город Омск |
|
14 февраля 2022 г. |
Дело N А46-18008/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Котлярова Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15594/2021) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 13.12.2021 по делу N А46-18008/2021 (судья Третинник М.А.), принятое по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ОГРН 1045504007658, ИНН 5503079359, адрес: 644043, город Омск, улица Красный путь, дом 3) к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Тимощенко Елене Геннадьевне (ОГРНИП 314554332100234, ИНН 550717785100) о взыскании 6 960 000 руб., полученных из областного бюджета в качестве гранта на развитие семейных животноводческих ферм,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - Фертюк Н.Ю. (по доверенности от 25.01.2021 N ИСХ-22/МСХ-398 сроком действия 31.01.2023),
от индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Тимощенко Елены Геннадьевны - лично, по паспорту,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - министерство, Минсельхозпрод Омской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Тимошенко Елене Геннадьевне (далее - заинтересованное лицо, предприниматель, ИП глава КФХ Тимошенко Е.Г.) о взыскании 6 960 000 руб., полученных из областного бюджета в качестве гранта на развитие семейных животноводческих ферм.
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.12.2021 по делу N А46-18008/2021 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, Минсельхозпрод Омской области в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что ИП главой КФХ Тимощенко Е.Г. нарушено условие предоставления гранта, предусмотренное подпунктом 3 пункта 22 Порядка предоставления грантов из областного бюджета на развитие семейных животноводческих ферм (приложение N 2 к подпрограмме "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития" государственной программы Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15 октября 2013 года N 252-п), а именно использование полученного гранта на развитие фермы, а также собственных, в том числе заемных средств, в соответствии с планом расходов бизнес-плана в течение 24 месяцев со дня предоставления гранта на развитие фермы, поскольку в соответствии с отчетом о расходовании средств гранта, полученного КФХ по состоянию на 01.01.2021 года (далее - отчет) и договором поставки N Т-88 от 16 июня 2021 года, ИП главой КФХ Тимощенко Е.Г. не приобретены в срок использования средств гранта: агрегат кормовой многофункциональный - 1 шт.; Трактор Беларус - 1 шт.; погрузчик навесной фронтальный - 1 шт.; вилы для рулонов - 1 шт.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение Арбитражного суда Омской области от 13.12.2021 по делу N А46-18008/2021 оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Минсельхозпрода Омской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
ИП глава КФХ Тимощенко Е.Г. поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просила оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п утверждена государственная программа Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области". В приложении N 2 к подпрограмме "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития" указанной выше государственной программы содержится Порядок предоставления грантов из областного бюджета на развитие семейных животноводческих ферм (далее - Порядок).
Порядком определяется цель предоставления из областного бюджета грантов на развитие семейных животноводческих ферм, критерии отбора глав крестьянских (фермерских) хозяйств для предоставления грантов, условия и порядок предоставления грантов, а также возврата остатков средств гранта, не использованных в течение 24 месяцев со дня их предоставления, порядок возврата грантов в случае нарушения условий их предоставления.
В целях участия в конкурсе для предоставления грантов главам КФХ на развитие семейных животноводческих ферм 25.04.2019 ИП главой КФХ Тимошенко Е.Г. была подана соответствующая заявка.
20.06.2019 между Министерством и ИП главой КФХ Тимошенко Е.Г. заключено соглашение N 5-СЖФ о предоставлении из областного бюджета в 2019 году гранта на развитие семейных животноводческих ферм (далее - Соглашение) в общей сумме 6 960 000 руб.
Средства гранта в общей сумме 6 960 000 руб. зачислены 27.06.2019 на счет ИП главы КФХ Тимошенко Е.Г., открытый в Управление федерального казначейства Омской области.
Согласно плану расходов Бизнес-плана "Развитие семейной животноводческой фермы молочного направления" общая стоимость проекта составила 11 600 000 руб., в том числе за счет собственных средств и заемных средств фермера в сумме 3 480 000 руб., за счет гранта 6 960 000 руб.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 22 Порядка одним из условий предоставления гранта является использование полученного гранта на развитие фермы, а также собственных, в том числе заемных средств, в соответствии с планом расходов бизнес-плана в течение 24 месяцев со дня предоставления гранта на развитие фермы. Изменение главой КФХ плана расходов бизнес-плана, в том числе в пределах предоставленного гранта на развитие фермы, подлежит согласованию с конкурсной комиссией в порядке, утвержденном Министерством.
В конкурсную комиссию по проведению конкурсов для предоставления грантов на софинансирование затрат КФХ предпринимателем было подано заявление, в соответствии с которым внесены изменения в план расходов бизнес-плана.
С учетом указанного изменения согласно плану расходов бизнес-плана, пункту 3.3 Соглашения предусмотрено приобретение: 1) крупный рогатый скот (нетели) - 90 голов, 2) Агрегат кормовой многофункциональный - 1 шт., 3) установка для охлажденного молока - 1 шт., 4) аппарат доильный в комплектации - 6 шт., 5) установка вакуум водокольцевой - 1 шт., 6) насос молока - 1 шт., 7) трактор Беларус - 1 шт., 8) погрузчик навесной фронтальный - 1 шт., 9) вилы для рулонов - 1шт., 10) косилка - 1 шт.
В соответствии с отчетом о расходовании средств гранта, полученного КФХ по состоянию на 01.01.2021 и договором поставки N Т-88 от 16.06.2021 приобретены: 1) крупный рогатый скот (нетели) - 90 голов, 2) установка для охлажденного молока - 1 шт., 3) аппарат доильный в комплектации - 6 шт., 4) установка вакуум водокольцевой - 1 шт., 5) насос молока - 1 шт., 6) косилка - 1 шт.
