г. Самара |
|
15 февраля 2022 г. |
Дело N А72-12810/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.02.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 15.02.2022.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Колодиной Т.И., судей Деминой Е.Г., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кожевниковой В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании 08.02.2022 апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.11.2021 по делу N А72-12810/2021 (судья Юдин П.Г.) по иску Общества с ограниченной ответственностью "УК "Олимп" к Муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска и к Муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска о взыскании 64 019 руб. 31 коп.,
в судебное заседание явились:
лица, участвующие в деле, не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
С учетом принятых судом уточнений Общество с ограниченной ответственностью "УК "Олимп" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска (ОГРН и к Муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска о взыскании неосновательного обогащения за период с 01.04.2019 по 31.12.2020 в размере 60 692 руб. 88 коп., пени в размере 3 326 руб. 43 коп.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.11.2021 (с учетом определения от 11.01.2022 об исправлении арифметической ошибки) иск удовлетворен частично, с Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации города Ульяновска в пользу Общества с ограниченной ответственностью "УК "Олимп" взыскано неосновательное обогащение за период с 01.04.2019 по 31.12.2020 в размере 60 692 руб. 88 коп., пени в размере 3 326 руб. 43 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 561 руб., в удовлетворении исковых требований к Управлению имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска отказано, Обществу с ограниченной ответственностью "УК "Олимп" из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 310 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска (прежнее наименование - Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации города Ульяновска) обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.11.2021, исковые требования в отношении Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска оставить без удовлетворения, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска по данному делу признать ненадлежащим ответчиком.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2022 апелляционная жалоба принята к производству с назначением судебного заседания на 08.02.2022.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, не обеспечившие явку в судебное заседание, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе в силу ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В обоснование апелляционной жалобы Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска ссылалось на то, что данное управление является ненадлежащим ответчиком.
Истец возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в возражениях, которые в соответствии со ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Ульяновской области от 24.11.2021. При этом суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в собственности муниципального образования город Ульяновск в спорный период находились жилые помещения N 7, N 44, N 59, N 73, N 81, N 109, расположенные в многоквартирном доме N 25 по улице Варейкиса в городе Ульяновске и жилые помещения N 6, N 14, N 24, N 37, N 65, расположенные в многоквартирном доме N 203 по улице Локомотивной в городе Ульяновске.
На основании ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В силу ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В управлении истца находятся многоквартирные дома N 25 по улице Варейкиса в городе Ульяновске и N 203 по улице Локомотивной, в подтверждение чего в материалы дела истцом представлены договор управления многоквартирным домом N 25 от 01.08.2018 и договор управления многоквартирным домом N 203 от 01.07.2018.
Согласно ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Указанная норма означает, что плату за жилое помещение и коммунальные услуги обязаны вносить не только граждане, но и организации, которым жилые помещения принадлежат на праве собственности.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе взнос на капитальный ремонт.
В силу ч. 3 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Из анализа указанных норм следует, что участие каждого собственника в расходах по содержанию общего имущества дома является следствием наличия самого права собственности и не зависит от порядка и факта пользования общим имуществом.
В соответствии с ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен указанный многоквартирный дом.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, ч. 8 ст. 170 и ч. 5 ст. 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере (ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такие взносы формируют фонд капитального ремонта (ч. 1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации); собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования данного фонда, предложенных в ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
Действующее законодательство предусматривает аккумулирование денежных средств собственников жилых помещений многоквартирных домов для проведения капитального ремонта на счетах регионального оператора, либо на специальном счете собственников помещений.
Истцом представлены в материалы дела протокол N 2 от 19.02.2020 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 25 и протокол N 1 от 13.01.2020 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 203 о формировании фондов капитального ремонта указанных домов на специальных счетах и о выборе владельцем специальных счетов управляющей организации - Общества с ограниченной ответственностью "УК "ОЛИМП". Истцом также представлено Постановление Правительства Ульяновской области N 35-П от 31.01.2019 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области".
В силу ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В силу вышеуказанных норм обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов по вышеуказанным адресам лежит на муниципальном образовании город Ульяновск как на собственнике помещений.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно признал правомерным начисление истцом взносов за капитальный ремонт за период с 01.04.2019 по 31.12.2020 в общем размере 60 692 руб. 88 коп., в том числе взносов за капитальный ремонт МКД N 25 в размере 28 749 руб. 47 коп. и МКД N 203 в размере 31 943 руб. 41 коп.
В связи с тем, что факт просрочки в оплате взносов также установлен, на основании ч. 14.1 ст. 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации исковые требования о взыскании пени также правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Удовлетворяя исковые требования за счет Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновск, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Указанные в иске помещения в заявленный истцом период являлись муниципальной собственностью, что следует из материалов дела, и ответчиками не оспаривалось.
Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) муниципального образования выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 3 Устава муниципального образования "город Ульяновск", утвержденного Решением Ульяновской городской Думы от 30.06.2010 N 67, к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, то есть муниципального образования "город Ульяновск".
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 статьи 40 Устава муниципального образования "город Ульяновск" к полномочиям исполнительно-распорядительного органа муниципального образования "город Ульяновск" в вопросах местного значения относятся в области владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом: решение вопросов от имени муниципального образования "город Ульяновск" по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, порядком и условиями, установленными решениями Городской Думы; передача муниципального имущества в возмездное и безвозмездное пользование физическим и юридическим лицам, отчуждение, совершение иных сделок, в том числе приватизация, создание межмуниципальных хозяйственных обществ в соответствии с федеральными законами в порядке, установленном Городской Думой.
В соответствии с пунктом 4 статьи 51 Устава муниципального образования "Город Ульяновск" главным распорядителем средств местного бюджета является администрация города Ульяновска, которая в рамках предоставленных полномочий распределила осуществление отраслевых функций территориальными органами и подразделениями администрации на основании Положений, утвержденных Ульяновской Городской Думой.
Согласно Положению, утвержденному решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска (далее - Управление) является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Ульяновской области, в области жилищно-коммунального хозяйства, защиты населения и территории муниципального образования "город Ульяновск" от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с п. 4.1 Положения Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, главного администратора и получателя средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска является органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий. От имени муниципального образования "город Ульяновск" по специальному поручению администрации города Ульяновска: представляет интересы собственника муниципального жилищного фонда на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, заключает договоры управления многоквартирными жилыми домами с управляющими организациями от имени собственника муниципальных жилых помещений.
Кроме того, к функциям Управления относятся вопросы подготовки решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, согласование администрацией города Ульяновска акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ведомственной структуре расходов бюджета муниципального образования город Ульяновска на 2018, а также на 2019 год и плановые периоды 2020 и 2021 годов, утвержденной решениями Ульяновской Городской Думы от 29.11.2017 N 130 (ред. от 21.12.2018) "Об утверждении бюджета муниципального образования "Город Ульяновск" на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и от 14.12.2018 N 189 "Об утверждении бюджета муниципального образования "город Ульяновск" на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", получателем бюджетных средств на оплату взносов на капитальный, текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов, является Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска.
Таким образом, учитывая разъяснения, приведенные в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по иску является Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации города Ульяновска как главный распорядитель бюджетных средств, так как именно на данный орган администрации города в соответствии с приведенным решением Ульяновской Городской Думы будет возложена обязанность по исполнению судебного акта по настоящему делу.
В силу вышеизложенного судебная практика, на которую ссылается заявитель в апелляционной жалобе, не может быть принята во внимание.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что апелляционная жалоба содержит доводы, не опровергающие выводы суда первой инстанции, доводы жалобы направлены на их переоценку с целью установления иных обстоятельств, которые опровергаются материалами дела. В этой связи, учитывая отсутствие нарушений, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта по ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.11.2021 является законным и обоснованным. При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с пп. 1.1 п. 1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.11.2021 по делу N А72-12810/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня его принятия с направлением кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.И. Колодина |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-12810/2021
Истец: ООО "УК "ОЛИМП"
Ответчик: МО "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска, МО ГОРОД УЛЬЯНОВСК В ЛИЦЕ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА, УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА