом удовлетворения ходатайства об изменении предмета исковых требований, об обязании не чинить препятствия.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.11.2021 исковые требования удовлетворены.
АО "Мособлгаз" и ПО "СТАРИКОВО" не согласились с выводами суда, обратилось с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобах.
Представитель ПО "СТАРИКОВО" в своем выступлении поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В ходе рассмотрения дела в Десятом арбитражном апелляционном суде от АО "Мособлгаз" поступило заявление об отказе от указанной выше апелляционной жалобы.
Данное заявление подписано представителем АО "Мособлгаз" по доверенности Е.В. Никоновой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе, если от лица, ее подавшего, после принятия апелляционной жалобы к производству арбитражного суда поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы и отказ был принят арбитражным судом в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Проверив содержание заявления об отказе от апелляционной жалобы и полномочия лица, его подписавшего, Десятый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что данный отказ подлежит принятию судом, поскольку он не противоречит закону и не нарушает прав других лиц (ст. 49 АПК РФ).
С учетом изложенного, производство по апелляционной жалобе АО "Мособлгаз" подлежит прекращению.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что АО "Мособлгаз" осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения Московской области.
Общество является исполнителем Программы Правительства Московской области "Развитие газификации в Московской области до 2030 года", утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 N 778/50 (далее - Программа газификации).
Согласно Посланию Федеральному собранию 21.04.2021 Президентом Российской Федерации поручено осуществить догазификацию населенных пунктов Российской Федерации до 2023 года без привлечения денежных средств граждан.
В целях исполнения Поручения Президента Российской Федерации с учетом критериев "Дорожной карты", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2021 N 1152-Р в период 2021-2022 гг. АО "Мособлгаз" запланировано выполнение мероприятий по догазификации более 2.6 тыс. населенных пунктов Московской области в рамках Программы газификации".
Денежные средства, получаемые обществом от потребителей в качестве платы за поставленный газ и оказанные услуги, имеют целевой характер и предназначены для выполнения указанных мероприятий Программы газификации.
Согласно Программы газификации проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области осуществляется с использованием сетей газораспределения, принадлежащих "основным абонентам".
Урегулирование правоотношений с "основными абонентами" по вопросу возможности использования принадлежащих им сетей газораспределения для выполнения исполнителем мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области в рамках Программы газификации осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 29 Постановления Правительства от 30.12.2013 N 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, исполнитель обращается к такому основному абоненту в целях осуществления подключения заявителя.
Основной абонент не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к указанным сетям.
Ответчику на праве собственности принадлежит сооружение: газопровод среднего давления 2610 метров (далее-газопровод), расположенные по адресу: Московская область. Талдомский район, сельское поселение Гуслевское, д. Стариково, обладающий необходимой пропускной способностью для газификации жителей д. Стариково городского округа Талдомский Московской области, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 16.06.2021.
Участок газопровода ответчика протяженностью 2610 метров не является обособленным объектом газового хозяйства, а присоединен непосредственно к распределительной системе Московской области и является ее звеном.
Согласно схеме газоснабжения планируется подключение объектов капитального строительства жителей д. Стариково городского округа Талдомский Московской области в количестве порядка 109 домов от Газопровода, принадлежащего на праве собственности ПО "Стариково".
В связи с тем, что пропускная способность газопровода-источника и его технические характеристики рассчитаны на газоснабжение существующих и потенциальных потребителей, то права ответчика подключением от газопровода не будут нарушены.
01.07.2021 на совместном совещании с участием представителей Администрации Талдомского городского округа Московской области. Ответчика и АО "Мособлгаз", где обсуждался вопрос использовании принадлежащего ПО "Стариково" газопровода в качестве источника для газификации негазифицированных домовладений д. Стариково городского округа Талдомский Московской области. Ответчик предоставил АО "Мособлгаз" отказ от предоставления согласия на подключение (технологическое присоединение) любых негазифицированных домовладений к газопроводу среднего давления, расположенного по адресу: Московская область. Талдомский район, сельское поселение Гуслевское, д. Стариково и принадлежащего ответчику.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 31.03.1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.
В соответствии с п. 11 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1370, покупатели газа имеют право на подключение газопроводов - отводов и подводящих газопроводов к местной газораспределительной сети при наличии свободной мощности на ее соответствующих участках.
Местной газораспределительной сетью является система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.) (п. 3 вышеуказанного Положения).
Соответствующее правовое регулирование основано на технологической специфике газоснабжения, а также технической и экономической нецелесообразности устройства самостоятельных газопроводов для каждого частного лица, непосредственно подсоединенных к сетям газоснабжающей организации.
Помимо этого, в силу положений статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Таким образом, по мнению истца, ответчик, являясь собственником газопровода, злоупотребляет своими правами и в нарушение законодательства РФ, не дает согласия на подключение к нему жителей д. Стариково городского округа Талдомский Московской области, чем в свою очередь препятствует исполнению истцом своих обязательств в рамках программы догазификации. в связи с тем, что Программой газификации именно на истца возложена обязанность по реализации догазификации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
АО "Мособлгаз" является исполнителем программы социальной газификации, государственным заказчиком которой является Министерство энергетики Московской области.
Постановлением Правительства Московской области от 13.07.2021 N 560/24 "О назначении региональною оператора газификации и формировании источника финансирования мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области" во исполнение пункта 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утвержденного Президентом Российской Федерации от 02.05.2021 N ПР-753, а также в целях реализации мероприятий по социальной газификации более 115 тысяч домовладении, в которых проживают порядка 300 тысяч жителей, Правительство Московской области определило региональным оператором газификации Московской области АО "Мособлгаз".
Таким образом, Правительством Московской области во исполнение поручений Президента Российской Федерации на АО "Мособлгаз" возложены задачи по обеспечению подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутри поселковых газопроводов и газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения.
Согласно разделу 3 программы социальной газификации проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области осуществляется, в том числе с использованием сетей газораспределения, принадлежащих "основным абонентам".
На момент получения АО "Мособлгаз" отказа ПО "Стариково" от 01.07.2021 в выдаче согласия на безвозмездной основе и обращения АО "Мособлгаз" в суд с исковым заявлением (08.07.2021) Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547 (далее Правила N1547), не действовали.
АО "Мособлгаз" при обращении к ПО "Стариково" за выдачей согласия на подключение жилых домов, расположенных д. Стариково городской округ Талдом Московской области к газопроводу среднего давления руководствовалось Перечнем поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утвержденным Президентом РФ от 02.05.2021 N Пр-753, ст. 27 Федерального закона от 31.03.1999 N 69- ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 N 778/50 "Об утверждении программы Правительства Московской области "Развитие газификации в Московской области до 2030 года" (далее Программа газификации), Положением об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1370.
АО "Мособлгаз" является Исполнителем Программы газификации, заказчиком Программы газификации является Минэнерго Московской области.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод Ответчика о необходимости применении п. 48 Правил N 1547 при получении согласия Истцом, поскольку на момент вступления в силу указанного пункта Правил 18.10.2021, отказ был получен, а спор уже находился на рассмотрении суда. В связи с чем, обоснованным является применение по указанному доводу Ответчика положений ст.4 ГК РФ, согласно которой действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
При этом Правилами N 1547 таких случаев не предусмотрено.
Как указано выше, поводом для обращения в суд с исковым заявлением послужил отказ Ответчика в выдаче согласия на подключение жилых домов жителей д. Стариково на безвозмездной основе.
В ходе судебных заседаний Ответчик настаивал на отсутствии у него обязанности выдать согласие на безвозмездной основе, поскольку им были затрачены средства на строительство и эксплуатацию газопровода.
Однако, законодательство РФ не предусматривает выдачу согласия основным абонентом на условиях компенсации его затрат по строительству и эксплуатации газопровода-источника.
Таким образом, Ответчик фактически чинит препятствия Истцу для реализации мероприятий по догазификации указанного населенного пункта.
Статья 27 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" возлагает обязанность на собственников сетей газоснабжения не чинить препятствий в технологическом присоединении к указанным сетям объектов капитального строительства при наличии пропускной способности в таких сетях.
В силу указанной нормы Закона Ответчик не вправе избирательно давать согласие на подключение.
Согласно представленному в материалы дела гидравлическому расчету, произведенному в марте 2021 г., к схеме газоснабжения жилых домов, расположенных по адресу: Московская область, городской округ Талдом, д. Стариково, газопровод среднего давления, принадлежащий Ответчику, обладает достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа с сохранением условий газоснабжения существующих потребителей газа ПО "Стариково".
В силу положений статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
При этом, Истцом в материалы дела представлены копии заявок на технологическое подключение в рамках социальной газификации, копии заключенных договоров о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения, копия паспорта социальной газификации Талдомского городского округа Московской области, копия карточки социальной газификации населенного пункта д. Стариково Талдомского городского округа Московской области
Таким образом, доводы Ответчика об отсутствии в материалах дела заявок на технологическое подключение, договоров о подключении, является несостоятельным.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Довод ответчика о том, что дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции, несостоятелен, так как определяющими моментами отнесения того или иного спора к компетенции суда являются характер спора и его субъектный состав.
Исходя из положений п. 3 ст. 50 ГК РФ, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться, в том числе, в форме потребительских кооперативов.
Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и, если это соответствует таким целям (п. 4 ст. 50 ГК РФ).
Основным видом деятельности АО "Мособлгаз" является распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям.
Конечной целью реализации программы по догазификации населенных пунктов (социальная газификация), является поставка газа населению.
Отказ Ответчика в выдаче согласия на подключение к газопроводу-источнику нарушает законные интересы Истца в сфере его экономической деятельности, по технологическому подключению домовладений и поставке газа.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что по субъектному составу и предмету спора настоящий спор подлежит рассмотрению арбитражным судом.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30.11.2021 по делу N А41-49472/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу ПО "СТАРИКОВО" - без удовлетворения.
Принять отказ АО "Мособлгаз" от апелляционной жалобы на решение от 30.11.2021.
Производство по указанной апелляционной жалобе прекратить.
Возвратить АО "Мособлгаз" из федерального бюджета 3 000 руб. госпошлины, уплаченной по платежному поручению N 13057 от 15.12.2021.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-49472/2021
Истец: АО "МОСОБЛГАЗ", Министерство энергетики МО
Ответчик: ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО "СТАРИКОВО"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ТАЛДОМСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА, Болтнева Надежда Степановна, Борейко Зухра Нурмахамедова, Борисов Юрий Сергеевич, Васяева Ирина Юрьевна, Ходилина Татьяна Николаевна, Шведова Нина Федоровна
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-19711/2022
21.06.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11363/2022
14.02.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-333/2022
30.11.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-49472/2021