г. Владимир |
|
14 февраля 2022 г. |
Дело N А11-5520/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.02.2022.
В полном объеме постановление изготовлено 14.02.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях на решение Арбитражного суда Владимирской области от 01.12.2021 по делу N А11-5520/2021, принятое по заявлению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Владимира об исключении общества с ограниченной ответственностью "Александровский ликеро-водочный завод" из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица.
В судебном заседании приняли участие представители Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Владимира - Белова К.А. на основании доверенности от 17.01.2022 N 16-03/00507 сроком действия до 31.12.2022 и диплома о высшем юридическом образовании, Соколова Е.Н. на основании доверенности от 17.01.2022 N 16-03/00506 сроком действия до 31.12.2022 и диплома о высшем юридическом образовании.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Владимира (далее - Инспекция, регистрирующий орган) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Александровский ликеро-водочный завод" (далее - ООО "Александровский ликеро-водочный завод", Общество) установлено наличие признаков недействующего юридического лица: за 2019, 2020 годы налоговые декларации, документы отчетности и расчеты Общество не представляло, движение денежных средств по банковским счетам организации не осуществлялось.
Инспекцией 28.09.2020 принято решение N 3112 о предстоящем исключении ООО "Александровский ликеро-водочный завод" из Единого государственного реестра юридический лиц (далее - ЕГРЮЛ) как недействующего юридического лица.
Решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица опубликовано в Вестнике государственной регистрации N 39(806) от 30.09.2020.
В указанной публикации были отражены сведения о порядке и сроках направления заявлений юридическим лицом, в отношении которого инициирована соответствующая процедура, его кредиторами и иными заинтересованными лицами, чьи права могут быть нарушены принятым решением.
В срок, установленный пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ, Закон о государственной регистрации) в адрес Инспекции не поступили какие-либо возражения относительно предстоящего исключения ООО "Александровский ликеро-водочный завод" из ЕГРЮЛ, в связи с чем, 21.01.2021 Инспекцией в ЕГРЮЛ внесена запись N2213300009184 о прекращении деятельности Общества.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях Владимирской области (далее - МТУ Росимущества, Управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения об исключении ООО "Александровский ликеро-водочный завод" из ЕГРЮЛ.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 01.12.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
При этом, руководствуясь статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), положениями Федерального закона N 129-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение регистрирующего органа соответствует закону и не нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности.
В обоснование заявленных требований МТУ Росимущества указывает, что до прекращения производства по делу о банкротстве Общества (18.12.2019) отсутствуют основания полагать, что Общество имеет признаки недействующего юридического лица.
По убеждению МТУ Росимущества, решением Инспекции об исключении ООО "Александровский ликеро-водочный завод" из ЕГРЮЛ нарушаются законные права и интересы МТУ Росимущества как кредитора.
Подробно доводы Управления приведены в апелляционной жалобе.
Представители Инспекции возразили против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, указали на законность обжалуемого судебного акта и отсутствие оснований для удовлетворения жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей МТУ Росимущества.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав в судебном заседании представителей Инспекции, Первый арбитражный апелляционный суд не установил правовых оснований для отмены решения суда.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания недействительным решения органа, осуществляющего публичные полномочия незаконными, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (пункт 2 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ).
На основании пункта 3 названной статьи решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (пункт 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ).
Пунктом 7 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что в случае, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
В силу пункта 6 статьи 22 Федерального закона 3 129-ФЗ и пункта 9 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Александровский ликеро-водочный завод" отвечало всем признакам прекратившего свою деятельность юридического лица, установленным пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ.
При исполнении регистрирующим органом обязанности по размещению сведений о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ и непредъявлении в течение установленного срока претензий к такому юридическому лицу со стороны третьих лиц, у регистрирующего органа отсутствует обязанность по выявлению обстоятельств, препятствующих исключению недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Таким образом, регистрирующим органом соблюдены условия и порядок внесения записи об исключении ООО "Александровский ликеро-водочный завод" из ЕГРЮЛ.
Судом установлено, что в рамках дела о банкротстве Общества задолженность, обеспеченная залогом его имущества в размере 16 665 379 руб.76 коп., возникшая в связи с расторжением договора, заключенного МТУ Росимущества и Борисовым С.А. включена в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Определением Арбитражного суда Владимирской области от 18.12.2019 производство по делу о банкротстве Общества прекращено в связи с отсутствием финансирования.
Управление Федеральной налоговой службы по Владимирской области письмами от 30.03.2020 и 05.10.2020 информировало Управление о прекращении производства по делу о банкротстве ООО "Александровский ликеро-водочный завод" и о принятии решения о его предстоящем исключении из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица.
Кредитор, осуществляющий добросовестно свои права, предоставленные ему Федеральным законом N 129-ФЗ, не лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении должника.
Доказательств наличия объективных препятствий для подачи соответствующего заявления в регистрирующий орган в срок, установленный пунктом 3 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, заявитель не представил.
Кроме того, сам по себе факт наличия у Общества задолженности перед МТУ Росимущество не является обстоятельством, исключающим возможность внесения регистрирующим органом записи об исключении Общества из ЕГРЮЛ и не свидетельствует о несоответствии оспариваемого решения законодательству.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, правовое регулирование, установленное статьей 21.1. Федерального закона N 129-ФЗ, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и, тем самым, - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
В рассматриваемом случае доказательства того, что Общество на момент принятия Инспекцией оспариваемого решения являлось действующим, фактически осуществляло хозяйственную деятельность, соответствующую целям создания, в материалы дела не представлены.
Таким образом, наличие у юридического лица непогашенных обязательств, о наличии которых в установленном порядке заявлено не было, не препятствует завершению процедуры исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Поэтому правильным является вывод суда о соответствии оспариваемого решения регистрирующего органа законодательству.
Действия по исключению из ЕГРЮЛ сведений об Обществе соответствуют Федеральному закону N 129-ФЗ и не нарушают законные права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оснований для иной правовой оценки доказательств, представленных в материалы дела, и иных выводов, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводам, изложенным заявителем в апелляционной жалобе, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка с учетом требований статьи 71 АПК РФ.
Арбитражный суд Владимирской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба МТУ Росимущество по приведенным в ней доводам не подлежит удовлетворению.
МТУ Росимущество на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 01.12.2021 по делу N А11-5520/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-5520/2021
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ, ИВАНОВСКОЙ, КОСТРОМСКОЙ И ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТЯХ
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ОКТЯБРЬСКОМУ РАЙОНУ Г. ВЛАДИМИРА
Третье лицо: ООО АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ЛИКЕРО-ВОДОЧНЫЙ ЗАВОД "