ИП главой КФХ Тимошенко Е.Г. не были приобретены в установленный срок агрегат кормовой многофункциональный, трактор Беларус, погрузчик навесной фронтальный, вилы для рулонов. В министерство заявление об изменении плана расходов бизнес-плана от ИП главы КФХ Тимошенко Е.Г. не поступало.
Министерством в адрес ИП главы КФХ Тимошенко Е.Г. направлено уведомление от 22.07.2021 о возврате средств областного бюджета, полученных в виде гранта на развитие семейных животноводческих ферм.
Поскольку денежные средства ИП главой КФХ ИП Тимошенко Е.Г. не были возвращены в установленный срок, Министерство обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с главы КФХ Тимошенко Е.Г. средств гранта 6 960 000 руб.
Требования Минсельхозпрода Омской области оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, с чем заявитель не согласился, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его изменения или отмены, исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 1 Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 указанной статьи).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Государственной программой Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 13.10.2013 N 252-П, установлен Порядок предоставления грантов из областного бюджета на развитие семейных животноводческих ферм, который определяет цель предоставления грантов из областного бюджета КФХ, включая индивидуальных предпринимателей, на развитие семейных ферм, критерии отбора КФХ для предоставления грантов на развитие фермы, условия и порядок предоставления грантов на развитие фермы, а также порядок возврата остатков средств гранта на развитие фермы, не использованных в течение 24 месяцев со дня предоставления гранта на развитие фермы, порядок возврата грантов на развитие фермы в случае нарушения условий их предоставления.
В соответствии с подпунктом 1 пунктом 27 данного Порядка в случае нарушения главами КФХ условий, установленных при предоставлении грантов на развитие фермы, предусмотренных: подпунктами 1 - 2.1, 3 - 5, 7 - 9.2 пункта 22 настоящего Порядка, Министерство в течение 30 рабочих дней со дня обнаружения указанных нарушений направляет главам КФХ уведомление о возврате грантов на развитие фермы в полном объеме.
Как следует из материалов дела, исковые требования о возврате гранта министерство обосновывает тем обстоятельством, что в нарушение условий Соглашения, предпринимателем в срок, установленный для использования средств гранта, в том числе собственных (заемных), не были расходованы средства; не в полном объеме приобретены техника и оборудование, предусмотренные Соглашением, бизнес-планом проекта "Развитие семейной животноводческой фермы молочного направления".
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и не оспорено заявителем, по плану расходов бизнес-плана "Развитие семейной животноводческой фермы молочного направления", общая стоимость проекта составляет 11 600 000 руб., в том числе собственных средств 1 160 000 руб., заемных средств фермера 3 480 000 руб., за счет гранта 6 690 000 руб.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что согласно договору поставки N Т-113 от 06.08.2021 между акционерным общество "База Агрокомплект" (далее - АО "База Агрокомплект") и предпринимателем, акту приема-передачи от 13.08.2021, платежным поручениями от 12.08.2021 N 149 на сумму 1 142 000 руб., N 148 на сумму 1 000 000 руб., ИП главой КФХ Тимошенко Е.Г. приобретены Трактор Беларус-82.1 - 1 шт., погрузчик навесной фронтальный МТЗ-82 Т-219/1 - 1 шт., вилы для рулонов универсальные с регулируемой пикой Универсал-800 - 1 шт. (т.1, л.д. 118-128).
Согласно договору поставки N Т-112 от 06.08.2021 между АО "База Агрокомплект" и предпринимателем, акту приема-передачи от 10.09.2021, платежным поручением от 01.09.2021 N 176 на сумму 1 324 675 руб. 00 коп., ИП главой КФХ Тимошенко Е.Г. приобретен агрегат кормовой многофункциональный АКМ-9 (6 куб.м) (т.1, л.д. 129-134).
Следовательно, как верно указано судом первой инстанции, ответчиком выполнены условия заключенного ранее Соглашения; средства проекта израсходованы на 11 771 589 руб., в том числе за счет собственных средств 1 335 820 руб., заемных средств 3 475 769 руб., за счет гранта 6 690 000 руб.
При установленном сроке расходования средств 28.06.2021 фактически в данном случае техника и оборудование в полном объеме были приобретены 01.09.2021 и переданы предпринимателю 10.09.2021.
Оценивая действия предпринимателя, апелляционный суд учитывает правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2016 N 308-ЭС16-16453, согласно которой возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии); при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 БК РФ).
Судебная коллегия исходит из того, что действия предпринимателя отвечают целям государственной программы, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п.
Предпринимателем доказано исполнение получателем субсидии обязанностей по заключенному соглашению, хоть и с нарушением установленного срока.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в настоящем случае полученные предпринимателем средства представляют собой вид публичной поддержки участнику гражданского оборота - частному лицу, осуществляющему деятельность, заинтересованность в которой проявлена государством, имеют целевое назначение и именно использование им поддержки в соответствии с ним составляет суть таковой.
При этом материалами дела подтверждается и заявителем не опровергнуто то обстоятельство, что средства гранта использованы заинтересованным лицом согласно целям, для которых таковой был предоставлен, в связи с чем, оснований для возврата указанной суммы не имеется с учетом условий пункта 24 Порядка.
Судебная коллегия отмечает, что согласно позиции, сформулированной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2017 N 307-ЭС17-11609 по делу N А56-4672/2016, от 28.06.2018 N 303-ЭС18-8234 по делу N А73-13126/2017, само по себе несвоевременное исполнение получателем субсидии обязанностей по договору при недоказанности нецелевого использования денег не может быть безусловным основанием для возврата субсидии.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Иные доводы и аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются несостоятельными.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются судом по причине освобождения министерства от уплаты таковой.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 13.12.2021 по делу N А46-18008/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-18008/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП ТИМОЩЕНКО ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА